Главные вкладки

    Учебно-методический материал «Суицид, как форма отклоняющегося поведения у подростков»

    Лахмытко Наталья Михайловна

    Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАОУ «Учебно-методический центр»

    Учебно-методический материал

    «Суицид, как форма отклоняющегося поведения у подростков»

    Подготовила

    Руководитель социально-психолого-педагогической службы,

     педагог-психолог

    Лахмытко Наталья Михайловна

    Наро-Фоминск, 2013 г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….2

    ГЛАВА 1 Суицид, как форма отклоняющегося поведения у подростков

    1.1 Определение суицидального поведения……………………………..4

    1.2 Возрастные особенности суицидального поведения………………..8

    1.3 Суицидальные мотивации……………………………………………..11

    ГЛАВА 2 Эмпирическое изучение проблемы суицидального поведения среди подростков

    2.1 Организация и методы исследования отклоняющегося поведения подростков…………………………………………………………………….14

    2.2 Признаки суицидальных наклонностей (метод наблюдения и беседы)…21

    2.3 Разработка конспекта занятия с элементами тренинга с подростками в целях профилактики суицида «Жизненные ценности»……………………….24

    Заключение……………………………………………………………………….31

    Список литературы……………………………………………………………..32

    Введение

    Cамоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек.

    Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

    На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. Рост числа самоубийств мы видим и в настоящее время.

    Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.

    Суицид, умышленное самоповреждение со смертельным исходом. Исключительно человеческий акт, суицид встречается во всех культурах.

    Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, особенно большой депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

    Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что официальная статистика недооценивает действительное число суицидов.

    Объект исследования:  подростки.

    Предмет исследования: особенности суицидального поведения подростков.

    Цель работы: исследование особенностей суицидального поведения подростков, как формы отклоняющегося поведения.

    Задачи исследования:

    1.        Изучить и проанализировать литературу по проблеме суицидального поведения.

    2.        Рассмотреть основные теоретические направления в изучении суицидального поведения.

    3.        Подобрать методики для проведения эмпирического исследования личностных качеств подростков, влияющих на принятие решение о суициде (агрессивность, склонность к отклоняющемуся поведению).

    4.        Разработать конспект заняьтия с элементами тренинга с подростками в целях профилактики суицида «Жизненные ценности».

         Гипотеза исследования: Уровень суицидального риска взаимосвязан с некоторыми адаптационно – личностными качествами человека.

    ГЛАВА 1 Суицид, как форма отклоняющегося

    поведения у подростков

    1.1 Определение суицидального поведения

          Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Для некоторых людей она приобретает особое значение.

          Суицидальное поведение в настоящее время является глобальной общественной проблемой. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400-500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток - в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

          Самоубийство, суицид (лат. "себя убивать") - это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

          В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.

          Суицидальное поведение - осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют: » собственно суицидальные действия; » суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

          Таким образом, суицидальное поведение реализуется одновременно во внутреннем и внешнем планах.

          Суицидальные действия включают суицидальную попытку и завершенный суицид. Суицидальная попытка - это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Попытка может быть обратимой и необратимой, направленной на лишение себя жизни или на другие цели. Завершенный суицид - действия, завершенные летальным исходом.

          Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Пассивные суицидальные мысли характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти (но не на тему лишения себя Жизни как самопроизвольного действия), например: "хорошо бы умереть", "заснуть и не проснуться".

          Суицидальные замыслы - это более активная форма проявления суицидальности. Тенденция к самоубийству нарастает в форме разработки плана: продумываются способы, время и место самоубийства. Суицидальные намерения появляются тогда, когда к замыслу присоединяется волевой компонент - решение, готовность к непосредственному переходу во внешнее поведение.

          Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их Реализации называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый нресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). В случаях продолжительного пресуицида процесс развития внутренних форм суицидального поведения отчетливо проходит описанные выше этапы. При острых пресуицидах последовательность не обнаруживается и можно наблюдать появление суицидальных замыслов и намерений сразу же. Типология суицидов

          Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые [6, 12, 17]. Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

          Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

          Скрытый суицид (косвенное самоубийство) - вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни "по собственному желанию", а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

          В связи с этим танатолог Э. Шнейдман [25] различает две характеристики личности: суицидальность и летальность. Суицидальностъ означает индивидуальный риск самоубийства. Летальность связана со степенью опасности человека для себя вообще, его самодеструктивностью.

