Модифицированная коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ.

Шарипова Ирина Финасовна

3 год обучения. Возраст детей 7-18 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_3_god.docx80.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗВОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «САВИТАР» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА АГИДЕЛЬ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                 Директор МАОУ ДОД ЦДО

                                                                                 для детей «Савитар»

                                                                                 ____________ Р.Н. Шугаепов

                                                                                 «__»_______________201_г.

Коррекционно-развивающая программа по работе с детьми с ОВЗ

3 год обучения

Возраст детей 7-18 лет

                                                              Рассмотрено на заседании

                                                                                     педагогического совета ЦДО для детей

                                                                         протокол №___от «__»___20__г.

                                                                                            ВЫПОЛНИЛ:

                                                                                                  Педагог-психолог

                                                                                                                  Шарипова И.Ф.


Содержание программы:

1. Пояснительная записка……………………………………………………………...3

2. Учебно-тематический план.  Третий год обучения………………………….…....7

3. Содержание программы………………………………………………….………….8

4. Методическое обеспечение программы……………………………………………27

5. Литература, использованная для разработки программы…………………………29

6. Литература, рекомендуемая для детей и родителей……………………………….30


Пояснительная записка.

Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей – инвалидов направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни,  на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.

Реабилитация детей-инвалидов включает в себя комплексную систему педагогических, медицинских, социально-экономических мероприятий. Вместе с тем на сегодняшний день не преодоленадистанцинированность социума от сущности людей с особыми потребностями. Центрированная на «дефекте» коррекционная педагогика подходит к воздействию на ребенка с точки зрения его болезни, а закрытая субкультурная система социального образования лишает его полноценной социализации. Развитие ребенка как личности, ориентированной на нормы и ценности социального общества возможна лишь в благоприятных условиях открытости интегрированности системы.

Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности  человека, направленный на познание и оценку самого себя через других людей. Общение удовлетворяет особую потребность человека – взаимодействие с другими. Общение со взрослыми и сверстниками дает возможность ребенку усваивать эталоны социальных норм поведения. Поэтому важным моментом в развитии речевых навыков, мотивационной, волевой,  эмоциональных сфер, а также развитии креативности,  его личностных особенностей, межличностных отношений становиться знание норм общения и понимание их необходимости и ценности.

Уважая права человека, имеющего инвалидность, мы должны создавать такую социальную политику, которая бы предоставила всем равные возможности в развитии и проявлении своих потенциальных способностей и талантов, так как дети с ОВЗ такие же способные и талантливые, как и обычные дети.

Основной целью программы является формирование эффективной системы поддержки детей - инвалидов, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.

Цель программы – формирование у детей навыков самостоятельной деятельности, социальной ответственности, способности чувствовать, понимать другого человека, развитие и коррекция когнитивных функций у детей с ОВЗ.

Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:

Обучающие:

  • коррекция и развитие когнитивной сферы детей;
  • обучение навыкам самоконтроля, умения действовать по сигналу;
  • формирование элементарных знаний, умений, навыков, связанных с повышением образовательно уровня;
  • Формирование положительной учебной мотивации;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к совместной деятельности;
  • воспитание уважения к товарищам, к взрослым, к самому себе;
  • Воспитание у детей интереса к окружающим людям, взаимоуважения, взаимодоверия;

Развивающие:

  • Создание ситуации, позволяющей ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности;
  • развитие творческих и коммуникативных способностей;
  • создание психологически комфортных условий для снятия страхов и тревожности у детей, повышения самооценки;
  • Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния общения. Формирование терпимости к мнению собеседника;
  • Развитие творческих способностей и воображения в процессе коммуникативной деятельности;
  • Сознательное овладение речевыми средствами общения;

Отличительные особенности программы.

Опыт и анализ работы показывает, что детям с ОВЗ, не посещающими учебные заведения, не хватает того комплекса мероприятий и занятий, которые бы способствовали всестороннему развитию каждого ребенка.

Специалистами в области психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов было отмечено, что изменение психики больных  детей вызваны не только нарушениями внутренних условий организма под влиянием болезни, но главным образом из-за депривации – обеднения  эмоциональной жизни ребенка по причине сниженных возможностей  и ограниченного круга общения. Следовательно, нормализация психических процессов, расширение их жизненного пространства и как можно более полная адаптация в обществе в дальнейшем в большой степени определяется внешним воздействием. При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации,  предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.

Настоящая программа предполагает развитие и коррекцию именно тех психических функций, которые ответственны за познавательную деятельность детей среднего дошкольного возраста, начиная уже с четырехлетнего возраста, проявляющих отставание именно в этой сфере. Программа носит комплексный характер, затрагивая и эмоциональную сферу, и личность отстающего ребенка. Программа учитывает индивидуальные особенности и трудности каждого ребенка. Представления об окружающем мире, формирование начальных учебных навыков достигается посредством психологических игр, а не педагогических заданий. Небольшая наполняемость группы позволяет учитывать особенности каждого ребенка, дает возможность детям установить более тесный контакт между собой, тем самым повысить свои коммуникативные способности, снять тревожность.

Ключевые понятия:

Общение - процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других;

Познавательные психические процессы – восприятие, память, воображение, мышление.

Восприятие – отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на наши органы чувств в целом, в совокупности свойств и признаков этих предметов;

Память – отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение или воспроизведение чего-либо;

Воображение – отражение будущего, создание нового образа на основание прошлого опыта;

Мышление – высшая форма отражения деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития.

Мотивация – совокупность побуждений.вызывающих активность индивида и направляющих его к определенному виду деятельности.

Волевая сфера – это совокупность волевых качеств, характеризующих личность человека со стороны его способности достигать поставленные цели в условиях реальных трудностей. Основные из этих качеств: сила  и стойкость воли, целеустремленность.

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющая в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

Агрессивность – устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему, либо подобное эффективное состояние (гнев, злость);

Воображение – способность создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.

