Материалы для сопровождения здоровьесберегающей деятельности педагогов.

 Побединская Ирина Викторовна

Описание упражнений, дневник сопровождения, презентация к мастер- классу, анкета для изучения здоровьесберегающей деятельности ( Сыченков, Чурганов, модификация Побединской И.В.)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как стать здоровым без посторонней помощи аспирантка кафедры психологии СПб АППО П обединская И рина В икторовна САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2014

Слайд 3

Симптомы стресса ( по данным Шингаева С.М.)

Слайд 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

Слайд 5

Стадии ПВП 1 стадия. В поведении появляются признаки «провалов в памяти». На «сбои» внимание не обращается либо они воспринимаются с шуткой («девичья память»). Острота чувств сглаживается, эмоции приглушаются. Положительных эмоций становится все меньше. В отношении членов семьи появляется некоторая отстраненность. Состояние повышенной тревожности выражается порой в фразе: «Пришла домой, усталая! Оставьте меня в покое!»

Слайд 6

Стадии ПВП 2 стадия. Появляется тенденция снижения интереса к работе («неделя длится нескончаемо долго»). Нарастание апатии к концу недели, нежелание общаться как с коллегами по работе, так и с друзьями и близкими. Признаки соматических расстройств все отчетливее (потеря сил, энергии, особенно во второй половине недели, периодически возникающие головные боли по вечерам, «вечером упала на подушку и уснула тут же», рост числа простудных заболеваний). Растет раздражительность (порой педагог, как говорят, «заводится с пол-оборота», чего раньше не наблюдалось).

Слайд 7

Стадии ПВП 3 стадия. Личностное выгорание. Изменяются представления о жизненных ценностях. Полная потеря интереса к работе. Эмоциональное безразличие, утрата чувства юмора. Ощущение, что сил постоянно не хватает. Желание общаться с людьми заменятся на избегание встреч и предпочтение одиночества или общение с природой и животными.

Слайд 8

Уровень профессионального выгорания педагогов Санкт-Петербурга ( по данным исследования Шингаева С.М.)

Слайд 10

Способы снятия стресса ( по данным Шингаева С.М.)

Слайд 12

Получай поддержку

Слайд 13

Питайся правильно

Слайд 14

Терапия искусством

Слайд 15

Общайся с хорошими людьми

Слайд 16

Отдыхай активно

Слайд 17

Избегай конфликтов

Слайд 18

Избегай вредных привычек

Слайд 20

Не откладывай решение своих проблем

Слайд 21

Ставь достижимые цели

Слайд 22

Прими окружающих такими, какие они есть

Слайд 23

Чаще делай то, что тебе нравится

Слайд 24

Путешествуй

Слайд 25

Перенимай опыт

Слайд 26

Общайся с родителями

Слайд 27

Позволяй себе быть собой

Слайд 28

Своевременно обращайся за мед. помощью

Слайд 29

Спи столько, сколько тебе нужно

Слайд 30

Занимайся физкультурой

Слайд 31

Найди себе хобби

Слайд 32

Умей видеть хорошее в плохом

Слайд 33

Относись с юмором к происходящему

Слайд 34

Помогай другим

Слайд 35

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Анкета для изучения здоровьесберегающего поведения  педагогов

Дата_______ Должность  учитель/воспитатель/администратор /другое ______________________ Возраст_____Пол  М/Ж   Сем. полож: в браке/не в браке Тип ОУ доу/школа/корр/доп.обр/________

Действия, полезные для
сохранения здоровья

Стараюсь выполнять  как правило

Действую по настроению

Хотелось бы, но окружающие условия не позволяют

Займусь,
когда
понадобится

Не считаю нужным

Использование спец.оздоровительных систем

Соблюдение режима питания

Употребление в пищу  «здоровых» продуктов

Отказ от курения

Сон достаточной продолжительности

Контроль веса

Профилактические мед. осмотры

Выполнение назначений врача

Прогулки на свежем воздухе

Отказ от длительных компьютерных игр или «сидения в чатах»

Закаливание

Занятия физическими упражнениями и спортом

Профилактика вирусных заболеваний

Активный отдых  и оздоровление в отпуске

Планирование и равномерное распределение нагрузки

Создание себе положительных эмоций

Наличие хобби, увлечение

Другое:_____________________________________

Другое:_____________________________________

Другое:_____________________________________

Подпишитесь пожалуйста (настоящее имя или  кодовое слово):



Предварительный просмотр:

Упражнение «Самопрезентация».

Инструкция: Участникам группы предлагается рассказать о себе и своих отношениях со своим здоровьем. Приветствуется рассказ о личном опыте борьбы с болезнью и способах поддержания своего здоровья.

