Система взаимодействия с родителями детей с ОВЗ в ППМС Центре.

Лисицына Елена Анатольевна

В материале описывается каким образом организуется работа сродителями детей разного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система взаимодействия с родителями детей с ОВЗ

 в ППМС Центре.

Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителей в тупик, многие переживают шок, досаду или разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам,  родители  ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы. Во многих ситуациях родителям нужна поддержка. Задача наших специалистов помимо  работы с самими детьми проводить разъяснительную работу и оказывать консультативную помощь семьям, в которых есть такие дети. Успех коррекционной работы с ребенком во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе специалистов и родителей. Для успешной работы нам необходимо поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка. В настоящее время в практике работы нашего Центра существуют различные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.  Цель такой работы сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.

 Служба ранней помощи работает с детьми от 0 до 3 лет с самыми разными  в том числе «тяжелыми» диагнозами и соответственно с их родителями.  Большое внимание уделяется работе с семьей. В течение  ряда лет в службе действует клуб для родителей «Академия семейного воспитания», занятия которого проводят педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Клуб для родителей помогает родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильные направления для занятий с ребенком дома, способствует овладению родителями  определенными знаниями, приемами по преодолению нарушений.

        Занятия в родительском клубе содержат:

-  информативный материал по конкретной теме (проблеме);

- рекомендательный материал по проведению занятий и игр в условиях домашнего воспитания;

-  рекомендации по использованию заданий, упражнений, игр;

В рамках работы клуба  проводятся тематических мастер-классы для родителей. Это активная форма обучения родителей, при которой приобретаются или совершенствуются знания через практическую деятельность и развитие творческого начала каждого участника.  

 «Работа с соленым тестом»,

«Развитие продуктивной сферы ребенка раннего возраста с применением изобразительных технологий»,

«Развитие  навыков звукоподражания у детей раннего возраста»,  

«Развитие артикуляционной моторики у детей с задержкой речевого развития».

Еще одна полюбившаяся родителям форма работы клуба – это тематические семейные праздники. В настоящее время в арсенале наших специалистов сценарии таких праздников, как  «Золотой листопад», «Встреча Нового года», «Мамин праздник», «Праздник для папы»,  «Здравствуй, лето» Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Использование этой формы работы способствует установлению позитивной эмоциональной атмосферы. Родители становятся более открытыми для общения.

Каждый год для всех родителей организуется и проводится семинар-практикум «Учимся вместе», информационная составляющая в нем подкрепляется практическими упражнениями.         Родители являются не пассивными слушателями, а активными участниками, которые на практике, на своем личном опыте осваивают передаваемые им знания.

Тематика этих семинаров различна, так в прошлом учебном году в рамках семинара  проводились занятия для родителей и детей по обучению творчеству (красками, карандашами, мелками, тестом).

В конце всего обучения была проведена выставка детских работ, на которой специалисты рассказывали о развитии творчества в раннем возрасте. Еще одна выставка-конкурс была организована в преддверии нового года, это была выставка елочных игрушек, которые ребята мастерили совместно с родителями.

Для самых активных и заинтересованных родителей педагогом-психологом проводится 12 часовая программа «Воспитание детей раннего возраста», в ходе, которой родители приобретают навык обучающего воспитания, расширяется их педагогический репертуар.  

Тематические (групповые) и индивидуальные консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут или пытаются уйти от разрешения трудной ситуации. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Всего в прошедшем учебном году за консультативной помощью обращались 121 человек, с ними проведено 46 групповых консультаций. Индивидуальная профессиональная помощь оказана 75 родителям в ходе 83 консультаций.

Групповые консультации родителей по логопедической реабилитации детей с особенностями развития проводятся по следующим темам:

 «Особенности развития детей, страдающих ранним детским аутизмом», «Особенности речевого развития и основные направления  логопедической коррекции детей   с задержкой психического развития; с  синдромом Дауна». 