Направленность программы: коррекционно-развивающая.

Программа реализуется в четыре блока. Первый блок включает в себя диагностику и формирование группы. Второй включает в себя 2 основных раздела (Раздел 1. Азбука общения; Раздел 2. Развитие и коррекция когнитивной сферы; Третий блок – диагностика в середине года. Курс занятий завершается четвертым блоком, в который входит повторная диагностика детей с целью оценки эффективности программы.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

При работе по данной программе учитывается разная степень заболевания, понимания и усвоения материала, замедленный темп усвоения информации,  предусматривается работа по организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей, формированию атмосферы, способствующей адаптации и интеграции детей с ОВЗ, познанию и воспитанию собственной личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 18 лет.

Дети с различными диагнозами: детский церебральный паралич (ДЦП), органическое поражение головного мозга и  ЦНС, задержка психомоторного и речевого развития, эпилепсия.

Режим занятий

Занятия проходят  2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. Программа реализуется в течении учебного года. Общее количество часов в год: 1 год обучения -72; 2год обучения -72.

Прогнозируемые результаты и способы проверки:

Структура  диагностического обследования состоит из трех срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч), в середине и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни).

Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента воспитанников от общего количества детей в группе, которые улучшили показатели от начала к концу совместной работы.

Общей целью применяемых методов диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений использовались следующие методики:

- Проективная методика «Несуществующее животное»;

- Проективная методика «Кактус»;

- Методика «Корректурная проба»;

- Методика «Запоминание 10 слов» Лурия А.Р.;

- Тест Э.Ф. Замбицявичена;

 - Тест школьной тревожности Филлипса;

- Методика «Дорисовывания фигур» Дьяченко О.М.;

- Тест агрессивности (опросник Почебут Л.Г.);

- Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;

- Опросник для родителей для выявления тревожности и агрессивности Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.;

- Игровая методика для педагогов и родителей «Где чье место?» (исследование воображения);

- Методика изучения творческого воображения «Круги».
Также оформляются  выставки работ детей с ОВЗ, посещающих объединения центра дополнительного образования для детей «Савитар», проводится фестиваль детского творчества ко Дню инвалидов.


Учебно-тематический план

Третий год обучения

Разделы тем

теория

практика

всего

Раздел 1. Азбука общения

15

20

35

1

Язык общения

2

4

6

2

Тайна моего «Я»

2

2

4

3

Как мы видим друг друга

2

2

4

4

Этот странный взрослый мир

2

2

4

5

Фантазия характеров

2

2

4

6

Умение владеть собой

2

2

4

7

Культура общения

2

3

5

8

Мальчик и девочка

1

3

4

9

Раздел 2. Развитие и коррекция когнитивной сферы

10

22

32

10

Диагностика

0

5

5

Итого

27

45

72


Содержание программы

Тема

Содержание

Часы

Формы работы

Методическое обеспечение

Языки общения (навыки общения с внешним миром)

Восприятие мира (наши органы чувств)

1.Беседа о единстве человека и природы.

2.Игра «Четыре стихии».

3.Игра «Ощупай и нарисуй».

4.Этюд «Вон он какой!».

5.Игра «Где мы побывали, что мы повидали?».

6.Подведение итогов.

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

«Чудесные мешочки» с предметами на каждого ребенка, лист бумаги и цветные карандаши (или фломастеры).

Мудрость природы (общение с животными и растениями)

Занятие 1:

1.Экскурсия.

2.Беседа о животных.

3.Игра «Зоопарк».

4.Лепка «Зоопарк».

5.Игра «Загадки о диких и домашних животных и птицах».

6.Игра «Лентяй - поросятки».

7.Игра «Лисонька где ты?».

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

Шапочки – маски зайца, ежа, медведя, лисы, волка, пластилин, конверты с картинками, изображающими животных.

Занятие 2:

1.Введение.

2.Рисунок «Овощи».

3.Упражнение на расслабление.

4.Игра «Овощи – толстячки и овощи - худышки».

5.Игра «Мешочек - загадка».

6.Игра «Кабачок».

7.Подведение итогов.

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

Различные овощи и фрукты, шапочки с изображением овощей, бумага, цветные карандаши или фломастеры, «чудесный мешочек» с овощами и фруктами.

Язык жестов и движений

1.Вступительная беседа.

2.Этюды «Я как зайка».

3.Беседа о походке и осанке.

4.Игра «Знакомство с лисой».

5.Упражнение «Кто это?».

6.Этюды «Движения животных».

7.Рисунок «Пляшущие человечки».

8.Этюды на выразительность жеста.

9.Инсценировка «Сорока и медведь».

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

Игрушка – лиса, шапочка с лисьей мордочкой или ушами, листы бумаги, карандаши или фломастеры.

Язык чувств (наши эмоции)

1.Сочинение.

2.Этюды на выражение различных эмоциональных состояний.

3.Рисование «Карты настроения».

4.Игра «Чувства и музыка».

5.Игра «Скучно, скучно так сидеть».

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

Кукла – утенок Джимми, конверт с большими картинками и конверты на каждого ребенка с изображением утенка Джимми в состоянии радости, гнева, грусти, удивления, внимания, задумчивости: конверт с карточками  с изображением окружности, карандаши, ручка, бумага.

Как я помню то, что помню (немного о нашей памяти)

1.Вступительная беседа.

2.Игра «Хомячок - молчун».

3.Дидактическая игра по сюжетным картинкам.

4.Игра «Художник».

5.Игра «Слушай и исполняй».

6.Приглашение в класс.

1

Упражнения на развития мимических движений, игры на тренировку умений распознавать эмоциональные состояния, этюды, подвижные игры, рисование, беседы

Сюжетные картинки, бумага, карандаши или фломастеры.

Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя)

Кто такой «Я» (мой автопортрет)

1.Игра «Кто такой Я?».

2.Этюд «Выразительные движения».

3.Рассказ «о своем Я».

