Преемственность - залог успешной адаптации учащихся 1,5,10 классов

Михайленко Ирина Николаевна

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. С одной стороны, находясь в предкритической фазе,  дети становятся неуправляемыми (отсюда и разногласия в оценке бывших классных руководителей и настоящих), но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

      Для грамотного планирования профилактической работы всем участникам образовательного процесса в 5-х классах необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptatsiya_doklad_na_sovete.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

Выступление

на метод. совете:  

«Преемственность - залог

успешной   адаптации учащихся 1,5,10 классов»

Подготовила:

 педагог – психолог

Макагонова И.Н.

25.10.2013 г.

с. Бурлацкое

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПЕРЕХОДА К ОБУЧЕНИЮ ИЗ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Однако для определения возможных путей и средств решения проблем «переходного периода» необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника обеспечат успешную адаптацию к системе обучения в среднем звене, создавая также и перспективы дальнейшего личностного развития. С одной стороны, находясь в предкритической фазе,  дети становятся неуправляемыми (отсюда и разногласия в оценке бывших классных руководителей и настоящих), но одновременно они удивительно гибки, пластичны, готовы к переменам и открыты для сотрудничества.

        Для грамотного планирования профилактической работы всем участникам образовательного процесса в 5-х классах необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях.

  1. Произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование (развитие моторики, темп учебной деятельности, учебная активность, развитие мышления, владение навыками применения операций, развитие речи).
  2. Осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии (взаимодействие с педагогами, отношения к самому себе и сверстникам, соблюдение социальных и этических норм, наличие и характер учебной мотивации, устойчивое эмоциональное состояние в школе).

Центральное и важнейшее психологическое новообразование – это так называемое «чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляться это должно в следующем:

а) Новая личностная позиция по отношению к учебной деятельности.

Результат психодиагностического исследования мотивации обучения в 5 классе:

Класс

Классный руководитель

Кол-во

уч-ся

Уровни адаптации

высокий

средний

внешние мотивы

низкий

дезадаптация

5 «А»

22

4 чел.-22%

5 чел.-26%

5 чел.-26%

5 чел.-26%

---

5 «Б»

21

10чел.- 48%

2 чел.-10%

6 чел.-29%

3 чел.-13%

---

Итого

43

14 чел.-35%

7 чел.-18%

11 чел.-27%

8 чел.-20%

---

10

20

1 чел.-7%

2 чел.-13%

6чел.-40%

6 чел.-40%

---

Итого:

63

15чел.-27%

9 чел.-16%

17чел.- 31%

14чел-26%

---

Причиной данных показателей служит увеличение количества педагогов – предметников, необходимость постоянного передвижения по школе в поисках нужного кабинета, несформированность процессов саморегуляции и самоконтроля, снижение родительской активности и постоянного контроля в учебном процессе детей.

б) Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам, сверстникам.

Результат исследования тревожности:

Класс

Высокий уровень тревожности

Повышенный уровень тревожности

Средний уровень тревожности

Низкий  уровень тревожности

5 « А»

---

---

21%

79%

5 « Б»

5%

---

45%

50%

ИТОГО:

2%

---

33%

65%

10

20%

20%

47%

13%

Итого

11%

10%

40%

39%

Низкий процент высокой тревожности свидетельствует об относительной стабильности эмоционального состояния учащихся в школе.

В период адаптации учащихся в среднем звене психологом была проведена следующая работа:

* посещение уроков с целью наблюдения за психическими функциями учащихся с выдачей рекомендаций для учителей – предметников и классных руководителей;

* проведение психодиагностического исследования личностных особенностей учащихся в период адаптации с выдачей рекомендаций для классных руководителей по результатам диагностик;

* выдача информационного материала классным руководителям для работы с учащимися и их родителями в период адаптации;

* выдача информационного материала родителям учащихся для оказания помощи их детям в период адаптации;

* проведение развивающих занятий с учащимися 5а и 5б класса

Рекомендации родителям учащихся в период адаптации:

  • Проявлять доброжелательный систематический контроль процесса обучения и воспитания, использовать положительную оценку достижений как ориентирующий фактор, повышающий продуктивность работы и способствующий снятию эмоционального напряжения.
  • Возникающие трудности преодолевать совместно, сравнивать прошлые достижения ребёнка
  • с настоящими, выделяя перспективу развития. Не скупиться на похвалу, не идти на поводу только у школьных отметок. Анализировать поведение ребёнка, его поступков, поддерживать у него веру в себя, в свои силы и возможности.
  • Ставить перед ним только реальные цели и задачи с учётом возрастных особенностей физического и психического развития.
  • Систематически следить за соблюдением детей режима труда и отдыха.
  • «Смотреть в корень», т.е. не забывать о генетической наследственности семьи, социальной среде, в которой растёт ребёнок.
  • При возникновении проблем обратиться за консультацией к педагогу – психологу школы для оказания совместной помощи ребёнку.

 Педагог – психолог МБОУ «СОШ № 10»: Макагонова И.Н..