Конспект выступления на родительском собрании первоклассников

Конспект выступления для родителей первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_pervoklassnika_k_shkole_dlya_sayta.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7

Выступление на родительском собрании первоклассников.

«Адаптация первоклассника к школе»

Подготовила: педагог-психолог

Бузынина А.Н.

Нижний Новгород, 2013 год

Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Дети оказываются в новых для них условиях, где необходимо соблюдать правила, систему требований, выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми.  Каждый первоклассник переживает и осознает это  по-своему.    

Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли  этот этап свой жизни, необходимо учитывать  психическое и физиологическое состояния детей, возникающих с началом обучения.

Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит физиологическую  и социально-психологическую адаптацию.

   Физиологическая адаптация- приспособление организма к новым условиям.      Первые 2-3 недели обучения  на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. В этот период первоклассники  могут жаловаться на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.  Поэтому этот факт необходимо иметь ввиду и не упрекать  ребенка  в лености и отлынивании от своих новых обязанностей.

   Социально-психологическая адаптация.

 Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет

     Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.

    Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценны. Ведущей деятельность выступает учебная.

          В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом.

 В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.  Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна  эмоциональная поддержка  взрослых в этот сложный период. Для этого стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  • В первый год учебной жизни ребенку необходима ваша поддержка, чтобы он вырос спокойным, уверенным в себе человеком. старайтесь поменьше его ругать за оценки и грязь в тетради, и, наоборот, находите побольше поводов похвалить маленького школьника. Ребенок имеет право на ошибку.
  • Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка, смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников.
  • Неформально общайтесь с ребенком после школьного дня, интересуйтесь настроением.
  • Постарайтесь быть познакомиться с его одноклассниками и предоставьте возможность общения ребят после школы.
  •   Недопустимы физические меры воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, замечания свести к минимуму, когда ребенок капризничает -минимум эмоциональных реакций. Наказывать за истерики можно одним способом-лишением общения (причем спокойно и недемонстративно).
  •  Учтите темперамент ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу.  Поощряйте ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулируйте достижения ребенка.
  • Выражайте свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  • Сравнивайте успехи, удачи только с его личными результатами, а не с успехами одноклассников, этим вы вызовите негативные эмоции.
  • Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий или бездействий. Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но они должны быть согласованы между родителями, бабушками и дедушками.
  • Используйте в общении приветливые фразы. «мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Как хорошо, что ты у нас есть.
  • Обнимайте ребенка не менее 6 раз в день.
  • Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь это с ним обсудить.
  • Если ребенок тяжело встает, не нужно его тормошить  и стаскивать одеяло - это может сформировать у него негативную реакцию на маму. Подарите ему будильник и скажите, что он поможет ребенку все успевать и никуда не опаздывать. Не ступайте по утрам в торги за "пять минуток". Просто поставьте время на будильнике на 5 минут раньше, а потом скажите: "Я понимаю, что вставать трудно. Можешь полежать еще 5 минут".
  • Ребенок-первоклассник может концентрировать внимание только 10-15 минут. Делая с ним уроки, старайтесь после письменных заданий делать устные( и наоборот). Не забывайте о перерывах через каждые 15 минут, в которые дайте ребенку физическую нагрузку: попросите его попрыгать, выполнить наклоны или потанцевать. Не стоит заниматься с ребенком больше часа.
  • Не рекомендуется отправлять детей на дополнительные занятия(секции, музыкальные школы, кружки) с первого класса. Ребенок, находясь под давлением школьных нагрузок, должен иметь возможность отдыхать, гулять и не торопясь делать уроки. Это поможет малышу сохранить здоровье. Если хотите повести ребенка в секцию, то лучше это сделать во втором классе или за год до первого.
  • Давайте возможность  играть после школы (не убирать любимые игрушки).
  • Уважайте мнение первоклассника о свое педагоге. С поступление в школу учитель становится   более авторитетным человеком, чем Вы.

Хочется пожелать терпения, сил и радостных минут гордости за успехи и достижения  своих детей.