Курсовой проект "Общение как нравственная ценность"

Кошкина Светлана Александровна

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней!

                             Софокл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovoy_proekt_v_institut_3_kurs.docx108.16 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Институт управления, бизнеса и технологий

Курсовой проект

по теме:

«Общение как нравственная ценность»

Студент  Кошкина Светлана Александровна                                ____________

                                                                                                              (подпись)

Руководитель  Косогорова Людмила Алексеевна                         ____________                                  

                                                                                                               (подпись)

Допустить к защите

Научный руководитель

____________________

«___» ___________2014г.                

2014 год

Калуга

Содержание

Введение                                                                                                                 3-5

I.Современное состояние проблемы общение как нравственная ценность

 (Теоретическая часть)

1.1.Общение как ценность: философский аспект                                              6-10

1.2.Виды Человеческих контактов: секрет общения                                        11-13                        

1.3.Психологические барьеры  в общении и пути их преодоления                14-20

1.4.Учитель и детский коллектив: стили общения                                           21-34

Заключение                                                                                                                 35

II. Изучение стилей общения (Практическая часть)                                         36-38

2.1. Изучение тенденций к стилям педагогического общения                        39-41

2.2.Результаты исследований и их обсуждение                                                42-43

Заключение по результатам практической части

III. Список литературы                                                                                         44

Введение

Много есть чудес на свете,

                                                                                           человек их всех чудесней.

Софокл

      Как только не именовали человека: и Homo sapiens (человек разумный), и Homo fuber (человек производящий), и Homo luden (человек играющий). Думается, с не меньшим основанием его можно назвать Homo communicans — человек общающийся.

      Русский мыслитель Петр Чаадаев остроумно заметил: «Лишенные общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе». И он был прав, поскольку естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении.

     Чем определяется успех в общении? Обычный ответ: знаниями, эмоциональностью, умением найти общий язык, знанием техник правильного слушания собеседника и многим другим. Все это правильно. Вместе с тем всего этого не достаточно. Нужно помнить: главный инструмент в общении – это сам человек.

      Общаясь, мы, прежде всего, используем самих себя. Общение всегда ценилось не столько за обмен информацией (пусть даже самой дефицитной), сколько за возможность соприкоснуться с уникальными мирами, бездонными вселенными – человеческими личностями. Для этого надо совсем немного … суметь открыть себя другому человеку.  Под открытостью, естественно, понимается вовсе не обрушивание на другого человека житейских подробностей своей жизни. Сюда входят, прежде всего, способность быть самим собой, умение открыто выражать свои чувства и переживания, отказ от всякого искажения своей личности в глазах другого, отсутствие желания выглядеть лучше или хуже, чем есть.

      Нравственность в сфере общения предполагает много принципов. Необходимо учитывать не только свои интересы, но в равной степени и интересы другого человека. А ещё лучше – альтруизм, то есть благородные поступки на благо отдельных людей, групп и общества в целом.

    Если говорить об отношениях в системе «личность-личность», главным принципом должен быть их субъект – субъектный характер. Я – субъект, личность; и ты тоже – субъект, тоже личность. Такая позиция предполагает активное противодействие субъект – объектным тенденциям в других личностях, но в особенности в себе; ведь в себе эти тенденции чаще всего не осознаются и означают, что я, мол, субъект, а другие люди для меня не более чем объекты. Наконец, еще одним принципом, является само актуализация личности, то есть реализация всего личностного потенциала, всех способностей, сопровождаемая благородными устремлениями дарить результаты своего творчества людям.  

        Итак, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Черезобщение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

     Всё это и обусловило актуальность темы проекта.

     Тема данной работы представляет огромный учебный и практический интерес. Проблематика вопроса «Общение как нравственная ценность» весьма актуальна в современной действительности. Из года в год учёные и эксперты уделяют всё больше внимания этой теме. Здесь стоит отметить такие имена как Каган М. С., Ильяева И.А. ,Абишева А.К., Бахтин М.М. и т.д., внесших существенный вклад в исследование и разработку концептуальных вопросов данной темы.

