ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Васюкова Любовь Викторовна

Общие положения. основные этические принципы деятельности психолога,  правила взаимодействия педагога -психолога с участниками образовательного процесса 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
  1. Настоящий этический кодекс педагога-психолога в системе образования (в дальнейшем – Кодекс) является составной частью Положения о Службе практической психологии образования Ставропольского края.
  2. Цель данного Кодекса - установить стандарты психологической работы для Службы практической психологии образования (СППО); определить отношение педагога-психолога к его профессиональной деятельности, к собственным профессионально значимым качествам, а также регулировать взаимодействие педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса.
  3. Под участниками образовательного процесса понимаются:
  • дети раннего и дошкольного возраста, учащиеся школ с 1-го по 11-й класс, учащиеся НПО, СПО, студенты ВПО;
  • родители, бабушки, дедушки, совершеннолетние братья и сестры и лица, их заменяющие (опекуны, попечители и др.);
  • учителя, воспитатели ДОУ и групп продленного дня, специалисты, работающие с детьми (социальные педагоги, логопеды и др.), педагоги дополнительного образования, преподаватели, администрация образовательных учреждений.

1.4.        Кодекс разработан на основе Положения о службе практической психологии в системе образования (проект Положения о службе практической психологии Ставропольского края (СПП СК), Международных актов в области защиты прав ребёнка, Закона РФ «Об образовании», федеральных законов, указов, распоряжений президента РФ и решений муниципальных органов управления образованием.

1.5.        Кодекс является документом, открытым для всех участниковобразовательного процесса; педагог-психолог информирует участников ВОП о его содержании.

1.6.        Все члены СППО должны придерживаться этого кодекса, который является общей системой правил для обращения с клиентами, коллегами, а также перед широкой общественностью.

1.7.        Следование кодексу или пренебрежение им учитывается при определении уровня квалификации педагога-психолога.

1.8.        Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических психологов системы образования, так и первичных звеньев СПП  (городских и районных психологических служб образовательных учреждений); изменения и дополнения утверждаются Советом руководителей  Службы ПП Ставропольского края. Совет руководителей может создавать этическую комиссию для разрешения спорных вопросов.

II. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА.

Этические принципы призваны обеспечить:

-        решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

-        защиту  законных  прав  людей,  с  которыми  психологи  вступают  впрофессиональное взаимодействие;

-        сохранение доверия между психологом и клиентом;

-        укрепление   авторитета  психологической   службы   образования   среди всех участников образовательного процесса.

Основными этическими принципами являются:

Принцип ответственности.

Принцип конфиденциальности.

Принцип информированного согласия.

Принцип компетентности.

Принцип этической и юридической правомочности.

Принцип безопасности.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  1. В ходе профессионального взаимодействия психологом используются все доступные средства для того, чтобы обеспечить клиенту безопасность. Психолог с равной добросовестностью относится к этической стороне своей работы вне зависимости от условий или финансовой основы консультативного контракта.
  2. В случаях, если ребенок не достиг 14-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах дают родители или лица, их заменяющие.
  3. Проводя   исследования,   психолог   заботится,   прежде   всего,   облагополучии людей и не использует результаты работы им во вред.
  4. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этическогокодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или онаидет под его руководством.
  5. Психолог несет профессиональную ответственность за собственныевысказывания, сделанные в средствах массовойинформации и в публичных выступлениях; не имеет права пользоватьсянепроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своегообразования и компетентности.
  6. Психолог  может  не  информировать  клиента  об  истинных  целяхпсихологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные путидостижения этих целей невозможны.
  7. При   принятии   решения   об   оказании   психологической   помощинедееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остромстрессовом состоянии;  больным, имеющим на момент обращения диагнозпсихического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несетответственность    за    последствия    выбранного    и    использованного    имвмешательства.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1.        Педагог-психолог, обеспечивая секретность, знакомит клиентов с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна может не соблюдаться. Конфиденциальность не возводится в абсолютный принцип. Чаще всего приходится говорить о ее границах[1]. Выделяют несколько правил, следуя которым можно установить такие границы:

  • Конфиденциальность всегда основывается на праве клиента на доброе имя и сохранение тайны.
  • Конфиденциальность ограничена правом психолога на сохранение собственного достоинства и безопасности своей личности.
  • Возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения обсуждается с клиентами заранее. Также как использование материала сессий для исследований, докладов или публикаций. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиентов. При этом информация должна быть изменена таким образом, чтобы идентификация личности человека стала невозможной.
  • Конфиденциальность зависит от характера представленных клиентом сведений.
  • Результаты диагностики или консультативных встреч, необходимые для эффективной работы психолога не подпадают под правила конфиденциальности.  Например, в случаях предоставления материалов эксперту (по возможности это предварительно обговаривается с клиентом).  