4.Подведение итогов

1

Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование

Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение

Я- волшебник (мои чувства и желания)

1.Игра «Кто такой Я?».

2.Этюд «Выразительные движения».

3.Рассказ «о своем Я».

4.Подведение итогов

1

Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование

Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение

Мир моих фантазий

1.Игра «Кто такой Я?».

2.Этюд «Выразительные движения».

3.Рассказ «о своем Я».

4.Подведение итогов

1

Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование

Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение

Мое настроение (ощущение собственной значимости)

1.Игра «Кто такой Я?».

2.Этюд «Выразительные движения».

3.Рассказ «о своем Я».

4.Подведение итогов

1

Игры, чтения, обсуждение книг, этюды, рисование

Карандаши, листы бумаги, раздаточный материал, сюжетные картинки, музыкальное сопровождение

Тайна моего «Я» (умение видеть и понимать себя)

Разговор взглядов (умение общаться)

1.Игра «Разговор взглядов».

2.Этюд «Провинившийся».

3.Диалог «Заяц и белка».

4.Игра «Свет мой зеркальце скажи».

5.Игра «Зеркала».

6.Игра «Фотографии друзей».

7.Беседа «Мои друзья».

1

Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование

Зеркальце на каждого ребенка, «волшебная палочка», фотографии детей.

Дружба (мой лучший друг)

1.Этюды «Друзья».

2.Игра «Как друзья познаются».

3.Игра «Сердитый дог Буль».

1

Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование

Бумага, краски, кнопки, доска, маски: лисы, бобра, кабана, утенка и собаки.

Мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться вместе)

 1.Игра «Мой день рождение».

 2.Игра «Подарки моим друзьям».

1

Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование

Нарядная большая кукла, чайная посуда, угощение – пирожные, торт, фрукты, конфеты (настоящие или поделки из пластилина, бумаги фольги, подарки).

Мы смеемся (развитие чувства юмора)

 1.Игра «И я».

 2.Конкурс «Кто расскажет самое смешное стихотворение».

 3.Игра «Самый веселый друг».

 4.Этюд «Маленький кролик».

1

Дидактические игры, обсуждение, этюды, чтение художественной литературы, рисование

Карандаши или фломастеры, листы бумаги.

Этот странный взрослый мир (умение видеть и понимать сверстников)

Урок мудрости (уважение к старшим)

1. Игра «У нас в гостях бабушка»

2. Беседа

3. Подведение итогов

1

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры

Карандаши, листы бумаги

Семьи (взаимоотношения с родными)

1. Беседа «Моя семья»

2. Этюд «Музыкальные  традиции в семье»

3. Этюд «Дружная семья»

4. Упражнение «Вечер в моей семье», «Наши мамы»

1

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры

Карандаши, листы бумаги

В магазине (поведение в общественных местах)

1. Игра «Магазин игрушек»

2. Обобщение

1

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры

Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки

На улице (поведение и общение в транспорте)

1. Игра «Путешествие по городу»

2. Творческая игра «Автобус»

1

Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков, этюды, рисование, подвижные игры

Карандаши, листы бумаги, сюжетные картинки

Фантазия характеров (оценка человеческих поступков и отношений)

Мой любимый герой (примеры для подражания)

 1.Игра «Кто интересней».

 2.Игра «Другой человек».

 3.Этюд «Удивление».

 4.Этюд «Круглые глаза».

 5.Игра «Просто старушка».

 6.Игра «Дети спасены».

 7.Упражнение «Мой герой».

1

Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование

Портреты писателей, художников, музыкантов, фотографии незнакомых людей, детские рисунки, запись с музыкой Вилла – Лобоса «Маленький бумажный таракан», Р.Шумана «Веселый крестьянин», С.Рахманина «Полишинель».

Добро и зло (совесть)

 1.Беседа «Ваши добрые поступки».

 2.Упражнение «Доставляй людям радость добрыми   делами».

 3.Этюды «Характеры людей».

1

Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование

бумага, цветные карандаши или фломастеры, ручки, рисунки или картинки с изображением добрых дел или вежливые, добрые поступки детей.

Что такое хорошо и что такое плохо (хорошие и дурные привычки)

 1.Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо?».

 2.Этюды на отображение положительных черт характера.

 3.Этюды на отображение отрицательных черт характера.

 4.Игра «Мой двойник».

 5.Игра «Тень».

 6.Игра «Вот так позы».

 7.Этюд «Молчок».

1

Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование

Бумага, цветные карандаши или фломастеры, стулья, запись с музыкой Э. Жака – Далькроза «Ритмический этюд», Н. Римского – Корсакова «Сидел Ваня», П. Чайковского «Мужик играет на гармонике», С. Слонимского «Ябедник».

Конфликт (мое поведение в трудных ситуациях)

1.Беседа «Конфликт».

2.Чтение и инсценировка рассказа «Два маленьких ревнивца».

3.Этюды на поведение в сложных ситуациях.

4.Творческая игра по рассказу Л. Воронковой «Ссоры с бабушкой».

5.Творческая игра «Рассказ по кругу».

1

Игры-импровизации, сочинения-фантазии, этюды, обсуждения, подвижные игры, рисование

Запись с музыкой А. Райчева «Поссорились два петушка», книга Л. Воронковой «Солнечный денек».

Умение владеть собой

Умей расслабляться

1.Расслабление мышц рук.

2.Расслабление мышц ног.

3.Расслабление мышц живота.

4.Этюды на расслабление мышц.

5.Этюды по психомышечной тренировке.

1

Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование

Музыка Р.Корсакова «Пляска скоморохов», Я. Степовой «На качелях», Д. Кабалевского «Клоуны», «Лентяй», К.Дуйсева «Колыбельная», В. Успенский «Шум моря», К.Сен – Санс «Лебедь», волшебная палочка.

Будь внимателен (развитие внимания)

1.Этюды на внимательность.

2.Игра «Слушай хлопки».

3.Игра «Видение других».