          Различия в классификациях видов суицидального поведения отражают многообразие форм рассматриваемой реальности. А.Г.Амбрумова выделяет: самоубийства - истинные суициды, а также попытки самоубийства - незавершенные суициды. Брукбенк говорит о суициде как намеренном самоубийстве и парасуициде как акте намеренного самоповреждения без смертельного исхода. По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение у подростков бывает демонстративным, аффективным и истинным. Е. Шир различает: преднамеренное суицидальное поведение, неодолимое, амбивалентное, импульсивное и демонстративное [12, с. 128].

          Э.Дюркгейм [19, с. 239] делил самоубийства на виды в зависимости от особенностей социальных связей индивида. "Аномическое" самоубийство происходит в результате тяжелых разногласий между личностью и окружающей ее средой. "Фаталистическое" самоубийство имеет место в случае личных трагедий, например смерти близких, потери работоспособности, несчастной любви. "Альтруистическое" самоубийство совершается ради других людей или во имя высокой цели. Наконец, "эгоистическое" самоубийство является уходом от неблагоприятных ситуаций - конфликтов, неприемлемых требований.

          В.А.Тихоненко [19], принимая во внимание степень желаемо-сти смерти, дополнил суицидальную попытку несколькими связанными видами поведения. Во-первых, он выделяет демонстративно-шантажное суицидальное поведение, имеющее своей целью демонстрацию намерения умереть. Во-вторых, автор говорит о самоповреждении или членовредительстве, которые вообще не направляются представлениями о смерти и ограничиваются лишь повреждением того или иного органа. В-третьих, подобное поведение может быть просто результатом несчастного случая.

          Таким образом, диагностика суицидального поведения должна основываться на точной оценке степени желаемости смерти. Например, самопорезы бритвой в области предплечья могут быть отнесены: а) к числу истинных суицидальных попыток, если конечной целью была смерть от кровопотери; б) к разряду демонстративно-шантажных покушений, если целью было продемонстрировать окружающим намерение умереть; в) к самоповреждениям, если цель ограничивалась желанием испытать физическую боль или усилить состояние наркотического опьянения путем кровопотери; г) к несчастным случаям, если, к примеру, по бредовым соображениям самопорезы преследовали цель "выпустить из крови бесов".

          Несмотря на очевидную уникальность каждого случая, самоубийства имеют ряд общих характеристик. Суицидальное поведение, как правило, сопровождается стрессоген-ным характером жизненной ситуации и фрустрацией ведущих потребностей. Для суицидента характерны: невыносимость страданий, поиск выхода из ситуации, переживание безнадежности ситуации и собственной беспомощности, аутоагрессия, амбивалентное отношение личности к суициду, искажение воспринимаемой реальности - зацикленность на проблеме, "туннельное зрение". Все это приводит к сужению выбора до бегства в "суицид". При этом суицидальное поведение, как правило, соответствует общему стилю жизни и личностным установкам.

    1.2 Возрастные особенности суицидального поведения

     

          Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

          Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т. е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам [4, 5, 15].

          По данным исследования А. Г. Амбрумовой 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение [12, с. 131].

          Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины "суицид" и "суицидальное поведение" в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

          Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.

          Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страхи, неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации. Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь многие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий [4]. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. А. Е.Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи [13, с. 73]. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд "братания" [13, с. 132]. А.Е.Личко, А.А.Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14-18 лет, пришли к выводу, что у 49 % суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции [13, с. 133]. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К "детским" признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.

          В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я.Жезловой [11], в предпубертатном возрасте преобладают "семейные" проблемы, а в пубертатном - "сексуальные" и "любовные".

          Другим чрезвычайно важным фактором, к сожалению относительно мало изученным, выступает влияние подростковой субкультуры. Так, в ответ на сообщения в СМИ в 1999 г. о самоубийстве Игоря Сорина, лидера молодежной поп-группы "Иванушки интернешнл", несколько девочек-подростков последовали примеру своего кумира.

          После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

          Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.

          Пожилой возраст сталкивается с такими серьезными социально-психологическими проблемами, как одиночество, окончание профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи и друзей и т.д. Депрессия у пожилых людей характеризуется чувством усталости, фатальностью и безнадежностью. Безнадежность проявляется в стойком желании умереть. В силу ряда причин пожилой возраст является одним из наиболее подверженных суицидальному поведению.