     Целью  курсового проекта является получение теоретических и практических знаний в сфере общения как нравственной ценности.

    Задачами курсового проекта:

1. Рассмотреть мнения отечественных и зарубежных ученых по вопросам понятия общения как нравственная ценность

2. Проанализировать виды Человеческих контактов

3. Изучить барьеры в общении и способы их преодоления

4. Проанализировать стили педагогического общения

5. Провести эмпирическое исследование.

6. Провести обработку полученных данных с помощью критерия.

7. Провести анализ результатов исследования и их интерпретацию.

8. Сформулировать выводы.

9. Составить методические рекомендации педагогам по общению с детьми.

     Объект исследования представляет собой процесс, отражающий проблематику темы «общение как нравственная ценность».

     Предмет исследования: особенности  вопроса общение как нравственная ценность.

     Методы исследования

  • Теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме;
  • Тестирование педагогов на выявление тенденций к стилям педагогического общения по методике О.Н. Бочаровой

    Методологической базой  исследования  явились научные разработки и труды многочисленных учёных и специалистов, непосредственно связанные с выбранной темой.

      Практическая значимость проекта. В ходе выполнения данной работы были получены профессиональные навыки, которые пригодятся в будущей практической деятельности;  а также были предложены методические рекомендации по теме, которые могут быть рекомендованы учителям в целях повышения компетентности по общению с детьми.

I.Современное состояние проблемы общение как нравственная ценность

(Теоретическая часть)

1.1.ОБЩЕНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

       Живя в социуме, трудно обойтись без понятия «ценность», так как ценности формируют ядро той или иной культуры.

      Проблема осмысления ценностей человеческого бытия выходит на первый план научного познания, ознаменовав тем самым современный, аксиологический, этап развития науки.

       Абишева А.К. в статье «О понятии «ценность»» отмечает, что «ценность должна иметь всеобщий характер для данной жизни, для данной единичной жизни, души и для данной своеобразной культуры». [1;140] С понятием «ценность» тесно связан и такой феномен как «ценностное отношение».

       Ценностные отношения относятся к сфере гуманитарного знания. Содержание гуманитарного знания, предметом которого является человек, его природа, история, культура, целесообразно раскрыть, соотнося с понятием «гуманизм». Гуманизм –  это и принцип мировоззрения, и принцип нравственности. [13]

       Благодаря специфике своего предмета гуманитарное познание преодолевает одностороннее изучение человека только как  природного, биологического существа, или только как  носителя некой социальной функции, или только как хранителя культурной информации. Гуманитарное познание представляет человека в его целостности.

    Человек является существом социальным, поэтому потребность в общении является его неотъемлемой характеристикой. Человек живет в обществе и связан с ним тысячами нитей. Нельзя жить в обществе, не общаясь с другими людьми.

      Универсальный характер общения порождает заблуждение о простоте феномена общения. Но не все кажущееся простым на первый взгляд, оказывается таковым на самом деле. Не зря же на протяжении веков понятием «общение» интересовались представители различных наук, таких как философия, социология, психология, культурология.

      Дать однозначное определение понятия «общение» очень сложно. В каждой дисциплине, изучающей общение, есть, конечно, при этом свои особенности. Связано это с тем, что каждая из этих дисциплин изучает соответствующие своим задачам определенные аспекты общения, поэтому, естественно, что и понятия общения в них различны, да и в каждой из этих дисциплин также нет порой единства и согласия, что является, видимо, отражением «борьбы» различных научных школ и направлений.

      Остановимся более подробно на рассмотрении феномена общения с позиций философии. Рассматривали ли философы общение как ценность?

       Как уже отмечалось, проблема общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность.

      В самом общем смысле общение можно определить как обмен информацией с помощью языка или жестов.

      С развитием общества интерес к проблемам общения все возрастает.

