тест. Склонность к суициду

Подростковые  суициды  —  это  «бич»  современного  общества,  свидетельство  того,  что  молодое  поколение  все  чаще  чувствует  себя  ненужными,  не  видит  перспективы  для  учебы,  работы,  построения  семьи.  Причин  этому  много,  это  сложившаяся  экономическая  ситуация,  ориентация  общества  на  успешность  и  материальные  ценности,  отсутствие  внятной  государственной  молодежной  политики  и  другое. Данный тест позволит выяснить кто склонен из детей к суициду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_sklonnosti_k_suitsidu.docx50.41 КБ

Предварительный просмотр:

Форма «В» методики предназначена для тестируемых, возрастной категории до 18 лет:

ПСН – «В»

Раздел I.

Заполните, пожалуйста, предлагаемый опросный лист. Просьба писать разборчиво.

  1. Год рождения
  2. Вы считаете свою семью:
  1. богатой
  2. среднего достатка
  3. бедной
  1. Вы растете и воспитываетесь:

3.1 с папой и мамой

3.2 с мамой и отчимом

3.3 с папой и мачехой

3.4 только с папой

3.5 только с мамой

3.6 с родственниками

3.7 в детском доме

4. Что Вам свойственно в большей степени?

   (Можно отметить несколько позиций)

  1. оптимизм.
  2. недоверчивость.
  3. пессимизм.
  4. мнительность.
  5. замкнутость.
  6. беспокойство.
  7. тревожность.

5. Для  Вас учеба это:

  1. приятное время провождение.
  2. серьезный труд.
  3. невыносимое испытание.

6.        Как Вы считаете:

  1. употребление наркотиков и спиртного - вредно.
  2. употребление наркотиков вредно, а спиртного – допустимо.
  3. допустимо употребление и наркотиков и спиртного в небольших количествах.

7. Как часто Вы ощущаете себя счастливым?

7.1 часто.

7.2 редко.

7.3 почти никогда.

8.         Испытываете ли Вы чувство обиды, жалости к себе?

8.1 Нет.

8.2 Иногда.

8.3 Да.

9. Если бы лучший друг (подруга) Вас предал (а):

9.1 вы бы его (ее) простили.

9.2 просто разорвали бы отношения.

9.3 вы бы его (ее) избили.

10. Если бы Вы собрались с друзьями в поход, а родители Вас не отпустили, то Вы:

10.1 смирились с мнением родителей.

10.2 попытались бы их убедить, что они не правы.

10.3 объявили бы им бойкот.

11. Если учитель (преподаватель) поставил Вам незаслуженную двойку, то Вы:

11.1 промолчите.

11.2 попытаетесь двойку исправить.

11.3 вступите с ним в конфликт.

12. В автобусе Вы не уступили место старшим, и взрослые сделали замечание, при этом Вы:

12.1 молча уступите место.

12.2 сделаете вид, что не слышите.

12.3 станете пререкаться.

13. Если на улице Вас оскорбили, то Вы:

13.1 молча уйдете.

13.2 потребуете извинений.

13.3 оскорбите в ответ.

14. Занимались ли Вы ниже перечисленными видами спорта?

14.1 Парашютным спортом.

14.2 Боксом.

14.3 Восточным единоборством

15. Если в подъезде Вы увидели брошенного или раненого щенка, то Вы:

15.1 заберете его домой.

15.2 пройдете мимо.

15.3 выгоните щенка из подъезда.

16. Кончал ли жизнь самоубийством  (пытался  покончить) кто-нибудь из Ваших родственников?

16.1 Нет.

16.2 Да.

17. Переносили ли Вы перечисленные ниже заболевания (травмы)?

17.1 инфекционные болезни в детстве.

17.2 черепно-мозговые травмы.

17.3 психические заболевания.

18. Что Вы чувствуете по отношению к себе?

18.1 способность преодолеть любые трудности самостоятельно.

18.2 гордость за достигнутое.

18.3 уверенность в своей уникальности, исключительности.

19.        Бывают ли у Вас конфликты с одноклассниками, друзьями?

  1. никогда.
  2. иногда.
  3. часто.

20.        Бывают ли у Вас конфликты с учителями (преподавателями)?

  1. никогда.
  2. иногда.
  3. часто.

21. Бывают ли у Вас конфликты с родителями?

  1. никогда.
  2. иногда.
  3. часто.

22. Как часто Вам делают комплименты о том, как Вы выглядите?

22.1 очень часто.

22.2 редко.

22.3 почти никогда.

23. Как часто Вас хвалят за хорошо выполненную работу?

23.1 очень часто.

23.2 редко.

23.3 почти никогда.

