Система работы педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В данной разработке представленна система работы по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Система предполагает работу с детьми, родителями и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога психолога по реализации технологии «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Система работы с родителями
Мероприятие | Цель | Задачи | Содержание, методы и приемы | Ожидаемый результат |
1. Консультация «Наши дети» |
Ознакомление родителей со способами общения с детьми | - Развивать умение слушать собеседника - Развивать умение вести беседу - Снятие эмоциональной напряженности | - Консультирование на тему «Мы такие разные» - Упражнение «Какой он, ребенок с фотографии» Рассматривание фотографий и примерное описание характера и поведения ребенка | Повышение психологической компетентности родителей в вопросах общения с ребенком |
2. Круглый стол с родителями «Не бойтесь разговаривать с ребенком» | Развивать умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения | - Ознакомление родителей со способами общения с детьми в проблемной ситуации - Снятие эмоционального и психологического барьера | - Консультирование на тему «Умеем ли мы общаться с детьми?» - Упражнение «Вернемся в детство» Проигрывание ситуации общения с ребенком в свободное время - Мама, купи игрушку! - Не хочу здороваться. - Не будь жадным. | Овладение родителями умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру, не перебивать его Повышение уровня психологической культуры в вопросах воспитания детей |
3.Практическое занятие с родителями «Уроки вежливости» | Развитие умения вести себя при общении, в соответствии с нормами этикета Развитие коммуникативных способностей | - Развивать умение слушать собеседника, не перебивая его - Развивать умение устанавливать контакт с собеседником - Обучить адекватному поведению в конфликтной ситуации | - Консультирование на тему «Без вежливости ни шагу» - Упражнение «Волшебная палочка» Умение при помощи вежливых слов находить выход из нестандартной ситуации - поход в магазин - поездка в транспорте - Упражнение «Составим памятку по вежливому общению» | Овладение умением вести беседу, ориентироваться в партнерах по общению Применение полученных умений при взаимодействии с окружающими |
4.Консультация «Взрослые глазами детей» | Развивать умение «слышать» своего ребенка и видеть в нем партнера по общению | - Обучить родителей выбору правильной тактики поведения в общении с детьми - Развивать умение работать в группе людей, преодолевая барьер неуверенности
| - Консультирование на тему «Взрослые глазами детей» - Упражнение «Я начну, а ты продолжи» Дополнение родителями предложения о том: «Какой я родитель» - Прослушивание магнитофонной записи с высказываниями детей | Овладение родителями умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру, не перебивать его Овладение умением высказывать свою точку зрения и отношение к определенным вопросам |
5. Тренинговое занятие «Чудо - дерево» | Развивать умение работать в группе людей, применяя навыки сотрудничества | - Развивать умение передавать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональный настрой другого - Развивать умение в словесной форме охарактеризовать полученные знания
| - Упражнение «Путаница» - Беседа с родителями - Упражнение «Ура! Появились плоды» | Овладение родителями навыкам сотрудничества
Реализация полученных знаний и умений в процессе общения с ребенком |
6. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению игры «Наша дружная семейка» | - Определение межличностных отношений в семье - Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности | - Определение ролей, отведенных родителям и детям в семейном общении - Развитие умения словесно поделиться секретами изготовления поделок и впечатлениями от совместных игр | - Изготовление игр - Впечатления родителей о том, как дети играли в игру | Умение видеть в ребенке партнера по общению Овладение умением вести с ребенком непринужденную беседу, реализация полученных ранее навыков сотрудничества |
Система работы с педагогами
Мероприятие | Цель | Задачи | Содержание, методы и приемы | Ожидаемый результат |
1. Консультация «Секреты общения» | Ознакомление с условиями, влияющими на положительное общение с детьми | - Ознакомление с понятием «общение», его сущностью - Снятие барьеров эмоциональной напряженности при общении с окружающими | - Консультирование на тему «Секреты общения» - Упражнение «Закончи фразу» Методом дополнения дать характеристику общению - Упражнение «Встреча друзей» Изображение встречи двух близких людей - объятия, улыбки и т.д. | Повышение профессиональной коммуникации педагогов Овладение умением использовать при общении невербальные средства |
2. Семинар - практикум «Развитие коммуникативных умений воспитателей - залог успешности педагогической деятельности» | Обучение педагогов устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения | - Обучить педагогов умению выслушивать собеседника, проявлять заинтересованность при общении - Развивать умение при общении проявлять навыки сотрудничества (умение распределять роли, договариваться) - Развивать умение уважать мнение окружающих | - Упражнение «Снежный ком» Назвать свое имя и личностное качество, соответствующее первой буква имени - Обсуждение творческих заданий педагогов - Упражнение «Поздороваемся» В хаотичном порядке, ходя по зале, участники по команде ведущего здороваются - как друзья - как коллеги - как малознакомые люди - Ролевая игра «Репка» - Обсуждение педагогами, какие качества необходимы для сотрудничества. | Освоение педагогами практических умений общаться |
