Система работы педагога-психолога по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Митрофанова Оксана Владимировна

В данной разработке представленна система работы по развитию коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Система предполагает работу с детьми, родителями и педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы педагога психолога по реализации технологии «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Система работы с родителями

Мероприятие

Цель

Задачи

Содержание,

методы и приемы

Ожидаемый результат

1. Консультация

«Наши дети»

 

Ознакомление родителей со способами общения с детьми

 - Развивать умение слушать собеседника

 - Развивать умение вести беседу

 - Снятие эмоциональной напряженности

 - Консультирование на тему «Мы такие разные»

 - Упражнение

«Какой он, ребенок с фотографии»

Рассматривание фотографий и примерное описание характера и поведения ребенка

Повышение психологической компетентности родителей в  вопросах общения с ребенком

2. Круглый стол с родителями

«Не бойтесь разговаривать с ребенком»

Развивать умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения

 - Ознакомление родителей со способами общения с детьми в проблемной ситуации

 - Снятие эмоционального и психологического барьера

 - Консультирование на тему «Умеем ли мы общаться с детьми?»

 - Упражнение

«Вернемся в детство»

Проигрывание ситуации общения с ребенком в свободное время

 - Мама, купи игрушку!

 - Не хочу здороваться.

 - Не будь жадным.

Овладение родителями умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру, не перебивать его

 Повышение уровня психологической культуры в вопросах воспитания детей

3.Практическое занятие с родителями

«Уроки вежливости»

Развитие умения вести себя при общении, в соответствии с нормами этикета

Развитие коммуникативных способностей

 - Развивать умение слушать собеседника, не перебивая его

 - Развивать умение устанавливать контакт с собеседником

 - Обучить адекватному поведению в конфликтной ситуации

 - Консультирование на тему «Без вежливости ни шагу»

 - Упражнение «Волшебная палочка»

Умение при помощи вежливых слов находить выход из нестандартной ситуации

 - поход в магазин

 - поездка в транспорте

 - Упражнение

«Составим памятку по вежливому общению»

 Овладение умением вести беседу, ориентироваться в партнерах по общению

Применение полученных умений при взаимодействии с окружающими

4.Консультация «Взрослые глазами детей»

Развивать умение «слышать» своего ребенка и видеть в нем партнера по общению

 - Обучить родителей выбору правильной тактики поведения в общении с детьми

 - Развивать умение работать в группе людей, преодолевая барьер неуверенности

 

 - Консультирование на тему «Взрослые глазами детей»

 - Упражнение «Я начну, а ты продолжи»

Дополнение родителями предложения о том: «Какой я родитель»

 - Прослушивание магнитофонной записи с высказываниями детей

Овладение родителями умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру, не перебивать его

Овладение умением высказывать свою точку зрения и отношение к определенным вопросам

5. Тренинговое занятие «Чудо - дерево»

Развивать умение работать в группе людей, применяя навыки сотрудничества

 - Развивать умение передавать свое эмоциональное состояние и понимать эмоциональный настрой другого

 - Развивать умение в словесной форме охарактеризовать полученные знания

 

 - Упражнение «Путаница»

 - Беседа с родителями

 - Упражнение

«Ура! Появились плоды»

 Овладение родителями навыкам сотрудничества

 

Реализация полученных знаний и умений в процессе общения с ребенком

6. Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению игры

 «Наша дружная семейка»

 - Определение межличностных отношений в семье

 - Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности

 - Определение ролей, отведенных родителям и детям в семейном общении

 - Развитие умения словесно поделиться секретами изготовления поделок и впечатлениями от совместных игр

 - Изготовление игр

 - Впечатления родителей о том, как дети играли в игру

  Умение видеть в ребенке партнера по общению

Овладение умением вести с ребенком непринужденную беседу, реализация полученных ранее навыков сотрудничества

Система работы с педагогами

Мероприятие

Цель

Задачи

Содержание,

методы и приемы

Ожидаемый результат

1. Консультация

«Секреты общения»

Ознакомление с условиями, влияющими на положительное общение с детьми

 - Ознакомление с понятием «общение», его сущностью

 - Снятие барьеров эмоциональной напряженности при общении с окружающими

 - Консультирование на тему «Секреты общения»

 - Упражнение

 «Закончи фразу»

Методом дополнения дать характеристику общению

 - Упражнение

«Встреча друзей»

Изображение встречи двух близких людей - объятия, улыбки и т.д.

Повышение профессиональной коммуникации педагогов

Овладение умением использовать при общении невербальные средства

2. Семинар - практикум «Развитие коммуникативных умений воспитателей - залог успешности педагогической деятельности»

Обучение педагогов устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств общения

 - Обучить педагогов умению выслушивать собеседника, проявлять заинтересованность при общении

 - Развивать умение при общении проявлять навыки сотрудничества (умение распределять роли, договариваться)

 - Развивать умение уважать мнение окружающих

 - Упражнение

«Снежный ком»

Назвать свое имя и личностное качество, соответствующее первой буква имени

 - Обсуждение творческих заданий педагогов

 - Упражнение «Поздороваемся»

В хаотичном порядке, ходя по зале, участники по команде ведущего здороваются

 - как друзья

 - как коллеги

 - как малознакомые люди

 - Ролевая игра «Репка»

 - Обсуждение педагогами, какие качества необходимы для сотрудничества.

 Освоение педагогами практических умений общаться

3. Тренинговое занятие «Волшебная лесенка»

Развивать умение выражать свою личность, сохранять особенности своего педагогического «Я»

 - Развивать умение вести дискуссионную беседу

 - Развивать умение ориентироваться в партнерах по общению

 - Дискуссионная беседа «Какой я?»