1

Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование

Музыка С. Прокофьева «Марш», Ф. Бургмюллера «Кавалькада».

Хозяин своего «Я» (умение управлять и контролировать свое поведение и поступки)

1.Игра «Разведчики».

2.Этюды на развитие организаторских способностей.

3.Игра «Битва».

4.Игра «Нарисуй свой страх».

5.Игра «Темнота»

1

Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование

Стулья, музыка «Канадской народной песни», И. Дунаевского «До чего же хорошо кругом», бумага, цветные карандаши или фломастеры, цирковые атрибуты.

Не хочу быть плохим (преодоление дурных привычек и поступков

1.Чтение и инсценировка рассказа «Пожар».

2.Чтение и инсценировка рассказа «Девочка, наступившая на хлеб».

3.Чтение и инсценировка рассказа «Шляпа старухи Шапокляк».

4.Чтение и инсценировка рассказа «Три подружки».

5.Чтение и инсценировка рассказа «Грязная бумажка».

1

Психогимнастика, дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры, рисование

Газета.

Культура общения (этикет, или как себя вести)

Волшебные слова (приветствие, благодарность)

1.Беседа о волшебных словах.

2.Этюды на правила вежливости.

3.Игра «Розовое словцо «Привет»»»

1

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды

Набор картинок – правил, картинок – ситуаций.

Учимся вежливо говорить (умение начать, поддержать и вести разговор)

1.Беседа о волшебных словах.

2.Дидактическая игра «Так или не так?».

3Творческая игра «Интервью».

4.Творческая игра «Диалог».

1

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды

Произведение В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово», сюжетные картинки.

Телефон (правила общения по телефону)

1.Игра «Зазвонил телефон».

1

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды

Игрушки, сюжетные картинки, листы бумаги

Я вам пишу... (навыки письменного общения)

1.Игра «Почта».

2.Игра «Звуковое письмо».

3.Игра «Говорящие рисунки».

1

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды

Почтовый ящик, почтовая сумка, конверты, предметные картинки, сюжетные картинки, микрофон – игрушка или условный предмет, обозначающий микрофон, бумага, цветные карандаши.

За столом (правила хорошего тона)

1.Игра «Сервировка стола».

2.Игра «За столом».

1

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-конкурсы, чтение и обсуждение рассказов, рисование, этюды

Столовые приборы, серия сюжетных картинок «За столом», картинки с правильным и неправильным накрытых столов (по 4 штуки).

Мальчик и девочка (совместная деятельность и культура общения полов)

Знакомство (умение начать и поддержать знакомство)

1.Игра «Угадай, как меня зовут».

2.Игра «Найди свою пару».

3.Этюд «Добрый».

4.Этюд «Плохое настроение»

1

Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование

Конверты с изображением мальчиков и девочек, в конвертах картинки, стулья.

Внешность (внешний облик мальчика и девочки)

1.Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская».

2.Дидактичаская игра «Какие неполадки».

1

Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование

Фотографии причесок для девочек и мальчиков, картинки с изображением мальчиков и девочек в разной одежде с различными неполадками.

Умение держать себя (нравиться)

1.Игра «Собираемся в гости».

2.Беседа об аккуратности.

1

Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование

Кукла, приглашения в гости, магнитофон или проигрыватель.

Как себя вести (правила хорошего тона в различных ситуациях - в школе, в театре, на улице и др.)

1Игра «У нас в гостях Маша».

2.Беседа «Правила этикета»

1

Игры на развитие эмоциональных состояний, этюды, чтение и беседы по рассказам, рисование

Кукла, угощения, чайный набор, вазочка, салфетки.

Развитие когнитивной сферы

1

1. Упражнение «сломалась печатная машина»;

2. тексты Федаренко: набор №1;

3. Упражнение «Найди лишнее слово» упражнение «составь поезд»;

4. Этюд «Я так устал»(выражение интереса);этюд «Любопытный» (выражение интреса);

5. Упр. «Составление связанного текста из деформированных предложений» набор №1;

6. музыкальное сопровождение
«Антистресс»

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждние

тетрадь у каждого ребёнка, карточки-«вагоны» у каждого ребёнка, бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,     аудиозапись «Антистресс»

2

1. тексты Федоренко: набор №1;

2. упр. «Сломалась печатная машинка»;

3. упр. «Деление сплошного текста на предложения» набор  №1;

4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия);

5.    упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №1;

6.  текст для запоминания;

7. музыкальное сопровождение
«Антистресс»

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,     аудиозапись «Антистресс»

3

1. тексты Федоренко: набор №1;

2. упр. «Сломалась печатная машинка»;упр. «Непонятные строчки»;упр. «Письмо из Зазеркалья»;

3. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №1;

4. Этюд «Уходи, злость, уходи!»;

5. упр. «Составление связного текста по опорным словам» набор №2;

6. музыкальное сопровождение  «Антистресс»

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,     аудиозапись «Антистресс»

4

1. тексты Федоренко: набор №2;

2. упр. «Составления связного текста по вопросам» набор №1;

3. этюд «Игра с камешками»;

4. текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; упр. «Допиши элемент – узнаешь букву»;

5. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №1;

6. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

5

1. тексты Федоренко: набор №2;

2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №1;

3. текст для прослушивания;

4. этюд «Что там происходит?»;

5. упр. «Деление сплошного текста на предложения»
набор №2;

6. упр. «Письмо из Зазеркалья»;

7. кроссворд «Двенадцать месяцев»;

8.  слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)      

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

6

1. тексты Федоренко: набор №2;

2. упр. «Деление сплошного текста на предложения»
набор №3;

3. текст для прослушивания;

4. этюд «Котята»;

5. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №2;

6. кроссворд «Знаешь ли ты сказки?»;

7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

7

1. тексты Федоренко: набор №3;

2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №2;

3. упр. «Письмо наоборот»;

4. пары слов для запоминания;

5. этюд «Что слышно?» (игра на внимание);

