Программа родительского клуба "ЛУЧИК"

Смородина Ольга Анатольевна

Реализация ФГОС существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний. В данной программе представлены лекции, собрания, тренинговые практикумы для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_klub_luchik.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: О.А.Смородина, педагог-психолог высшей категории

МБОУ «СОШ №23 с углубленным изучением иностранных языков»,

г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область, Россия

Программа родительского клуба «ЛУЧИК»

Пояснительная записка.


Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности  обучающегося и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

• систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

• формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;  

• создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.  

Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребёнка.
      С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. Каждая ли семья может сегодня решить возникающие перед ней задачи и проблемы? Все ли родители способны в полной мере справиться со своими функциями в наше сложное время? Практика свидетельствует о том, что многие семьи не справляются. Обедняются внутрисемейные отношения, отсутствует забота о ребёнке. Таким семьям необходима помощь.

Для нашей школы с углубленным изучением иностранных языков приоритетными являются направления:

  1. Художественно-эстетическое направление
  2. Интеллектуальное
  3. Социальное
  4. Военно-патриотическое
  5. Духовно-нравственное
  6. Здоровьесберегающее
  7. Воспитание хозяина Земли.

1. Обоснование необходимости создания программы.

На базе нашей школы МБОУ №23 с углубленным изучением иностранных языков 2 года реализуется программа «Лучики счастья», составленная мною, педагогом-психологом высшей категории О.А.Смородиной, которая опубликована в сборнике «Образовательный потенциал». Проводимые занятия и исследования показали, что в большинстве семей воспитанием занимаются мамы – 76% и всего 36% обучающихся назвали папу, а третье место – 28% , дети отдали бабушкам и дедушкам. Только у 22% детей обучающихся 1-х классов родители интересуются каждый день их школьными делами, 52% - показали, что родителям это интересно 1 раз в неделю (когда родители общаются с учителем), и у 26% обучающихся – родители очень редко интересуются.

Исходя из проведённых исследований у меня возникли противоречия:

- между желанием родителей воспитать высоконравственную личность и недостатком знаний в этой области;

- между заботой отцов обеспечить семью материальными благами и отсутствием времени на воспитание собственного ребенка.

Я пришли к выводу, что родителям надо помочь преодолеть трудности и приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка. Поэтому я выбрала главным направлением своего сотрудничества с родителями – это просветительская деятельность по волнующим родителей вопросам воспитания, а наиболее доступный способ для решения этой проблемы - это создание родительского клуба «Лучик».

Проблемы:

1. Недостаточный уровень знаний родителями аспектов нравственного воспитания детей в семье

2. Невысокий уровень нравственно-этических норм поведения детей класса.

3. Помочь папам обратить внимание на появляющиеся проблемы своих детей (особенно сыновей).

2. Концептуальные идеи программы.

Цель: создать благоприятные условия родителям и обучающимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседневной жизни.

В основе программы лежат принципы формирования культурно-нравственной личности:

  • принцип актуальности призван обеспечить обучающихся и родителей класса наиболее важной и своевременной информацией, которая предполагает отражение насущных проблем, связанных с культурными ценностями и социальными нормами;
  • принцип доступности предусматривает оптимальный для усвоения объём информации;
  • принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
  • принцип системности предполагает регулярный характер его осуществления, что позволяет дать знания в виде целостной системы;
  • принцип стимулирования сознательности направлен на повышение активности как обучающихся, так и родителей в вопросах формирования положительных качеств характера.

Задачи:

1. Создать условия для повышения уровня нравственно-этических норм поведения детей класса, через совместную работу с родителями.

2. Создать условия для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье.

3. Создать условия для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе собственных детей.

3.Стратегия.

  1. Организационная встреча: ознакомить родителей с целями и задачами родительского клуба «Лучик».
  2. Посещение родителями занятий для обучающихся 1-х классов по программе «Лучики счастья», в рамках дополнительного образования.
  3. Проведение встречи-исследования (анкетирование), для выявления круга интересующих родителей вопросов связанных с воспитанием детей.
  4. Создание “Книги отзывов о встречах”.
  5. Совместно с родителями и детьми создать дневники для их личного пользования “Советы для родителей” и “Памятка для ребёнка”.

4. Предполагаемый результат реализации программы.

- повышение уровня нравственно-этических норм поведения детей класса;

- высокий уровень сплочённости детского коллектива и их родителей;

- возрастание интереса родителей (особенно отцов) к повышению уровня знаний в области нравственного воспитания в семье;

- участие социума в формировании положительных качеств характера ребёнка.

Базой для реализации программы выбрана Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением иностранных языков» г. Нижневартовска.

Формы работы с родителями: диспуты, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта со своими детьми.

