Конспект родительского собрания в первой младшей группе "В детский сад без слез"

Полугрудова Алёна Юрьевна

Конспект родительского собрания в первой младшей группе "В детский сад без слез"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

«В детский сад без слез»

Игра «Здравствуйте»

Цель: дать возможность участникам познакомиться друг с другом, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Ведущий предлагает встать всем участникам и поздороваться друг с другом за руку. Главное условие игры – поздороваться с каждым из присутствующих, никого не пропустив. Можно здороваться с одним и тем же человеком дважды.

После того, как все сядут в круг, ведущий предлагает каждому посмотреть друг на друга и проанализировать, не остался ли кто-нибудь без его приветствия. Если найдутся такие пары, которые не поздоровались, им предлагается поприветствовать друг друга. Затем можно спросить участников об их настроении и приступить к дальнейшей работе.

Упражнение «Эстафета хороших новостей»

Цель: дать возможность участникам обменяться хорошими новостями о развитии их ребенка, переключиться на ситуацию «здесь и теперь».

Участники рассаживаются по кругу. Каждый из них по-очереди делиться  одной или несколькими хорошими новостями, событиями на тематику развития ребенка.

Консультация

Адаптация ребенка к детскому саду

 Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела
  • изменения характера стула
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже  на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

  1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
  2. Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
  3. Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
  4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
  5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
  6. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.
  7. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
  8. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

  1. Легкая степень адаптации. К двадцатому дню пребывания  в ДОУ у ребенка нормализуется сон, аппетит. Настроение бодрое, заинтересованное. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются. Признаки невротических реакций и изменений в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют. Длительность от 8 до 16 дней.
  2. Средняя степень адаптации. Наблюдаются нарушения сна. Настроение неустойчивое в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Наблюдаются изменения в деятельности вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, диатез в до 30 дней.
  3. Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, снижен аппетит. Невротические реакции. Настроение безучастное, ребенок много плачет. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное. Отказывается от участия в деятельности. Длительность течения – свыше 30 дней.

Упражнение «Ты не одинок»

Цель: снятие психофизического напряжения, создание позитивного настроя в группе.

Взрослый сидит позади ребенка. Звучит спокойная музыка. Участники упражнения здороваются друг с другом следующим образом. Взрослый берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими любые плавные движения, имитируя жесты приветствия. Затем круг становится более плотным. По кругу передается мяч или любая другая игрушка. Родитель, сидящий за ребенком, передает мяч вместе с ребенком, держа его руки в своих. Взрослый может комментировать все, что ребенок делает, при этом поглаживать малыша по спинке, по головке. Затем родители вместе с детьми ложатся на ковер и продолжают под музыку двигаться (перекатываются, ползают и т.д.).

Игра «Дай ладошечку, моя крошечка»

Цель: снятие психофизического напряжения, создание позитивного настроя в группе.

Педагоги проговаривают текст игры и в паре показывают соответствующие действия.

Дай ладошечку, моя крошечка.

(ребенок подает ладошку родителю)

Я поглажу тебя по ладошечке.

(поглаживает ребенка по ладошке)

На ладошечку, моя крошечка.

(подает ладошку ребенку)

Ты погладь меня по ладошечке.

(ребенок поглаживает родителя по ладошке)

Игра «Коршун»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения следовать инструкции взрослого, обучение навыкам взаимодействия с детьми.

Педагог говорит, что все дети – «цыплята» - живут вместе с мамами-курочками. «Курочки» с «цыплятами» гуляют (ходят по залу). Как только педагог говорит «коршун», все дети прячутся за мам.

Игра «Пузырь»

Цель: способствует сплочению детей, развивает чувство ритма.

Дети с родителями берутся за руки и образуют небольшой круг, сужают его, затем говорят:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Постепенно дети расширяют круг все больше и больше, пока педагог не скажет «Лопнул пузырь». Тогда дети приседают на корточки и хором говорят «Хлоп!».