6. упр. «Составление связного текста из данных предложений»
набор №1;

7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

8

1. тексты Федоренко: набор №3;

2. упр. «Сломалась печатная машинка»;

3. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №1;

4. этюд «Факиры» (психомышечная тренировка);

5. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3;

6. кроссворд «Что на свете зелёного цвета?»;

7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)  

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

9

1. тексты Федоренко: набор №3;

2. упр. «Деление сплошного текста на предложения»
набор №3;

3. упр. «Узнайте по описанию и запишите»;

4. этюд «Слушай хлопки!» (активное внимание);

5. текст В.Осеевой «По улице шли...»;

6. упр. «Назови одним словом и запиши»;

7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

10

1. тексты Федоренко: набор №3;

2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №3;

3. этюд «Я так устал»(выражение интереса); этюд «Любопытный»(выражение интереса);

4. упр. «Узнайте по описанию и запишите»;

5. пары слов для запоминания;

6. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

11

1. тексты Федоренко: набор №4;

2. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №2;

3. текст Д.Тихомирова «Идёт мужик за возом...»;

4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия);

5. упр. «Решение логических задач»;

6. кроссворд «Кто живёт на юге?»;

7. слушание сказки «Трое из Простоквашино» (Э.Успенский)  

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

12

1. тексты Федоренко: набор №4;

2. упр. «Составление текста из неполных предложений», набор №4;

3. упр. «Составление умозаключений»;

4. Этюд «Уходи, злость, уходи!»;

5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №1;

6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №2;

7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

13

1. тексты Федоренко: набор №4;

2. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №5;

3. упр. «Сломалась печатная машинка»;

4. этюд «Игра с камешками»;

5. упр. «Свободный диктант» набор №1;

6. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №3;

7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога,  магнитофон,  аудиозапись сказки

14

1. тексты Федоренко: набор №5;

2. упр. «Составление связного текста из деформированных предложений» набор №4;

3. упр. «Свободный диктант»набор №1;

4. этюд «Что там происходит?»;

5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №2;

6. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога,  магнитофон,     аудиозапись сказки

15

1. тексты Федоренко: набор №5;

2. текст Л.Толстого «Мальчик стерёг овец...»;

3. упр. «Свободный диктант»набор №2;

4. этюд «Котята»;

5. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №3;

6. «диктант в картинках»: «Профессии»;

7. слушание сказки «Маленькая Баба-Яга» (О.Пройслер)

1

Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, карточки с изображением людей, занятых раз-
личной профессиональной деятельностью, у педагога,  магнитофон,  бланк с текстом свобод-
ного диктанта у педагога аудиозапись сказки

16

1. тексты Федоренко: набор №5;

2. упр. «Письменные ответы на вопросы» набор №5;

3. упр. «Кто есть кто?»;

4. этюд «Что слышно?» (игра на внимание);

5. игра «Поймай слово»;

6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №3;

7. упр. «Непонятные строчки»;

8. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс);

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, список слов у педагога, магнитофон,  аудиозапись сказки

17

1. тексты Федоренко: набор №5;

2. упр. «Пять ответов»;

3. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №3;

4. этюд «Я так устал» (выражение интереса); этюд «Любопытный»
(выражение интереса);

5. упр. «Свободный диктант» набор №3;

6. методика Мюнстерберга;

7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки

18

1. тексты Федоренко: набор №6;

2. упр. «Цепочки из названий»;

3. упр. «Свободный диктант» набор №4;

4. этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость), этюд «Любящий сын» (эмпатия);

5. упр. «Впиши географические названия»;

6. упр. «Времена года»;

7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

1

Работа в тетради, бланках, по карточкам,  этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, набор открыток с изображением различных времён года у каждого ребёнка, магнитофон, аудиозапись сказки

19

1. тексты Федоренко: набор №6;

2. упр. «Большая или маленькая?»;

3. таблицы Шульте «1-9»;

4. этюд «Котята»;

5. упр. «Свободный диктант»
набор №4;

6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №4;

7. слушание сказки «Мэри Поппинс» (П.Треверс)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, таблицы Шульте у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки

20

1. тексты Федоренко: набор №6;

2. упр. «Составление текста из данных предложений» набор №2;

3. этюд «Что слышно?» (игра на внимание);

4. упр. «Свободный диктант»набор №5;

5. «диктант в картинках»: «Профессии»;

6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, по карточкам, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, карточки с изображением людей, занятых раз-
личной профессиональной деятельностью, у педагога,  магнитофон, аудиозапись сказки

21

1. тексты Федоренко: набор №6;

2. текст Д.Тихомирова «Идёт мужик за возом...»;

3. упр. «Свободный диктант»набор №4;

4. этюд «На берегу моря»(психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании);этюд «Игра с песком»(напряжение и расслабление мышц рук); этюд «Игра с муравьём» (напряжение  и  расслабление  мышц ног);

5. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №5;

6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога, магнитофон, аудиозапись сказки

22

1. тексты Федоренко: набор №7;

2. упр. «Составление связного текста из данных предложений»
набор №4;

3. этюд «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища); этюд «В уши попала вода» (напряжение и расслабление мышц шеи);

4. упр. «Сломалась печатная машинка»упр. «Найди границы слов»;

5. упр. «Подбери клички животным»;

6. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский);

7. формулировки для психологического настроя

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

23

1. тексты Федоренко: набор №7;

2. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №4;

3. этюд «Лицо загорает»(напряжение и расслабление мышц лица)
этюд «Сон на берегу моря»(отдых);

4. текст Л.Толстого «Подошёл ночью вор...»;

5. слушание сказки «Чебурашка» (Э.Успенский)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

24

1. тексты Федоренко: набор №7;

2. упр. «Составление текста из неполных предложений»

набор №8;

3. упр. «Сломалась печатная машинка»упр. «Текст наоборот»;

