Методическая разработка по теме: ''Методы аналитической и терапевтической визуализации в тренинге личностного роста с воспитанниками Тверского суворовского военного училища подросткового возраста''

Новые методы и технологии образовательного процесса и воспитательных мероприятий невозможны без современных подходов к участникам учебно-воспитательного процесса, методов эффективного взаимодействия, опоры на личность учащегося-воспитанника. Эффективность учебно-воспитательного процесса тесно связана с успешностью обучающегося, его индивидуально-личностными особенностями, на которые как на стержень нанизываются приобретённые способы действий, особенности поведения, знания, умения, навыки, компоненты потребностно - мотивационной сферы и т.д.

Воздействуя на личность конкретного суворовца, корректируя базовые модели поведения, мировоззренческую позицию, расширяя границы самосознания, мы повышаем эффективность деятельности данного обучающегося, а также одновременно проводим профилактическую работу по предупреждению негативных проявлений, таких, как: агрессивное и девиантное поведение, тревоги и фобии, переутомление и эмоциональное выгорание, двигательная расторможенность и другие поведенческие нарушения.

В представленном матереале рассматриваются методы визуализации в тренинге личностного роста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vizualizatsiya_v_treninge.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Тверское  суворовское  военное  училище

Методическая  разработка  по  теме:

''Методы аналитической и терапевтической визуализации

в тренинге личностного роста с воспитанниками Тверского суворовского военного училища подросткового возраста''

Старший помощник начальника учебного отдела –

группы профессионального психологического отбора

Ковалёв Е.Н.

Тверь

2009

Содержание

………………………………………………………………………………………стр.

Пояснительная записка………………………………………………………… 3

Введение………………………………………………………………………… 6

Глава 1. Тренинг личностного роста и его особенности…………………….. 7

Глава 2. Визуализации, определение и механизмы…..……………………… 8

Глава 3. Техника проведения визуализации………………………………… 10

Глава 4. Аналитическая визуализация..……………………………………… 11

Глава 5. Терапевтическая визуализация...…………………………………… 12

Глава 6. Упражнения…..……………………………………………………… 14

Глава 7. Правила составления и чтения визуализации        ..…………………….26

Глава 8. Показания, противопоказания и осложнения…..……………………28

Заключение…………………………………………………………….…….….29

Приложение: Тексты визуализаций…………………………………….……..30

Список  литературы…………………………………………………….……....36


Пояснительная  записка

Противоречия

1. Между осознаваемым и неосознаваемым в мыслях, чувствах, желаниях.

2. Между позицией ведущего и позицией участника занятия.

3. Между групповым и индивидуальным подходом к проведению занятия.

Цели

Отбор, систематизация и разработка современных, наиболее эффективных методов психокоррекционной работы с воспитанниками Тверского суворовского военного училища в процессе учебно-воспитательной деятельности для повышения эффективности и развития личностного адаптационного потенциала обучающихся, а также проведения профилактической работы по прогнозированию и предупреждению негативных проявлений в поведении и психологической дезадаптации подростков.

Задачи

Отбор, систематизация и разработка применительно к закрытому учебному заведению наиболее эффективных методов психокоррекции позволяет решить следующие прикладные задачи:

1. Адаптация методов, которые способствуют снятию эмоционального напряжения у воспитанников Тверского суворовского военного училища, их выходу на ресурсное состояние.

2. Разработка методов, которые развивают умение смотреть на ситуацию со стороны.

3. Разработка методов, которые позволяют исследовать области желаний и способствовать осознаванию и формулированию желаемого.

4. Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний.

5. Разработка психологических техник, которые позволяют исследовать стратегии поведения, чувства, оценочные суждения в непривычной социальной ситуации.

6. Разработка психологических техник, которые позволяют исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.

7. Создавать реконструкции прежних конфликтных ситуаций для их дальнейшей коррекции.

Среда проведения. Временные и пространственные условия

Реализация методики осуществляется в любое удобное время, но не раньше, чем через час после еды. Упражнения желательно делать в одни и те же часы два раза в день: в утренние и вечерние часы перед приёмом пищи. В этом состоит отличие визуализации от медитации, которой лучше заниматься во второй половине дня.

Продолжительность занятий — до 20 минут в день, длительность цикла обучения — 2-3 недели. Увеличивать время, затраченное на выполнение того или иного упражнения, следует постепенно.

Выбранное место (комната психологической разгрузки) должно быть приятным, теплым, уютным. Чтобы облегчить расслабление, очень важно (особенно для начинающих) заниматься в одном и том же месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и других раздражителей. Это настраивает на занятия, создавая своеобразный «якорь».

Если помещение не соответствует всем нормам (площадь, санитарное состояние, комфортная температура, наличие покрытия, индивидуальные коврики), либо если вы в чем-то не уверены, то лучше провести визуализацию в другом, наиболее подходящем для этого месте или вообще не проводить.

Принципы

  1. Экологичность: не навреди обучающемуся.
  2. Здесь и сейчас: присутствие в настоящем.
  3. Я-ТЫ: принцип продуктивного и непосредственного общения.
  4. Субъективизация: принятие ответственности и причастности за всё, что происходит в «моей» («нашей») жизни.
  5. Непрерывность сознания: поведение продуктивно тогда, когда осознаны собственные чувства и стремления; поиск ответа на вопрос как?, а не почему? (рационализация).

Технология

  • Изучение учебно-методической литературы
  • Ознакомление с передовым опытом и обобщение его
  • Разработка техники и опробирование применяемых методов
  • Практика применения и сбор сведений по его особенностям
  • Анализ результативности практической работы
  • Разработка рекомендаций по применению методики
  • Определение перспектив дальнейшей деятельности

Анализ результативности

Результативность возможно определить анализируя насколько нам удались мероприятия:

Снятия эмоционального напряжения, выхода на ресурсное состояние.

Умения смотреть на ситуацию со стороны.

Осознавания и формулирования желаемого.