    1.3 Суицидальная мотивация

     

          Внешние и внутренние условия облегчают возникновение суицидального поведения, но не предопределяют его. Действительными причинами, "запускающими" суицид, являются внутренние мотивы.

          Нередко суицидальная мотивация имеет форму эмоционального отклика на кризисную ситуацию. Типичными обрушивающимися на личность событиями являются утрата близкого человека, развод или разлука. Потеря работы или здоровья, угроза уголовного наказания или разоблачения также способствуют возникновению суицидального поведения. Иногда подобные реакции следуют за крупными успехами - продвижением по службе, резко возросшей ответственностью, достижением заветной цели и т. п.

          В различных ситуациях могут действовать разные мотивы суицидального поведения [6]: протест; месть; призыв (внимания, помощи); избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ (от существования).

          Например, в суицидальных попытках подростков можно выделить следующие побуждения. Это может быть сигнал дистресса: "Заметьте меня, я очень нуждаюсь в вашей помощи". Также подросток может пытаться манипулировать другими, например девочка принимают большую дозу таблеток, чтобы заставить своего друга вернуться к ней. Другой вариант - стремление наказать других, возможно, сказать родителям: "Вы пожалеете, когда я умру". Реакция на чувства сверхсильного стыда или вины, стремление избежать столкновения с чрезвычайно болезненной ситуацией; действие ЛСД и других наркотиков - все это примеры мотивирующих факторов.

          Нередко подчеркивается тесная связь между суицидом и любовным влечением. Смерть в этом случае может иметь особый смысл для любящего человека - возможность воссоединиться с любимым после смерти или обрести ту любовь, на которую он тщетно надеялся при жизни. При страстной влюбленности суицидальное поведение является попыткой восстановить утраченный над собой контроль, снять невыносимое напряжение.

          Сейр [14], анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделил четыре основные причины самоубийства: » изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется); » беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя); » безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего); » чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

          С другой стороны, суицидальное поведение личности является тяжелым испытанием для окружающих. Можно говорить о феномене, схожем с со-зависимостью. Суицид изменяет жизнь всей семьи, делает ее своим заложником. Часть эмоциональных переживаний людей, близких суициденту, кратковременна, другие продолжаются долгие годы, некоторые - всю жизнь. Каждый член семьи платит за это определенную психологическую цену. К.Лукас и Г. Сейген [16, с. 66] называют это сделками. Наблюдаются следующие модели нежелательного поведения в ответ на самоубийство близкого человека: » поиск тех людей, которые могут быть ответственны за смерть покончившего с собой - вместо принятия произошедшего как личной воли суицидента; » принятие траура на долгие годы - вместо того, чтобы продолжать жить; » переживание вины и самобичевание; » соматизация - уход в болезнь вместо спонтанного выражения чувств; » самоограничение - уход от радостей жизни; » бегство в работу, в сексуальные связи, в аддикцию - вместо того, чтобы признать и выразить свои чувства; » наконец, новый суицид - "ты умер, значит, умру и я".

          Таким образом, близких суициденту людей переполняют сильные чувства скорби, вины и гнева, защищаясь от которых, они сами начинают вести себя аутодеструктивно.

          В заключение обсуждаемой темы целесообразно еще раз обратить внимание на сложный комплексный характер суицидального поведения. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, мы, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

    ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

    2.1 Организация и методы исследования отклоняющегося поведения у подростков

    Исследование может быть организовано и проведено  в  два этапа.

    На первом этапе исследования проводится диагностика по указанным ниже методикам.

    На втором этапе обрабатываются полученные результаты исследования, разрабатываются рекомендации по профилактике  суицида  среди  подростков, конспекты занятий.

    Методики исследования:

     1.Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).[1] 

      2.Методика диагностики психических состояний  Г. Айзенка.[2]

      3.Методика Определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).[3]

    4. «Тест на суицид».

    Тестирование в зависимости от специфики работы может проводится как в индивидуальной форме, так и в групповой.

    Далее приведем описание применяемых психодиагностических методик.

    1. Самооценка форм агрессивного поведения (модифицированный вариант Басса-Дарки).

    А. Бассом и А. Дарки в 1957г. был предложен опросник, состоящий из 8 субшкал, которые они считают важными показателями агрессии.

    Опросник Басса—Дарки — одна из наиболее популярных в зарубежной и отечественной психологии методик для исследования агрессии. Согласно известным представлениям, агрессия является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных и трудных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. 

