Совместная внеурочная деятельность учителя физкультуры и педагога – психолога: Коррекция психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры./ Автор: С.А. Антонова

Антонова Светлана Александровна

В настоящей статье аргументированно обосновывается возможность коррекции психофизического развития  ( в частности, психических процессов) обучающихся начальной и средней школы. Особое место отводится описанию примерной модели внеурочного коррекционно - развивающего занятия и основным аспектам творческого сотрудничества учителя физической культуры и педагога - психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                    С.А. Антонова,

                                                                                           педагог – психолог

    Совместная внеурочная деятельность учителя физкультуры и педагога – психолога:  Коррекция психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами физической культуры.

  Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Однако невысокий уровень здоровья и общего психофизического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляет сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

Среди неуспевающих школьников почти половину на сегодняшний день составляют дети, которые не являются умственно отсталыми, не имеют тяжелых нарушений слуха или зрения, но по разным причинам отстают в психофизическом развитии от сверстников — дети с ограниченными возможностями здоровья.

  Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья  имеет свои отличительные особенности, которые в значительной мере влияют на ее эффективность. Наблюдаемые у данных учащихся: нарушение целенаправленности, связанное с эмоциональной незрелостью и общими нейродинамическими расстройствами; нестойкая учебная мотивация и ярко выраженное недоразвитие произвольной деятельности; нарушения внимания и низкая работоспособность, - все это ставит перед педагогами серьезные вопросы о методах и формах коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

  Движение является неотъемлимым фундаментом детского развития, важнейшей частью любого вида деятельности и составляющей многих психических процессов. Поэтому развивать психофизические функции нужно, естественно, опираясь на движение.

  Средняя потребность организма детей школьного возраста в организованной двигательной активности составляет 12-16 часов в неделю. Однако существующая сегодня организация учебного процесса в школе и уклад жизни в семье не удовлетворяют биологическую потребность детского организма в движениях. Стоит отметить, что пониженная двигательная активность и сопутствующие ей симптомы функциональных расстройств и хронических болезней не позволяют возникнуть столь необходимому для учащихся состоянию функционального комфорта (комфорта в деятельности), которое определяется как оптимальное сочетание высокого уровня успешности человеческой  деятельности и низких нервно-психических затрат.

  Современное общество заинтересованно в сохранении и улучшении физического и психического здоровья человека, повышении его интеллектуального потенциала. Это особенно важно сегодня, в условиях резкого снижения двигательной активности. «Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.» [5]

  Что же касается обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то для них увеличение объемов организованной двигательной активности и проведение с ними дополнительной внеурочной работы по коррекции психофизического развития средствами физической культуры просто необходимо.

  Свой важный и ничем не заменимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима обучающихся с учётом индивидуальной вариативности в показателях их психофизического развития призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те её виды, основу которых составляет сводное детское движение.

 «Игры представляют собой наиестественнейший вид физических упражнений... Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например, при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...», - отмечает Е.А. Покровский [4, с.11-30].

  Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т. д.

  Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

  В процессе реализации игровых программ тактика воздействия педагога является различной в отношении детей, отличающихся типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Например, возбудимые дети, часто характеризуются высоким уровнем физической работоспособности, успешно и хорошо выполняя игровые задания скоростного характера. Однако наряду с этим они хуже справляются с заданиями, требующими выносливости. Эти дети обычно выполняют игровые движения в более быстром, чем требуется, темпе, недостаточно точно воспроизводя двигательный рисунок. Поэтому для тренировки и регуляции их нервных процессов необходимо использовать чередование игровых действий разного темпа и добиваться строгого выполнения правил их выполнения. Полезно также чаще давать им роли, требующие активного торможения, использовать для тренировки тормозных процессов игры типа «Море волнуется», а для тренировки выносливости – игры с бегом, прыжками через скакалку с постепенным увеличением продолжительности и т.д.

   Ученики со слабым типом нервных процессов, наоборот, отличаются сниженной двигательной активностью. Особенно трудны для них игровые действия, требующие высокой скорости исполнения и выносливости. Такие дети медленно и с трудом овладевают новыми движениями, в связи с чем нуждаются в большем количестве повторений, а для закрепления навыков – в дополнительной, индивидуальной работе во время подвижных игр и прогулок. Таких ребят необходимо побуждать к подвижным играм во время самостоятельной деятельности, в организованных подвижных играх поручать им роли, требующие активного действия. Дети этой группы особенно нуждаются во время игры в одобрении, поощрении и похвале со стороны педагога.

  Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху.

  Даже самые простые подвижные игры воспитывают у детей и подростков  чувство локтя, развивают силу, выносливость, сообразительность, смекалку, ловкость, вырабатывают волю к победе. К тому же, в процессе игры происходит и формирование эмоционального мира человека, что представляет большую ценность для проведения  воспитательной работы с обучающимися.

    Работая мышцами, ребенок не только не расходует, но и копит энергию, которая дает ему возможность строить тело, мозг, интеллект. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. В период интенсивного роста и развития ведущей для организма является костно-мышечная система, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее, в том числе и головной мозг.

  При проведении работы по коррекции психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья  особого внимания заслуживает связь физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учащихся.

Так, установлено положительное влияние подвижных игр не только на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики [7, с.18]:

  • памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной;
  • воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач;
  • восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения;
  • наглядно-образного и логического мышления – способности к анализу, сравнению и обобщению;
  • произвольного внимания и таких его свойств, как переключение, распределение и устойчивость.

  Дополнительное же введение речевых аутокоманд, музыкального сопровождения  при выполнении различных комплексов и др.; оказание детям помощи в виде смысловой организации движений и действий оказывает положительное организующее влияние на их фоновые компоненты, что  в большинстве случаев приводит к значительному улучшению показателей психофизического развития обучающихся.

 Сотрудничество учителя и психолога создаёт условия не только для повышения эффективности проведения внеурочной оздоровительно – коррекционной работы с обучающимися и отслеживания динамики в их психофизическом развитии, но и позволяет осуществлять творческий подход, как при проведении самого занятия, так и при отборе подвижных игр и упражнений. Совместно с психологом проводится и:

  • подбор содержания музыкального сопровождения;
  • подбор аутокоманд, форм подсчета, считалок;
  • подбор упражнений в вводно-подготовительной части;
  • подбор упражнений заключительной части.

    Музыкальное сопровождение является важным элементом при проведении упражнений любой части занятия.

   Творчество преподавателя при определении музыкального сопровождения может заключаться: во-первых, в грамотном подборе содержания музыки, во-вторых, в создании фонограммы, в-третьих, в ее активном применении. Творческая профессиональность подбора музыки отражается: в ее соответствии возрасту занимающихся; учете традиций национальной, отечественной культуры, существующих современных музыкальных направлениях.

   При подборе музыкального сопровождения важно не только учитывать возможность ритмично двигаться, но и возможность эстетического воспитания через выражение движениями содержания музыки. Содержание фонограммы может носить как однохарактерную направленность, то есть строиться только на одном музыкальном произведении, так и комплексную, с разноплановым музыкальным содержанием. При этом каждое новое упражнений может выполняться под "свою" музыку, что таит в себе большие возможности повышения эмоциональности занятий физическими упражнениями.

   При подборе музыкального сопровождения необходимо учитывать:

  • соответствие музыки содержанию упражнений;
  • качество музыки как произведения искусства;
  • соответствие музыки возрасту занимающихся;
  • темп исполнения упражнения и соответствующий ему темп выбранного музыкального произведения;
  • четкость и равномерность метрического отсчета;
  • плавную преемственность музыкальных фрагментов для каждого отдельного
  • упражнения или оправданную контрастность частей музыкального сопровождения;
  • необходимость общего культурного, эстетического воспитания.

      Рекомендуется разумное сочетание или чередование в разных комплексах народной музыки, звуков бубна, современных эстрадных ритмов. Надо помнить, что непопулярные музыкальные произведения, а такие вульгарные мелодии не несут творческой ценности.

  Творчество в подборе упражнений вводно-подготовительной части может проявиться в использовании большого разнообразия шагов, прыжков, танцевальных действий, элементов акробатики, сочетания отмеченных групп упражнений, применения коллективных действий, гимнастических предметов и снарядов.

Возможно сочетание различных вариантов шагов, прыжков, шагов и прыжков.

  Творчество в подборе подвижных игр  может проявляться:

  • в подборе подвижных игр, способствующих развитию физических и психических способностей учащихся;
  • в подборе спортивных и коррекционно-оздоровительных игр, способствующих развитию физических и психических способностей учащихся;
  • в подборе упражнений и разработке эстафет;
  • разработке и проведении сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, способствующих развитию физических и психических способностей учащихся;
  • в разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от проведения игр, эстафет и других развивающих мероприятий;
  • в введении соревновательного метода  и т. д.