2.        Стремясь к максимальной конфиденциальности, педагог-психолог с уважением относится к частной жизни клиента, стремится к созданию доверия. Конфиденциальность и доверие являются необходимыми условиями профессионального взаимодействия.

Выделяют два уровня конфиденциальности:[2] первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиентах. Обязанность каждого психолога — использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Психолог не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки) должны храниться в недоступных для посторонних местах. Информация, позволяющая идентифицировать личность, хранится отдельно от тех записей, которые педагог-психолог делает после диагностических, консультативных или коррекционных процедур.

Второй уровень конфиденциальности относится к условиям, при которых может быть использована полученная в процессе консультирования информация. Клиент вправе рассчитывать на то, что такого рода информация будет служить исключительно для его блага. Когда необходимо поделиться полученными от клиента сведениями с его родителями, учителями неизбежна дилемма. О своих намерениях психолог ставит клиента в известность. Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

3.        Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в работе педагога-психолога может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

  • повышенный риск для жизни клиента или других людей;
  • преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними;
  • необходимость госпитализации клиента;
  • участие клиента и других лиц в преступных действиях.

Выяснив во время профессионального взаимодействия, что клиент представляет для кого-то серьезную угрозу, психолог принимает меры для защиты потенциальной жертвы (или жертв) и информирует об опасности самого клиента, родителей, близких, правоохранительные органы.

Таким образом, приоритет конфиденциальности кончается там, где кому-то угрожает опасность.

ПРИНЦИП ИНФОРМИРОВАННОГО СОГЛАСИЯ

  1. Психолог информирует клиента о целях и содержании психологическойработы,  проводимой  с ним,  применяемых методах  и  способах полученияинформации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе.
  2. Условия профессионального взаимодействия между психологом и клиентами должны быть максимально ясны до его начала. Любое изменение этих условий обсуждаются с клиентом.
  3. Психологи устанавливают и сохраняют границы профессионального взаимодействия и учитывают влияние любых предшествующих и пересекающихся отношений. Вслучаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 14 лет,согласие на участие в ней ребенка дают родители или лица, ихзаменяющие.
  4. В  процессе  профессиональной деятельности  психолог высказываетсобственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме,исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельногорешения. В ходе работы по оказанию психологической помощи строго соблюдается принцип добровольности со стороны клиента.
  5. Для получения согласия клиента на психологическую работу с нимпсихолог использует понятную терминологию и доступный дляпонимания клиента язык.
  6. Психолог информирует участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.
  7. Заключение   по   результатам   обследования   не  носиткатегорический характер, оно может быть предложено клиенту только в видерекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и содержащими  выполнимые условия.
  8. В  ходе обследования психолог выявляет и подчеркивает способности и возможности клиента.

ПРИНЦИП КОМПЕТЕНТНОСТИ

1.        Психолог   четко   определяет   и   учитывает   границы   собственнойкомпетентности.

2.        Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

3.        Одним из условийэффективной и успешной работы педагога-психолога в системе образования является супервизия, интервизия. Супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного), в ходе которого психолог может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности. Цель супервизии - стимулировать эффективность взаимоотношений психолога и клиента. Интервизия - форма супервизии«равного среди равных», представление практической психологической работы в среде коллег, равных по опыту и статусу.

ПРИНЦИП ЭТИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАВОМОЧНОСТИ

1.        Психолог  планирует  и  проводит исследования  в  соответствии  сдействующим   законодательством   и  профессиональными   требованиями   кпроведению психологической деятельности.

2.        В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями,вменяемыми  ему   администрацией  образовательного  учреждения,   психологруководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся досведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональнойпсихологической общественности (методического объединения или областногонаучно-методического совета службы практической психологии).

ПРИНЦИП БЕЗОПАСНОСТИ

1.        В  своих профессиональных действиях психолог ориентируется наблагополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. Вслучаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическиминормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «ненавреди».

2.        Психолог в ходе профессиональной деятельности не допускаетдискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) посоциальному статусу,  возрасту, полу, национальности, вероисповеданию,интеллекту и любым другимотличиям.

3.        В профессиональной деятельности психолога образованияприоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъектаобразовательного процесса.

4.        Психолог придерживается   доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

5.        Психологи не имеют права материально, сексуально, эмоционально и каким-либо другим способом эксплуатировать своих клиентов.