    Глубинным психологическим содержанием любого вида напряженности - личностной или межгрупповой - является, на наш взгляд, выражение агрессивности. Следовательно, готовность к агрессии может повышаться в результате столкновения личности со сложными условиями действительности. Такое объяснение позволяет нам рассматривать «агрессивность», как специфический механизм регуляции, который строится на основе первичных эмоциональных реакций и который в определенных ситуациях может достичь степени враждебности, потребности в деструкциионном поведении, и как следствие повышении уровня агрессивности  в  период  дезадаптации.

    А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

    1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

    2. Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

    6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

    7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

    Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

    При составлении опросника использовались принципы:

    1.  Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

    2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

     Обработка опросника Басса-Дарки производится при помощи индексов различных форм агрессивных и враждебных реакций, которые определяются суммированием полученных ответов. Ответы оцениваются по восьми шкалам. Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6, 5-7 плюс-минус 3.  

    2. Методика диагностики психических состояний Г. Айзенка.

    Данная методика содержит описание различных психических состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то-1 балл; если не подходит-0 баллов. Вопросы методики подразделены на четыре группы вопросов:

    1.Тревожность.

    2. Фрустрация.

    3. Агрессия.

    4. Ригидность.

    При обработке, полученных данных будет интересовать третья группа вопросов, характеризующая проявления уровня агрессии испытуемых.

    0 – 7 баллов. Низкий уровень проявления агрессии.

    8 -14 баллов. Средний уровень проявления агрессии.

    15 – 20 баллов. Высокий уровень проявления агрессии.

    3. Методика Определения склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

    Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.                            Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

    Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

    Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.

    Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.

    Таким образом, методика включает два варианта, содержащие следующие наборы шкал.  

    4.ТЕСТ «СР-45»

    Инструкция: Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего здоровья и характера. Если Вы согласны с утверждением,

    поставьте « (плюс) в бланке для ответов
    в клеточке с номером данного вопроса,

     если не согласны – поставьте «–» (минус).

    Утверждения

    1.      1.

    Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторой ситуации?

    1.      2.

    Жизнь иногда хуже смерти.

    1.      3.

    В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.

    1.      4.

    Меня многие любят, понимают и ценят.

    1.      5.

    Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

    1.      6.

    Я не думаю, что сам могу оказаться в безнадежном положении.

    1.      7.

    Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или не найти.

    1.      8.

    Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы сможете жить дальше?

    1.      9.

    Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

    1.    10.

    В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это ни стоило.

    1.    11.

    Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком.

    1.    12.

    У меня, в принципе, нет недостатков.

    1.    13.

    Может быть, дальше я жить не смогу.

    1.    14.

    Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой.

    1.    15.

    Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни.

    1.    16.

    Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни.

    1.    17.

    Мне не нравится играть со смертью в одиночку.

    1.    18.

    Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим.

    1.    19.

    Я пробовал разные способы ухода из жизни.

    1.    20.

    В критический момент я всегда могу справиться с собой.

    1.    21.

    В школе я всегда отличался только хорошим поведением.

    1.    22.

    Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение.

    1.    23.

    Вокруг меня достаточно много нечестных людей.

    1.    24.

    Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой.

    1.    25.

    Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение.

    1.    26.

    Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний.

    1.    27.

    Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война.

    1.    28.

    Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть.

    1.    29.

    Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет.

    1.    30.

    Никому никогда не писал предсмертную записку.

    1.    31.

    Однажды пытался покончить с собой.

    1.    32.

    Никогда не бывает безвыходных ситуаций.

    1.    33.

    Пробовал покончить с собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли.

    1.    34.

    Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела.

    1.    35.

    Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир.

    1.    36.

    Могу оправдать любой свой поступок.

    1.    37.

    Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал.

    1.    38.

    Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из жизни добровольно.

    1.    39.

    Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых.

    1.    40.

    Однажды решался покончить с собой.

    1.    41.

    Меня беспокоит отсутствие чувства счастья.

    1.    42.

    Я никогда не иду на нарушение закона даже в мелочах.

    1.    43.

    Иногда мне хочется заснуть и не проснуться.

    1.    44.

    Однажды мне было очень стыдно из-за того, что хотелось бы уйти из жизни.

    1.    45.

    Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы это мне ни стоило.

    Спасибо за ответы!

    КЛЮЧ  К  ТЕСТУ СР-45

     

    Искренность (Ложь) Шкала L=N/10 ± 0,16     L < 0,6 ± 0,16 – принимается

    L > 0,7 – Не искренние ответы

     

     

    Шкала Sr

    Sr =N/40 ± 0,07

     

     

    Уровень Sr

    Уровень проявления

    Оценка

    Степень СР

    0,01 – 0,23

    Низкий СР

    5

     

    0,24 — 0,38

    Ниже среднего СР

    4

    СР только на фоне длительной
    Ψ Тр Ситуации.

    0,39 – 0,59

    Средний СР

    3

    Не высокая устойчивость к СР

    0,60 – 0,74

    Выше среднего СР

    2

    Высокий уровень СР. Возможность Сц в процессе адаптации.

    0,75 – 1,00

    Высокий СР

    1

    Очень высокий СР. Возможно переживают конфликт или Ψ Тр. Нуждаются в доп. Медико-психологической помощи.

    2.2. Признаки суицидальных наклонностей (метод наблюдения и беседы)

    Словесные признаки:

    Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

    1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

    2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

    3. Много шутить на тему самоубийства.

    4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

    Поведенческие признаки:

    1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

    2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

    – в еде — есть слишком мало или слишком много;

    – во сне — спать слишком мало или слишком много;

    – во внешнем виде — стать неряшливым;

    – в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

    – замкнуться от семьи и друзей;

    – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

    3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

    Ситуационные признаки

    Человек может решиться на самоубийство, если:

    1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

    2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

    3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

    4. Предпринимал раньше попытки суицида.

    5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

    6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

    7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

    Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

    1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

    2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

    3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

    4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

    5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

    Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

    • Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)
    • Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?
    • Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

    2.3. Разработка конспекта занятия с элементами тренинга для профилактики суицидальных наклонностей у подростков «Жизненные ценности»

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

    для  обучающихся 9 -11 классов

    «Жизненные ценности»

    Пояснительная записка.

    Методическая разработка занятия по теме «Жизненные ценности» из цикла занятий по курсу «Информационная работа» для учащихся 9-х, 11 классов, с использованием  ИКТ.

             Данная  тема является новым модулем из  цикла занятий по курсу «Информационная работа» в 9-х классах (профориентационный курс). Занятие разработано на основе курса «Планирование карьеры», «Альфаплан 2015», автором которого является  Борейша Владимир Болеславович. На занятии используются фрагменты из комплекта материалов для преподавателя и деловой тетради старшеклассника.

     ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: подвести к осознанию жизненных ценностей старшеклассников.

    ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

    1. Познакомить с понятием «Жизненные ценности»,  их классификацией, закрепить данное понятие.
    2. Активизировать и  развить навыки самопознания.
    3. Развить навыки самопрезентации и самовыражения.
    4. Развить навыки отстаивания своей позиции.
    5. Оптимизировать позитивную самооценку и Я - концепцию.
    6. Развить творческие способности.
    7. Снятие тревожности.

             Центральной методикой, которая лежит в основе занятия, является арт –упражнение «Мой личный герб». Это замечательное упражнение позаимствовано нами у Борейши В. Б. и представлено в некоторой модификации. Мы доработали методику возможностью выбора техники выполнения данного упражнения, где ребятам предоставляется альтернатива  изображения своего личного герба либо в технике коллажа, либо простого рисунка.   А также дополнили его возможностью презентовать или защитить свой герб жизненных ценностей перед аудиторией, тем самым усиливая и закрепляя ценностное осмысление подростков.  Упражнение «Колесо жизни» было несколько упрощено нами, у автора выполнение данного упражнения имеет несколько этапов и требует большего времени для осмысления. Упражнение «Сортировка» является уже нашей самостоятельной авторской разработкой.

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

    АКТУАЛЬНОСТЬ.

              Выбор данной категории учащихся обоснован тем, что именно в подростковом возрасте проблемы поиска смысла жизни и жизненных ориентиров становятся наиболее остры и актуальны.  Помимо этого, для старшеклассников важно не только определить жизненные приоритеты, но и презентовать их своим одноклассникам, т.к. общение и самопознание является ведущими в этом сложном возрасте.  Выполнение данных упражнений и методик позволяет ребятам глубже заглянуть в свою личность, заявить о себе, поднять самооценку,  стать более уверенным в своих силах, обрести смыслы своей жизни.

            Условия для реализации урока по теме «Жизненные ценности» должны быть следующими:

    1. Урок проводится  в классе или в кабинете психолога, с хорошим освещением, с достаточным количеством  посадочных мест.
    2. Предварительно перед началом урока пространство класса можно поделить на три зоны, разместив парты и стулья в классе таким образом, чтобы образовалось три группы учеников.

    Материалы и оборудование:

    1. Компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации темы занятия).
    2. Магнитофон и записи спокойной музыки (для практической части урока).
    3. Карточки с  названиями жизненных сфер и их содержанием.  
    4. Распечатанные на принтере бланки к методике «Колесо жизни».
    5. Заготовки – шаблоны гербов к методике «Мой личный герб».
    6. Цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ручки, ластики,  клей – карандаш,  старые журналы и ножницы (дети приносят сами на занятие)
    7. Магнитная доска, магниты.

    ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    В начале занятия демонстрируется 1 слайд презентации с название темы занятия.

    1. Теоретическая часть урока.

         Цель: Введение в новую тему. Познакомить с понятием «Ценности» и их разнообразием.

             1.1. СОДЕРЖАНИЕ: Ученикам задается вопрос: «Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?». Дети активно предлагают свои варианты от самых абсурдных до разумных.  Предложенные варианты ответов можно записать на доске. Но все дружно приходят к единому выводу. Далее ученики знакомятся с понятием «ценности».  

    После этого ученикам демонстрируется 2 слайд презентации: понятие жизненных ценностей.

    Ценности – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

    1.2. Затем ученикам можно предложить ответить на другой вопрос: «А какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?». Ответы также можно записать на доске или ватмане. Обычно дети называют два самых распространенных  варианта классификации ценностей человека - это материальные и духовные. После предложенных вариантов учащимся предлагается классификация ценностей в виде слайдовой презентации. Демонстрируется 3 слайд.

    Виды ценностей:

    1. Ценности могут быть  неосознаваемыми – в виде смутных ощущений, образов, смысловых облаков, - тогда человек пытается объяснить их стихами, рисунками, музыкой или танцем.
    2.  Они могут быть осознаваемыми, тогда человек может назвать их словами.

    Осознаваемые ценности, в свою очередь могут быть:

    1. реальными, и тогда человек поступает в соответствии с ними.
    2. Но могут быть и декларативными или нереальными: тогда человек говорит одно, а делает другое.

    Далее учащимся демонстрируется 4 слайд презентации.

    Кроме этого ценности еще бывают:

    1. Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
    2. Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
    3. Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
    4. Духовные -  вера в Бога, душевная  гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
    5. Эмоциональные -  открытость в общении, принятие людей такими какие они есть.
    6. Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
    7. Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
    8. Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
    9. Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
    10. Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.
    1. Практическая часть урока.
    1.   Демонстрируется 5 слайд презентации: сферы жизни человека.
    2. Упражнение«Сортировка». Цель: Развить навыки отстаивания своей позиции.  Познакомиться с содержанием жизненных ценностей.

    СОДЕРЖАНИЕ: Ребятам предлагается поделиться на 3 группы и раздаются карточки с названиями семи сфер жизни и их внутренним содержанием или ценностями и дается следующая инструкция: «Ваша жизнь состоит и будет состоять не только из одной работы по выбранной вами будущей профессии или еще не определенной, но и из других значимых сфер жизни, представленных на данном слайде. Я  вам предлагаю выполнить следующее задание: каждой группе нужно рассортировать по содержанию сфер жизни в соответствии с названиями. На выполнение задание вам дается 2 минуты». После того как ребята рассортируют карточки им предлагается выйти к доске и продемонстрировать свою работу, закрепив на магнитной доске полученный совместный результат, который обсуждается.

    1.  Методика «Колесо жизни». Цель: вербально и письменно закрепить систему жизненных приоритетов, развить навыки самопознания и самопрезентации.

    СОДЕРЖАНИЕ: Включается приятная музыка. Детям раздаются бланки с основными жизненными ценностями и предлагается ранжировка «на глаз» предъявленных сфер жизни от самого важного до второстепенного. Задание выполняется самостоятельно. После  выполнения задания индивидуально ученикам предлагается проговорить полученный результат в парах, т.к. на класс большинство детей не всегда охотно вербализируют свой результат, поскольку он еще достаточно неустойчив. В парах такая работа проводится более охотно. Рефлексия упражнения: детям задается вопрос: Трудно ли вам было определить для себя самое важное  в жизни или наоборот? У кого возникли трудности и почему?

    1.  Методика «Мой личный герб». Цель: развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации,  творческие способности, гармонизация внутреннего мира.  Оптимизировать самооценку.

    СОДЕРЖАНИЕ: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам  предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить  герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

    Внизу под гербом предлагается подобрать надпись для ленты, отражающую  в очень короткой форме ценности, принципы, позицию, девиз ученика.  Это может быть слово или фраза – на русском или другом языке.      

    РЕЗУЛЬТАТ: Дети с удовольствием занимаются изготовлением своих личных гербов. Подобного рода задания всегда вызывают у учащихся море позитивных эмоций. Даже самые «трудные» подростки с энтузиазмом принимаются за работу.  

    По ходу выполнения задания учащиеся нередко вступают в дискуссии и споры друг с другом. По окончании занятия можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы:  что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

    Это замечательное упражнение позаимствовано мною у Борейши Владимира Болеславовича. Я его дополнила возможностью презентовать или защитить свой герб жизненных ценностей перед аудиторией, тем самым усиливая и закрепляя ценностное осмысление подростков. 

    Рефлексия занятия. Цель: получить обратную связь от учеников, подвести итог занятия.  Бланки, каждый по очереди говорит или по желанию: что понравилось, а что нет.        

    Методы и техники, используемые на уроке.

    Использованные формы, приемы и методы работы на занятии:

    1. Диалог и дискуссия, мозговой штурм (выработка общего определения).
    2. Групповая, обучающая работа (упр. «Сортировка»).
    3. Индивидуальная работа и работа в парах (методика «Колесо жизни»).
    4. Индивидуальная творческая работа,  (арт - терапевтическая методика «Мой личный герб»).
    5. Обмен мнениями, впечатлениями (рефлексия).

    Данные методы и приемы  выбраны с учетом возрастных особенностей детей – подростков и с учетом репрезентативной системы восприятия учащихся:

    1. Визуальной репрезентативная система – слайдовая презентация темы (картинки, работы других ребят), информация на доске.
    2. Аудиальная репрезентативная  система – лекционная подача информации, релаксационная инструментальная музыка.
    3. Кинестетическая репрезентативная система – практический опыт, выполнение творческого задания.

    Заключение

    Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это поведение является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства – явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Однако для этого необходима дальнейшая разработка данной проблемы.

          Список литература

          1. Актуальные проблемы суицидологии // Сб. трудов Моск. НИИ психиатрии. - М., 1978. - Т. 78; 1981. - Т. 92.

          2. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. - М., 1976.

          3. Амбрумова А. Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 1996. - № 4.

          4. Амбрумова А.Г., Бородин СВ., Михлин А.С. Предупреждение самоубийств. - М., 1980.

          5. Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. - М., 1978.

          6. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. - М., 1980.

          7. Гилинский Я.И., Юнацкевич Я.И. Социологические и психологические основы суицидологии. - СПб., 1999.

          8. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоц. работы. - 1994. - № 1. - С. 44 - 52.

          9. Диагностика суицидального поведения: Метод, рекомендации / Сост. А. Г. Амбрумова, В. А.Тихоненко. - М., 1981.

          10. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М., 1994.

          11. Жезлова Л.Я. Об особенностях формирования суицидальных тенденций у больных шизофренией в детском и подростковом возрасте // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1978. - № 10.

          12. Кондратенко В. Г. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.

          13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л-, 1983.

          14. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

          15. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. - Женева; СПб., 1998.

          16. Лукас К., Сейген Г.М. Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. - М-, 2000.

          17. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. - М., 1999.

          18. Суицид: Хрестоматия по суицидологии / Сост. А. Н. Моховиков. - Киев, 1996.

          19. Суицидология: Прошлое и настоящее: Сб. статей / Сост. А. Н. Моховиков. - М., 2001.

          20. Телефон доверия в системе социально-психологической службы. - М., 1988.

          21. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. - М., 1978. - С. 59-71.

          22. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

          23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Суицидология: прошлое и настоящее. - М., 2001.

          24. Шир Е. Суицидальное поведение у подростков // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1984. - № 10.

          25. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы: Пер. с англ. - М., 2001.

          26. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001. - Т. 2.


    [1] Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. СПб.: 2002. С 80.

    [2] Методика диагностики психических состояний Г. Айзенка. Практическая психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. М.: АСТ.  2003. С. 141

    [3] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности

    и малых групп.- М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002.С 362.