  Творчество в применении упражнений заключительной части может проявляться:

  • в подборе, разработке и проведении упражнений, способствующих физическому расслаблению, восстановлению и формированию положительного настроя на последующие виды деятельности;
  • в разработке специальных требований, методических указаний, способствующих при их реализации максимальному эффекту от их проведения;
  • в подборе гимнастических предметов, гимнастических матов;
  • в подборе релаксационного музыкального сопровождения: спокойной классической музыки, звуков природы (шум моря, листвы и др.), современных  лирических  эстрадных мелодий и т.д.;
  • в подборе форм и методов подведения итогов занятия.

  Педагог также должен уметь адекватно реагировать на эмоциональное самочувствие своих учеников и в зависимости от преобладающего у них фона настроения выбирать ту или иную игру. Многие из игр взаимозаменяемы: имея один и тот же приоритетный педагогический замысел, они разнятся – подчас значительно – своим содержанием, сюжетной канвой и др. Выбрать из нескольких сходных игр наиболее целесообразную в данный момент – задача, которую с необходимостью приходится решать учителю в процессе реализации игровых оздоровительно-коррекционных программ. Чем большим арсеналом игр располагают учитель и дети, тем большие возможности им предоставляются в плане выбора игры, наиболее адекватной ситуации конкретного дня.

  Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

   Достижение максимально-эффективного коррекционного воздействия на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья представляется возможным специально — направленными средствами физической культуры, которыми являются: 

  1. общеразвивающие упражнения (ОРУ);
  2. подвижные игры;
  3. игры большой подвижности, эстафеты;
  4. дыхательная гимнастика, релаксация.

 Примерная схема дополнительного внеурочного  коррекционно – развивающего занятия:

I. Вводно — подготовительная часть:

   1.1. Разминка (построение, бег, ходьба)/ 2 минуты

   1.2. Комплекс ОРУ (или игровые имитационные упражнения)/ 3-5 мин.

II. Основная часть:

    2.1. Подвижные игры (1 — 3)/ 15- 20 мин.

    2.2. Спортивная игра (или эстафета)/ 10 - 15 мин.

III. Заключительная часть:

    3.1. Дыхательная гимнастика, релаксация/ 3 -  5 мин.

    3.2. Подведение итогов занятия/  1- 2 минуты.

 

  В целом, под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий (повышение работоспособности и других планируемых психофизических качеств под воздействием игровой программы) возникают новые приспособительные свойства, которые носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения серии внешних воздействий. В процессе этого вида адаптации организм существенно повышает уровень функциональных возможностей, а адаптированные системы организма переходят в качественно новое состояние. Результатом является прогрессивное повышение возможностей организма, его развитие.

 Кроме того, хотя решающая роль в руководстве играми принадлежит педагогу, чрезвычайно важно побуждать детей к самостоятельности и проявлению творческой инициативы при их организации и проведении. Главное  стремиться к тому, чтобы дети научились играть в подвижные игры по собственному побуждению, выполняя основные правила игры, соблюдая дисциплину, доводя игру до конца.

  Разумное использование резервов игровой двигательной активности — подвижных, специально — направленных коррекционно — оздоровительных игр и упражнений — должно стать инструментом действенного снижения переутомления у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; развития их двигательных и психических способностей; повышения психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма. А в целом, и способствовать повышению успешности детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении, школьной и социальной адаптации.

 

Литература

1. Демьянов Ю.Г. Клинико-психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Дисс... канд.мед.наук. – Л., 1971.

2. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 1973.

3. Лебедева Н.Т. Двигательная активность в процессе обучения младших школьников. – Минск, 1979.

4. Покровский Е.А. Детские игры и гимнастика в отношении воспитания и здоровья молодежи. – М., 1993.

5. Рожков    П.А.    Развитие    физической    культуры    и    спорта    – приоритетное направление социальной политики государства // Теория и практика физической культуры. – М., 2002, № 1.

6. Спионек Х. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности. – Дефектология, 1972, № 3.

7. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе: Методическое пособие для учителей начальной школы, воспитателей групп продленного дня, педагогов дополнительного образования и родителей. Серия «Игровые технологии» - М.: ТЦ Сфера, 2004.