Исследования стратегии поведения, чувств, индивидуальных стратегий в конфликте.

Моделирования конфликтных ситуаций для их дальнейшей коррекции.

После сеанса визуализации в рамках тренингового занятия необходимо расспросить реципиента (участника психологических занятий) о том, как повлиял сеанс на его самочувствие, не испытывал ли он какие-либо неприятные ощущения. При качественно и эффективно проведенной работе реципиент всегда отмечает улучшение состояния по сравнению с тем, каким оно было до этого. Даже если участник тренинга при реконструкции не ресурсного состояния или опыта пережил неприятные воспоминания, он все равно испытывает чувство облегчения, так как смог отреагировать отрицательные эмоции и осознать неосознаваемые до этого проблемы.


Введение

Новые методы и технологии образовательного процесса и воспитательных мероприятий невозможны без современных подходов к участникам учебно-воспитательного процесса, методов эффективного взаимодействия, опоры на личность учащегося-воспитанника. Эффективность учебно-воспитательного процесса тесно связана с успешностью обучающегося, его индивидуально-личностными особенностями, на которые как на стержень нанизываются приобретённые способы действий, особенности поведения, знания, умения, навыки, компоненты потребностно - мотивационной сферы и т.д.

Воздействуя на личность конкретного суворовца, корректируя базовые модели поведения, мировоззренческую позицию, расширяя границы самосознания, мы повышаем эффективность деятельности данного обучающегося, а также одновременно проводим профилактическую работу по предупреждению негативных проявлений, таких, как: агрессивное и девиантное поведение, тревоги и фобии, переутомление и эмоциональное выгорание, двигательная расторможенность и другие поведенческие нарушения.


Глава 1. Тренинг личностного роста и его особенности

Тренинг личностного роста – это прежде всего тренинг самопознания.

Основные упражнения тренинга – исследовательские и терапевтические.

Мировоззренческая позиция тренинга личностного роста – принятие. Тренер принимает участников занятия такими, какие они есть, и не стремится их переделывать, если на это нет запроса со стороны конкретного участника.

Тренинговая группа – это фон, зеркало самопознания и взаимодействия, комфортная обстановка, которая помогает раскрепощению и самораскрытию участника занятия, а не мешает этому.

Тренер работает так, чтобы через некоторое время после начала тренинга каждый участник почувствовал себя естественно и спокойно.

Позиция тренера горизонтальна к участникам, тренер может высказывать своё мнение, но оно не является догмой. Основа профессионализма – гибкость.

На личностном тренинге не тренируется поведение в форме «дрессуры», а есть лишь упражнения, посвященные исследованию поведения и поиску других возможных вариантов. Однако результаты личностных тренингов проявляются именно через изменения в поведении.

Личностные тренинги не могут не быть интересными, так как для любого человека нет в этом мире ничего более увлекательного, чем он сам.


Глава 2. Визуализации, определение и механизмы

Визуализация — аутосуггестивный метод, заключающийся в создании зрительных образов с психокоррекционными целями. Основные процессы, участвующие в визуализации, — воображение и память. Этот процесс, в отличие от медитации, постоянно контролируется сознанием и захватывает только незначительную часть личного бессознательного.

Процесс визуализации проходит две стадии:

1.        Релаксация является непременным условием качала визуализации. Поэтому до начала создания образов рекомендуется провести два-три упражнения релаксационного дыхания либо аутотренинга.

2.        Сосредоточение. Необходимо сконцентрировать внимание на внутреннем мысленном поле, на котором должны возникать зрительные образы.

Визуализация традиционно включается в программы личностных тренингов. Это метод, доступный даже начинающим тренерам. Целью визуализации может быть терапия или исследование.

Исследование – это когда наговариваемый текст и возникающие в ответ образы после визуализации обсуждаются. К таким относятся, например, визуализации «Четыре желания» и «Светский раут». В исследовательских визуализациях обязательно даётся установка на запоминание.

Терапевтические визуализации направлены на изменение и провоцирование состояния, настраивание на определённую тему. Тем самым намеренно обостряется состояние участников, настраивая их на дальнейшую работу. Это такие упражнения, как «Океан» и «Случай в лифте». Чаще всего они не анализируются, и тренер лишь предлагает всем желающим поделиться переживаниями и мыслями.

Самым важным условием достижения расслабления и сосредоточения, без которого невозможна визуализация, является пассивное отношение. На какое-то время следует освободиться от всех дум и забот (что трудно даже для взрослых). У детей тем более внимание обычно быстро рассредоточивается, и мысли начинают блуждать. Следует предупредить ребенка, что бороться с этим не следует — все должно происходить как бы само собой, мысли могут приходить и уходить, это вполне нормально. Напротив, чрезмерное старание во время проведения визуализации вызывает напряжение и ухудшает результат.


Глава 3. Техника проведения визуализации

Лучше всего визуализировать, сидя в расслабленной позе на полу, в кресле или на стуле. Голова, шея и туловище должны быть прямыми и находиться в одной плоскости.

До начала сеанса подросток должен 2—3 минуты спокойно посидеть, стараясь максимально расслабиться, для углубления состояния релаксации можно сделать одно-два дыхательных упражнения. Их цель — сконцентрировать внимание участника тренинга на своем состоянии и ощущениях, отключить его от внешних раздражителей. Однако нужно стараться не переборщить и не доводить подростка до состояния транса, снижение уровня бодрствования желательно оставить на стадии ослабленного внимания, во всяком случае, оно должно быть не глубже сомноленции. Иначе вместо визуализации получится медитация — процесс менее управляемый и затрагивающий глубокие слои бессознательного. Если подросток очень скован или волнуется и не может сразу закрыть глаза и расслабиться, то можно разрешить ему во время дыхательных упражнений посидеть с открытыми глазами. После их выполнения реципиента нужно обязательно спросить о самочувствии и ощущениях, которые он испытывал. Если он отмечает успокоение и расслабление, можно начинать визуализацию,

Картины, которые реципиент представляет, должны быть подготовлены заранее. Обычно перед визуализацией основных образов необходимы разминки: просим участников мысленно представить что-нибудь хорошо знакомое — лицо мамы или другого близкого человека, любимое животное и пр. Затем даются основные визуализационные упражнения, сначала для релаксации (примерный текст см. в Приложении 1), а затем при необходимости для реконструкции ситуации, вызвавшей агрессию.

