Адаптационный период в школе.

Мычкова Наталья Анатольевна

Адаптационный период в школе.

 

Стратегическая цель психопрофилактической работы – содействие школьной адаптации учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_adaptatsionnyy_period.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптационный период в школе Стратегическая цель психопрофилактической работы – содействие школьной адаптации учащихся.

Слайд 2

Адаптация первоклассников познакомить детей друг с другом, создать общую доброжелательную атмосферу в классе, дать возможность детям почувствовать себя членами нового сообщества - класс. Цель на первом этапе адаптационного периода -

Слайд 3

На втором этапе над режимом дня школьника, ребята получают первый опыт учебного сотрудничества в группах. На третьем этапе обсуждение возможных критерии оценки учебной работы (правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и др.) и способы, как всего это можно достичь. Четвертый этап адаптационного периода первоклассников посвящен контролю освоения введенных ранее правил и приемов работы.

Слайд 4

На заключительном этапе ребята обмениваются впечатлениями о первых школьных днях, рисуют, что им больше всего запомнилось и понравилось в школе, распределяют общественные поручения. Заканчивается адаптационный период первоклассников праздником «Посвящение в ученики».

Слайд 5

Адаптация пятиклассников Первый этап адаптационного периода пятиклассников посвящен знакомству ребят друг с другом, изучению друг друга. Осознание различий в позициях «ученик начальной школы» и «ученик средней школы». На втором этапе адаптационного периода умения принимать чужое мнение и корректировать свои действия для лучшего понимания их другими людьми.

Слайд 6

Третий этап адаптационного периода пятиклассников связан с осознанием появления нового сообщества - класс.

Слайд 7

Создание портрета класса

Слайд 9

Результаты диагностики по методике «Рисунок семьи»

Слайд 12

Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе Учителю и родителям необходимы совместные встречи Учителям - предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Рекомендации учителю.

Слайд 13

Психолого-педагогическое сопровождение 1 «А» и 1 «Б» классов Адаптационный период в начальной школе

Слайд 14

1 «А» класс Посещение уроков и наблюдение за поведением и деятельностью учащихся показали, что в целом ребята хорошо подготовлены к школе. Имеются некоторые несоответствия поведения общепринятым нормам, предусмотренным в школе, однако дети быстро усваивают школьные правила, дисциплина в классе хорошая.

Слайд 15

1 «А» класс С 1 «А» проводились тренинги, в ходе которых дети становились более сплоченными и которые способствовали улучшению эмоционального состояния учащихся, пробуждению в них креативности. Детям предлагалось выполнить следующие задания: Нарисовать себя. Тема рисунка: «Я – первоклассник». Листок белой бумаги раскрасить в тот цвет, который больше всего нравится. Склеить листки между собой, чтобы получить большой портрет класса. Наклеить себя в любое место на этой газете.

Слайд 16

1 «А» класс. Рисунки детей

Слайд 17

1 «А» класс По результатам работы было выявлено, что большинство детей уверены в себе, с помощью цветов они еще раз подтвердили мнение психолога о том, к какому типу темперамента их можно отнести и с какими характеристиками впоследствии надо будет работать. Все дети охотно принимали участие в деятельности класса, радостно изображали себя и старались помочь приклеить рисунки к листу, давали друг другу советы по поводу того, как лучше себя расположить. Таким образом, адаптационный период у учащихся 1 «А» протекает достаточно гладко, ребята хорошо относятся друг к другу. С ребятами, проявившими признаки тревожности, будет проведена дополнительная работа.

Слайд 18

1 «А» класс. Результат тренинга «Я – первоклассник»

Слайд 19

1 «Б» класс В рамках психологического сопровождения адаптационного периода в течении сентября-октября с учащимися 1 «Б» класса были проведены следующие мероприятия: 1. Посещение уроков с целью знакомства с классом, наблюдения за поведением и деятельностью учащихся. Итог: на занятиях отмечалась спокойная, дружелюбная атмосфера, настроенность детей на выполнение заданий, умение слушать и слышать инструкции взрослого и правильно выполнять их. 2. Проведен цикл групповых психопрофилактических занятий по содействию школьной адаптации учащихся 1 «Б» класса, в течение которых были рассмотрены такие темы, как: «Кто такой школьник?», «Школьный распорядок», «Школьные правила», «Предметы и учителя», «Наш класс», «Наша школа». На протяжении всей работы отмечалась активность учащихся, их включенность в деятельность и интерес к занятиям. Были отмечены дети, проявляющие признаки тревожности. На фотографиях представлены фрагменты занятий:

Слайд 20

1 «Б» класс. Фрагменты занятий:

Слайд 21

1 «Б» класс. Фрагменты занятий:

Слайд 22

1 «Б» класс. Результаты диагностики 3. Проведена групповая диагностическая работа по оценке сформированности у учащихся когнитивных процессов, определяющих эффективность овладения учебной программой. Как видно из диаграмм, ребята показали достаточно хорошие результаты, следовательно, овладение учебной программой будет проходить успешно.

Слайд 23

4. Анализ анкет, выполненных родителями учащихся и предоставленных психологической службе медицинским работником, показал, что: изменения в настроении в сторону неустойчивости отмечены родителями у 20% учащихся; в поведении – у 5%. Уравновешеннее в поведении стали 25% учащихся, хорошее настроение преобладает у 80%. Частое утомление отмечается у 15%. Нарушений сна с приходом в школу не выявлено. Аппетит улучшился у 20%, ухудшился – у 15%, остался без изменений у 65% учащихся. Появление капризности/плаксивости, а также других жалоб отмечается у 5%. Выводы: процесс адаптации учащихся 1 «Б» класса проходит достаточно успешно, все условия для благоприятного прохождения этого периода созданы. Одни дети приспосабливаются к новому образу жизни быстрее, другие – чуть медленнее, что является нормальным процессом. С учащимся, испытывающими некоторые затруднения, будет проведена индивидуальная работа или работа в микрогруппах.