Формула решения школьных конфликтов

Васюкова Любовь Викторовна

Материал о видах, причинах детских конфликтов, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Конструктивное решение разногласий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formula_resheniya_konfliktov.ppt1.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формула решения школьных конфликтов

Слайд 2

Понятие конфликта, его сущность Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Конфликт это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия Конфликт – закономерное явление , так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения, конструктивного разрешения.

Слайд 3

Виды конфликтов конфликты деятельности , возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности .

Слайд 4

П ричины конфликтов в детской среде: борьба за лидерство; ущемление достоинства или амбиций одного из детей; неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо "выручать"; психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта); примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.

Слайд 5

Стратегия поведения в конфликте Конкуренция, соперничество («акула») — стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество («сова») — выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс («лиса») — выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избегание, уклонение («черепашка») — уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление («медвежонок») — принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Слайд 6

Отрицательный последствия конфликта Психическая и физиологическая дезорганизация (снижение активности и эффективности деятельности) Состояние сомнения (неуверенность в себе, в своих силах) Появление агрессии или покорности (внутриличностный конфликт) Возникает чувство неполноценности Итог: стресс, фрустрация, неврозы.

Слайд 7

Положительные стороны конфликта Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами; Получение новой информации об оппоненте; Источник инноваций, стимулирование к изменениям и развитию; Снятие «синдрома покорности» у подчиненных; Диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны.

Слайд 8

Конструктивное решение разногласий Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны взрослого все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Слайд 9

Прямые методы погашения конфликтов: Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон: а) поочерёдно выслушать каждого ребенка: суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого участника конфликта, выслушиваются только факты, а не эмоции. б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Но в этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта. Можно развести конфликтующие стороны по разным группам .

Слайд 10

Косвенные методы погашения конфликтов 1. Прежде всего, надо дать конфликтующим сторонам возможность выговориться, "выпустить пар". Задача – не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы взрослых и друг друга. 2. Затем повторить, уточнять высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить. 3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.

Слайд 11

НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ: Обвинять во всем конфликтующую сторону. Многие родители склонны идеализировать своих детей, но в любом конфликте замешаны две стороны. Сразу менять школу (учителя). Это крайняя мера, к которой следует прибегать только в том случае, если не получается решить конфликт мирным путем. Втягивать в конфликт других детей. Это нечестно. Учить ребенка хамить. Сегодня вы научите ребенка хамить другим детям и взрослым- завтра он начнет хамить вам. Абстрагироваться от школьных конфликтов. Жизненный опыт ребенка невелик, и ему необходима ваша помощь. Напоминайте своему чаду: что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю.

Слайд 12

Педагог Родитель Ребенок

Слайд 13

Спасибо за внимание