Семинар-практикум для педагогов "Предотвращение конфликтов среди учащихся"

Кокоулина Мария Васильевна

Причины конфликтов среди учащихся. Направления работы, способы и методы работы по предупреждению конфликтов в школьной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predotvrashchenie_konfliktov_sredi_uchashchikhsya.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар -практикум «Предотвращение конфликтов среди учащихся» Педагог-психолог Кокоулина М.В.

Слайд 2

План семинара. Профилактика конфликтов. Для чего? Причины конфликтов между учащимися. Направления работы по предупреждению конфликтов в школе. Способы и методы предотвращения конфликтов. Практикум.

Слайд 3

«Мудрый человек всегда найдёт способ , чтобы не начать войну .» Ямамото И.

Слайд 4

Конфликты между учащимися занимают п ервое место в рейтинге школьных конфликтов.

Слайд 5

П о критерию результативности конфликты делятся на два типа: конструктивные нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы – характер сотрудничества, кооперации. деструктивные патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду коллектива.

Слайд 6

Почему крайне необходимо заниматься своевременной профилактикой конфликтов в школьных коллективах?

Слайд 7

Во-первых , профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Слайд 8

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры весьма положительно влияют на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

Слайд 9

В-третьих , именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни любого человека. Создание в общеобразовательной школе системы профилактики конфликтов намного улучшит качество воспитательного процесса.

Слайд 10

В школьном классе конфликты неизбежны , так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни т.д.

Слайд 11

К лючевое место в профилактике конфликтов занимает в ыявление причин их возникновения в коллективах общеобразовательных школ.

Слайд 12

Причины конфликтов между учащимися : борьба за лидерство; у щемление достоинства или амбиций одного из детей; н еподтверждение ролевых ожиданий; п сихологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта); п римитивный тип общения одного из противников; с оперничество; обман , сплетни; о скорбления; о биды; враждебность к любимым ученикам учителя; личная неприязнь к человеку; симпатия без взаимности; борьба за девочку ( мальчика) и т.д.

Слайд 13

На конфликтность учеников заметное влияние оказывают их индивидуально-психологические особенности, в частности агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них — между другими членами классного коллектива.

Слайд 14

Так же причина большей части конфликтов между детьми заключается в общей раздражительности и неспособности некоторых школьников преодолевать психологические и учебные нагрузки без агрессивной реакции на источник раздражения. Этим источником могут выступать ученики, учителя, родители или школьная обстановка в целом. Перегруженность учебной программы, шумная атмосфера, большое количество различных людей в школе негативно отражаются на поведении эмоционально лабильных школьников с неустойчивой психикой и слабой нервной системой. В ученическом коллективе к провокационным и насильственным действиям предрасполагает и большая анонимность, круговая порука среди учащихся, меньшая вероятность выявления конфликтов на ранней стадии и их предотвращения.

Слайд 15

В работе по предупреждению конфликта любого вида нельзя надеяться на использование каких-то быстродействующих, чудодейственных средств. Это работа не эпизодическая, не разовая, а систематическая, повседневная, будничная. Наиболее надежным способом профилактики конфликтов как психологического, так и социального уровня является создание в семье, в организации, в коллективе, наконец, в обществе в целом такой нравственно-психологической атмосферы, которая исключает саму возможность возникновения агрессивных устремлений, ведущих к тяжелому конфликту.

Слайд 16

Достижение этой высокой цели возможно только в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий по укреплению отношений сотрудничества и взаимопомощи между учащимися.

Слайд 17

Работа может проводиться по четырем основным направлениям: С оздание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций , (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями .

Слайд 18

О птимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учеников. Не скупиться на похвалы, одобрение, награды, поощрения в виде грамот. Создание «ситуации успеха». Устранение социально – психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя. Блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

Слайд 19

Способы и методы предотвращения конфликтов среди учащихся

Слайд 20

Поддержание сотрудничества как универсальный способ предотвращения конфликтов Поддержание и укрепление сотрудничества, отношений взаимовыручки является центральной проблемой всей тактики предупреждения конфликта.

Слайд 21

Важнейшие из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, следующие: 1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных конфликтантов в общее дело, в ходе осуществления которого у возможных противников появляется более или менее широкое поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

Слайд 22

2. Метод доброжелательности , или эмпатии , развития способности к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний предполагает выражение необходимого сочувствия партнеру, готовности оказать ему практическое содействие. Этот метод требует исключения из взаимоотношений немотивированной враждебности, агрессивности, невежливости.

Слайд 23

3. Метод сохранения репутации детей , уважения к их достоинству. При возникновении любых разногласий, чреватых конфликтом, важнейшим методом предупреждения негативного развития событий является признание достоинства конфликтующих , выражение должного уважения к их личности. Этот метод используется не только в целях предупреждения конфликта, но и при любых формах межличностного общения.

Слайд 24

4. Еще одним действенным инструментом профилактики конфликта является метод взаимного дополнения . Он предполагает опору на такие способности детей, какими не располагают другие дети. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании учебных групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными. Учет и умелое использование не только способностей, но и недостатков людей, которые тесно связаны друг с другом, помогают укрепить взаимное доверие и уважение людей, их сотрудничество, а следовательно, помогают избежать конфликтов.

