Уроки общения "Я+ТЫ, и мы вместе!" для обучающихся 3-х классов.

Смородина Ольга Анатольевна

Программа "Я+ТЫ, и мы вместе!" направлена на создание условий, позволяющих обучающимся конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_obshcheniya_yaty_i_my_vmeste_3kl.docx70.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №23 с углубленным изучением иностранных языков»

PE03254_

УРОКИ ОБЩЕНИЯ

«Я + ТЫ, И МЫ – ВМЕСТЕ!»

Для обучающихся 3-х классов

24,85 Kb

Составила педагог-психолог

высшей категории О.А.Смородина

г. Нижневартовск

2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рубеж между младшим школьным и подростковым возрастом 9-10 лет в психологии принято называть «предподростковым». Он соответствует 3-4-му классам обучения в школе. На этот период приходится один из самых важных этапов развития человека – формирование самооценки, образа «Я». К этому времени формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает актуальность. Самооценка ребёнка теперь в большей степени зависит от отношений со сверстниками: «я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». В условиях повышения значимости отношений с друзьями, самопознание детей этого возраста происходит через сравнение себя с ровесниками.

Можно утверждать, что существует следующая психологическая проблема развития: в общении друг с другом дети предподросткового возраста зачастую испытывают трудности, с которыми самостоятельно справиться не могут. Это приводит к конфликтам между ними, сложностям в совместной деятельности, принятии и понимании других.

Общая характеристика программы. 

Программа «Я + ТЫ, и мы – вместе!» направлена на создание условий, позволяющих обучающимся научиться конструктивно выходить из подобных ситуаций.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.

Ценностные ориентиры. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка,   т. е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах программы содержатся упражнения, способствующие активизации

интеллектуальной деятельности обучающихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме — о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе).

Цели программы – познание и принятие себя и других, осознание сильных и слабых сторон своей личности, черт своего характера, понимание своего места в коллективе.

Задачи:

  • активизировать процессы познания себя и окружающих;
  • расширить словарный запас в области определения, проявления, описания черт характера;
  • способствовать развитию у детей рефлексии – научить их анализировать собственное состояние, чувства, свои сильные и слабые стороны;
  • способствовать адекватной оценочной деятельности детей, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • способствовать осознанию, пониманию своего места в коллективе;
  • создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия в детском коллективе.

Уроки общения «Я + ТЫ, и мы – вместе!» проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 45 минут.

Структура занятия: каждое занятие проводится в нестандартной форме и включает в себя следующие элементы: приветствие; основное содержание, которое направленно на развитие навыков общения; рефлексию по поводу данного занятия и элементы прощания.

В ходе работы используются: игровые методы, элементы тренинга, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, элементы арттерапии, а также психогимнастика.

Критерии эффективности программы:

1. Изменение отношения обучающихся к социальному окружению.

2. Повышение уровня самосознания, воспитанности, культуры школьников.

3. Знание себя как свободной, психологически образованной личности.

Высокая сензитивность, характерная для данного возраста, определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребёнка, стремящегося к совершенствованию  навыков в тех видах деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательном для него коллективе, чтобы выделиться, быть признанным, добиться успеха. Третьеклассники часто активно фантазируют, с удовольствием участвуют в групповой деятельности, позволяющей проявлять их индивидуальность социально приемлемыми способами.  

          В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие.

Так, с обучающимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.

          Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка — мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.

Формы работы: беседы, ролевые игры, дискуссии, работа в малых группах, в большом круге, деловые игры, творческие этюды с элементами арттерапии, игры и упражнения на установление контакта, творческая поисковая деятельность.

Состав группы: обучающиеся 3-х классов.

Возраст: 9-10 лет.

Временной аспект: 34 часа (10 часов на диагностику и 24 часа по программе).

Содержание занятий

№ п/п

Тема урока

Содержание занятия

Универсальные учебные действия

Методическое обеспечение. Перечень используемых упражнений.

1.

Вводное занятие. (1ч.)

Тема: «В путь!»

Цель:

- Продолжать формировать в детях качества личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных.

Понятие об основных духовно-нравственных направлениях.

Воспитывать в детях милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту. Развивать речь, мышление, кругозор.

Представление детей о добре и зле.

Упражнение «Что я знаю о себе».

2.

Тема: «Умею оказывать поддержку» (1ч.)
Цель: 

- Формирование навыков доброжелательного отношения у детей младшего школьного возраста.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу,  младшим.

УУД:

- использовать в речи слова вежливости:

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Беседы о слагаемых общения, коммуникативной культуре, правилах вежливости.

Упражнения: “Назови по имени”, “Испорченный телефон”.  

3.

Тема: “Основные способы общения”. (1ч.)

Цель: ознакомление обучающихся с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

УУД:

- участвовать в диалоге, высказывать свои суждения;

- анализировать высказывания собеседников.

 Логические задачи, развивающие игры. Упражнения «Пальцы помогают говорить». Развитие мелкой моторики рук.

4.

Тема: "Планета Злючка-Колючка". (2ч.)