      История формирования понятия «общение» начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Ещё в древности было замечено, что общение друг с другом обогащает людей и влияет на развитие общества.          Многие правители заботились об оборудовании специальных мест для общения. В число таких мест входили даже общественные бани. Так, в Древнем Риме строились огромные бани – термы, открытые для всех свободных людей. Сооружались термы по приказу императоров и носили их имена. Каждый правитель хотел превзойти своего предшественника, поэтому появлялись грандиозные сооружения с богатой отделкой. Люди приходили сюда принимать ванны и разговаривать друг с другом.

     Термы были похожи на наши современные аквапарки. В них имелись гимнастические залы, бассейны с тёплой и холодной водой, залы для отдыха, галереи для прогулок, библиотеки, места для выставок картин и скульптур, буфеты. Стены, своды и колонны были отделаны мрамором, полы – мозаикой. Здесь было очень приятно находиться, и римляне нередко проводили в термах целые дни. Они отдыхали, слушали лекции философов, читали, прогуливались по садам внутренних двориков.

       Термы императора Каракаллы, построенные в начале III века н. э., занимали территорию в 13 гектаров. По красоте и великолепию с ними не могли сравниться никакие другие в мире – ни в древние века, ни в более позднее время.[16]

       Демокрит понимает философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Общение у Сократа понимается как равноправный диалог, взаимный разговор, беседа. Продолжая сократовскую традицию, Платон оценивает общение как благо: оно помогает познать себя и других, познать истину. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.

     Эпоха Возрождения, ознаменовала, прежде всего, ренессанс античных идеалов и, в частности, ценностей светского общения (вместо религиозно-средневекового).

       В Новое время вопросы природы и сущности общения, его роли в жизни человека получают свое дальнейшее развитие. Новое Время открыло основы функционального понимания общения. Ж.Ж. Руссо отмечал, что общительность есть природное свойство человека. Дж. Локк исследует воспитательную функцию общения, говоря о том, что общение способно благотворно повлиять на молодого человека, избавив его от недостатков.

     Немецкая классическая философия И.Канта и Г.Гегеля использует понятие «общение» в его естественном значении, как характеристика межличностных отношений.

        Важный вклад в решение проблем общения внес Л. Фейербах. В этике Фейербаха проблемы общения занимают особое место. Развивая идеи о роли общения в формировании бытия человека в целом, в утверждении его самосознания, Фейербах утверждает, что «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты.» [17;203]

      Вопросами общения занимались и отечественные философы. С 60-70-х годов двадцатого столетия понятие «общение» становится у нас специальным предметом философского анализа, хотя традиционно проблемами общения продолжали заниматься в основном психологи. Так, в журнале «Вопросы психологии» опубликована статья «Общение как ценность и как творчество». В этой статье отмечается, что «странным следует считать расщепленность исследований общения, творчества и ценностной мотивации, ибо в философском плане эти понятия фиксируют разные, но тесно связанные между собой проявления человеческого духа». [6;25]

       Характерный для начала двадцать первого века процесс гуманизации общественных отношений привел к смещению акцентов в системе общения. Место господствующих ранее классово-идеологических ценностей всё более занимают ценности общечеловеческие, такие, как доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Проявляются эти качества в межличностном общении, которое становится, таким образом, самостоятельной нравственной ценностью в духовной жизни общества. Но, исходя из этого, возникает вопрос, а достигнут ли тот уровень культуры общения, который будет свидетельствовать о способности людей к проявлению этих качеств.[12] И, не смотря на то, что про общение написано множество научных трудов, есть еще сферы, которые требуют изучения.

   Такое внимание к проблемам общения совершенно не случайно: общение пронизывает по существу все стороны жизни общества и человека, оно начинает осознаваться и как ценность, и как «белое пятно» многих гуманитарных наук.

     Процесс общения регулируется, в первую очередь, нравственными ценностями, идеалами, принципами и нормами. Правовая регуляция не может охватить все тонкости, все нюансы, все многообразие, всю глубину этого загадочного «мира общения».

