ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ (2014 -2015 учебный год)

Васюкова Любовь Викторовна

Понятие "ОГЭ", группа риска при подготовке к экзаменам, стратегия поддержки по каждому уровню.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая готовность учащихся к Основному государственному экзамену

Слайд 2

Государственная итоговая аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования (ГИА выпускников IX классов) , представляет собой форму организации экзаменов с использованием заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного стандарта основного общего образования .

Слайд 3

ИНФАНТИЛЬНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий. Эти дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы. Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают. При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны. Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.

Слайд 4

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Можно использовать перед началом экзамена формулы самовнушения («Я спокоен и собран»). Необходимо просмотреть все задания и выбрать те, которые кажутся наиболее легкими. При проверке полезно представить, что проверяешь чужую работу. Рекомендации родителям . Если ребенок чем-то за­нят, не отвлекать его до того, как он завершит работу. Необходи­мо помогать структурировать время и создавать внешние опоры для этого. Следует также согласовать с ребенком систему поощрений .

Слайд 5

ТРЕВОЖНЫЕ И НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжени­ем, особую тревогу вызывает проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.), часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправ­ляют написанное, задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, про­сят учителя правильность выполненного задания. Часто гры­зут ручки, теребят пальцы или волосы, трудно контролируют свое эмоциональное со­стояние, отсюда возникают сложности с концентрацией ). Наиболее трудной стороной ОГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Слайд 6

Рекомендации родителям. Необходимо форми­ровать позитивное , адекватное отношение к экзамену, советовать детям придерживаться определенного стиля поведения, создание адекватной оценки ОГЭ . Большое значение имеет благоприятный климат в семье . Во время подготовки к экзамену . Очень важно обеспе­чить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Если ребенок об­ращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?», луч­ше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Нет сомнения, что ты все делаешь правильно , и у тебя все получится ». Стратегии поддержки

Слайд 7

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ Краткая психологическая характеристика Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Экзамен требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

Слайд 8

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Детям требуется помощь в самоорганиза­ции. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты сейчас что делаешь?» Возможно также использование внеш­них опор. Например, ребенок может составить план своей де­ятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то зада­ние, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ученик научил­ся использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени. Рекомендации родителям. Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности такого ребенка. Задача взрослых — стиму­лировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать прямых инструкций типа «Теперь пиши это» или «Не забыл тетрадь по математике положить?», а задавать вопросы, ответы на которые потребуют от ребенка навыков самооргани­зации: «Что нужно сделать теперь?», «Что ты сейчас будешь де­лать?», «Проверь, все ли учебники ты положил ».

Слайд 9

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ» Краткая психологическая характеристика Дети данной категории обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью , организованностью, исполнительностью . Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и соответствующим образом (естественно, высоко) оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно быть лучшими, не просто хорошо справляться блестяще . Им нужно сделать все, причем безошибочно. На экзамене возможный камень преткновения для них — необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

Слайд 10

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» — и при необходимости тактично скорректировать его планы. Можно время от времени интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» — и помогать ему скорректиро­вать собственные ожидания («Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к сле­дующему заданию»). Рекомендации родителям . Необходимо избегать сравнения с другими и помочь снизить субъективную значи­мость ОГЭ . Родителям важно помочь составить щадящий ре­жим дня и регулировать степень загруженности, а учителям — воздержаться от оценки и сравнения с другими. Важно помочь ребенку переключиться с эмоционального реагирования на планирование и сконцентрироваться на проверке.

Слайд 11

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Основная характеристика высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Во время уроков они нередко ложатся на парту, подпирают голову рукой или начинают раскачиваться, тем самым пытаясь себя тонизировать. Утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограниченны. Экзамен требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости .

Слайд 12

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену . Следует иметь в виду, что астеничным детям требуется несколько перерывов, поэто­му их не стоит торопить, если они вдруг прерывают деятель­ность и на какое-то время останавливаются. Им по возможно­сти лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпус­тить в туалет и т.п.). Рекомендации родителям . Очень важно не срав­нивать ребенка с другими. В ситуации, когда налицо высокая утомляемость, необходимо проявить деликатность и тактич­ность. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности .

Слайд 13

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные , не склонные к педантизму. У них высокий темп деятельности, они могут сделать множество дел за короткое время, они импульсивны и порой несдержанны . Быстро выполняя задания, они зачастую делают это небрежно , не проверяют себя и не видят собственных ошибок . Гипертимные дети испытывают затруднения в ходе работы , требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей часто является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация. Они не расстраиваются из-за плохих оценок .

Слайд 14

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Гипертимным детям нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь то, что ты делаешь?» Кроме того, их лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем-то общаться была для них минимальна. Рекомендации родителям . Важно, чтобы в обще­нии с такими детьми взрослые мягко, но последовательно со­здавали ясные и четкие ограничения. При этом необходимо учи­тывать, что для гипертимных детей важны не рассуждения и до­воды, а реальный опыт. Поэтому стоит не увлекаться нотация­ми или объяснениями, а создать четкую организующую среду .

Слайд 15

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ » ДЕТИ Краткая психологическая характеристика Т аких детей характеризует низкая подвижность, низкая лабильность психических функций. Они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они долго настраиваются и вникают при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше. Они основательны и зачастую медлительны. Они практически никогда не укладываются в отведенное время.

Слайд 16

Стратегии поддержки Во время подготовки к экзамену. Задача взрослого — по мере возможности мягко и ненавязчиво помогать переключаться на следующее задание, если они подолгу раз­думывают над каждым: «Ты уже можешь переходить к следую­щему заданию». Ни в коем случае нельзя их торопить, от этого темп деятельности только снижается . Навык переключения внимания тренировать довольно сложно, но вполне реально научить ребенка пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Можно также заранее определить, сколько времени можно потратить на каждое задание на экзамене. Рекомендации родителям . Важно не просто под­сказывать застревающему ребенку, что нужно делать, но раз­вивать у него навыки переключения. Хорошо, если взрос­лый проговаривает с ребенком распределение времени, а затем тактично интересуется: «Удается ли тебе следовать плану ?»

Слайд 17

ДИАГРАММА ПО РЕЗУЛЬТАТАМДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 9 -Х КЛАССОВ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА»

Слайд 18

ДЕТИ, У КОТОРЫХ ВЫЯВЛЕНЫ ПРОБЛЕМЫ

Слайд 19

Сравнение данных учащихся 9-х классов , имеющих проблемы

Слайд 20

Проговорить с ребенком, на какую оценку он претендует, помочь ему разработать стратегию действий. Помочь каждому ребенку осознать особенности своего способа учебной деятельности и свои личностные особенности.

Слайд 21

Помните! Главное – снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий