Семинар-практикум для педагогов "Предотвращение конфликтов среди учащихся"
Причины конфликтов среди учащихся. Направления работы, способы и методы работы по предупреждению конфликтов в школьной среде.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План семинара. Профилактика конфликтов. Для чего? Причины конфликтов между учащимися. Направления работы по предупреждению конфликтов в школе. Способы и методы предотвращения конфликтов. Практикум.
«Мудрый человек всегда найдёт способ , чтобы не начать войну .» Ямамото И.
Конфликты между учащимися занимают п ервое место в рейтинге школьных конфликтов.
П о критерию результативности конфликты делятся на два типа: конструктивные нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации. деструктивные патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду коллектива.
Почему крайне необходимо заниматься своевременной профилактикой конфликтов в школьных коллективах?
Во-первых , профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих , именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.
В школьном классе конфликты неизбежны , так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни т.д.
К лючевое место в профилактике конфликтов занимает в ыявление причин их возникновения в коллективах общеобразовательных школ.
Причины конфликтов между учащимися : борьба за лидерство; у щемление достоинства или амбиций одного из детей; н еподтверждение ролевых ожиданий; п сихологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта); п римитивный тип общения одного из противников; с оперничество; обман , сплетни; о скорбления; о биды; враждебность к любимым ученикам учителя; личная неприязнь к человеку; симпатия без взаимности; борьба за девочку ( мальчика) и т.д.
На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива.
Так же причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество различных людей в школе негативно отражаются на поведении эмоционально лабильных школьников с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. В ученическом коллективе к провокационным и насильственным действиям предрасполагает и большая анонимность, круговая порука среди учащихся, меньшая вероятность выявления конфликтов на ранней стадии и их предотвращения.
В работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе, наконец, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает саму возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.
Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между учащимися.
Работа может проводиться по четырем основным направлениям: С оздание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций , (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями .
О птимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот. Создание «ситуации успеха». Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.
Способы и методы предотвращения конфликтов среди учащихся
Поддержание сотрудничества как универсальный способ предотвращения конфликтов Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта.
Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие: 1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
2. Метод доброжелательности , или эмпатии , развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.
3. Метод сохранения репутации детей , уважения к их достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства конфликтующих , выражение должного уважения к их личности. Этот метод используется не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых формах межличностного общения.
4. Еще одним действенным инструментом профилактики конфликта является метод взаимного дополнения . Он предполагает опору на такие способности детей, какими не располагают другие дети. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании учебных групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.
5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного ребенка над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Этот принцип широко применяется в повседневной жизни. Так, в артелях, компаниях охотников или рыбаков издавна принято делить добычу поровну, независимо от удачливости отдельного охотника или рыбака. Ценность именно этого правила подчеркивается старой японской пословицей: “ Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель”.
6. И наконец, последний из психологических способов предупреждения конфликтов заимствуется у специалистов по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют своих воспитанников за хорошо выполненные команды. Этот метод условно может быть назван методом психологического поглаживания . Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, например внеурочные формы проведения членами учебных коллективов совместного отдыха (праздники, походы и т.д.). Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в классе, затрудняющую возникновение конфликтов.
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для этого педагогам необходимо: 1. Изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; 2. Определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха"; 3. Оргинизовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; 4. Формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери); 5. Организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
Среди различных средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственном людям чувстве юмора . Наличие этого чувства — одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор сплачивает людей даже там, где кажется не осталось уже больше никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного.
Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя . Ее воздействие довольно разнообразно.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства подобных отношений со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько ). Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты между учениками, регулировать их. В зависимости от ситуации возможно административное вмешательство, а порой — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.
Интерактивные технологии Первый подход связан с трактовкой этого понятия как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. В рамках второго подхода интерактивное обучение рассматривается как: – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; – « обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; – «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог ».
Выделяют следующие группы способов интерактивного обучения В зависимости от цели обучения: Работа в малых группах. Обучающие, ролевые, деловые игры. Социальные проекты. Соревнования. Выставки, спектакли, представления и т.д. Ученик в роли учителя. Письменная работа по обоснованию своей позиции. Шкала мнений. Дискуссия. Мозговой штурм. Дерево решений. Переговоры и медиация и т.д.
В зависимости от формы организации и ведущей роли интерактивные технологии условно делят на четыре группы: 1 . Интерактивные технологии кооперативного обучения: обучение в парах; ротационные (изменяемые) тройки; два – четыре – все вместе; «карусель» и т.д. 2 . Интерактивные технологии кооперативно - группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу; «микрофон»; незаконченные предложения; обучая – учусь; «аквариум»; броуновское движение и т.д. 3. Технологии ситуационного моделирования: симуляции; упрощенное судебное слушание; разыгрывание ситуаций с ролями и т.д. 4. Технологии обработки дискуссионных вопросов: метод - пресс; «займи позицию»; «изменение позиции»; непрерывная шкала мнений; дискуссия; дебаты и т.д.
Внедрение интерактивного режима обучения различным субъектам образовательного процесса обеспечивает: Конкретному обучающемуся: – опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; – развитие личностной рефлексии; – освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; – развитие толерантности. Учебной микрогруппе : – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; – формирование ценностно-ориентационного единства группы; – поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; – принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; – развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; – развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам. Системе «преподаватель — группа»: – нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; – формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.
Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебно методическое пособие. В учебном пособии представлен интерактивный подход к организации образовательной деятельности.
практикум педагоги родители ученики
Задание : Представьте, что вы являетесь педагогами, родителями и у чащимися 6 класса, где постоянно происходят конфликты. Используя полученную информацию и имеющийся опыт создайте в группах план мероприятий на 2 четверть 2014-15 учебного года по предотвращению к онфликтов в вашем классе.
Уменьшение количества конфликтов среди учащихся возможно: в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий; в результате совместной работы по профилактике конфликтов всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и учеников.
Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем.
Спасибо за внимание!