6.        Психолог должен убедиться, что клиент не страдает ни от физического, ни от психологического вреда в ходе профессионального взаимодействия.

Психолог может столкнуться с ситуацией, когда различные этические принципы входят в противоречие друг с другом. В этом случае конкретную ситуацию следует тщательно рассмотреть и обсудить с супервизором или другими опытными консультантами. Некоторые этические дилеммы не могут быть в полной мере разрешены, даже после добросовестного рассмотрения всех аспектов.

Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта всоответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормыданного Кодекса.

III. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

1. Общие правила

  • Психолог приобретает необходимый уровень компетентности до начала практической деятельности, сохраняет непрерывное профессиональное развитие, проходит регулярную, последовательную и подходящую для практикуемого вида консультирования супервизию. Объём супервизии соотносится с объёмом консультативной работы и профессиональным опытом психолога.
  • Психолог отслеживает собственную компетентность при помощи супервизий и готов рассмотреть любые точки зрения, выраженные его клиентами и коллегами. Супервизия - это конфиденциальные отношения, основанные на формальной договорённости, позволяющей психологам на постоянной основе обсуждать с супервизором свою работу с клиентами. Супервизор, как правило, является опытным психологом, обладающим пониманием процесса супервизии. Основная цель супервизии – помочь консультанту наилучшим образом ответить на потребности клиентов.
  • Психологи несут ответственность за согласование с участниками ВОП условий профессионального взаимодействия, а именно доступности, степени конфиденциальности, договоренностей. Ясное соглашение, включающее в себя сообщение всех условий и их обсуждение, должно быть достигнуто до начала проводимой работы.
  • Психолог должен убедиться, что участие в диагностических процедурах, коррекционной или консультативной работе - это результат свободного выбора каждого из участников образовательного процесса.
  • Психолог несет ответственность за установление и соблюдение границ профессионального взаимодействия. Следует довести до сведения клиентов, что данные отношения регулируются договором, где, к примеру, фиксируется время встреч.
  • В своей работе психологи проявляют уважение, искреннюю заинтересованность, доброжелательность к каждому участнику образовательного процесса, а также способствуют тому, чтобы решения принимались клиентами на основании своих собственных убеждений, ценностей и контекста.
  • Психологи не дают советов.
  • Психолог работает с участниками образовательного процесса таким образом, чтобы подтвердить уникальность каждого индивида. Он учитывает культурный контекст и жизненные установки клиентов.
  • Психолог принимает во внимание возможность влияния своих предубеждений, стереотипных установок и поступков на свои реакции и на профессиональные отношения в целом.
  • Психологи  несут ответственность за то, чтобы их собственные эмоциональные потребности не оказывали чрезмерного влияния на отношения с клиентами.
  • Передача или уничтожение записей диагностической, коррекционной или консультативной работы осуществляются с соблюдением специальных мер предосторожности. Психолог уделяет особое внимание защите идентифицирующей личность информации, в том числе при обсуждении случаев в ходе супервизии. Также следует поставить клиентов в известность в случае записи консультативных сессий.
  • Компетентность психолога включает в себя способность определить ситуацию, когда целесообразнеебудет направить клиента к другому специалисту.
  • Когда психолог не уверен, являются ли та или иная ситуация или способ поведения нарушением Кодекса, ему следует проконсультироваться со своим супервизором или другими опытными психологами.
  • Психологу следует сообщать клиентам о том, что он имеет квалификацию, соответствующую проводимой им работе.
  • Любые письменные материалы, а также устные выступления психолога должны точно отражать предлагаемый им вид психологических услуг и соответствующую информацию о профессиональном тренинге, квалификации и  его опыте работы.
  • Психологам необходимо принять все разумные меры, чтобы обеспечивать собственную безопасность.
  1. Правила профессионального самоотношения педагога-психолога в системе образования.
  • Анализировать своё физическое и психическое состояние в процессе профессиональной деятельности. Регулировать объём своей работы в соответствии с нормативами профессиональной деятельности и своим психофизическим состоянием.
  • Стремиться к здоровому образу жизни, поддерживать оптимальную работоспособность.
  • Дозировать эмоциональную нагрузку, соблюдать рекомендации по предупреждению и предотвращению синдрома выгорания.
  • Использовать профессиональное общение как один из способов повышения квалификации и как средство психогигиены.
  • Быть готовым к решению собственных проблем, в том числе при необходимости обращаться к другим специалистам (психологу, психотерапевту).
  • Использовать общественные объединения психологов для защиты профессиональных прав и интересов.


[1] Schneider (1983; цит. по: George, Cristiani, 1990)

[2] George иCristiani (1990)