Цель: дальнейшее развитие представлений обучающихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку обучающихся.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу,  младшим.

УУД:

- использовать в речи слова вежливости:

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Психогимнастика.

Упражнения: “Подарок”, “Встречи”, “Царевна Несмеяна”. Диагностические процедуры: Методика «Лесенка»

5.

Тема: «Планета характеров» (1ч.)

  1. Цель:
  2. — первичное знакомство с чувством радости;
  3. — развитие умения выражать своё эмоциональное состояние;

Понятие о способности  понимать эмоциональное состояние другого человека.

Путешествие по сказочному лесу. Психогимнастика.

Упражнения: “Слушаем тишину”, “Интонация”, “Сочиняем сказку”, “Если б я был волшебником”.

6.

Тема: «Дерево-характер нашей команды». (1ч.)

Цель: расширять представление детей об эмоции «радость»; учить понимать относительность в оценке чувств; формировать положительные эмоции, чувства через улыбку;

Понятие об открытом проявлении эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, творческими, физическими).

Калейдоскоп хорошего и плохого настроения.

Упражнения: “Маски”, “Интонация”, «Да и нет не говорить».

7.

Тема: «Характер. Мой характер». (1ч.)

Цель:

- знакомство с чувством удивления;

- закрепление мимических навыков.

Понятие об открытом проявлении эмоций удивления.

 УУД:

- оценивать адекватно ситуацию и попытаться угадать эмоции.

Упражнения: «Сказочный лес»,  «Пишущая машинка», «Повтори за мной», Сенсорная комната. Элементы арттерапии. Работа в группах.

8.

Тема: «Планета Лень-Перелень». (1ч.)

Цель:

- знакомство со способами преодоления лени;

- формировать пути и способы общения со сверстниками;

Сопереживание, помощь друзьям.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Тропа добрых поступков. Упражнение: “Цветопись настроения”, “Цветик-многоцветик”.

9.

Тема: «Я управляю собой» (1ч.)

Цель: 

- продолжать повышать коммуникативный уровень обучающихся;

- развивать умение слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Беседа о правилах “хорошего слушания”.

Методика "Корректурная проба"

(буквенный вариант). Раздаточный материал, карандаши, бланки.

О ТРУДОЛЮБИИ

10.

Тема: «Значение труда в жизни людей». (1ч.)

Цель:

- изучить пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

Виды труда детей в школе и дома.

УУД:

- анализировать свой распорядок дня;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Упражнения: “Лужа”.

Художественные произведения: Дж. Родари “Розовое слово “Привет”. В. Осеева “Хороший поступок”.

11.

Тема: «Учение как основной труд и обязанность школьника». (1ч.)

Цель:

- формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

Понятие о своих обязанностях.

Учусь всё делать сам.

Удивительное путешествие в волшебный сад. Пословицы и поговорки о вежливости. Цветные карандаши, бумага.

12.

Тема: «Как организовать свой труд» (1ч.)

Цель:

- развивать сочувствие, внимание, взаимоуважение друг к другу;

- продолжать формировать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Упражнения: “Иностранец”, “На улице”, “Снежный ком”.

13.

Тема: «Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей». (1ч.)

Цель:

- избавление от неорганизованности.

Понятие о труде людей и трудолюбии.

УУД:

- оценивать своё отношение к учёбе;

Опросник «Учебная мотивация» Лускановой.

Раздаточный материал, карандаши, бланки.

14.

Тема: «Беречь результаты труда». (1ч.)

Цель:

- совершенствовать пути и способы преодоления лени, неумения трудиться;

- избавление от неорганизованности.

УУД:

- анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Упражнения:

“Маленький художник”, “Волшебные картинки”, “Вежливые слова”, “Ссора”, “Магазин вежливых слов”.

КУЛЬТУРА ВНЕШНЕГО ВИДА

15.

Тема: «Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке» (1ч.)

Цель:

- формировать положительное отношение к чистоте, порядку.

Правила опрятности.

УУД:

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека;

- оценивать внешний вид человека.

Калейдоскоп желаний. Беседа об уважении и принятии другого.

Упражнения: “Экспресс-социометрия”, “Ценные качества”, “Игра в другого человека”, “Пожелания”.

16.

Тема: «Правила личной гигиены». (1ч.)

Цель:

- Формирование здорового образа жизни, привитие навыков личной гигиены.

- Познакомить обучающихся с правилами личной гигиены.

Воспитывать аккуратность, бережливость, силу воли.

Оценка внешнего вида человека. Критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Упражнение: «Вспомни о чистоте».

Конкурс загадок о здоровье и чистоте.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

17.

Тема: «Взаимопомощь: учёба и труд». (1ч.)

Цель:

- совершенствовать умение вести себя на перемене, в столовой.

- способствовать закреплению норм и правил поведения.

Понятие об основных правилах поведения в школе.

УУД:

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

На тропинке правил поведения.

Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

Работа в сенсорной комнате.

Психогимнастика.

18.