4. этюд «На берегу моря»(психомышечная тренировка с фикса-
цией внимания на дыхании);этюд «Игра с песком»(напряжение и расслабление мышц рук);этюд «Игра с муравьём» (напряжение  и  расслабление  мышц ног);

5. упр. «Составление связного текста по опорными словам» набор №3;

6. слушание сказки «Гадкий утёнок» (Г.-Х.Андерсен)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

25

1. тексты Федоренко: набор №7;

2. упр. «Составление связного текста из данных предложений»
набор №5;

3. упр. «Найди лишнее слово»;

4. этюд «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища);этюд «В уши попала вода» (напряжение и расслабление мышц шеи);

5. упр. «Перепутались слова и слоги – раздели»;

6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №6;

7. слушание сказки «Гадкий утёнок» (Г.-Х.Андерсен)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

26

1. тексты Федоренко: набор №7;

2. упр. «Конструируем слова»;

3. упр. «Слова-перевёртыши»;

4. этюд «Лицо загорает»(напряжение и расслабление мышц лица) этюд «Сон на берегу моря»(отдых);

5. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №7;

6. кроссворд «Какие сказки живут в домике?»;

7. слушание сказки «Стойкий оловянный солдатик» (Г.-Х.Андерсен)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

27

1. тексты Федоренко: набор №8;

2. упр. «Найди лишнее слово»;

3. упр. «Подбери пару»(слова, которые отличаются одной бук-
вой);

4. этюд «Четыре стихии» (внимание);
этюд «Тень» (развитие памяти,
пантомимики);

5. упр. «Будь внимателен!» (найти слова, которые разделены для переноса неверно);

6. упр. «Составление связного текста по вопросам» набор №8;

7. слушание сказки «Стойкий оловянный солдатик»  (Г.-Х.Андерсен)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

28

1. тексты Федоренко: набор №8;

2. упр. «Выпиши названия мебели и посуды из стихотворения";

3. упр. «Узнайте по описанию и запишите»;

4. этюд «Дракон кусает свой хвост»(подвижная игра на лов-
кость, сплочённость);
этюд «Штанга»(расслабление мышц);

5. упр. «Последовательные картинки»;

6. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

1

Работа в тетради, бланках, по карточкам,  этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, наборы последовательных картинок, магнитофон,  аудиозапись сказки

29

1. тексты Федоренко: набор №8;

2. упр. «Кто или что? Каких слов больше?»;

3. упр. «Пять ответов»;

4. этюд «Перемена погоды»  (эмоции печали);
этюд «Золотые капельки»(эмоции радости);

5. упр. «Зашифрованные слова»
(стихи-шарады Н.Найдёновой);

6. упр. «Найди лишнее слово»

7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, магнитофон,  аудиозапись сказки

30

1. тексты Федоренко: набор №8;

2. упр. «Составление связного текста из данных предложений»
набор №6;

3. упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №5;

4. этюд «Запретное движение»;

5. упр. «Свободный диктант» набор №5;

6. кроссворд «Полевые цветы»;

7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон,  аудиозапись сказки

31

1. тексты Федоренко: набор №9;

2. упр «Выборочное выписывание из текста по заданию» набор №6;

3. методика Мюнстерберга;

4. этюд «Цветок»;

5. упр. «Свободный диктант» набор №6;

6. кроссворд «Вежливые слова»;

7. слушание сказки «Винни-Пух и все-все-все» (А.Милн)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон,  аудиозапись сказки

32

1. тексты Федоренко: набор №9;

2. упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №9;

3. упр. «Составление связного текста из данных предложений»
набор №7;

4. этюд «Гроза»(выражение страха);
этюд «Дождик»(выражение радости и удовольствия);

5. упр. «Свободный диктант»
набор №7

6. кроссворд «Двенадцать месяцев»;

7. слушание сказки «Малыш и Карлсон» (А.Линдгрен)

1

Работа в тетради, бланках, этюды, беседа, обсуждение

тетрадь у каждого ребёнка,  бланки с заданием у каждого ребёнка, бланк с текстом свободного диктанта у педагога магнитофон,  аудиозапись сказки

33

Диагностика познавательных процессов, диагностика эмоциональной сферы, диагностика воображения и фантазии

5

Опрос, беседа, тестирование, наблюдение.

Тетради, бланки

Итого

72


Методическое обеспечение программы.

Формы, методы работы

Занятия с детьми с ОВЗ проходят в форме игр с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные), этюдов, импровизаций, чтений художественных произведений, обсуждений, беседах, дискуссиях. Так же широко используется изобразительная деятельность, игры с реальными предметами, картинками, мозаикой, задания в тетради, дидактические игры, дыхательная гимнастика и проч.

Каждое занятие можно условно разделить на три этапа. Первый этап необходим для того, чтобы сплотить группу, настроить на занятия,  сформировать уверенное поведение, поднять самооценку. Занятие в группе начинается с ритуала приветствия. Он помогает снять напряжение, повысить интерес ребенка к занятию, настроить детей на совместную работу. Второй этап – собственно развивающий – содержит игры и упражнения для формирования и коррекции различных компонентов когнитивной сферы. Заканчивается занятие подведением итогов, обсуждением результатов работы детей, ритуалом прощания.

Представленная программа вариативна. Возможность некоторого ее видоизменения выражается в том, что ведущий может заменять игры и упражнения, либо использовать дополнительные в зависимости от специфики группы. Варианты дополнительных техник и упражнений приведены в разделе «Копилка» тренера.

К основным методикам организации учебно-воспитательного процесса относятся:

1. Словесные: педагогическая оценка, поощрение, вопросы, указания, объяснение, пояснение, общение шепотом, рассказ, создание проблемной ситуации, проговаривание, эмоциональное восклицание, рекламная деятельность (Ребята, сегодня нас ждет…);

2. Наглядные: Наблюдение за предметом, за действием персонажа, реклама продукта предстоящей деятельности, приемы поощрения;

3. Игровые: дидактические игры, воображаемые ситуации в развернутом виде, игры с движениями, неожиданные звуковые сигналы, игры путешествия, игры-инсценировки, игры-драматизация;

4. Практические: поручения, помощь герою, помощь руководителю, забывчивый руководитель, ошибающиеся педагоги, упражнения(конструктивные, подражательные, творческие), показ работ друг другу, соревнование, «раскрыть тайну», загадки, загадывание слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачи, общение жестами.

