Час общения для учащихся старших классов "Толерантность. Мы все такие разные!"

Елена Викторовна Мирошниченко
 
КЛАССНЫЙ ЧАС «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
(ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ)
 
I. Вступительная беседа
Преподаватель: Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. 
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.
Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах:
-  Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
-  Из-за чего вы огорчались?
-  Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
-  Что такое терпение?
-  Что такое толерантность?
-  В чем их схожесть?
-  Как вы понимаете выражение «толерантность в общении»?
-  Все ли терпимо?
-  Где границы терпимости?
-  «Понимание и принятие себя» - как вы понимаете данное выражение?
Итак, мы видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. 
1-й ученик: В «Декларации принципов толерантности» ЮНЕСКО мы найдем следующие формулировки: «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»; «Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»; «Толерантность – не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность, - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».
2-й ученик: Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения. 
3-й  ученик: В настоящем и будущем человеческий род делится, и будет делиться на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Если не все государства многонациональны, то все они поликультурны. Всякий раз, когда образуется государство, мы можем быть уверены, что различия себя уже обнаружили и вскоре заявят о себе во весь голос.
Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и те события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале XXI века, приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.
4-й ученик: Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также подтверждена приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев, к сожалению, стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или по крайней мере терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации, не привлекающие особого внимания средств массовой информации, но остающиеся весьма реальными для страдающих от них людей.
5-й ученик: Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется непосредственно через средства массовой информации и которая приобретает наиболее драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Хотя насилие по этническому признаку старо, как мир, совершенно очевидно, что это не единственная причина для насилия, имеющая место в наши дни. 
Другие, не менее старые и не менее болезненные причины насилия и жестокого обращения, основанные на половых, религиозных, сексуальных и возрастных различиях, а также наличии физических недостатков и недееспособности, все еще присутствуют в нашей среде и все еще достаточно устойчивы. В данном случае интолерантность выражается в насильственных действиях на стадионах во время футбольных матчей или других спортивных соревнований.
Преподаватель: Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.
Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
II.  Игра «Дополни»: «Быть толерантным - это значит...» 
(все ответы записываются на доске)
Преподаватель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев, низким уровнем эмпатии.
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.
III. Работа по группам
Необходимо продумать, изобразить и объяснить эмблему толерантности (работают 3-4 группы).
IV.  Защита своей эмблемы
V. Составление рекомендаций по формированию толерантности
(преподаватель предлагает несколько советов, остальное учащиеся формулируют сами).
Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют когнитивные и творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
Будьте реалистами, не ждите легкости в процессе позитивного самоизменения, а главное, не ожидайте изменения окружающих людей, но при обнаружении изменений искренне порадуйтесь.
Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»).
Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться. 
Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если вы считаете их малоэффективными и психологически не готовы их принять, это ваше право.
Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
Заключительное слово преподавателя:
… о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Игра «А я считаю так…» (Слайд 30)
На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.
весна лучше осени;
самый классный мультик «Покемон»;
самый важный предмет – математика;
играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;
лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;
самое прекрасное домашнее животное – кошка;
самая классная музыка – рок-н-ролл;
заниматься рыбалкой – старомодно;
изучать иностранный язык легче, чем физику;
война – это всегда плохо;
учиться без «2» и «3» невозможно;
всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.
 
2. Практические упражнения.
 
Поднимите руку те, кто продал бы за миллион долларов свою ногу, руку, глаза?
 
За какую сумму вы согласились бы потерять свой слух?
 
Проведем небольшой эксперимент. Приглашается 2-3 ученика. Без помощи рук развяжите шнурки на обуви.
 
С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.
 
 
Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?
 
Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. В течении занятия,  по вашим глазам, мне стало понятно, что всё услышанное, увиденное  тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам.
   - Думаю,  многие  из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а наоборот  по возможности предложат им свою помощь. А вот как  мы можем помочь им,  я хочу услышать от вас. ( ответы детей: –  сделать вход и выход,  из магазинов,  транспорта, предназначенным,  для инвалидных колясок;  - помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить внимание.)
- Кто согласен с тем, что «Доброта спасет мир»?  Доброта- вещь удивительная, она, как ни что сближает. Доброта спасает от одиночества и душевных ран. Вас я друзья, не о чем не прошу, просто будьте добры. Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, которые лежат у вас на столах, и напишите на них, то, что ближе вашей душе, то что вы хотите сказать  инвалидам. Вы  можете воспользоваться надписями на доске Слайд № 25  или придумать свой вариант. ( на доске записано: я- хочу помочь вам, я переживаю за вас, я поддержу вас в трудную минуту).  У кого сердечки будут готовы,  прикрепите  их  на доску. 
Слайд № 26  - Я думаю, то,  что вы все  на сердечках написали добрые, хорошие слова поддержки и это  может означать, что  время, проведенное на занятие,  не прошло для вас даром.
 
Часть 5
ОТ СЛОВ К ДЕЛУ
 
Цель мероприятий этой части - помочь участникам осознать, что они лично могут сделать для того, чтобы противодействовать проявлениям нетерпимости в мире вокруг них.
 
КАК ПОСТУПИТЬ
 
Возраст: от 9 лет Продолжительность: 40-60 мин.
 
Цели: это занятие поможет участникам исследовать ситуации, в которых нетерпимость может проявляться в их повседневной жизни и возможные способы реакции в таких случаях. Вам понадобятся:
 
карточки по числу подгрупп, возможно - разные предметы для костюмов. Ход работы:
1. Разделите участников на пары. Каждая пара получает одну карточку. Участники
должны рассмотреть ситуации, выбрать самый подходящий и самый неподходящий
 вариант поведения.
2. Каждая пара делает презентацию своей ситуации. Рассказывает о возможных ва­
риантах и о тех, которые были выбраны. Группа комментирует. После этого вся группа
должна ответить на вопросы:
 
 
- что выиграют в каждом из выбранных вариантов те, кто вовлечен в ситуацию?
 
- что проиграют в каждом варианте те, кто вовлечен в ситуацию?
 
- могут ли быть какие-то еще пути решения, кроме предложенных?
 
- кто может помочь разрешить ситуацию?
Обсуждение:
 
- попросите участников вспомнить подобные ситуации, случавшиеся с ними в жизни;
 
- как они вели себя в таких случаях?
 
- что мешает нам иногда поступать так, как мы считаем правильным?
 
- что (или кто) может помочь нам вести себя так, как мы считаем правильным?
 
- что можно сделать, чтобы такие ситуации вообще не возникали вокруг нас?
 
Карточка 1. КЛИЧКИ.
 
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Толстый», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат «Какой он Саша, он - Толстый!».
 
- Станете тоже называть его «толстый», иначе все могут начать смеяться над вами?
 
- Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
 
- Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
 
Карточка 2.
 
ПРЕДРАССУДКИ.
 
В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалид­ного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:
 
- откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
 
- согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.
 
- пойдете и приведете с собой сестру.
 
Карточка 3. БОЙКОТ.
 
Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия
 
- Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.
 
- Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую ни­
кто другой не хочет выполнять.
 
- Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
 
Карточка 4. СВАСТИКА.
 
На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:
 
- Пройду мимо и не замечу
 
- Напишу рядом «смерть всем черным»
 
- Незаметно сотру ее
 
- Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
 
Карточка 5. СКИНХЕДЫ. 
 
В вашей школе стало модно быть скинхедом и нацистом. Ваши действия:
 
- Тоже побрею голову и стану носить свастику. Это красиво и все так делают.
 
- Не буду обращать на происходящее внимание
 
- Объясню друзьям и всем остальным, что значит это движение. Организую показ
 фильмов на эту тему.
 
Карточка 6. АНЕКДОТЫ.
 
Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.
 
- Я тоже вспомню парочку анекдотов.
 
- Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.
 
- Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
 
Карточка 7. ВОЙНА.
 
