Памятка для педагогов "Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология"

Дмитриева Анастасия Андреевна

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов образования является проблема здоровьесбережения обучающихся. Это комплекс мер (проведение динамических пауз, введение дополнительных часов физической культуры), направленный на сохранение и укрепление здоровья детей. Одним из относительно новых и интересных направлений в рамках здоровьесберегающих технологий является образовательная кинезиология. Вашему вниманию представлена памятка для педагогов "Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология", которая познакомит педагогов с простыми и эффективными кинезиологическими упражнениями. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_obrazovatelnaya_kineziologiya.docx287.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Мозг хорошо устроенный стоит больше,

чем мозг хорошо наполненный».

М.Монтень

Образовательная кинезиология (кинестетика) – это система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём использования возможностей, заключённых в теле.

Цель образовательной кинезиологии – повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создании положительных установок на учёбу, повышение жизненных сил организма как психофизиологических предпосылок повышения эффективности обучения.

Одно из наиболее популярных направлений в рамках образовательной кинезиологии – «Гимнастика мозга» (автор Пол И. Деннисон). Центральная идея – обращение личности к естественным ресурсам организма.

Требования к упражнениям: ежедневное проведение; доброжелательная обстановка; точное выполнение движений и приемов; четкое владение упражнениями учителем; постепенное усложнение и увеличение объема заданий; наращивание темпа выполнения заданий.

Положительные эффекты  

«Гимнастики для мозга»:

  • Оптимизация деятельности мозга.
  • Гармоничное развитие двухполушарного мышления.
  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
  • Развитие способностей к обучению и усвоению информации.
  • Восстановление работоспособности и продуктивности.
  • Снятие стресса, нервного напряжения, усталости.

Комплекс «Гимнастика мозга»:

  • Упражнения, пересекающие среднюю линию тела.
  • Упражнения, повышающие энергию тела.
  • Упражнения, растягивающие мышцы тела.
  • Упражнения, углубляющие позитивное отношение.

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

Генрих Гейне

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 34 г. Орла

Памятка для педагогов

«Образовательная кинезиология как здоровьесберегающая технология»

Составитель: педагог-психолог

Дмитриева А.А.

Орел, 2013 г.

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

  1. «Кнопки мозга».

Помогают проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Исходное положение: выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

  1. «Крюки».

Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

  1. «Колено – локоть».

Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивают причинно-обусловленный уровень мышления.

Исходное положение: стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

  1. «Сгибание пятки».

Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности.

Исходное положение: сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

  1. «Кулак». «Ребро». «Ладонь». 

Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.

  1. «Слон». 

Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно 3-5 раз левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

  1. «Ленивые восьмерки».

Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей. Помогает в периоды творческого застоя, легче найти решение в сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Упражнения выполняется 8–10 раз.

  1. «Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.

  1. «Энергетическая зевота».

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5–8 раз.

  1. «Думающая шляпа». 

Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз.