Роль семьи в формировании здорового образа жизни младших школьников

Ооржак Айдана Данзыевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль семьи в формировании здорового образа жизни младших школьников Педагог-психолог МБОУ «НОШ» с. Хову-Аксы Маады А. Б.

Слайд 2

Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического здорового воспитания. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Здоровье – возможность организма адаптироваться к изменениям окружающей среды аспекты:

Слайд 4

Правильное питание и витаминизация Гигиена и режим дня Физическое здоровье Психоэмоциональное здоровье

Слайд 5

Здоровье критерии: Населения Рождаемость Заболеваемость Смертность Инвалидизация Продолжительность жизни Человека Антропометрические показатели Состояние функциональных систем организма Оценка иммунитета

Слайд 6

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Слайд 7

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Слайд 8

Валеология – наука о здоровье Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков ( по определению всемирной организации здравоохранения 1985 ).

Слайд 9

Валеология (лат. valeo - здравствуй, будь здоровым и logos – наука) Это комплексная, интегративная наука, базирующая на медицине, физиологии, гигиене, педагогике, психологии и других. Это наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и самим собой. Это наука о здоровье, изучающая его проявления, закономерности, механизмы формирования, сохранение и укрепления.

Слайд 10

Факторы, определяющие здоровье человека: Среда обитания (природная, социальная) 20% Наследственность (генетическая предрасположенность)15% Медицина (здравоохранение) 10% Человек, его образ жизни 55%

Слайд 11

Составляющие здорового образа жизни: рациональное питание двигательная активность режим дня отказ от вредных привычек соблюдение правил гигиены общение с природой адаптация закаливание стрессоустойчивость

Слайд 12

Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах.

Слайд 13

Валеология предлагает родителям следующие принципы, на которых строится воспитание ЗОЖ детей: 1. Системный подход. -Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка. -Успешное решение задач ЗОЖ возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей. 2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути. 3. Принцип "Не навреди!". Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

Слайд 14

4. Принцип гуманизма. В валеологическом воспитаниии признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности. 5. Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями: "Научился сам - научи друга". 6. Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Слайд 15

Приоритетным направлением ЗОЖ должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Слайд 16

Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живет с уверенностью в своей защищенности и безопасности. Важно, чтобы по мере освоения ЗОЖ у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе, настроение особой радости от понимания своей уникальности, неповторимости, безграничности своих творческих возможностей, чувство доверия к миру и людям.

Слайд 17

Нужно помнить,что : - если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе, - если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить, - если ребенку удается достигать желаемого - он учится надежде, - если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

Слайд 18

Основа счастья и духовного здоровья - Вера, Надежда, Любовь. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ.

Слайд 19

Важно, чтобы ребенок овладел навыками психопрофилактики , саморегуляции и активизации резервных возможностей своего организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у него функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др.) Учить навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением.

Слайд 20

ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. Задача родителей - создать ребенку условия для продвижения по этому пути. И в этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".

Слайд 21

Для реализации поставленных целей и задач по данному направлению в формировании здорового образа жизни младших школьников, в начальной школе с. Хову-Аксы педагогом-психологом проводятся внеурочные занятия « Успешный ученик »

Слайд 22

Программа « Успешный ученик » является модификацией трех программ: О. А. Холодовой « Развитие творческих способностей » , А. Б. Локаловой « Уроки психологического развития » , Солоницыной О.М. « Азбука психологии для младших школьников » .

Слайд 23

Целью занятий « Успешный ученик » является формирование и развитие психических процессов учащихся первой ступени обучения; Задачи программы: развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как анализ, синтез, сравнение, обобщение; формировать положительное отношение к школе; развивать познавательные процессы; развивать интеллектуальные и творческие способности детей; воспитывать систему нравственных межличностных отношений.

Слайд 24

Настоящая программа представляет одно из направлений коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками, обусловленное спецификой школьного периода обучения детей. Система представленных на занятиях « Успешный ученик » задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Слайд 25

Систематическое проведение уроков курса « Успешный ученик » позволяет достичь следующих результатов: Личностные - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.); - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.); - смыслообразование ( сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний). Коммуникативные - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения; - учет разных мнений и умение обосновать собственное; - умение слушать собеседника; - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками

Слайд 26

Регулятивные - целеполагание ; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция Познавательные - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - поиск и выделение необходимой информации; - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - установление причинно-следственных связей.

Слайд 27

Учащиеся 3 «б» класса на внеурочном занятии «Успешный ученик» 2013-2014 учебный год.

Слайд 29

Учащиеся 4 «б» класса на внеурочном занятии «Успешный ученик» 2013-2014 учебный год.

Слайд 30

Режим дня –одно из направлений сохранения здоровья ребенка

Слайд 31

Великий физиолог Павлов не раз говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок жизни . Это и есть режим дня . Если ребёнок не доспал – у него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна и других различных дел.

Слайд 32

Древние греки утверждали: «Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай»

Слайд 33

Любовь, понимание и одобрение так же нужны маленькому человечку для здоровья, как кальций, йод, солнечный свет и воздух .

Слайд 34

В здоровом теле- здоровый дух. Болен – лечись, Здоровье дороже Лук с чесноком - Зелень на столе - Через рот Никто не позаботится о тебе лучше- Здоровье в порядке - Делу время Быстрого и ловкого Кто любит спорт- болезнь не догонит. потехе – час. спасибо зарядке. а здоров берегись. богатства. родные братья. здоровье на сто лет. сто болезней входит. чем ты сам! здоров и бодр.

Слайд 35

Здоровье – это красота. Здоровье – это богатство, которое не продается и не покупается . Здоровье – мы и природа. Здоровье – когда мы бегаем, прыгаем, и у нас все получается . Здоровье – это то, что нужно беречь. Здоровье – это сила и ум. Здоровье – самое большое богатство. Здоровье нужно всем: и детям, и взрослым, и даже моему коту. Здоровье – это счастье, это когда здоровы наши близкие люди, когда у нас дружная семья, и мы с радостью бежим домой, где нас всегда ждут. Что такое здоровье?

Слайд 36

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!