Упражнение « Объекты моей заботы»

Инструкция: «Напишите 10 объектов, о которых Вы должны заботиться».

Обсуждение - оказался ли в моём списке я сам? На каком месте ? Почему?

Упражнение «Нарисуй своё здоровье». (инд.)

Инструкция: «На листе А4 нарисуйте карандашами, мелками или красками символический образ своего здоровья. На отдельном листе или обратной стороне листа напишите небольшой рассказ о том, что Вы нарисовали.»

После того, как все закончат, каждому предлагается рассказать о своём рисунке.

Ведущий может задавать вопросы:

  • Что нарисовано на Вашем рисунке?
  • Что в этом рисунке главное?
  • Где находится то, что Вы нарисовали?
  • Откуда оно там взялось? Что с этим будет потом?
  • Какие чувства вызывает у Вас Ваша картина?
  • Хотели бы Вы что-то изменить, дорисовать? ( дорисуйте).
  • Расскажите о том, как Вы рисовали этот рисунок ( что Вы нарисовали сначала, что-потом?)
  • Напоминает ли Вам этот рисунок что-нибудь из Вашей жизни?
  • Какое название Вы дали бы своему рисунку?

Упражнение « Инвентаризация!»( подгр.)

Инструкция: «Разделитесь пожалуйста на группы по 4-5 человек. Каждая группа будет выполнять какое-нибудь творческое задание. Вам нужно будет обсудить ту проблему, которую Вы получите для работы и вместе изобразить карту- схему, иллюстрирующую то, что Вы обсудили. Вы можете рисовать или сделать коллаж, использовать ключевые слова в своём продукте.» Вопросы для работы:

  • Что такое здоровье?
  • Как можно сохранять и укреплять здоровье ( способы)?
  • Что нужно для того, чтобы укреплять и сохранять своё здоровье ( средства, условия)?
  • Что может мешать нашим планам в сохранении и укреплении здоровья?

После завершения работы каждая группа представляет свой продукт.

Упражнение «Знаки»(подгр.)

Инструкция:  «Разделитесь пожалуйста на группы по 4-5 человек. Каждая группа будет выполнять своё творческое задание. Вам нужно будет обсудить ту проблему, которую Вы получите для работы и вместе придумать знаки, регулирующие продвижение человека к поставленной цели сохранения и укрепления здоровья.

1 группа: запрещающие знаки ( нельзя!)

2 группа: предписывающие знаки ( делай!)

3 группа: предупреждающие знаки ( осторожно!)

4 группа: информирующие знаки ( относящиеся к здоровью).

Количество знаков от группы не регламентируется, можно сделать знаки разных групп на картоне разного цвета – например, запрещающие - на красном картоне или обвести знак красной рамкой. После того, как группы нарисуют знаки, группы  представляют свои работы.

Упражнение «Болезнь  и здоровье»( инд.)

Инструкция: «Выберите материал, из которого Вы будете выполнять работу. ( предлагается на выбор фольга, пластилин, бросовые материалы для конструирования,). Создайте скульптурную группу, которая бы отражала тему болезни и здоровья и  их взаимоотношений. Дайте название своей работе. Выступления участников – что Вы изобразили, в чем нашло отражение здоровье, а в чём - болезнь, как шло творчество- от идеи к реализации или спонтанно, как то, что получилось в творческой работе, соотносится с реальной жизнью автора. Отражает ли его работа «всеобщую» модель или личный опыт. Если название расходится с содержанием - как автор может это объяснить?

Работы участников группы помещаются на выставку – стол, накрытый тканью. Участникам предлагается рассмотреть, потрогать чужие работы.

Обсуждение -  какие работы больше всего понравились, какие мысли и чувства Вы испытывали слушая выступления других участников группу,  чувства участников от взаимодействия с чужими работами.

Упражнение «Работа с образом препятствия».( инд.)

1. Групповое обсуждение « что мешает мне выполнять свои намерения по укреплению здоровья».

2. Представьте образ Вашего собственного препятствия - на что это похоже? Можно ли это потрогать? Тяжёлое это или лёгкое? Какое это на ощупь, какого цвета, что ещё можно о нём сказать? Теперь нарисуйте то, что Вы представили.

3. Как именно этот предмет не даёт Вам заботиться о своём здоровье? Опишите это письменно. Подумайте - что нужно этому образу ( предмету), когда он не даёт делать Вам заботиться о своём здоровье? Для чего он это делает? Что он получает, когда не пускает Вас?

4. Чего НА САМОМ ДЕЛЕ не хватает этому образу препятствия? Дайте ему то, чего ему не хватает. Мысленно давайте ему то, в чём он нуждается, пока он не станет меняться.

5. Как он меняется? Что с ним происходит? Продолжайте давать ему то, что ему нужно, пока изменения не закончатся.

6. Нарисуйте то, во что превратился Ваш образ препятствия. Как Вы теперь описали бы его? Что именно в нём изменилось? Перестал ли он препятствовать Вашим действиям в отношении своего здоровья?

Обсуждение в группе – как трансформировался образ (холодайн), какие чувства он теперь вызывает.

Упражнение «Мандала моего здоровья» ( инд.)

Инструкция: Выберите и раскрасьте мандалу карандашами или мелками. Во время раскрашивания сосредоточьтесь на том, каким Вы хотели бы видеть своё здоровье. Во время работы обращайте внимание на то, какие чувства и мысли у Вас возникают.

Обсуждение в группе - какие чувства и мысли возникали во время работы.

Упражнение «Как медведь своё здоровье берёг»( инд.)

Инструкция: Выберите из предложенных фотографий то изображение животного, которое соответствует Вашему сегодняшнему самочувствию. Рассмотрите эту фотографию и напишите притчу или сказку « Как ________ ( название выбранного животного) своё здоровье берёг(ла)»

Обсуждение в группе - какие чувства и мысли возникали во время работы. Возможные вопросы:

  • Расскажите о том, как Вы писали эту сказку .
  • Похожа ли эта сказка на то, что происходит с Вами в реальной жизни?

Упражнение « Два образа»( модификация метода В.М. Элькина «Маска»)

Инструкция: Выберите из предложенных фотографий две штуки - одна- отражающая Ваше актуальное состояние, а вторая- желаемое состояние. Сравните два выбранных образа - чем они похожи и чем отличаются?

Упражнение «Карта ресурсов» (инд)

 проводится после упражнения «Инвентаризация»

Инструкция: Нарисуйте карту ресурсов своего здоровья. Подпишите отдельные её элементы.

Обсуждение в группе -  какие мысли и чувства возникли в процессе работы.

Упражнение «Пирамида ресурсов моего здоровья» ( подгр.)

(Проводится непосредственно после упражнения «Карта ресурсов»)

Инструкция: Разделитесь на группы по 3-4 человека. Нарежьте из цветной бумаги светлых тонов «кирпичики». Подпишите их- каждый кирпичик- один ресурс.  и постройте из «кирпичиков» пирамиду ресурсов здоровья ( предварительно подписав на них названия). На нижней «ступеньке» пирамиды будут базовые, основные ресурсы, без которых , по Вашему мнению, здоровье человека невозможно. Вторым рядом последуют ресурсы, которые опираются на нижний ряд ( возникают, если уже есть  базовые ресурсы )и т.д.

Обсуждение – фронтальное.  Что оказалось в основании пирамиды ( все группы перечисляют, отмечают совпадения и различия в моделях), а что - верхушкой? Почему?

Упражнение «Истории о моём здоровье»( инд.)

Участникам предлагается из набора афористических высказываний и притч выбрать случайным способом (вытянуть) одно задание. Можно предположить, что тот текст, который попался человеку - не случайное совпадение, а отражение реально существующей ситуации ( по аналогии или противоположности)

 Инструкция: как выбранное Вами высказывание соотносится с темой здоровья? Что Вы лично думаете об этом высказывании? Может ли это высказывание стать иллюстрацией к Вашей жизни или жизненным девизом?

Обсуждение - в группе.

Упражнение « Эмблема моего здоровья»

Инструкция: Придумайте и нарисуйте (на бумажной тарелке) эмблему «Моё здоровье». Придумайте подпись - девиз для эмблемы.

Обсуждение- содержание эмблемы, значение девиза.

Упражнение « Экономия времени» ( театрализация)

Просмотр м/ф Смешарики - Азбука здоровья – «Экономия времени». Обсудить после просмотра сцену, где Бараш говорит «нет» зубной щётке.

Инструкция: ( в парах)- проиграйте диалог между Вами и чем – то, чему Вы говорите «нет» ( в области сохранения своего здоровья) потому что нет времени.

Обсуждение – на чём Вы экономите время? Оправдан ли Ваш отказ от этого действия и какие это может иметь последствия для Вашего здоровья?