Групповые консультации с психологами проводятся по следующей тематике:

Преодоление негативизма и капризов 2 и 3 год жизни

Развития общения и речи 2  и 3 год жизни

Возрастные особенности развития ребенка 2 и3  года жизни

Развитие предметной деятельности детей 2 и 3 года жизни

Развитие детей с РДА – поведенческий подход, развитие навыков самообслуживания

Развитие предметной деятельности детей 1 года жизни

Развитие автономии у ребенка с ОВЗ

С родителями детей с ОВЗ дошкольного и школьного возраста работают специалисты психологического, логопедического и социально – педагогического отделений нашего Центра.

        Пожалуй, самой востребованной родителями формой работы  на этом этапе является консультирование как индивидуальное, так и групповое (семейное).

        Так, педагогами - психологами в предыдущем учебном году проведено 135 первичных и 156 повторных консультаций с родителями детей с ОВЗ, групповых (семейных) консультаций проведено 90.

Учителями-логопедами соответственно 216 и 434 консультации. Тематика этих консультаций разнообразна. Знания и рекомендации разных специалистов помогают родителям получить ответы на многие интересующие их вопросы.

Родительское собрание  важный элемент стратегии общения с семьей, на них закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей. Обязательно предоставляется информация о результатах коррекционной работы группы в целом за определенный период (полгода, год). Форма проведения родительского собрания выбирается таким образом, чтобы родители были активными участниками данного мероприятия - это может быть, круглый стол, устный журнал, педагогическая гостиная и т.д. Данная форма предполагает возможность родителям свободно задавать интересующие вопросы, обмениваться мнениями.

Психологическое отделение: «Что такое ЗПР»  

«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»

«Типы отношений подростков и родителей»

«Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Взаимодействие семьи и школы»

«Детско-родительские отношения»

Логопедическое отделение: «Преодоление нарушения чтения и письма у младших школьников путем развития зрительного восприятия»  

«Устранение недостатков в звукопроизношении»

«Формирование грамотного письма у школьников»

«Причины возникновения и способы устранения нарушений письма»

«Речевые нарушения и причины их возникновения»

Всего в предыдущем учебном году учителями-логопедами и педагогами-психологами проведено 48 родительских собраний.

Случается так, что дети с ОВЗ (обычно из неблагополучных или двуязычных семей) не приступают к занятиям в школе, в этих случаях социальные педагоги посещают такие семьи, проводят беседы, а в некоторых случаях консультируют родителей по различным вопросам.

Наглядно-информационные формы являются неотъемлемой частью взаимодействия с родителями  (проспекты, памятки, фотостенды). Большая часть наглядной информации имеет практическую направленность.

Родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья не всегда достаточно знаний и умений, чтобы помочь своим детям в преодолении  имеющихся трудностей в развитии, установить с ними правильные взаимоотношения, проявить должную заботу о гармоничном  развитии их личности.

Восполнить недостаток знаний они могут, воспользовавшись библиотекой на сайте Центра, в которой размещены книги из различных областей педагогики, психологии, логопедии, а также статьи сотрудников Центра. Статьи создаются на основе опыта работы с детьми, семьями и носят практическую направленность. Всего на сайте в настоящий момент размещено 67 статей, 44 из которых подготовлены психологами и социальными - педагогами и 23 учителями-логопедами. Так же на сайте размещаются фотоотчеты  с тематических праздников, выставок.

Систематически с родителями проводится анкетирование, специалисты собирают отзывы о работе Центра. Полученная информация помогает нам оптимизировать работу, вносить необходимые изменения, расширять тематику мероприятий.

В процессе анкетирования было выявлено, что в работе с родителями значимы различные формы взаимодействия: коллективные и индивидуальные, практические и наглядные.

Наглядные формы работы среди родителей популярны, так как они интересны, доступны, носят практическую направленность. Коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, семинары, мастер-классы) создают атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки  и взаимопроникновения  в проблемы друг друга. Индивидуальные консультации позволяют личностно затронуть родителей, тем самым активизировать их восприятие, повышают эффективность взаимодействия.

Представленная система работы с родителями на практике доказала свою эффективность,  право на распространение и использование  в учреждениях,  работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


Директор ГБОУ ЦПМСС «Личность»    Жидкова Л.П.

Педагог-психолог                                      Лисицына Е.А.