Тема: «Школьное имущество надо беречь. Дисциплина в школе и классе. (1ч.)

Цель:

- продолжать знакомить обучающихся с правилами поведения на уроке.

УУД:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

На тропинке правил поведения.

Упражнения: “Опиши партнёра”, “Маленький художник”, “Тропинка”, “Белые медведи”.

19.

Тема: «Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка». (1ч.)

Цель:

- формировать умение содержать в чистоте своё рабочее место;

- способствовать развитию самостоятельности при подготовке к занятиям.

Понятие об отношении к школе, к своим одноклассникам.

Упражнения с элементами арттерапии. Головоломки, лабиринты, раскраски.

20.

  1. Тема: Этюд "Время надо беречь". (2ч.)
  2. Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё настроение, развитие выразительных движений.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.

Сенсорная комната «Замечательное звёздное небо». Практическое упражнение «Мимика и жесты».

Ватман. Краски. Карандаши. Кисти.

Упражнения с элементами  арттерапии.

ВНЕШКОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ

21.

Тема: «Разговор по телефону». (2ч.)

Цель:

- способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим;

- формировать чувство сопереживания за других.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

Путешествие по стране добрых дел. Оборудование: плакаты с пословицами. Развивающие игры, ребусы. Готовимся к празднику.

22.

Тема: «Правила поведения в общественных местах». (2ч.)

Цель:

- развивать внимание к окружающим людям;

- способствовать развитию ответственности по отношению к окружающим.

УУД:

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Практическое задание: разыгрывание ситуаций. Сенсорная комната. Упражнение «Заколдованный сад».

Работа в группах (элементы арттерапии).

Осваиваем правило «Так нельзя».

23.

Тема: «Слово лечит, слово ранит». (1ч.)

Цель: расширять представления детей об эмоции «радость»;

- учить детей понимать свои чувства и чувства других людей;

- учить предавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Закрепление положительных эмоций, отвечающих за внутренне состояние человека.

Сенсорная комната «Тропа возрождения». Логические задачи. Упражнение: «Нарисуй «Радость».

24.

Тема: «Я и мои друзья (справедливость, коллективизм)» (2ч.)

 Цель: 

- показать и научить детей безопас-ным способам выражения чувств 

гнева и раздражения;

 

Помочь ребёнку понять, каким образом в человеке накапливается гнев и, как он затем, вырываясь наружу, может травмировать окружающих, да и самого человека;

Конкурс пословиц о дружбе. Беседа о причинах конфликтов, агрессии.

Упражнения: “Ссора”, “Встреча”, “Жмурки”, “Ключ”, “Найди ведущего”, “На узкой тропинке”.

25.

Тема: «Рассерженные шарики» (1ч.)

Цель: продолжать формировать разнообразные безопасные способы выражения агрессии.

Активизировать сенсорные 

каналы восприятия, чтобы ребёнок мог увидеть, почув-ствовать,«услышать», раздра- жение и гнев, и, тем самым, лучше осознать их природу и смысл;

Методика  «Палитра интересов». (А.И. Савенков). Бланки ответов. Карандаши. Ручка.

26.

Тема: «Стремись творить добро». (2ч.)

Цель: дать возможность детям поразмышлять над милосердием, проявлением доброты к окружающим, уважения к другим народам, инвалидам, нуждающимся.

Понятие о доброте и щедрости души.

Закрепление секретов общения.

Конкурс пословиц и поговорок о добре.

Оформление работ на листах бумаги. Карандаши, фломастеры.

27.

Тема: «Осваиваем правило «так нельзя» (1ч.)

Цель:

- учить предавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- формировать положительные чувства и эмоции через улыбку.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

УУД:

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения.

 

Игра «Город вежливости».

Вежливый ли я дома?

28.

Обобщение.

Завершение цикла занятий.

Подведение итогов (1ч.)

 Рефлексия обучающихся 3-х классов. Закреплять полученные 

  знания и навыки в повседневной жизни 

  ребёнка.

Пожелания друг другу, подарки на память (рисунки, оригами, поделки).

Планируемые результаты. По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками, которые можно применять в социальной практике, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

— правила поведения в школе и других общественных местах;

— основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

Обучающиеся должны уметь:

— общаться с людьми;  

— соблюдать правила личной гигиены;  

— выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

— аккуратностью;

— коммуникабельностью;

— целеустремлённостью;

— самокритичностью;

— способностью к оказанию взаимопомощи;

— самостоятельностью;

— исполнительностью;

— уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

— милосердием, заботой о старших и младших;

— любовью к своей малой родине;

— трудолюбием.

Список использованной литературы

  1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана -
  2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998. – 298 с. (Практическая психология в образовании).
  3. Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
  4. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов [Текст] / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Н. И. Гуткина и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2003. – 480 с.
  5. Федоренко, Л. Г. Секреты общения.  – СПб. : КАРО, 2003. – 192 с.
  6. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М.: Генезис, 2001. – 160 с.
  7. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе. Методическое пособие. – СПб.: АО «МЭРИЛ», 2009. – 16с.