Последнее, что необходимо сделать — это оговорить, какие упражнения нужно выполнять самостоятельно: их последовательность, продолжительность и пр.


Глава 4. Аналитическая визуализация

Цель. Целью аналитической визуализации является сбор материалов для дальнейшего анализа (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы; образы и фантазии как проекции подсознательных процессов).

Ход выполнения упражнения аналитической визуализации

(пошаговый алгоритм)

1. Подготовка к погружению (расслабление, работа с телом); инструкция на запоминание.

2. Перенесение в знакомое, безопасное место.

3. Путь к арене. Преодоление препятствий.

4. Арена – наблюдение за описываемыми событиями или пассивное участие в них.

5. Ритуал – совершение выбора, получение подарка, нахолждение какого-либо предмета.

6. Возвращение в безопасное место.

7. Выход на поверхность. Осознавание «здесь и сейчас».

После окончания визуализации весь полученный материал подвергается анализу (описание, зарисовка, сбор ассоциаций, заземление, выводы).


Глава 5. Терапевтическая визуализация

Цели:

1. Изменение состояние человека посредством повторного переживания в воображении событий, конфликтов, травмирующих ситуаций.

2. Спровоцировать подавленные, забытые переживания, чувства с целью их дальнейшей проработки.

Ход выполнения упражнения терапевтической визуализации

(пошаговый алгоритм)

1.        Подготовка к погружению.

2.        Перенесение в место, в котором спокойно и хорошо.

3.        Переход в место конфликта.

4.        Провокация переживаний (воспоминания либо метафорическая ситуация).

5.        Выход из конфликта путем совершения поступка, действия, ритуала.

6.        Возвращение в то место, где хорошо.

7.        Осознавание своего нового состояния.

8.        Выход на поверхность. Осознавание «здесь и сейчас».

После окончания визуализации — шеринг, заземление, работа с чувствами и состояниями, интроспекция.

Вне зависимости от того, написан ли текст визуализации самостоятельно или взят в готовом виде, необходимо наговаривать текст на магнитофон и проделать визуализацию самостоятельно. Визуализация должна вызывать конкретные образы и ощущения. Если этого не происходит или образный ряд неяркий, значит, текст не годится. Кроме этого, прослушивание и чтение текста очень меняют восприятие. Те слова и выражения, которые приемлемо смотрятся на бумаге, при прослушивании могут вызвать неуместные реакции — смех, сопротивление, возмущение.

Тексты предлагаемых визуализаций не имеют начала и конца. Это то, что в алгоритме проведения обозначено фразами «Подготовка к погружению» и «Выход на поверхность».

«Подготовка к погружению» — настрой участников на предстоящий процесс обращения к своим образам. В отличие от медитации, визуализация не ставит задачу полного расслабления, но обратить внимание на тело все же стоит. Важно, чтобы телесные ощущения не мешали работе воображения. Очень важный момент настроя — переход от обращения на «вы» (имеются в виду все участники — группа) к обращению на «ты» (каждый участник отдельно). Таким образом, начало визуализации может быть следующим:

«Примите удобное положение и закройте глаза. Мысленно пройдитесь по своему телу от ступней до макушки: почувствуйте, что ваше тело расслаблено и вам ничего не мешает. Если почувствуете неудобство, устраните его. Сделайте глубокий вдох... и выдох... Приготовьтесь к восприятию тех образов, которые вам предоставит ваше воображение. Во время визуализации буду обращаться к каждому из вас индивидуально...»

Дальше текст продолжается с обращением на «ты» и в единственном числе.

«Выход на поверхность» — возвращение в реальность. Опять обращаемся к телесным ощущениям, это лучше всего переключает на восприятие действительности. Выход каждый осуществляет в своем темпе, поэтому будьте готовы к тому, что некоторые участники дольше других будут находиться с закрытыми глазами:

«Начинайте ощущать свое тело. Сделайте глубокий вдох... и выдох... И когда почувствуете возможным, возвращайтесь и открывайте глаза...»

Если впервые собираетесь включить визуализацию в свой тренинг, потренируйтесь прежде на ком-то из своих коллег. Пусть они укажут вам на ошибки и помогут их исправить.


Глава 6. Упражнения

Упражнение «ОКЕАН»

Описание. Сложные жизненные ситуации и неразрешенные проблемы вызывают у человека уныние и ощущение своей беспомощности. Каждому знакомо такое состояние. Длительное нахождение в нем приводит к стрессу или даже к заболеванию. Выходом нередко является изменение отношения к происходящему, то есть ситуация остается той же, но эмоциональные переживания становятся слабее либо вовсе исчезают. Возникает философское отношение: «И это тоже пройдет». Эта визуализация может стать тем образом, который даст возможность человеку самостоятельно помогать себе в стрессовых ситуациях.

Цели

1.         Способствовать снятию эмоционального напряжения, выходу на ресурсное состояние.

2.        Развивать умение смотреть на ситуацию со стороны.

Организация. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.

Длительность. 20—30 минут.

Ход работы

1. Текст визуализации.

Подумай о своей проблеме которая вызывает стресс. Это может быть насущная проблема или то, что когда-то произошло, и до сих пор воспоминания об этой ситуации вызывают у тебя напряжение. А может, это просто тревожные мысли. Представь себе проблему зримо, так, как будто это происходит прямо сейчас. Почувствуй, как твое тело реагирует на эти переживания: напрягаются мышцы, учащается дыхание, гулко и быстро начинает биться сердце. Тебя охватывают сильные чувства: злость, раздражение, страх или паника. Может, тебе стыдно или ты чувствуешь себя виноватым.