3. Тренинговое занятие «Волшебная лесенка» | Развивать умение выражать свою личность, сохранять особенности своего педагогического «Я» | - Развивать умение вести дискуссионную беседу - Развивать умение ориентироваться в партнерах по общению | - Дискуссионная беседа «Какой я?» Игровая ситуация - Упражнение «Волшебная лесенка» Определение педагогом собственного «Я» в педагогическом процессе - Игра «Спрут» Играющие, принимая на себя неозвученную роль, в процессе общения должны определить роль каждого играющего | Освоение педагогами умения вступать в диалог Преодоление барьеров неуверенности и скованности при общении |
4. Совместная деятельность педагогов «Что для вас общение?» | Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности | - Учить педагогов работать в группах , создавая проект совместной деятельности - Развивать умение «слышать» своего партнера Развивать риторические способности | - Работа в группах по созданию проектов
- Презентация педагогами проектов - Упражнение «Лучики солнца» | Освоение умения договариваться во время выполнения совместной работы Освоение умения выразительно и ярко презентовать продукт совместной деятельности |
Система работы с детьми
1 этап
Тема занятия | Цель | Задачи | Содержание |
1. «Познакомимся, друзья» | Ознакомление детей с основными проявлениями человеческих эмоций Учить использовать в речи детей ласковые слова | Учить подражать действиям взрослого для дальнейшего самостоятельного использования | - Упражнение «Я хороший, ты хороший» - Упражнение «Именной поезд» - Упражнение «Радостные зайчики», «Грустные гномики» - Игра «Вместе весело шагать» |
2. «Учимся общаться» | Ознакомление детей с основными правилами ведения диалога | Обучить детей умению слушать окружающих людей | - Игровое упражнение «Если да - топай, если нет - топай» Игровое упражнение «Мячик лови, словечко говори» Озвучивание правил и совместное обсуждение с детьми - Упражнение «Принимаем правила» - Игра «Волшебное зеркало» |
3. «Радость это …» | Учить детей проявлять свое эмоциональное состояние при помощи речевых и неречевых средств общения | Обучить умению чувствовать эмоциональный настрой товарища Расширять представления о доброжелательном отношении к окружающим | - Игровое упражнение «Я хороший, ты хороший» - Игра «Вагончики ласковых имен» - Игровая ситуация «У меня радость» - Обсуждение ситуации - Игровое упражнение «Я радуюсь когда» - Пластилинография «Цветы радости» |
2 этап
Тема занятия | Цель | Задачи | Содержание |
1. «Мое настроение» | Познакомить детей с понятием «настроение» со способами его выражения | Обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого | - Упражнение «Ласковые слова» - Игровая ситуация «Расстроенный гномик» - Игровое упражнение «Подарим добрые слова» - Игра «Обезьянки» - Прощание «Пирамида Дружбы» |
2. «Волшебные слова» | Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения | Умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета(взгляд, доброжелательный тон, расположение партнеров лицом друг к другу) | - Игровое упражнение «Доброе животное» - Игровая ситуация «Волшебные замочки» - Обсуждение ситуации - Знакомство с правилами вежливого общения: улыбка, обращение по имени, смотреть при разговоре на друга - Упражнение «Подари комплимент» |
3. «Приятные сюрпризы» | Развивать умение четко, ясно, выразительно в речи высказывать свое коммуникативное намерение Развивать умение внимательно слушать собеседника | Обучить детей уместному использованию слов благодарности Развитие доброжелательных отношений между детьми | - Упражнение «Дружба начинается с улыбки» - Игровая ситуация «Вежливый ёж» - Обсуждение ситуации - Игровое упражнение «Я хочу подарить подарок» - Рисование детьми воображаемых подарков - Прощание «Солнечные лучики» |
З этап
Тема занятия | Цель | Задачи | Содержание |
1 «Друг в беде не бросит» | Раскрыть значимость эмоциональной поддержки товарищам, которая может быть выражена в словах и делах | Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим взрослым | - Игровое упражнение «Какой я сегодня» (Определение эмоционального состояния детей) - Упражнение «Ниточка нас связала» - Прослушивание песенки «Настоящий друг», обсуждение качеств, необходимых для дружбы - Рисование «Подарки друг другу» - Прощание «Пирамида Дружбы» |
2.«Добрые поступки, злые дела» | Учить детей различать понятия «добро» и «зло» Побуждать к проявлению сопереживания по отношению к окружающим | Учить проявлять свои эмоции, и чувствовать эмоциональный настрой товарища Развитие навыков общения со взрослыми и детьми | - «Мне нравится в тебе» (проявление доброжелательности по отношению к окружающим) - Игровое упражнение «Тепло наших рук» (положительный настрой на работу) - Игровая ситуация «Добрый поступок или злое дело» - Обсуждение ситуации - Упражнение «Список добрых поступков» - Прощение «Мы молодцы» |
3. «День рождения» | Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности Развивать групповую сплоченность, общий эмоциональный настрой | Побуждать детей быть внимательными по отношению к окружающим Развивать умение «слышать» собеседника, проявлять к нему уважение | - Игровое упражнение «Я начну, а ты продолжи» - Игровая ситуация «Как можно поздравить друга» - Обыгрывание ситуации - Коллективная работа «Подарок для Вини - Пуха» - Прощание «Солнечные лучики» |