Игровая ситуация

 - Упражнение «Волшебная лесенка»

Определение педагогом собственного «Я» в педагогическом процессе

 - Игра «Спрут»

Играющие, принимая на себя неозвученную роль, в процессе общения должны определить роль каждого играющего

Освоение педагогами умения вступать в диалог

Преодоление барьеров неуверенности и скованности при общении

4. Совместная деятельность педагогов «Что для вас общение?»

Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности

 - Учить педагогов работать в группах , создавая проект совместной деятельности

 - Развивать умение «слышать» своего партнера

Развивать риторические способности

 - Работа в группах по созданию проектов

  • Замок общения
  • Созвездие общения
  • Букет общения

- Презентация педагогами проектов

 - Упражнение

 «Лучики солнца»

Освоение умения договариваться во время выполнения совместной работы

Освоение умения выразительно и ярко презентовать продукт совместной деятельности

Система работы с детьми

1 этап

Тема занятия

Цель

Задачи

Содержание

1. «Познакомимся, друзья»

Ознакомление детей с основными проявлениями человеческих эмоций

Учить использовать в речи детей ласковые слова

Учить подражать действиям взрослого для дальнейшего самостоятельного использования  

 - Упражнение

«Я хороший, ты хороший»

 - Упражнение «Именной поезд»

 - Упражнение «Радостные зайчики», «Грустные гномики»

 - Игра «Вместе весело шагать»

2. «Учимся общаться»

Ознакомление детей с основными правилами ведения диалога

Обучить детей умению слушать окружающих людей

 - Игровое упражнение «Если да - топай, если нет - топай»

Игровое упражнение «Мячик лови, словечко говори»

Озвучивание правил и совместное обсуждение с детьми

 - Упражнение «Принимаем правила»

 - Игра «Волшебное зеркало»

3. «Радость это …»

Учить детей проявлять свое эмоциональное состояние при помощи речевых и неречевых средств общения

Обучить умению чувствовать эмоциональный настрой товарища

Расширять представления о доброжелательном отношении к окружающим

 - Игровое упражнение

 «Я хороший, ты хороший»

 - Игра

«Вагончики ласковых имен»

  - Игровая ситуация

«У меня радость»

 - Обсуждение ситуации

 - Игровое упражнение «Я радуюсь когда»

 - Пластилинография «Цветы радости»

2 этап  

Тема занятия

Цель

Задачи

Содержание

1. «Мое настроение»

Познакомить детей с понятием «настроение» со способами его выражения

 Обучить детей умению выражать свое настроение и чувствовать эмоциональное состояние другого

 - Упражнение «Ласковые слова»

 - Игровая ситуация «Расстроенный гномик»

 - Игровое упражнение «Подарим добрые слова»

 - Игра «Обезьянки»

 - Прощание

«Пирамида Дружбы»

2. «Волшебные слова»

Обучить детей устанавливать контакт с помощью речевых (обращение по имени, комплимент) и неречевых (улыбка, контакт глаз) средств общения

Умение вести себя в общении в соответствии с нормами этикета(взгляд, доброжелательный тон, расположение партнеров лицом друг к другу)

 - Игровое упражнение «Доброе животное»

 - Игровая ситуация «Волшебные замочки»

 - Обсуждение ситуации

 - Знакомство с правилами вежливого общения: улыбка, обращение по имени, смотреть при разговоре на друга

 - Упражнение «Подари комплимент»

3. «Приятные сюрпризы»

Развивать умение четко, ясно, выразительно в речи высказывать свое коммуникативное намерение

Развивать умение внимательно слушать собеседника

Обучить детей уместному использованию слов благодарности

Развитие доброжелательных отношений между детьми

 - Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

 - Игровая ситуация      «Вежливый ёж»

 - Обсуждение ситуации

 - Игровое упражнение «Я хочу подарить подарок»

 - Рисование детьми воображаемых подарков

 - Прощание

«Солнечные лучики»

 З этап

Тема занятия

Цель

Задачи

Содержание

1 «Друг в беде не бросит»

Раскрыть значимость эмоциональной поддержки товарищам, которая может быть выражена в словах и делах

 Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим

Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим взрослым

 - Игровое упражнение «Какой я сегодня» (Определение эмоционального состояния детей)

 - Упражнение

«Ниточка нас связала»

 - Прослушивание песенки «Настоящий друг», обсуждение качеств, необходимых для дружбы

 - Рисование «Подарки друг другу»

 - Прощание

 «Пирамида Дружбы»

2.«Добрые поступки, злые дела»

Учить детей различать понятия «добро» и «зло»

Побуждать к проявлению сопереживания по отношению к окружающим

Учить проявлять свои эмоции, и чувствовать эмоциональный настрой товарища

Развитие навыков общения со взрослыми и детьми

 - «Мне нравится в тебе» (проявление доброжелательности по отношению к окружающим)

 - Игровое упражнение

«Тепло наших рук» (положительный настрой на работу)

 - Игровая ситуация «Добрый поступок или злое дело»

 - Обсуждение ситуации

 - Упражнение

 «Список добрых поступков»

 - Прощение «Мы молодцы»

3. «День рождения»

Развитие коммуникативных навыков в совместной деятельности

Развивать групповую сплоченность, общий эмоциональный настрой

Побуждать детей быть внимательными по отношению к окружающим

Развивать умение «слышать» собеседника, проявлять к нему уважение

 - Игровое упражнение

«Я начну, а ты продолжи»

 - Игровая ситуация

«Как можно поздравить друга»

 - Обыгрывание ситуации

 - Коллективная работа

«Подарок для Вини - Пуха»

 - Прощание

«Солнечные лучики»