24. Часто ли у Вас меняется настроение?

24.1 в течение недели 2-3 раза.

24.2 в течение дня 2-3 раза.

    24.3 в течение часа 2-3 раза.

  1. Ощущаете ли Вы чувство вины за происходящее?
  1. почти никогда.
  2. иногда испытываю.
  3. испытываю очень часто.
  1. Вы оцениваете отношения в Вашей семье как:
  1. хорошие.
  2. удовлетворительные, но вызывающие тревогу.
  3. критические.

27. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да это так.

28. Я своей жизнью:

28.1 доволен на 100 %.

28.2 доволен на 50 %.

28.3 не доволен вообще.

29. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

30. Мне кажется, окружающие плохо меня понимают, не ценят или даже недолюбливают:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

31. В последнее время у меня подавленное состояние,  будущее кажется мне безнадёжным:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

Каково Ваше мнение по поводу философских высказываний о смысле жизни и смерти?

 32. Я считаю, что можно оправдать людей,  выбравших    

   добровольную смерть:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

33. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

  34. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

35. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

36. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше,

      если их предают родные и близкие:

  1. нет, это абсолютно не так.
  2. возможно это так.
  3. да, это так.

Раздел I I.

Вам предлагается тест на определение внутреннего смысла выражений.

Просим Вас,  читая выражения, высказывания, в бланке для ответов записывать номер выражения в колонке, соответствующий тематической направленности его внутреннего смысла.

Если на Ваш взгляд предлагаемые темы не отражают содержания  высказывания, запишите  его номер в нижнюю часть бланка

Бланк для ответа.

Алкоголь,  

наркотики

   Несчастная

 любовь

    Противо-                                  правные действия

Деньги и

проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные   неурядицы

 Потеря     смысла жизни

Чувство непол-ноценности,  ущербности, уродливости

Школьные проблемы, пробл. выбора жизненного пути                    

 Отношения с  окружающими

Поставьте «+» в графу с темой услышанного высказывания

Для № высказываний с неопределенными темами

Список  высказываний.

  1. Выкормил змейку, на свою шейку.
  2. Собрался жить, да взял и помер.
  3. От судьбы не уйдешь.
  4. Всякому мужу своя жена милее.
  5. Загорелась душа до винного ковша.
  6. Здесь бы умер, а там бы встал.
  7. Беду не зовут, она сама приходит.
  8. Коли у мужа с женою лад, то не нужен и клад.
  9. Кто пьет, тот и горшки бьет.
  10. Двух смертей не бывать, а одной не миновать.
  11. Сидят вместе, а глядят врозь.
  12. Утром был молодец, а вечером мертвец.
  13. Вино уму не товарищ.
  14.  Доброю женою и муж честен.
  15. Кого жизнь ласкает, тот и горя не знает.
  16. Кто не родится, тот и не умрет.
  17. Жена не лапоть  - с ноги не сбросишь.
  18. В мире жить - с миром быть!
  19. Чай не водка, много не выпьешь.
  20. В согласном стаде волк не страшен.
  21. В тесноте да не в обиде.
  22. Гора с горой не сойдется, а человек с человеком столкнется.
  23. Жизнь надокучила, а к смерти не привыкнуть.
  24. Болячка мала, да болезнь велика.
  25. Не жаль вина, а жаль ума.
  26. Вволю наешься, да вволю не наживешься.
  27. Жизнь прожить, что море переплыть: побарахтаешься, да и ко дну.
  28. Всякий родиться, да не всякий в люди годится.
  29. Других не суди, на себя погляди.
  30. Хорошо тому жить, кому не о чем судить.
  31. Живет, не живет, а проживать проживает.
  32. Все вдруг пропало, как вешний лед.
  33. Без копейки рубль щербатый.
  34. Без осанки - и конь корова.  
  35. Не место красит человека, а человек место.
  36. Болезнь человека не красит.
  37. Взлетел орлом, а прилетел голубем.
  38. Хорошо тому щеголять, у кого денежки звенят.
  39. В уборе и пень хорош.
  40. Доход не живет без хлопот.
  41. Нашла коса на камень.
  42. Нелады да свары хуже пожара.
  43. Заплати грош, да посади в рожь – вот будет хорош!
  44. Кто солому покупает, а кто и сено продает.
  45. Седина бобра не портит.
  46. Бешеному дитяти ножа не давати!
  47. Не годы старят, а жизнь.
  48. В долгах как в шелках.
  49. Бранись, а на мир слово оставляй.
  50. Зеленый седому не указ.
  51. А на что нам черт, что батька.
  52. Моя хата с краю, я ничего не знаю.
  53. Лежачего не бьют.
  54. Что в лоб, что по лбу – все едино.
  55. Все люди как люди, а ты как шиш на блюде.
  56. Ученье свет, а не ученье – тьма.
  57. И медведь из запасу лапу сосет.
  58. Жирен кот, коль мясо не жрет.
  59. Выношенная шуба не греет.
  60. Совесть спать не дает.
  61. Вали с больной головы на здоровую.
  62. Мал, да глуп – за то и бьют.
  63. Не в бороде честь – борода и у козла есть.
  64. Одно золото не стареется.
  65. Наш пострел везде поспел.
  66. Муху бьют за назойливость.
  67. Надоел горше горькой редьки.
  68. Живет на широкую ногу.
  69. Легка ноша на чужом плече.
  70. Не в свои сани не садись.
  71. Чужая одежда - не надежда.
  72. Высоко летаешь, да низко садишься.
  73. Двум господам не служат.
  74. Мягко стелет, да твердо спать.
  75. За одного битого двух небитых дают.
  76. За худые дела слетит и голова.
  77. Говорить умеет, да не смеет.
  78. Кто до денег охоч – тот не спит и всю ночь.
  79. Кабы не дырка во рту, так бы в золоте ходил.
  80. Красив в строю, силен в бою.
  81. Гори все синим пламенем.
  82. На птичьих правах высоко не взлетишь.
  83. Если все время мыслить, то на что же существовать.
  84. Бараны умеют жить: у них самая паршивая овца в каракуле ходит.
  85. Взялся за гуж, не говори что не дюж

