Тренинг-консультация для родителей: "Агрессивный ребенок"

Кофман Светлана Сергеевна

Дать понятие агрессии, ее причин и способов работы с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya-_trening_agressivnyy_rebenok.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-тренинг для родителей:"Агрессивный ребенок"

Знакомство

Каждый участник по кругу называет свое имя и настроение с которым он пришел.

Заполнение анкеты "Агрессивный ребенок"

Поставьте любой знак в графе «часто» или «редко» напротив каждого высказывания.

Ребенок

Часто

Редко

1. Спорит, ругается со взрослыми

2. Теряет контроль над собой

3. Винит других в своих ошибках

4. Завистлив, мстителен

5. Сердится и отказывается что-либо сделать

6. Специально раздражает людей

7. Отказывается подчиняться правилам

8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают их.

Сосчитайте количество ответов «да».

Если 4 из 8 критериев часто проявляются у ребенка в течение не менее 6 месяцев, то можно предположить, что ребенок является агрессивным.

Ведущий: Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) —это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт( словарь)

Таким образом,«агрессия — это намеренные действия, направленные, «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» (Реан А. А., 1999, с. 218).

         Агрессивность — это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии»

        Исходя из этого делаем вывод, что агрессия- это действие, в то время как агрессивность-это готовность к таким действиям.

Агрессивное поведение практически всегда имеет причину : внешние воздействия, особенности среды, состояния и т.д.

Агрессия бывает разная  "Доброкачественная", проявляющаяся в момент опасности и носящая защитный характер , "злокачественная"- форма деструктивного поведения, такая как садизм, жестокость, часто спонтанна (по Фромму)

Так же агрессия бывает прямой : физическая агрессия ( непосредственно действие),  раздражение( вспыливость, грубость), вербальная ( оскорбления, угрозы);

так и косвенной : направленная ( сплетни, злые шутки), ненаправленная ( крики в толпе, топанье), негативизм ( оппозиционирование);

аутоагрессия - направленная на себя (депрессии, самоуничижение, самоповреждение, пирсинг, татуировки и т.д.).

Эти формы агрессии могут встречаться у всех возрастов.

У детей агрессивное поведение чаще всего связано с особенностями семейного воспитания и взаимоотношений:

- пренебрежительное, попустительское отношение к агрессивным вспышкам ребенка

- наказание за любое проявление агрессивности, ребенок учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, что может привести к  агрессии в любой другой ситуации. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что- либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д. оттягивание времени, медлительность, упрямство, преднамеренная «неспособность» сделать требуемое и «забывчивость». Подсознательная цель пассивно-агрессивного поведения ребенка – вывести родителей или других людей, занимающихся его воспитанием, из равновесия. Такое поведение – это отказ брать на себя ответственность за свое собственное поведение.

Пассивно-агрессивные способы выражения гнева – способы уклончивые, коварные и разрушительные для личности самого ребенка. К несчастью, ребенок не отдает себе отчета в том, что его упрямство и сопротивление вызвано желанием рассердить родителей и высвободить свой запертый гнев.

-агрессия и непослушание как способ привлечения внимания

- чрезмерная уступчивость, неуверенность, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, провоцируют ребенка на капризы или порождают чувство небезопасности , что приводит к агрессии

-если агрессия -это "норма" отношений  в семье

 Работу с агрессией нужно вести комплексно по нескольким параметрам:

  1. обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

Конструктивными формами выражения агрессии являются :

- Прямое заявление ребенком о своих чувствах и переживания, обсуждение это с родителями и другими людьми.  Ребенок, подавляющий свои агрессивные чувства часть делаем многое "втихую", когда никто не видит или когда никто этого не ожидает. Поэтому ребенка необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. «Чем больше гнева выплеснется в слова; тем меньше его останется, чтобы проявиться потом через ложь, воровство, секс, наркотики и все другие образцы столь распространенного сегодня пассивно-агрессивного поведения» (Р.Кэмпбелл,1997).  Для этого может помочь "Лестница гнева" ( см приложение1 )

- косвенное выражение агрессии (игровая форма), перенос чувств на объекты опасности9 очень действенно с маленькими детьми)-это разные формы "физической разрядки агрессии" : каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, рвать бумагу, мишень с дротиком, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Игровое упражнение «Скорговорка»

   1 этап. Упражнение проводится в два этапа.

Каждый из участников получает карточку с какой-либо и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение:
После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.
   
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.

Обсуждение. Участники отвечают на вопросы «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?

 

6. Игра «Обзывалки»

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в        приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов  «А ты...». Например: «А ты морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты
моя радость!..»

Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Обсуждение:  В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.
Эта игра будет полезна не только
 агрессивным, но и обидчивым детям.
Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то
 приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

2) обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

 Упражнение на развитие навыков саморегуляции

 Все участники садятся в круг‚ закрывают глаза. Ведущий спокойным тоном зачитывает текст инструкции.

. «Вспомните день, в который вы охотно идете на работу... Когда вы идете не очень охотно на работу... Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными... Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны...

     Сядьте, выпрямившись, на стул и держит спину совсем прямо. Положите руки на сто или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох... когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете с беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».

Снять мышечное напряжение можно и другмим спопобом, через чрежмерное напряжении попробуем.

Упражнение «Драка»

Цель: Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Содержание: Представьте, что вы с другом поссорились. Вот - вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

 Обсуждение.

3) отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.,часто дети ведут себя агрессино, потому что по-другому не умеют, поэтому необходимо научить их. .

  Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Можно разыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.

Упражнение "Просьба"

 1 этап. Вербальный вариант

Содержание. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

 2 этап. Невербальный вариант.

    Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

     Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его

4)   формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д. Для этого полезно совместное чтение, с обязательным обсуждением чувств героев, самого ребенка по отношению к поступкам героя, мотиваций их поступков.

Упражнение на развитие эмпатии.

      Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:

1  подгруппа : «Колобок».

2 подгруппа : « Курочка Ряба».

3  подгруппа: «Маша и Медведь».
4
подгруппа: «Гуси-лебеди».
    Далее каждая подгруппа зачитывает список составленных вопросов, а вся группа принимает участие в обсуждении целесообразности тех или иных из них.

9. Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».


   
Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности
   Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6—8 человек.

Содержание. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость...» и т. д.

     После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая  роль им ближе: роль агрессивного  человека или  « невинной жертвы».  Бывали ли они когда – то в похожих ситуациях, приписывая  враждебные действия  людям, которые, были,  возможно, были не намерены их выполнить.

Ведущий:

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  • негативные способы: наказания, приказы;
  • нейтральные способы: модификация поведения;

 позитивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование

Остановимся на последних

      Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ребенком. Иногда нужно действовать быстро, анпример в ситуации угрожающей здоровью или жизни ребенка. (Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности). В таких  ситуациях родителям, нужно отвести малыша от интересующего его объекта, а потом объяснить, почему они так сделали. Это и будет примером, мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

    Техника модификации поведения отчета проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое наказание и лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливьтх вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

Упражнение  «работа с гневом».

       Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение 1). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми.
    Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Прощание

Участники по желанию делятся своими впечатлениями от тренинга, с каким настроением они уходят и оставляют пожелания.        

Памятка 1 Шесть рецептов избавления от гнева

 Подготовила и провела педагог-психолог Карпова С.С.

(При подготовке использовались материалы Лютова Е.К., Монина Т.В. "Тренинг эффективного взаимодействия с ребенком")

Приложение 1

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ) ГНЕВА

1. Громко спеть любимую песню.
2.Прометать дротики в мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков»
, высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.

7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой»  с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору школы, детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой (собакой).
14.
 Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15.Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
16. Поиграть в «настольный футбол» (баскетбол, хоккей).
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19.Сломать несколько игрушек.
20.Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», « Кто быстрее пробежит»
21. Стучать карандашом по парте

22. Скомкать  несколько листов бумаги, а затем их выбросить.

23.Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.

24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать его.

Памятка 1 Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

  • Слушайте своего ребенка
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени.
  •  Делитесь с ним своим опытом.
  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах
  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому их них в отдельности.

№2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  •  Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком если это, конечно, возможно).
  •  Старайтесь не прихщаться к ребенку в минуты раздражения..

№3

Если вы расстроены,
то дети должны знать
о вашем состоянии

  • Говоритё детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
  •  «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:
  •  «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, те трогай меня».

№4

В те минуты, когда вы
расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное что могло бы вас успокоить.

  • Примите теплую ванну, душ.
  •  Выпейте чаю.
  •  Позвоните друзьям.
  •  Сделайте «успокаивающую» маску для лица.
  •  Просто расслабьтесь, лежа на диване.
  •  Послушайте любимую музыку.

№5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (думать о чем-то приятном) и ситуацией.

№6

У некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.