ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ – ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА

Для учащихся школ – интернатов 8 вида , где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья , большое значение приобретает выбор своей будущей профессии , своего профессионального пути , так как правильно сделанный выбор – это залог успеха дальнейшей самостоятельной жизни, успех социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_mstatya_v_aprioriicrosoft_word.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ – ИНТЕРНАТОВ VIII ВИДА

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Шубина Ольга Ивановна.

Государственное казенное специализированное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида г. Коврова

Активно развивающееся современное общество , новые социально – экономические отношения оказывают неизменное влияние на роль человека в профессиональном мире , на его личностное и профессиональное самоопределение , на его личностные и профессиональные качества.

Для учащихся школ – интернатов 8 вида , где обучаются школьники с ограниченными возможностями здоровья , большое значение приобретает выбор своей будущей профессии , своего профессионального пути , так как правильно сделанный выбор – это залог успеха дальнейшей самостоятельной жизни, успех социализации.

Учащимся с ограниченными возможностями здоровья очень трудно адаптироваться к самостоятельной жизни в обществе , так как они отличаются сравнительно небольшим социальным опытом , часто не могут правильно определить и осмыслить свой жизненный путь, имеют трудности в коммуникации (бывают замкнуты, упрямы, вспыльчивы ), не хотят, а иногда и не могут привыкнуть к трудовой дисциплине , профессиональным обязанностям. Кроме того их отличает инфантилизм, отсутствие мотивации к профессиональной самореализации, неуверенность в себе, своих силах. Эти дети нуждаются в постоянной контролирующей и стимулирующей помощи взрослого. Очень часто у учащихся, которые находятся на полном государственном обеспечении в школе – интернате появляется потребительское отношение к жизни, неспособность и нежелание проявлять волевые усилия в достижении своей цели.

Ограниченность профессионального выбора учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие опыта, а так же и наличие безработицы привело к тому, что в настоящее время в стране достаточно невысок процент выпускников школ – интернатов VIII вида, работающих по выбранной специальности. Это, на наш взгляд, является результатом недостаточной разработки вопроса профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школах – интернатах, психолого – педагогического сопровождения в важный для них период личностного и профессионального самоопределения.

Поэтому одним из путей решения данной проблемы может являться разработанная нами программа коррекционно – развивающих занятий по профессиональной ориентации учащихся 9 – х классов школ – интернатов VIII вида « Я выбираю профессию».

Программа рассчитана на три календарных месяца по одному занятию в неделю.

Цель программы: способствовать осознанному профессиональному выбору учащихся на основе раскрытия особенностей и потенциальных возможностей личности в период профессионального и личностного самоопределения.

Задачи коррекционно – развивающей программы:

1 Дать представление учащимся о многообразии мира профессий, современном рынке труда.

2 Познакомить с особенностями и потенциальными возможностями своего организма, формирование положительной» Я – концепции».

3 Овладение приемами и методами профессионального выбора.

Тематическое планирование занятий.

   №

Темы занятий

                   Количество часов

11

Диагностико – мотивирующая часть.

2 часа

22

Этот большой мир профессий.

1 час

33

Что такое « Я»?

1 час

44

« Я хочу!»

1час

55

« Я могу!

1 час

66

« Надо!»

1 час

77

Я и другие (секреты коммуникации).

2 часа

88

Самооценка и ее роль в профессиональном выборе .

1 час

99

Самопрезентация .

1 час

110

Итоговая  диагностика

1час

Реализация программы коррекционно – развивающих занятий позволит, на наш взгляд, повысить уровень осведомленности учащихся о мире профессий, скорректировать особенности личностного развития, а так же придаст им уверенности , целеустремленности при выборе жизненного пути.