Раздел I I I.

Продолжи предложение:

  1. Мысль, которая меня постоянно преследует, касается ___________________________________________________
  2. Что я для себя решил окончательно, так это ___________________________________________________
  3. Вокруг меня _______________________________________
  4. В этой жизни _______________________________________
  5. Жизнь - это ________________________________________
  6. Я обязательно ______________________________________
  7. Через некоторое время ______________________________
  8. Жизнь после смерти – это____________________________
  9. Впереди меня ждет _________________________________
  10. Жалко только, что _________________________________

      ___________________________________________________

                             Ключи к тесту ПСН – «В»

Порядок обработки раздела №1

(оценка суицидального риска).

Начиная с вопроса № 2 складываются последние цифры выбора тестируемого, полученная сумма по таблице № 5 переводится в группу суицидального риска            

Таблица №5.

Норма

Требуется

особое внимание

В наличии суицидальный риск

менее 70

70-86

86 и более

*   Правая граница числового интервала дается исключительно.

Порядок обработки раздела №2

(оценка суицидальной мотивации).

Подсчитывается количество выборов на каждую тему, полученные суммы переводятся в группы выраженности суицидальной мотивации по следующим таблицам:

Таблица № 6. (мальчики 5-7 класс)

Требуется

особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

13-15

Более 15

Несчастная любовь

10-12

Более 12

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

12-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,

 ущербности, уродливости

12-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы

выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

15-18

Более 18

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 7. (девочки 5-7 класс)

Требуется

особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

9-11

Более 11

Противоправные действия

12-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

15-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

10-11

Более 11

Семейные неурядицы

13-14

Более 14

Потеря смысла жизни

12-13

Более 13

Чувство неполноценности,

 Ущербности, уродливости

13-14

Более 14

Школьные проблемы, проблемы

Выбора жизненного пути

12-14

Более 14

Отношения с окружающими

16-19

Более 19

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 8. (мальчики 8-9 класс)

Требуется

особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-13

Более 13

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

16-18

Более 18

Добровольный уход из жизни

10-12

Более 12

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,

 ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы

выбора жизненного пути

10-12

Более 12

Отношения с окружающими

14-16

Более 16

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 9. (девочки 8-9 класс)

Требуется

Особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

11-12

Более 12

Несчастная любовь

11-12

Более 12

Противоправные действия

13-14

Более 14

Деньги и проблемы с ними

16-17

Более 17

Добровольный уход из жизни

9-11

Более 11

Семейные неурядицы

11-12

Более 12

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,

 ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы

выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

15-16

Более 16

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 10. (мальчики 10-11 класс)

Требуется

особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

10-11

Более 11

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

11-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-12

Более 12

Чувство неполноценности,

 ущербности, уродливости

11-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы

выбора жизненного пути

11-12

Более 12

Отношения с окружающими

19-23

Более 23

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Таблица № 11. (девочки 10-11 класс)

Требуется

особое внимание

Суицидальная мотивация проявляется

Алкоголь,  наркотики

9

Более 9

Несчастная любовь

8-10

Более 10

Противоправные действия

13-15

Более 15

Деньги и проблемы с ними

18-20

Более 20

Добровольный уход из жизни

7-8

Более 8

Семейные неурядицы

12-13

Более 13

Потеря смысла жизни

11-13

Более 13

Чувство неполноценности,

 ущербности, уродливости

12-13

Более 13

Школьные проблемы, проблемы

выбора жизненного пути

11-13

Более 13

Отношения с окружающими

22-25

Более 25

                    * Правая граница числового интервала дается исключительно.