Учитель по Гражданской Обороне рассказывает, что все арабы и вообще все мусульмане - террористы и поэтому мы должны их ненавидеть. Ваши действия:
 
- Продолжу играть в «тетрис»
 
- После урока объясню друзьям, что это - предрассудок.
 
- Прямо на уроке возражу учителю.
 
- Обращусь к директору школы.
 
Карточка 8. РАСИЗМ.
 
В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это -опасно.
 
- Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый
 
- Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.
 
- Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он
 поймет, что все нормально и проблема будет решена.
 
Возраст: от 12 лет Продолжительность: 40 мин.
 
Цель: выявить предрассудки в группе. Осознать неизбежность наличия предрассуд­ков и научиться жить с ними. Вам понадобится: список пассажиров Ход занятия:
 
Каждому участнику будет представлен список. Вопрос звучит так: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?". Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три самых предпочтительных выбора. Затем участники делятся на группы по три человека. Каждая группа - купе. Цель - проранжировать список с тем, чтобы выбрать четвертого попутчика. После этого группа собирается вместе. Обсудите различные выборы. Обсуждение:
 
- трудно ли было придти к единому мнению?
 
- почему у разных групп ответы оказались разными?
 
- почему иногда ответы всех групп совпадали?
 
- каковы причины нежелания ехать с человеком в одном купе? Когда нами руководит
 страх, когда - брезгливость, когда - неприязнь? Насколько они в каждом случае обос­
нованы?
 
- можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами в таких случаях? А нужно ли с ни­
ми что-то делать?
 
- может ли кто-нибудь не захотеть ехать водном купе с вами? А если дело происходит
 в другой стране?
 
- как мы поступаем, когда оказываемся в одном купе с нежелательным человеком?
 Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, кото­
 рые вам не нравятся?
 
- виноваты ли те, с кем мы не хотим ехать?
 
- что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
 
- как лучше всего поступать в таких случаях?
 
Список.
 
Цыганка
 
Явный гомосексуалист
 
Скинхед
 
Молодой человек, больной СПИДОМ
 
Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком
 
Кавказец-мусульманин
 
Человек из деревни с большим мешком
 
Африканский студент
 
Подросток, похожий на наркомана
 
Бывший заключенный
 
Таджик в национальной одежде
 
Милиционер
 
Инвалид со складной коляской
 
Кришнаит
 
Китаец, который ест странно пахнущую еду
 
Человек, говорящий на непонятном языке
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_tolerantnost.docx262.79 КБ
Файл spisok.docx12.15 КБ

Предварительный просмотр:


              http://tvlesnoy.ru/files/2010/11/Devochka.jpg



Предварительный просмотр:

Список.

Цыганка

Явный гомосексуалист

Скинхед

Молодой человек, больной СПИДОМ

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Таджик в национальной одежде

Милиционер

Инвалид со складной коляской

Кришнаит

Китаец, который ест странно пахнущую еду

Человек, говорящий на непонятном языке

Список.

Цыганка

Явный гомосексуалист

Скинхед

Молодой человек, больной СПИДОМ

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Таджик в национальной одежде

Милиционер

Инвалид со складной коляской

Кришнаит

Китаец, который ест странно пахнущую еду

Человек, говорящий на непонятном языке

Список.

Цыганка

Явный гомосексуалист

Скинхед

Молодой человек, больной СПИДОМ

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Таджик в национальной одежде

Милиционер

Инвалид со складной коляской

Кришнаит

Китаец, который ест странно пахнущую еду

Человек, говорящий на непонятном языке

Список.

Цыганка

Явный гомосексуалист

Скинхед

Молодой человек, больной СПИДОМ

Неаккуратно одетая женщина с маленьким ребенком

Кавказец-мусульманин

Человек из деревни с большим мешком

Африканский студент

Подросток, похожий на наркомана

Бывший заключенный

Таджик в национальной одежде

Милиционер

Инвалид со складной коляской

Кришнаит

Китаец, который ест странно пахнущую еду

Человек, говорящий на непонятном языке