Слайд 25

5. Метод недопущения дискриминации людей требует исключения подчеркивания превосходства одного ребенка над другим, а еще лучше — и каких бы то ни было различий между ними. С этой целью в практике управления, особенно в японских фирмах, часто используются элементы уравнительного материального поощрения всех работающих в фирме. Этот принцип широко применяется в повседневной жизни. Так, в артелях, компаниях охотников или рыбаков издавна принято делить добычу поровну, независимо от удачливости отдельного охотника или рыбака. Ценность именно этого правила подчеркивается старой японской пословицей: “ Даже если вы делаете работу лучше других, не ведите себя как победитель”.

Слайд 26

6. И наконец, последний из психологических способов предупреждения конфликтов заимствуется у специалистов по тренировке животных, у дрессировщиков, которые, как известно, всегда поощряют своих воспитанников за хорошо выполненные команды. Этот метод условно может быть назван методом психологического поглаживания . Он предполагает, что настроения людей, их чувства поддаются регулированию, нуждаются в определенной поддержке. Для этого практика выработала много способов, например внеурочные формы проведения членами учебных коллективов совместного отдыха (праздники, походы и т.д.). Эти и подобные им мероприятия снимают психологическое напряжение, способствуют эмоциональной разрядке, вызывают позитивные чувства взаимной симпатии, и таким образом, создают нравственно-психологическую атмосферу в классе, затрудняющую возникновение конфликтов.

Слайд 27

Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Для этого педагогам необходимо: 1. Изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную; 2. Определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха"; 3. Оргинизовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия; 4. Формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери); 5. Организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.

Слайд 28

Среди различных средств предупреждения конфликтов не следует забывать и еще об одном: о свойственном людям чувстве юмора . Наличие этого чувства — одно из свидетельств духовного здоровья человека, его оптимистического взгляда на мир и людей. Юмор сплачивает людей даже там, где кажется не осталось уже больше никаких надежд на примирение. Это происходит потому, что с помощью юмора обнаруживается хоть какая-то общность между ними, общее для всех людей понимание смешного.

Слайд 29

Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина — умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку. Большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя . Ее воздействие довольно разнообразно.

Слайд 30

Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учениками служит примером для воспроизводства подобных отношений со сверстниками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями (О. Осадько ). Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты между учениками, регулировать их. В зависимости от ситуации возможно административное вмешательство, а порой — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Слайд 31

Интерактивные технологии Первый подход связан с трактовкой этого понятия как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета. В рамках второго подхода интерактивное обучение рассматривается как: – «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; – « обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; – «обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог ».

Слайд 32

Выделяют следующие группы способов интерактивного обучения В зависимости от цели обучения: Работа в малых группах. Обучающие, ролевые, деловые игры. Социальные проекты. Соревнования. Выставки, спектакли, представления и т.д. Ученик в роли учителя. Письменная работа по обоснованию своей позиции. Шкала мнений. Дискуссия. Мозговой штурм. Дерево решений. Переговоры и медиация и т.д.

Слайд 33

В зависимости от формы организации и ведущей роли интерактивные технологии условно делят на четыре группы: 1 . Интерактивные технологии кооперативного обучения: обучение в парах; ротационные (изменяемые) тройки; два – четыре – все вместе; «карусель» и т.д. 2 . Интерактивные технологии кооперативно - группового обучения: обсуждение проблемы в общем кругу; «микрофон»; незаконченные предложения; обучая – учусь; «аквариум»; броуновское движение и т.д. 3. Технологии ситуационного моделирования: симуляции; упрощенное судебное слушание; разыгрывание ситуаций с ролями и т.д. 4. Технологии обработки дискуссионных вопросов: метод - пресс; «займи позицию»; «изменение позиции»; непрерывная шкала мнений; дискуссия; дебаты и т.д.

Слайд 34

Внедрение интерактивного режима обучения различным субъектам образовательного процесса обеспечивает: Конкретному обучающемуся: – опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; – развитие личностной рефлексии; – освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; – развитие толерантности. Учебной микрогруппе : – развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе; – формирование ценностно-ориентационного единства группы; – поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации; – принятие нравственных норм и правил совместной деятельности; – развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии; – развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам. Системе «преподаватель — группа»: – нестандартное отношение к организации образовательного процесса; - многомерное освоение учебного материала; – формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и во внеучебных ситуациях.

Слайд 35

Черкасова И.И., Яркова Т.А. Интерактивная педагогика: учебно методическое пособие. В учебном пособии представлен интерактивный подход к организации образовательной деятельности.

Слайд 36

практикум педагоги родители ученики

Слайд 37

Задание : Представьте, что вы являетесь педагогами, родителями и у чащимися 6 класса, где постоянно происходят конфликты. Используя полученную информацию и имеющийся опыт создайте в группах план мероприятий на 2 четверть 2014-15 учебного года по предотвращению к онфликтов в вашем классе.

Слайд 38

Уменьшение количества конфликтов среди учащихся возможно: в результате последовательного осуществления целого комплекса продуманных мероприятий; в результате совместной работы по профилактике конфликтов всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и учеников.

Слайд 39

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем.

Слайд 40

Спасибо за внимание!