Раздел 3.

Является ориентировочно - подтверждающим основные выводы из разделов № 1 и 2 и при наличии в продолжение предложения мыслей о самоубийстве, интерпретируется как наличие суицидальных намерений.

  Итоговое заключение психолог делает после беседы с тестируемым, в ходе которой выявляет наличие антисуицидальных факторов и определяет этап развития суицидальной динамики.

При этом учитываются ответы на вопросы с 1 по 11 первого раздела (анализируется социальный опыт и факты онтогенеза, способствующие развитию суицидальных намерений) и выясняется представленность антисуицидальных факторов личности.

Дополнительные возможности

Методики психодиагностики суицидальных намерений

При анализе результата тестирования целесообразно помнить, что наличие суицидального риска определяет результат полученный в колонке «Добровольный уход из жизни», а результаты остальных показателей дают информацию о факторе, который способствует формированию суицидальных намерений.

Если результат колонки «Добровольный уход из жизни» меньше представленных в интерпретационной таблице показателей, то это означает, что риск суицидального поведения невысок, но при этом можно судить о других факторах, представленных в остальных колонках как о стрессогенных проблемах, влияющих на  состояние психологического комфорта личности.

Таким образом, методика позволяет дополнительно:

  • диагностировать наличие факторов снижающих стрессоустойчивость личности;
  • вырабатывать стратегию психологической помощи при наличии суицидальных намерений;
  • определять основное направление психокоррекции и социальной поддержки.

Диагностика факторов снижающих стрессоустойчивость.

При показателях темы: «Добровольный уход из жизни» до 11 сырых баллов, остальные факторы могут считаться стрессогенными для данной личности тестируемого при их балльной представленности, согласно таблицы:

Таблица № 13.

Алкоголь,  

наркотики

   Несчастная

 любовь

    Противо-                                  правные действия

Деньги и

проблемы с ними

Добровольный уход из жизни

Семейные   неурядицы

 Потеря     смысла жизни

Чувство непол-ноценности,  ущербности, уродливости

Школьные проблемы, пробл. выбора жизненного пути                    

 Отношения с  окружающими

мальчики 5-7 класс

Более 15

     Более 12

    Более 15

Более 17

Менее 10

Более 14

Более 13

Более 14

Более 13

Более 18

девочки 5-7 класс

Более 11

    Более 11

    Более 14

Более 17

Менее 10

Более 14

Более 13

Более 14

Более 14

Более 19

мальчики 8-9 класс

Более 12

     Более 13

    Более 15

Более 18

Менее 10

Более 13

Более 12

Более 13

Более 12

Более 16

девочки 8-9 класс

Более 12

    Более 12

    Более 14

Более 17

Менее 9

Более 12

Более 13

Более 13

Более 12

Более 16

мальчики 10-11 класс

Более 11

     Более 10

    Более 15

Более 20

Менее 7

Более 13

Более 12

Более 13

Более 12

Более 23

девочки 10-11 класс

Более 9

    Более 10

    Более 15

Более 20

Менее 7

Более 13

Более 13

Более 13

Более 13

Более 25

Высокие показатели темы «Добровольный уход из жизни» (4-5 группы) интерпретируется как представленность суицидальной мотивации. Высокие показатели других тем указывают на выраженность конкретного фактора  формирования суицидальных намерений.

                    Беседа  с  обследуемыми

Перечень признаков нервно-психической неустойчивости и условий, способствующих ее  развитию.

N  по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-

т.д.

1

Воспитывался без родителей

2

Умер один из родителей

3

Родители в разводе

4

Близкие родственники или родители страдают (страдали) психическими     заболеваниями

5

Родители или близкие родственники   имели судимость

6

Неприязненное отношение к родителям

7

Чрезмерно строгое воспитание

8

Чересчур мягкое («тепличное»)  воспитание

9

Безнадзорность

10

Побеги из дома

11

Отец (мать) злоупотреблял(а) спиртными напитками

12

Отец (мать) лечился(ась) от алкоголизма

13

Тяжелые жилищно-бытовые условия

14

Очень низкая успеваемость в школе

15

Значительные нарушения дисциплины    в школе

16

Замкнутость, боязнь выступлений   перед аудиторией

17

Значительные и частые конфликты   с товарищами

18

Нарушения производственной  дисциплины (опоздания, прогулы ...)