Представь себе, что твоя проблема - это бушующий океан. Огромные, тяжелые волны поднимаются над поверхностью и с грохотом, брызгами падают вниз. Сильный, шквалистый ветер гонит волны вперед. Низкое свинцовое небо нависло над океаном, хлещет дождь, слышны раскаты грома. Представь себя суденышком, которое сопротивляется стихии. Его несет по волнам, заливает дождем, бьет ветром. Почувствуй то колоссальное напряжение, которое возможно себе представить в борьбе с бушующим океаном.

Теперь мысленно нырни под воду, неглубоко от поверхности. Вой ветра и шум воды стали тихими, приглушенными. Сильные, разрушительные волны сменились плавным колебанием воды, серый цвет — голубым мерцанием. Вместе с этим начинает расслабляться твое тело, уходит напряжение, успокаивается дыхание, становится равномерным сердцебиение. Представь себя рыбой, свободно плывущей в водяной толще. Твои движения плавны и неторопливы, ты легко преодолеешь колебание воды, и то, что происходит на поверхности, тебя мало волнует.

Мысленно опустись на самое дно океана. Здесь царит покой и умиротворение. Волнение и буря совсем не слышны. Неспешно двигаются глубоководные рыбы, морские животные и моллюски совершают свой грациозный танец. Звуки почти отсутствуют. Представь себя раковиной, лежащей на дне океана, неподвижной и безучастной. Максимально расслабь свое тело, успокой дыхание и раствори сознание. Почувствуй свою безучастность, покой, неподвижность.

Теперь опять мысленно перенеси себя на поверхность океана. Ты — крейсер, большой, мощный, сильный. Твои турбины работают исправно, корпус тверд и прочен. Океанские волны разбиваются на миллионы брызг, когда встречаются с носом крейсера. Стихия не в силах нанести ему ущерб. Он совершает свой путь, точно следуя намеченному курсу. Почувствуй, как уверенно ты справляешься с ситуацией, переживаешь жизненную непогоду, решаешь возникающие проблемы. Мысленно скажи себе: «Я с этим справлюсь» — и сделай ревизию того потенциала, который хранится в твоей душе, в теле, в уме.

А теперь представь себе спокойный океан, переливающийся множеством бликов, легкий бриз и пронзительно голубое небо. Рано или поздно океан твоей жизни успокоится, буря сменится штилем и ты сможешь насладиться гармонией и безмятежностью, которую можно по достоинству оценить, лишь пережив бурю.

2. Упражнение можно оставить без обсуждения. Если будут желающие, предложите им поделиться ощущениями, мыслями, выводами.


Упражнение «ЧЕТЫРЕ ЖЕЛАНИЯ»

Описание. Осознавание своих желаний — это первый шаг к их исполнению. Часто люди желают чего-то неконкретного: быть счастливым, богатым, любимым. «В чем для тебя счастье?», «Что значит для тебя "быть богатым"?», «В чем должна выражаться любовь?» — ответы на эти вопросы помогают лучше понять себя и достигнуть того, что желанно. Еще бывает так, что человек связывает свое желание с другими людьми: «Пусть она меня заметит» или «Пусть отец мне это купит». Еще вариант — полностью положиться на удачу: «Хочу, чтобы меня пригласили…». Иногда желания столь глобальны, что на их исполнение могут уйти годы. Тогда можно говорить, что у человека есть мечта... Формулировка желания — дело нелегкое, и подчас наше неосознаваемое вступает в противоречие с тем, что мы декларируем. Поэтому я предлагаю использовать визуализацию.

Цель. Исследовать области желаний и способствовать осознаванию и формулированию желаемого.

Организация. Во время упражнения включите тихую, спокойную музыку.

Длительность. 20—30 минут.

Ход работы

1. Текст визуализации.

Представь себе просторный, залитый светом зал. Это место, где загадываются желания. Он абсолютно пуст, и кроме тебя здесь никого нет. Звучит тихая, приятная музыка, ты неспешно идешь по залу и осматриваешь все, что находится вокруг тебя. Тебе прежде никогда не приходилось бывать в этом месте, но тебе здесь спокойно и комфортно. Ты замечаешь, что в стенах зала есть двери, всего их четыре. Каждая дверь обозначена табличкой. Ты подходишь к одной из них и видишь лаконичную надпись: «Я». Открываешь дверь, заходишь вовнутрь и попадаешь в комнату с огромным, во всю стену, зеркалам. Ты подходишь ближе и рассматриваешь свое отражение. У тебя есть желание, исполнение которого зависит только от тебя. Может быть, оно связано с каким-либо делом или приобретением, достижением, может быть, тебе хочется обрести какое-либо качество или чему-то научиться. Сформулируй свое желание и мысленно произнеси его. Только одно желание. Посмотри на свое отражение и сумей увидеть в человеке, стоящем напротив, силы и возможности для исполнения этого желания.

Ты выходишь из первой комнаты и опять возвращаешься в зал. Ты направляешься к следующей двери и читаешь, что на ней написано. Надпись гласит: «Другие люди». Ты с интересом открываешь дверь и вступаешь в затемненный пустой зрительный зал. Пройди и займи любое место, которое тебе угодно. Ты садишься, и в ту же минуту экран перед тобой начинает мерцать и на нем появляется изображение. Перед тобою на экране возникают лица знакомых тебе людей. Среди них твои родные и близкие, друзья, те, с кем ты работаешь, учишься и проводишь время. Может, среди них есть люди, от которых зависит твое благополучие и душевный комфорт. У тебя есть желание, исполнение которого зависит от другого человека или других людей. Представь себе их лица, посмотри на них и произнеси мысленно свое желание. Постарайся, чтобы оно было конкретным и лаконичным. Только одно желание. Как только это произойдет, изображение на экране погаснет. Ты встаешь со своего кресла и выходишь из зрительного зала.

На следующей двери тоже есть табличка: «Удача». Открой дверь и войди вовнутрь. Перед тобою просторное помещение с большим бассейном. Прозрачная вода плещется прямо у твоих ног. В бассейне плавает золотая рыбка. Она подплывает к тебе, плавает совсем близко. У тебя есть желание, которое зависит от везения. В чем бы тебе хотелось поймать удачу за хвост? Ты наклоняешься поближе к воде и произносишь свое желание. Только одно желание. Как только это произошло, рыбка тотчас ушла на дно и скрылась из виду. А ты опять возвращаешься в зал.

Осталась только одна дверь. Ты подходишь к ней и читаешь надпись: «Вселенная». Ты распахиваешь дверь и оказываешься на балконе. Где-то внизу под тобой плещется море, над головой — звездное ночное небо. Прохладный морской ветер обдувает твое лицо, и кажется, что ты паришь над черной бездной. Перед тобой бескрайний вечный Космос. У тебя есть желание, исполнение которого всецело зависит от Вселенной. Это большая и заветная мечта. Подними глаза к звездам и произнеси свое желание. Только одно желание. Ветер подхватывает твои слова и уносит их вдаль. А ты возвращаешься в зал...

2. После визуализации предложите участникам записать четыре желания.

Вопросы к шерингу

  • Какие желания вы произнесли и записали?
  • Какие чувства они вызывают у вас?
  • Что удивило и показалось неожиданным?

Примечание. Существует мнение, что о своих желаниях нельзя рассказывать, иначе они не исполнятся. Если кто-то из участников придерживается этого, можно оставить все в тайне. Но также следует сказать, что произнесенная вслух мечта обретает силу за счет поддержки, которую вам могут оказать люди.


Упражнение «СЛУЧАЙ В ЛИФТЕ»

Описание. Это упражнение прекрасно подойдет для иллюстрации того, как проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного на подавление чувств, люди либо не проявляют чувства, либо испытывают угрызения совести по поводу того, что «не сдержались». В игре они смогут выразить то, что запрещается, и это станет поводом для дальнейшего разговора о роли чувств в жизни. Кроме того, известно, что нельзя сыграть то, чего в тебе нет.

Цель. Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний.

Организация. Восемь человек занимают центр комнаты. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь — это имитирует лифт. Остальные участники становятся наблюдателями.

Длительность. 35-40 минут.

Ход работы

1.        Предложите желающим выйти в центр (восемь человек). Остальным участникам объясните, что они становятся наблюдателями.

2.        Участникам объясняют сюжет игры: «Вы все — жильцы одного дома. И вот однажды утром, отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно — вы узнаете, когда вытащите карточку».

3.        Раздайте карточки с перечисленными на них названиями чувств и состояний:

  •  «Радость, восторг, удовольствие...»;
  •  «Иинтерес, волнение, возбуждение... »;
  •  «Горе, страдание, печаль, депрессия... »;
  •  «Злость, раздражение, негодование, возмущение... »;
  •  «Страх, тревога опасение... »;
  •  «Презрение, высокомерие, пренебрежение... »;
  •  «Стыд, самоуничижение, неловкость... »;
  •  «Удивление, изумление...».

Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя.

4.        Участники разыгрывают ситуацию в течение 10-15 минут.

5.        Наблюдатели высказывают свои предположения относительно того, какие чувства кто демонстрировал.

Вопросы к шерингу

  • Как удалось передать состояние?
  • Как в жизни я проявляю это чувство?
  • Как часто я испытываю это чувство и в каких ситуациях?

Упражнение «СВЕТСКИЙ РАУТ»

Описание. Проблематика самооценки обязательно находит отражение в поведении. Если у человека самооценка занижена или неустойчива, то, попадая в нетипичную для него социальную ситуацию, он начинает транслировать защитное поведение. Это могут быть варианты самоуничижения: стремление быть незаметным, угождение, восхищение другими, уход. Или варианты высокомерия: демонстративность, подчеркнутая холодность, стремление опекать, указывающее на собственное превосходство.

Цель. Исследовать стратегии поведения, чувства, оценочные суждения в непривычной социальной ситуации.

Организация. Для проведения понадобится достаточно большое пространство, чтобы люди могли свободно, не мешая друг другу, передвигаться. Желательно, чтобы в процессе звучала негромкая, спокойная музыка. Визуализацию можно сделать сидя на стульях.

Длительность. 20-30 минут.

Ход работы

1.        Предложите участникам небольшую визуализацию. Представь себе, что у тебя есть приглашение на светский раут. Там соберутся все самые уважаемые, талантливые и красивые люди города. Тебе очень хочется попасть на эту вечеринку, и ты начинаешь подготовку. Представь себе, что ты выбираешь себе наряд, одеваешься, приводишь себя в порядок... Вот ты стоишь перед огромным зеркалом и осматриваешь себя. Что ты чувствуешь, когда видишь свое отражение в зеркале? О чем ты сейчас думаешь?

Представь себе, что ты поднимаешься по высокой, устланной красной дорожкой, лестнице. Швейцар услужливо распахивает перед тобою дверь. Ты заходишь в очень большой и красивый зал — все вокруг сверкает, звучит приятная музыка, нарядные люди прохаживаются по залу и беседуют между собой. К тебе подходит официант и подает бокал шампанского...

...А теперь откройте глаза и давайте поиграем в светский раут. Вы все — гости на нем. Ведите себя так, как вы вели бы себя в подобной обстановке.

2.        Участникам дается несколько минут на игру. Тренер наблюдает за всем происходящим, не вмешиваясь.

3.        Предложите в парах обменяться впечатлениями от выполнения этого упражнения.

Вопросы к шерингу

  • Что я чувствовал в процессе упражнения?
  • Что я думал о себе и окружающих?
  • Как я себя вел?
  • Какое отношение это имеет ко мне и моей жизни?