Дидактический материал:

N п/п

Название

1.

Картотека на коррекцию и развитие мышления

2

Картотека на коррекцию и развитие памяти

3

Картотека на коррекцию и развитие воображения

4

Картотека на коррекцию и развитие мелкой моторики пальцев рук

5

Картотека пальчиковых гимнастик

6

Картотека на коррекцию и развитие внимания

7

Картотека дыхательных гимнастик

8

Игры на коррекцию внимания

9

Картотека минут релаксации

10

Диагностический набор

11

Набор картинок на диагностику мышления

12

Разрезные картинки разной конфигурации

13

Игра «Сравни и отличи»

14

Набор геометрических форм и предметов

15

Картотека с целью коррекции и развития эмоциональной сферы

16

Набор картинок на диагностику пространственной ориентировки

17

Карточки с целью профилактики глазных заболеваний обучающихся

18

Карточки с целью изучения эмоциональных состояний человека

19

Раздаточный материал

20

Карточки для разбора проблемных ситуаций

21

Карточки для изучения эмоций

Материально-технические условия.

  1. Наличие помещения, столов и стульев в соответствии с ростом детей, ковёр, компьютер.
  2. Наличие методического, дидактического и раздаточного материалов (пособия, литература и т.д.).
  3. Материалы для занятий: тетради в клетку 18 листов; цветные карандаши (12 цветов); краски; ручки шариковые; бумага для ксерокса.


  1. Литература, использованная для разработки программы.

  1. А.Р Маллер Помощь детям с недостатками развития// Книга для родителей, МОСКВА 2006;
  2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет), Издательство: Детство-Пресс, Год: 2010;
  3. Е.В. Золоткова, Н.Г. Минаева, И.В. Чумакова ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ;
  4. Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/О.Н. Истратова. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 349 с.
  5. Коррекционно-развивающая программа «Мастер ума»;
  6. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театрализованные занятия с детьми 5- 9 лет. – СПб.: Ресь; М.: Сфера, 2011. – 160с;
  7. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. «Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития» ;
  8. Программа «Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Коррекционно-развивающая программа (1-4 классы). Составитель: Черенева Светлана Владимировна, .читель начальных классов;
  9. Проект: Коцепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ. – М., 2013;
  10. Стебелева Е.А. «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 180 с.;
  11. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1./Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с;
  12. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. «Психологический практикум»

Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

1.        А.Р. Маллер. "Ребёнок с ограниченными возможностями. Книга для родителей". М.: АПК и ПРО, 2002. -64с.;

2.        Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной отсталостью.  Минск: БелАПДИ, 1996.— 108 с.;

3.        Аппе Ф.  Введение в психологическую теорию аутизма. Пер. с англ. Д. В. Ермолаева.  М: Теревинф, 2006. – 216с. – (Научная серия);

4.        Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. Морозова С.С. Издательство: Владос, 2010, с. 176.;

5.        Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход.СПб.: Питер, 2008, с.320.;

6.        Баенская Е.Р. Помощь в воспита-нии детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст).  М.: Теревинф, 2007. – (Особый ребенок). – 112 с.;

7.        Баум Хайке.  Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха/ Пер. с нем. О. Ю. Поповой.— М.: Теревинф, 2002.— 144 с.;

8.        Бациев В., Дименштейн Р., Кантор П., Ларикова И. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот». — М.: Теревинф, 2007. – 112 с.;

9.        Беркович М. Нестрашный мир. – Спб.: Сеанс, 2009. – 288 с.;

10.        Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. / Пер. с англ. О.Ю. Поповой – Изд. 2-е – М.: Теревинф, 2007.– 112 с. – (Особый ребенок);

11.        Бирте Борре, Кристер Ларссон и Гуннар Франсом. Эпилепсия. Вопросы и ответы. Минск: БелАПДИ;

12.        Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. Издательство: Academia, 2003, с. 144.;

13.        Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. "Непоседливый ребёнок, или всё о гиперактивных детях".М.: Изд-во Институт психотерапии и клинической психологии (ИПиКП), 2008.—208 с.;

14.        Валентина Ласлоцки. «Мой маленький Будда». Теревинф, 2009.;

15.        Вейс Т. Как помочь ребенку? (Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах) / Пер. с нем. С. Зубриловой.М.: Московский Центр вальдорфской  педагогики, 1992, 168 с.;

16.        Вернер Дэвид. "Реабилитация де-тей-инвалидов". «Филантроп», 1995;

17.        Визель Т.Г. Аномалии речевого развития. (В помощь родителям). Издательство: М., В. Секачёв, 2011, с.46.;

18.        Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития. Коняева Н.П. , Никандрова Т.С. Издательство: Владос, 2010, с. 199;

19.        Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука. Янн П.А. Издательство: Academia, 2003, с. 248;

20.        Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Бгажнокова И.М. , Ульянцева М.Б., Комарова С.В. Издательство: Владос, 2010, с. 239;

21.        Гальего Р. Я сижу на берегу. М.: Лимбус Пресс, 2005. - 356 с.;

22.        Грин Росс В.  Взрывной ребенок. Новый подход к воспитанию и пониманию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. Пер. с англ. А. Смолян и Н. Музычкиной. М.: Теревинф, 2008. – 264 с.;

23.        Грэндин Т., Скариано М.   Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма;

24.        Гудхарт П. Джинни и ее дракончик. Пер. с англ. О. Белозерова; М.: ОГИ, 2002. — 120 с. — (Мы вместе);

25.        Дети - "тюфяки" и дети - "катастрофы".  Мурашова Екатерина. Издательство: Рама Паблишинг, 2010;