Состав группы: родители обучающихся 1-х классов.

Количество: от 10 до 15 человек (по 1,5 часа 1раз в месяц).

Содержание занятий родительского клуба «Лучик»

№ п/п

Тема занятия

(1раз в месяц)

Содержание занятия

Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений.

1.

Август

Вводное занятие. Лекция: «Главное назначение семьи.   Функции и задачи развивающей деятельности семьи. Компоненты семейного воспитания».

Представление о методах семейного воспитания как способах, с помощью которых воздействуют на формирование  личности ребёнка.

Психологический портрет первоклассника. Представление родителей об адаптации. Упражнение «Что я помню о своём детстве».

2. Сентябрь

Диспут на тему: «Умение понимать состояние другого». (с позиции ребёнка)

Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребёнка с другими детьми. Этикет, правила поведения.

1.Анкетирование родителей по теме.

2. Памятка для родителей первоклассников.

Работа в сенсорной комнате.

3. Октябрь

Лекция-практикум: «Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания».

Адаптация к школе. Тренинг сензитивности.

1.Психологический тест  “Я и моя семья”. Элементы арттерапии.

2. Тренинговый практикум. Калейдоскоп хорошего и плохого настроения.

Сенсорная комната.

4. Ноябрь

Тема: «Как развить интерес к чтению, т. к. культурный человек – это читающий человек».

Показать родителям педагогические методы и приемы по развитию интереса к чтению.(с привлечением библиотекаря)

1.Анкетирование обучающихся и родителей.

2. Памятка для родителей “Как развить у ребенка интерес к чтению”.

3. Конкурс: «Самая читающая семья».

5.Декабрь

Тема: «Поощрение и наказание, их психологическое воздействие и воспитательное влияние».

Виды поощрений и наказаний; недопустимость использования в воспитании физических наказаний и мер, унижающих достоинство ребенка.

Работа в сенсорной комнате. Упражнения: “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”.

6.Январь

Тема: «Роль семьи в воспитании дисциплинированности школьников. Привитие послушания как начало воспитания дисциплинированности».

Необходимость сочетания у детей  дисциплинированности, исполнительности, самостоятельности, умения подчиняться, активности и сдержанности, умений учитывать последствия своих поступков.

Ролевая игра «Родительское собрание».

Удивительное путешествие в волшебный лес. Цветные карандаши, бумага.

7.Февраль

Тема: «Убеждение – важнейший способ воспитания. Формы использования убеждения в воспитании школьников: этическая беседа, этический рассказ, объяснение, наставление».

Психолого–педагогические условия эффективности воспитания словом. Внушение и его использование в воспитании обучающихся.

Путешествие по стране добрых дел (совместно с детьми). Плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).

8.Март

Тема: «Влияние личности родителей – главное в семейном воспитании. Отношения между отцом и матерью, единство их жизненных позиций».

Повышение педагогической культуры родителей – важнейшее условие успеха в воспитании детей. Самовоспитание родителей как необходимый пример детям.

1.Анкетирование родителей по теме.

2.Памятка “Как поощрить ребенка без отметки”. Упражнения: “Иностранец”, “На улице”.

9.Апрель

Тема: «Трудности и ошибки в семейном воспитании. Их причины и пути устранения».

Выявление системы представлений о возрастных кризисах детей.

1. Анкетирование  на тему: “Трудный ребёнок. Кто он?“.

2. Составление психологического портрета.

Раздаточный материал, карандаши, бланки.

10. Май

Круглый стол: «Важность коммуникативных качеств (видеть и понимать сверстников, ценить каждого, выделять характерные черты). Завершение цикла занятий.

Подведение итогов.

Помогать детям развивать стремление быть терпимым в коллективе одноклассников. Способствовать в установлении межличностных отношений.

1.Упражнения: “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

2.Ваши предложения по организации работы на следующий год.

3.Памятка для родителей.

Список литературы.

  1. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе   – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  2. Дереклеева Н. И. Родительские собрания 1-4 классы. – М.: Вако, 2005.
  3. Дьячкова Г. Т, Волкова Е. В. Родительские собрания в начальной школе. – Волгоград изд. “Учитель”. 2006
  4. Мухина В. С. Шестилетний ребёнок в школе. - М. : Просвещение. 1986.
  5. Практикум по арт-терапии: под ред. А.И.Копытина. – С-П., 2000г.
  6. Шульгина В. П. 25 современных тем родительских собраний в школе. - Ростов н/Д: изд. “Феникс”2003г.
  7. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе. /Авторы – составители Т. М. Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М. :5 за знания, 2006. /
  8. Сборник методических материалов: Учитель года Кировской обл. – Киров ИПК и ПРО 2005.
  9. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.