Упражнение «ТУМБА-ЮМБА»

Описание. Ни одно поведение не вызывает так много противоречивых мнений, как агрессия. Одни осуждают любое проявление агрессивности, считают его недостойным, другие боятся и стараются его избежать, третьи рады любой возможности подраться и показать свою силу. Но, поскольку чувство злости осуждается социумом, агрессивность проявляется неосознанно и неконтролируемо. Это упражнение дает возможность исследовать не только хорошо известное, но и вытесняемое поведение.

Цель. Исследовать индивидуальные стратегии агрессивного поведения.

Организация. Для работы понадобятся покрывала. В помещении должно быть достаточно места.

Длительность. 15—20 минут.

Ход работы

1.        Предложите участникам разделиться на две группы и встать в линейку друг напротив друга. Все участники из покрывал делают скатки (скатывают покрывала в валик).

2.Инструкция:

Жили два первобытных племени — Тумба и Юмба. Неплохие в целом были ребята, но дикари. И время от времени выходили они на поле битвы за раздел территории...

Сейчас вы будете изображать эту битву. Биться можно тем, что у вас в руках, и при этом обязательно говорить. Представители племени Тумба будут говорить: «Вот тебе, Юмба!» — и наоборот. Бить противника можно по нижней части туловища. Нельзя наносить удары по лицу и голове. Готовы? Начали!

3.        «Битва» длится 1,5—2 минуты. За это время, как правило, участники забывают, где свои, где чужие, и битва перерастает в массовую потасовку. Тренеру желательно наблюдать за поведением участников и запоминать, кто как действует.

4.        Подать сигнал «Стоп!» и попросить ответить на вопросы:

  • Что я чувствовал в процессе битвы?
  • Как я себя вел?
  • Выполнял ли инструкции (не бить своих, бить противника по нижней части туловища, приговаривать во время удара)?
  1. Все участники спонтанно делятся на пары и отвечают друг другу на прозвучавшие вопросы.

Вопросы к шерингу

  • Каковы стратегии моего поведения?
  • Какие выводы я сделал о себе и как это отражается на моей жизни?
  • Где и с кем я веду себя по жизни подобным образом?
  • Является ли это для меня проблемой?

Примечание. Обратите внимание участников, что в упражнении имела место физическая и вербальная агрессия. Проявления в жизни могут быть иными, но суть от этого меняется мало. Избегайте оценочных суждений!


Глава 7. Правила составления и чтения визуализации

1.        Составляйте текст таким образом, чтобы были задействованы все репрезентативные системы: увидеть, услышать, почувствовать. Особенно это касается терапевтических визуализаций. Иными словами, в тексте должны быть яркие описания визуальных образов, слуховые и кинестетические ощущения. Это повышает эффективность визуализации.

2.        В аналитических визуализациях описания частично заменяются вопросами — человек сам должен представить себе образы, чтобы потом их проанализировать. Но вход и выход должны быть надиктованы: это дает возможность попасть в другую реальность, уменьшить контроль сознания.

3.        Если вы напишете текст с глаголами в настоящем времени, то избежите сложностей в работе с разнополой группой. Но иногда это невозможно — как, например, в визуализациях «Встреча с Внутренним Ребенком» или «Рождение заново».

4.        Основная ошибка чтения — быстрый темп. Тренер не дает участникам возможности создать картинку. Чтобы научиться читать медленно, подберите соответствующую музыку и старайтесь совмещать музыкальную и текстовую фразы. Лучше, если пауз будет больше, чем меньше. После каждого предложения можно поставить многоточие.

Обратите внимание, что длительность упражнения — около 30 минут, а текст можно прочитать за пять. Все оставшееся время — паузы во время визуализации и обсуждение после нее.

5.        Сила голоса — еще одна составляющая визуализации. Обычно люди, которые находятся ближе к тренеру, страдают от громкого голоса, а тем, кто удален, ничего не слышно. Здесь есть одна уловка: держите лист с текстом на вытянутой руке напротив глаз. Тогда ваш голос будет «лететь» в противоположную стену, а не «биться» в пол.

6.        Участники не должны чувствовать, что вы читаете. Для этого текст надо знать очень хорошо. Не надейтесь, что вы сумеете его прочитать сразу, обязательно будут запинки и неправильные интонации.

7.        Модулируйте голосом, выделяйте наиболее значимые места в тексте. Но вместе с этим избегайте пафоса и необоснованной наигранности. К примеру, визуализация «Волна» вся построена на ощущениях, ее нельзя читать монотонно. Если вы сумеете прочувствовать текст, то сумеете и передать его.


Глава 8. Показания, противопоказания и осложнения

Визуализация особенно эффективна в двух случаях: при состояниях эмоционального напряжения и при реконструкции прежних конфликтных ситуаций и их мысленной коррекции. Наиболее склонны к этому методу люди с преобладающей визуальной системой (так называемые «визуалы»), а из акцентуантов — сензитнвные и демонстративные, истероидные личности.

Не следует визуализировать:

  • вблизи сильных источников электромагнитных полей (например, подстанций, линий электропередачи и т. д.), а также в условиях сильного загрязнения воздуха пылью» дымом, неприятными запахами и пр.;
  • после еды, когда организм занят перевариванием и усвоением пиши, в этом случае ни от визуализации, ни от еды большого толку не будет;
  • при сильных эмоциональных или умственных перегрузках.

При правильном выполнении упражнений осложнения бывают редко. Среди них наиболее часто оказываются вегетативные расстройства в виде перемежающихся волн жара и холода. Могут отмечаться также кратковременные нарушения координации движений, замедление речи и х д. Пугаться таких эффектов не следует, временно прекратить занятия нужно лишь в случае появления длительного психического дискомфорта, болей, тревоги, чувства напряжения или усталости.

Иногда возникают симптомы, свидетельствующие о бессознательном сопротивлении участника терапии. Оно может проявляться в соматических жалобах, невозможности сосредоточиться, наплывах отвлекающих мыслей, появлении кашля или неудержимых эмоциональных реакций (обычно в виде еле сдерживаемого смеха, реже — необъяснимой тревоги).