Список литературы:

  1. В.М. Элькин «Театр цвета и мелодии ваших страстей»- СПб, Петрополис, 2013 , стр. 123-136
  2.        Копытин А. И., Б Корт «Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия» СПб, Речь, 2007, Глава 10
  1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64-108
  2. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.:НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с. (С.122-137).
  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

 



Предварительный просмотр:

Мои цели ( период с_____________по ___________201____года)

Чего я хочу достигнуть (цели)

Как я буду это делать (средства)

Когда цель должна быть достигнута (сроки)

Отметка о выполнении (на сколько мне удалось достичь цели)

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

Итоги моей работы: успехи

Цель

На сколько мне удалось достичь поставленной цели

Что мне помогло достичь цели

Что мне мешало достигать цели

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

Итоги моей работы: резервы и перспективы

Цель

На сколько мне удалось достичь поставленной цели

Что мне помогало достигать цели

Что мне мешало достигать цели

Каковы мои дальнейшие шаги

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

0.__________._______.100%

Дневник самооценки

Месяцы

( 2014 год)

Апрель

май

июнь

Недели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Оценка эффективности

Месяцы

( 2014 год)

июль

август

сентябрь

Недели

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Оценка эффективности

Месяцы

( 2014 год)

октябрь

ноябрь

декабрь

Недели

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Оценка эффективности

Месяцы

( 2015 год)

январь

февраль

март

Недели

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Оценка эффективности

Всё получилось

Получилось частично

Не получилось



Предварительный просмотр:

  • Ваше здоровье зависит и от ваших мыслей.

    Доказано, что все источники самых страшных болезней - это наши обиды.

    В природе существует простое правило - подобное притягивает подобное. Если вы будете копить в себе обиды и раздражаться по пустякам, вы станете похожи на комок злости. Ваша отрицательная энергетика будет притягивать новых обидчиков и новые обиды.

    Будьте внимательнее к тому, что говорите, избегайте таких фраз, как:

    - сидит в печенке,
    - на сердце камень, 
    - стоит поперек горла, 
    - я просто с ума схожу, 
    - больно видеть,
    - хоть в гроб ложись и т. д.

    Не сквернословьте, не говорите людям гадости и колкости, не употребляйте матерных слов, не срывайтесь на крик. Чем больше вы будете ругаться и говорить гадости, тем тяжелее будет вам же.

    * Люди, которые постоянно корят себя за то, что выбрали неверный путь, не ту профессию, не реализовали себя как личность, страдают болезнями ног.

    * Проблемы с глазами возникают у тех, кто вечно недоволен собой и окружающим миром, все видит в мрачном свете и постоянно тревожится о будущем.

    * Гастрит - удел людей беспокойных, неуверенных в себе, тех, которые переживают, нервничают и теряют сон из-за всякой ерунды.

    * Люди злые, агрессивные, вспыльчивые нередко страдают бронхиальной астмой. Недаром в народе говорят: "От злости мне трудно дышать".

    * Агрессивные, честолюбивые, стремящиеся во всем быть первыми и бурно переживающие неудачи, склонны к болезням сердца и сосудов.

    * Язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки в несколько раз чаще страдают люди эмоциональные, раздражительные, остро  реагирующие даже на мелкие неприятности. 

    * Те, кто не умеют прощать обиды, а также раздражительные, злые люди страдают болезнями печени и желчевыводящих путей. 

    * Вспыльчивые, настойчивые, упрямые и легковозбудимые люди мучаются от гипертонии. У врачей даже есть термин гипертонический характер. Им они определяют человека вспыльчивого, упрямого, обожающего всех поучать.

    * Люди, нетерпимые к чужому мнению и чужим ошибкам, страдают от частых мигреней.

    Как разорвать порочный круг? Учитесь радоваться жизни и развивать в себе позитивное мышление.

    Хорошие мысли будут притягивать в вашу жизнь добро, гармонизировать энергетику. И тогда от болезней не останется и следа.



Предварительный просмотр:

Тест САН (модифицированный)

Дата:

Ф.И.

До занятия

Отдохнувший     3 2 1 0 1 2 3   Усталый

Спокойный         3 2 1 0 1 2 3   Озабоченный

Свежий                3 2 1 0 1 2 3   Изнуренный

Расслабленный   3 2 1 0 1 2 3   Напряженный

Довольный          3 2 1 0 1 2 3   Недовольный

Настроение         3 2 1 0 1 2 3   Настроение плохое

хорошее

Самочувствие

хорошее              3 2 1 0 1 2 3   Самочувствие плохое

__________________________________________________________________

После занятия

Отдохнувший    3 2 1 0 1 2 3   Усталый

Спокойный        3 2 1 0 1 2 3   Озабоченный

Свежий              3 2 1 0 1 2 3   Изнуренный

Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3   Напряженный

Довольный        3 2 1 0 1 2 3   Недовольный

Настроение       3 2 1 0 1 2 3   Настроение плохое

хорошее

Самочувствие

хорошее             3 2 1 0 1 2 3   Самочувствие плохое