Психологическое здоровье малыша в адаптационный период

Шаповалова Ольга Александровна

 Вроде адаптировался, но начал плакать!?

Когда ребенок впервые идет в детский сад – это вызывает у него бурю приятных эмоций, но когда он начинает осознавать, что каждое утро мама будет оставлять его и уходить (совсем уходить, без него), вполне нормально, если он начинает плакать при прощании. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье малыша в адаптационный период

  • Вроде адаптировался, но начал плакать!?

Когда ребенок впервые идет в детский сад – это вызывает у него бурю приятных эмоций, но когда он начинает осознавать, что каждое утро мама будет оставлять его и уходить (совсем уходить, без него), вполне нормально, если он начинает плакать при прощании.

План действия:

  1. Не называйте ребенка маленьким и не браните его, чтобы не добавить к его расстройству еще и чувство вины и унижения.
  2. Постарайтесь не показывать свою тревогу, дети очень чутко реагируют на состояние родителей, а это только обостряет ситуацию.
  3. Создайте впечатление, что вы охотно оставляете малыша в группе и что вы не сомневаетесь: он прекрасно проведет там время.
  4. Старайтесь настроить кроху по дороге и создать положительный образ детского сада.
  5. Не критикуйте воспитателя и детский сад в присутствии ребенка, это вызовет в нем желание не ходить в такое плохое место.
  6. Разговаривайте с ребенком: повторяйте, что придете за ним; описывайте как пройдет ваш день на работе без него; скажите: «Ты поспишь, затем покушаешь, и сразу после этого я приду».
  7. Попытайтесь доступно объяснить ребенку, что такое неделя: после пяти дней в садике наступают выходные, которые он проведет с мамой.
  • Деликатный вопрос!

Чаще всего к началу посещения детского сада дети обладают рядом вполне устойчивых навыков, в том числе умеют самостоятельно пользоваться горшком. Случайные «огрехи» вполне допустимы: в море новых впечатлений ребенок может не уследить за собой, не заметить сигнала собственного тела.

План действия:

  1. Узнайте, каким образом подобные проблемы решаются в саду.
  2. Убедитесь, что его не ругают за это. Воспитатель должен объяснять ребенку, что в этом нет ничего страшного и завтра у него обязательно все получится.
  3. Когда ребенок возвращается домой из садика, дайте ему понять, что такое случается.
  4. Избегайте надевать ребенку брюки с тугими пуговицами или длинные юбки.
  • Я у себя дома!

Вашего малыша хвалят воспитатели, а дома он превращается в настоящее наказание?  Огрызается, отказывается есть и капризничает? На то есть свои причины:  

  1. Ребенку тяжело переключиться с детсадовской обстановке на домашнюю.
  2. Он знает, что вы любите его и вполне безопасно вести себя с вами так, как он никогда не сделает в садике.
  3. К моменту как он возвращается домой, он «устал» вести себя хорошо.
  4. Детские проказы и капризы – это скрытый вопрос: «Вы меня любите?», требующий подтверждения.

План действия:

  1. Общайтесь с малышом после рабочего дня.
  2. Обращайте внимание на его хорошие поступки, игнорируйте все нежелательные проявления.
  3. Научитесь различать желание привлечь к себе внимание и манипулирование вами.
  4. Устройте ему день под названием «Ни одной веселой рожицы». Когда малыш ведет себя хорошо, вешайте на холодильник веселую рожицу, а если плохо – сердитую.
  • Плохой пример!

Порой нежелательное поведение ребенка – это отчетливое копирование к4ого-то другого. Мы раздражаемся, когда наши дети приносят домой новые, нежелательные поступки, слова или выражения, и часто недовольны поведением других детей и их родителей. Но, увы, можно изменить поведение своего ребенка, но немыслимо заставить других родителей вести себя иначе.

План действия:

  1. Относитесь к недозволенному поведению как к возможности исправить его, а не как к катастрофе.
  2. Объясните ребенку, что каждая мама поступает по-своему.
  3. Разговоры о семейных правилах важны: правила указывают на то, что в вашей семье есть свои ценности и убеждения.
  4. Постепенно ребенок научится распознавать людей, которые могут оказать на него негативное влияние, и не подражать им.
  • Жить дружно!

Часто ребенку бывает трудно найти настоящего друга. Он привык к общению в тесном семейном кругу, где он чувствует себя защищенным. Теперь ему приходится самостоятельно решать сложные даже для взрослых проблемы: подход к новым людям и выбор друга.

План действия:

  1. Учите малыша защищаться и смело говорить то, что он думает. Короткие фразы: «Со мной так нельзя!» или «Я не хочу!» - выручат, когда кто-то попробует его обидеть.
  2. Внимательно его выслушивайте, но не пытайтесь справиться с ситуацией за малыша.
  3. Заверьте ребенка, что вы не сомневаетесь в его способности самостоятельно разрешить конфликт.
  4. Когда каждый найдет в группе свое место, возникает чувство общности.
  • По дороге домой он молчит!

Ребенок подавлен, дома участились капризы, по дороге домой он молчит и не идет на контакт?

План действия:

  1. Разыгрывайте на игрушках истории – про зайчика или медвежонка, который боялся садика, а потом полюбил ходить в детский садик.
  2. Пусть малыш играет роль этой зверушки, а вы спросите у него почему этот медвежонок не хочет ходить в садик?
  3. Задавайте конкретные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», например: «Ты сегодня играл с Соней?». Если напомнить о событиях в детском саду, он сам расскажет, что вспомнит.
  4. Обращайтесь к чувствам ребенка: «Ты расстроился из-за того, что пришлось долго меня ждать?»
  5. Помните, когда вопросы задаются в слишком общей форме: «Ну, как там было? Как прошел день?» -  дети умолкают.
  • Мне не нравится воспитательница!

Что делать, если ваш малыш не ладит с воспитателем?

  1. Выслушивайте жалобы ребенка. Дайте ему понять, что его мысли относительно садика – как, впрочем, и все остальные – очень важны для вас.
  2. Поинтересуйтесь, что ему нравится из того, что делает воспитатель, а что расстраивает.
  3. Обязательно поговорите с воспитателем о поведении вашего отпрыска.
  4. Объясните, что иногда ваш ребенок очень печальный и угнетенный. Постарайтесь совместными усилиями найти решение, чтобы помочь малышу адаптироваться.
  5. Будьте терпеливы. Возможно, вашему ребенку нужно много времени, чтобы привыкнуть к новому взрослому человеку и его жизни.

Посещая детский сад, ваш ребенок ОБУЧАЕТСЯ:

  • Расставаться и обходиться какое-то время без вас.
  • Общаться с другими детьми, развивая такие навыки, как умение делиться, уступать и помогать.
  • Понимать, что такое дружба и товарищеские отношения.
  • Контролировать и вести себя в различных обстоятельствах.
  • Проявлять сочувствие к окружающим.
  • Вырабатывать самоуважение и уверенность в себе.

Педагог-психолог:

Шаповалова О.А.