Заключение

Тренинговые занятия, (тренинги личностного роста, тренинги общения и др.) позволяют сформировать у воспитанников интерес к учёбе, адекватную самооценку, коммуникативные и поведенческие навыки, устранить негативные переживания и эмоции, снизить агрессивность и конфликтность, развить волю и самоконтроль, сформировать конструктивную морально-психологическую обстановку в подразделении.

Визуализации предназначены для влияния на эмоциональное состояние, в основном — для успокоения, расслабления и улучшения настроения. Они даются безо всякой классификации, в адаптированном для участников виде. В некоторых из них отчетливо выражен суггестивный компонент, в других — нет. Все эти тексты применялись и показали достаточную эффективность.

Необходимо отметить, что занятия в тренинге не могут проходить от случая к случаю, а должны носить систематический характер, т.к. решить или скорректировать какую-либо психологическую проблему возможно лишь проведя серию последовательных неразрывных коррекционных встреч, так же как нельзя за одно занятие, по мановению волшебной палочки, научить чтению, письму или выучить таблицу умножения.


Приложение: Тексты визуализаций

Инструкция (пример):

Сядь удобно, выпрямись, чтобы шея, голова и позвоночник являли собой одну прямую линию, не горбись, но и не напрягайся. Поставь ступни ног плотно на пол, кисти рук положи на колени (слово «6едра» подростков может напрячь) так, как тебе удобно. Ни руки, ни ноги не должны соприкасаться. Если ты можешь закрыть глаза — закрой, если нет, посиди с открытыми глазами. Сейчас нужно будет сосредоточиться на своем дыхании.

(Проводится одно-два дыхательных упражнения.)

Открой глаза… Как ты себя чувствуешь? Что ты ощущал во время выполнения упражнения? А сейчас снова закрой глаза и представь лицо самого любимого человека (опыт показывает, что им далеко не всегда бывает мама).

Снова открой глаза, как самочувствие, кого представлял, какое сейчас настроение? И еще раз закрой глаза (далее — текст визуализации)».

Д.Г.Михайлов

Прогулка на теплоходе

Представь, что ты находишься на борту красивого современного белого теплохода. На борту этого лайнера тебе предстоит путешествие по самому сказочному, теплому, бескрайнему и безопасному морю на Земле. Ты поднимаешься по трапу и с каждым шагом чувствуешь, как приближается приятное, таинственное и долгожданное путешествие. Ты ходишь по кораблю, поднимаешься на самую верхнюю палубу.

Ты чувствуешь, как теплый морской ветерок обдувает плечи и лицо. Ты вдыхаешь солоноватый запах моря. Солнце своими теплыми лучами окутывает твое тело. Этой энергией солнца наполняется каждая клеточка твоего тела. Уходят напряжение, и скованность. Движения становятся медленными, ленивыми. Ты подходишь к борту теплохода, смотришь, как медленно удаляется берег, он становится все меньше и меньше. Вместе с ним остались твои невзгоды, плохое настроение, однообразие, усталость.

Ты поворачиваешь голову в сторону моря и понимаешь, что сейчас тебя ничто не беспокоит. С каждым вдохом тебе становится легче, душа наполняется чувством радости и беззаботности.

Н.А.Богданова

Прогулка в горах

Представь, что ты стоишь у каменистого подножия высокой горы, в тени ее склона. Вокруг - только редкая поросль невысоких деревьев со скудными кронами.

Узкая тропинка, усыпанная мелкими камнями, ведет далеко вверх. Проходя по этой дорожке, ты замечаешь множество маленьких, но очень душистых цветов. И ты вдыхаешь приятный сладковатый аромат горных фиалок; терпкий, тягучий запах лаванды. Солнечные лучи касаются цветов теплом нежных лепестков и играют бликами различных оттенков: от голубого до сиреневато-синего. Они приносят расслабление и успокоение.

По мере того как ты поднимаешься, легкий ветерок обдувает твое лицо. Ты полной грудью вдыхаешь приятный целебный горный воздух. С каждым Шагом чувство радости от предвкушения чего-то нового, желанного наполняет тебя. Походка становится легкой, летящей. Такое впечатление, что твои ноги едва касаются земли.

И вот, последний шаг, и ты оказываешься на самой вершине горы, тебя освещает яркий, безбрежный свет. Ты ощущаешь полное доверие к этому месту. Яркий свет обнимает тебя, и ты ощущаешь его необыкновенную силу.

Огромное чувство любви, радости и безопасности охватывает и переполняет тебя. Ты сливаешься с этим светом. Теперь ты сам — свет: яркий, безмятежный, излучающий жизненную энергию.

Н. М. Эйделькинд

Летнее поле

Представь себе, что ты идешь по летнему, залитому солнцем, полю. Поле усыпано цветами, словно мягкий разноцветный ковер.

Ты чувствуешь теплый воздух. Легкий ветерок приятно овевает твое лицо. Ты вдыхаешь легкий аромат цветов, слышишь, как поют птицы. Посмотри, какие красочные цветы вокруг: красные, голубые, желтые — они радуют твой взгляд.

Ощути, как с каждым вдохом тебе становится легко. Ты чувствуешь, как прозрачная энергия цветов заполняет тебя.

С этим ощущением ты легко и свободно взлетаешь над полем. Ощути, как легко и свободно ты летишь. Почувствуй, как твои мысли становятся спокойными и безмятежными, спокойствие полностью охватывает тебя.

Теперь ты опускаешься ближе к цветам. Протягиваешь к ним руки. Чувствуешь, какие цветы мягкие; и нежные. Ты опускаешься и снова стоишь на поле.

Глубоко вдохнув, ты чувствуешь, как легкая энергия заполнила каждую клеточку твоего тела.

Оглянись вокруг еще раз, запомни все, что видишь и ощущаешь.

Картинка медленно растворяется, поле исчезает, и ты медленно и спокойно открываешь глаза.