19

Значительные и частые конфликты  с товарищами по работе

20

Низкая работоспособность, быстрое   наступление усталости

21

Систематическое употребление алкоголя

22

Признаки алкоголизма

23

Раннее начало употребления алкоголя ( в 13 - 15 лет)

24

Раннее начало курения  ( в 13 - 15 лет)

25

Употребление наркотиков

26

 Многочисленные конфликты в  семье, школе, на производстве и  т.п.

27

 Повышенная раздражительность,  вспыльчивость

28

 Агрессивность

29

 Чрезмерные депрессивные реакции

30

 Эгоистическая направленность интересов

31

 Концентрация интересов на сфере  отдыха и развлечений

32

 Асоциальная направленность личности

33

 Сверхценные идеи

34

Отсутствие определенных целей в  жизни, определяемое низким общим развитием

35

Отрицательное отношение к военной службе и требованиям воинской   дисциплины

36

Необщительность, замкнутость

37

Стеснительность, робость, застенчивость

38

Чрезмерная общительность, депрессивные реакции в одиночестве

39

Отчуждение от коллектива по причине общего развития

40

Постоянное желание быть в центре внимания окружающих

41

Подозрительность, злобность, мнительность по отношению к  товарищам

42

Ощущение несправедливого отношения со стороны окружающих, обидчивость мстительность

43

Чрезмерно выраженные явления адаптационного периода

44

Многочисленные жалобы на состояние здоровья

45

Имелись тяжелые травмы головы с  потерей сознания

46

Повышенная утомляемость

47

Расстройства сна (длительное засыпание, поверхностный сон, частые пробуждения ночью, устрашающие сновидения)

48

Ощущение усталости и вялости по утрам

49

Сонливость днем

50

Нетерпеливость, непоседливость, суетливость

51

Раздражительность, вспыльчивость

52

Головные боли

53

Головокружения

54

Обмороки, потеря сознания

55

Судорожные припадки

56

Перенесенные инфекции нервной системы

57

Преобладание беспричинно плохого настроения

58

Преобладание беспричинно приподнятого настроения

59

Беспричинные периодические перемены настроения

60

Плаксивость

62

Частые ощущения «комка» в горле

62

Трудности сосредоточения внимания

63

Плохая память

64

Навязчивости

65

Страхи

66

Частые сомнения в правильности выполненных действий (закрыл ли  дверь, выключил ли свет ...)

67

Снохождение

68

Энурез (ночное недержание мочи)

69

Раннее начало половой жизни

70

Беспорядочные и многочисленные половые связи

71

Повышенный интерес к сексуальным вопросам

72

Чрезмерная фиксация внимания на вопросе о верности подруги

73

Сведения о половых извращениях

74

Отсутствие элементарных знаний

75

Непонимание сущности явлений

76

Малый запас слов

77

Примитивность суждений

78

Очень низкая успеваемость в школе

79

Развязанное поведение

80

Враждебное отношение к проводящему  беседу

81

Замкнутость

82

Нерешительность, робость

83

Усталый, угнетенный вид  у испытуемого

84

Нетерпеливость, суетливость

85

Заикание

86

Тик, дрожание, судорожное подергивание мышц

87

Недостатки артикуляции (косноязычие, шепелявость)

88

Неловкость, угловатость движений

Общее количество фактов фиксации («+»)

       

В ходе  анализа собираются сведения по результатам беседы с обследуемым, при этом наличие  признака  отмечается  в  соответствующей графе знаком «+».

При обработке результатов подсчитывается общее количество  «+»  в графе номера соответствующего конкретному человеку.

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости (знаков «+») превышает 45  ед.  -  данный  человек требует  особого  контроля и внимания в ходе последующего наблюдения и изучения документов с целью выявления у него  признаков  нервно-психической неустойчивости.

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости (знаков  «+»)  более 60 ед.,   данный человек явно имеет признаки нервно-психической неустойчивости и заносится в  списки для последующего углубленного обследования психологом .

Если общая сумма фактов фиксации признаков нервно-психической неустойчивости  (знаков «+») превышает 75 ед.,   данного человека требуется немедленного представить  на  обследование  к  невропатологу (психиатру).

Примечание:  Если у собеседника в последние 2-3 года были черепно-мозговые травмы с потерей сознания, то он сразу относится к категории лиц с признаками нервно-психической неустойчивости,  при этом беседа продолжается для выявления  дополнительных  признаков, влияющих на особенности проявления НПН у данного человека.