26.        Дети с комплексными нарушения-ми в развитии: педагогическая помощь.    Жигорева М.В. Издательство: Academia, 2006, с. 240;

27.        Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Издательство: НИИ школьных технологий, 2008, с.192;

28.        Дети с синдромом Ретта.  Под ред. М.С. Дименштейн. Перевод с франц. Н. Ливандовской, Ю. Пузырей, В. Архангельской.М.: Теревинф, 2009. - 264 с.;

29.        Дилигенский Н. "Слово сквозь безмолвие". М.: Центр лечебной педагогики, 2000, с.96;

30.        Доман  Глен  "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" Рига, Теревинф, Juridiskais birojs Vindex, SIA, 2007, 329с;

31.        Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха Автор: Головчиц Л.А. Издательство: Владос, 2010, с. 319;

32.        Ермолаев Ю.И. Дом отважных трусишек: повесть. М.: Дет. лит., 1975. – 185 с.: ил.;

33.        Зимина Л.: Солнечные дети с синдромом Дауна.М.: Эксмо, 2010;

34.        Игры, занятия и упражнения с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика. Автор: Баряева Л.Б. , Овчинникова Т.С. , Черная О.В.  Издательство: Каро, 2010,  с. 248;

35.        Издательство: Каро, 2005, с. 336;

36.        Исенина Е.И. "Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни". М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. — 80 с;

37.        Каган Г. Окно в другое измерение.Иеру салим: Филобиблон, 2009. – 52 с., фото;

38.        Карвасарская Е.Е.   Книга: "Осознанный аутизм, или Мне не хватает свободы… Книга для тех, чья жизнь связана с аутичны-ми детьми."  М.: Генезис, 2010;

39.        Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми.  М.: Теревинф, 2003.— 70 с.;

40.        Каролина.  Программа для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. Аттермиер С.М. , Дженс К.Г. , Джонсон-Мартин Н.М. , Хаккер Б.Дж.

41.        Кафенгауз Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом: опыт воспитания. М.: практическая медицина, 2008. – 208 с., 34 илл.;

42.        Качесов В. А.   ДЦП. Основы интенсивной реабилитации. Издательство: ЭЛБИ-СПб .,  2005, с. 130.;

43.        Келлер Е.А. История моей жизни. Перевод с английского Е.Ф.Левиной, Изда-тельство: Захаров, 2003г., 270 стр.;

44.        Киз Д. Цветы для Элджернона.  Пер. с англ. С. Шарова. – М.: ЭКСМО; Спб.: Домино, 2007. – 313 с.;

45.        Киллили М. Детский церебраль-ный паралич: История о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь: Повесть. Пер. с англ. И. Сендерихиной. СПб.: Питер КОМ, 1998. –288 с.;

46.        Кипхард Э. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. Л.В. Хариной. – М.: Теревинф, 2006. – 112 с.;

47.        Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. Перевод с немецкого К. А. Шарр, М., Тере-винф, 2010, с. 240;

48.        Ковалец И.В. Азбука эмоций. Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизиологическом развитии и эмоциональной сфере. Издательство: Владос, 2004, с.136.;

49.        Кондуктивная педагогика А.Пете: Развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Финк А. Издательство: Academia, 2003, с. 136.;

50.        Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. Дружинина Л.А. Издательство: Экзамен, 2006, с. 156.;

51.        Кочеткова Н.А., Аксёнова Е.В., Петренко В.М.   Радость понимания. Практические задания для работы по восстановлению речи. Издательство В. Секачев, 2011, с.136.;

52.        Крапивин В. Самолет по имени Сережка. Издательство: Центрполиграф, Москва, 2001;

53.        Крапивин В.П. Та сторона, где ветер: повесть. М.: Дет. лит., 1985. – 286 с.;

54.        Красный Ю. Арт - всегда терапия. Развитие детей со специальными потребностями средствами искусств. Издательство 000 «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования» Москва, 2006, 204 стр.;

55.        Кроуфорд Ч. Бег на трех ногах: повесть.  Пер. с англ. М. Литвиновой. – М.: Дет. лит, 1980. – 111 с.;

56.        Кулидж С. Что Кейти делала. М.: АСТ, Астрель, 2010г. 832 стр.;

57.        Леймбах М. Дэниэл молчит. Пер. с англ. Е. Ивашина. - М. : Фантом-Пресс, ЭКСМО, 2008. - 352 с. - (Воспитание чувств);

58.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. "Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье". М. Просвещение, 1991, -319 с.;

59.        Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Теревинф, 2009, с. 144.;

60.        Литтл Д. Неуклюжая Анна. Пер. с англ. О. Бухиной;  худож. М.Патрушева. - М. : Центр "Нарния", 2005. - 240с.: ил. - (Тропа Пилигрима);

61.        Литтл Д. Слышишь пение?Пер. с англ. О. Бухиной; худож. М. Патрушева. – М.: Центр «Нарния», 2006. – 314 с.;

62.        Лупан Сесиль  Поверь в свое дитя. Пер.  Дюшен Е. И., Издательство: Азбука, 2010 г.;

63.        Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.;

64.        Маршалл А. Я умею прыгать через лужи. М.: ОГИ, 2003. – 372 с. – (Мы вместе).;

65.        Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. Степанова О.А. Издательство: Academia, 2003, с. 272.;

66.        Методика обучения глухих детей произношению. Волкова К.А. , Казанская В.Л. , Денисова О.А. Издательство: Владос, 2008, с. 224.;

67.        Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Головчиц Л.П. , Носкова Л.П.  Издательство: Владос, 2004, с. 344.;

68.        Монтессори-терапия. Опыт и перспективы развития. Изд. В. Секачев, 2010, с. 160;

69.        Моржина Елена. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Теревинф, 2006г.;

70.        Тамара Крюкова.  Костя+Ника Издательство: Аквилегия-М, 2009, с.320.;

71.        Э.И Леонгард.  Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве" , М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.–80 с.