Е.В. Грошева

Горы

Теплый солнечный летний день. Ты сидишь на покрытой зеленой мягкой травой. Твоя спина опирается на нагретый солнцем камень. Вокруг тебя возвышаются горы. В воздухе пахнет согретой солнцем травой, доносится лёгкий залах цветов и нагретых за день скал. Лёгкий ветерок ерошит твои волосы, нежно касается лица.

Ты оглядываешься вокруг. Со своего места ты видишь хребет, простирающийся вдаль, за горизонт. Солнечный луч плавно скользит вдоль склонов. Далеко впереди, почти за пределами слышимости, с каменного уступа медленно падает вода горного потока. Вокруг стоит удивительная тишина: ты слышишь лишь далёкий, чуть слышный шум воды, жужжание пчелы над цветком, где-то поёт одинокая птица, ветер легко шелестит травой. Ты чувствуешь, каким спокойствием и безмятежностью дышит это место. Уходят заботы и тревоги, напряжение. Приятный покой охватывает тебя.

Ты поднимаешь глаза и видишь над собой небо, такое ясное, синее, бездонное, какое может быть только в горах. В синей вышине парит орел. Почти не шевеля могучими крыльями, он словно плывет в безграничной синеве. Ты смотришь на него и случайно ловишь его взгляд. И вот уже ты — орел, и твое тело легко и невесомо. Ты паришь в небе, оглядывая землю с высоты полета, запоминаешь каждую подробность.

Д. В. Ильина

Летний дождь

Представь, что ты стоишь на опушке леса. Перед тобой раскрывается великолепный вид на летний лес, залитые солнцем луга.

Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Ты чувствуешь, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильней и сильней. Солнце закрыла череда грозовых туч.

Почувствуй порывы пронизывающего ветра. Ощути, как ветер уносят все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднись с ветром. Почувствуй его силу и энергию. Теперь это твоя сила, твоя энергия.

Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают тебя, принося с собой чистоту и ясность, наполняя тебя новой жизнью, новыми идеями.

Ты видишь, как дождь стихает. Небо очищается. Ты видишь, как вновь светит солнце, и чувствуешь себя обновленным, бодрым и уверенным.

А. Г. Бреслав

Подъем на гору

Ты видишь себя в долине. Неподалеку от тебя высится большая гора, и ее вид вызывает у тебя чувство приподнятости... Ты чувствуешь, что тебе необходимо подняться на эту гору..

Ты подходишь к началу крутой тропы, ведущей вверх, и начинаешь медленно подниматься по ней...

Ты идешь медленно и впитываешь все, что видят глаза: склон, камни, деревья, кустарники...

Постепенно ты начинаешь ощущать, как накапливается усталость в мышцах тела, особенно в мышцах ног, но по-прежнему продолжаешь подниматься...

Тропа заканчивается, перед тобой только вершина и каменный склон, по которому можно добраться до нее... ты продолжаешь подниматься, карабкаясь по камням. Склон становится все круче и круче, и тебе постоянно приходится помогать себе руками...

Ты продолжаешь подниматься, воздух становится более прохладным и разреженным... Ты поднялся уже очень высоко, до уровня облаков... Они уже окружили тебя, и ты не видишь ничего, кроме обволакивающей белой дымки...

Путь все труднее, ты медленно и осторожно поднимаешься, хватаясь руками за камни... Дыхание становится более частым...

Облака рассеиваются, ты поднялся уже очень высоко, воздух становится еще холоднее... Однако ты чувствуешь себя хорошо...

Ты поднялся на вершину, тебя охватывает чувство радости и необычайного подъема. Ты осматриваешься вокруг, смотришь вниз и видишь долину, из которой начинал свой путь... Тебя охватывает чувство радости и гордости, ощущение успешно пройденного пути и удовлетворение от того, что ты достиг намеченной цели. Запомни эти ощущения...

Теперь медленно и спокойно спускайся. Спуск проходит быстро и гладко, и вот уже ты стоишь внизу, по-прежнему сохраняя чувство радости от достижения цели и ощущение победы над собой и обстоятельствами. Запомни это чувства...

А. Г. Бреслав

Подводное путешествие

Вода теплая, прозрачная и немного зеленоватая....

Каждый камень на дне отчетливо виден... Видны россыпи разнообразных раковин. Солнечные лучи, проникая сквозь воду, ярко освещают дно...

Подводные камни устланы зеленым ковром водорослей... Рыбы кажутся светло-зелеными с темными пятнами и полосками. Они непрерывно снуют туда и обратно как рои пестрых бабочек.

Кое-где на дне песок сменяется обломками гранита...

Сквозь толщу воды можно различить, где находится солнце — большое светлое пятно...

Со дна поднимаются кораллы, как застывшие кусты подводных садов... Их причудливые стволы и ветви светятся изнутри голубым, розовым, зеленым огнем.

Между этими коралловыми кустами шныряют мелкие рыбки, отливающие золотом и серебром...


Список литературы

  1. Агрессия детей и подростков / Под ред. Н. М. Платоновой. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2008.
  3. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Желдак И. М., Игумнов С. А, Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте. Методические рекомендации. – Минск: Уникс, 1997.
  5. Захаров А. И. Опыт групповой психотерапии, при неврозах детского подросткового возраста. - Л.: Медицина, 1986.
  6. Захаров Л. И. Неврозы у детей и психотерапия, - СПб.: Речь, 1998.
  7. Игумнов С. А. Основы психотерапия детей и подростков; Справочное пособие / Под ред. В. Т. Кондратенко. - М.: Учебник, 2001.
  8. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии. - М.: София, 2000.
  9. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Академия, 2004.
  10. Свядощ А. М. Психотерапия. - СПб.: София, 2000.
  11. Шульц И.Г.- Аутогенная тренировка /Пер. с нем. - М.: Просвещение, 1985.
  12. Щевцова И.В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. – СПб.: Речь, 2007.