    Общение и мораль неразрывны: общение является той сферой, где мораль становится действительностью, где пересекаются сферы должного и сущего.    Именно в общении реализуются те или иные нравственные ценности.

        Сафьянов В.И. отмечает, что «в рамках философского анализа рассматривается, как правило, взаимосвязь понятия «общение» и категории «бытие»». [15;30]Он подтверждает это словами Бахтина М.М. «Само бытие человека... есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться». [3;312] Точка зрения М.М. Бахтина схожа с позицией К. Ясперса, утверждавшего, что общение «есть универсальное условие человеческого бытия».

    Кроме того, общение определяют и как «способ бытия культуры». [5;7]

    Говоря об общении, философы делают замечание о том, что «предварительно имеет смысл оговорить использование понятий «коммуникация» и «общение». Подчас они выглядят неравнозначными, с чем и связаны многочисленные попытки теоретически обосновать их нетождественность, хотя до единодушия в их трактовке далеко».[9;9]

    Изучив вопрос, пришли к выводу, что общение это феномен, не имеющий границ для его изучения.

    Проблемы общения – это вечно актуальные проблемы. Они во все времена, и особенно сегодня, привлекали и привлекают внимание философов, психологов: это отражается, прежде всего, в росте количества современных философско-этических концепций и публикаций по вопросам общения.

1.2.Виды Человеческих контактов: секрет общения

       Сейчас людей, у которых нет трудностей в общении, почти не осталось. Понятно, не всякий разговор можно назвать общением (как, впрочем, далеко не каждого человека можно назвать личностью). Поэтому попробуем, основываясь на одном из новых подходов в психологии, условно разделить обилие контактов с окружающими на несколько уровней.

       Итак, уровень первый. Эта ситуация всем знакома: учитель-ученик, начальник-подчинённый, офицер-солдат. Жёсткая, ролевая форма контактов, определяемая словом «управление». При таком контакте существует некто «сверху» и кто-то «снизу». И тот, «нижний», выполняет задания «верхнего». Управлять другим – значит использовать его в контакте как средство. Есть управление открытое, а есть скрытое. И очень часто многие «гением общения» называют человека, способного открыто управлять другими. То есть «управленец»  –  это человек, который владеет секретами и способами влияния и воздействия на других людей. Тот, кто великолепно видит слабые стороны и умеет в нужную минуту надавить на необходимую кнопку.

      На психологическом языке такой тип получил определение «манипулятор». Для людей, желающих овладеть техникой манипуляции, есть даже специальные пособия. Например: «Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей» Д.Карнеги.  Единственное, что необходимо отметить: при всех своих внешних успехах манипулятор часто глубоко несчастен. Происходит это потому, что он подчас лишен близких отношений с людьми. Для скрытого управления наиболее благоприятны закрытые отношения. Но справедливо и обратное: если у нас закрытое общение, мы неосознанно манипулируем друг другом. Когда мы делаем «шахматный ход», используя в качестве фигуры своего друга, жену, ребенка, тем самым разрушаем, «съедаем» наши отношения. Манипуляции в общении с близкими людьми никогда не прощаются.

       Второй уровень, где уже равные позиции при контакте, называется «коммуникацией». Типичные ситуации: на кухне, в транспорте, на перемене, в компании. Основная проблема в этих ситуациях – выбор общей темы. Внешне это похоже на словесный «хоккей»: тема «вброшена» и вся компания начинает «гонять ее по кругу». Исчерпав одну, подыскиваем другую. В коммуникации наша личность уже проявляется, но в меньшей степени. Коммуникабельный человек с любым найдет общий язык, будет принят в каждой компании, сразу найдет тему для разговора, интересную всем. Но стоит отметить, что, может быть, всем быть коммуникабельными не надо, но общительными может быть каждый.

        Третий уровень нашего деления контактов носит название «обслуживание». Здесь уже не используем другого человека как средство, а сам становлюсь таким для него. Например – психологическая помощь. К психологу приходит человек со своей проблемой, которую я стараюсь помочь ему разрешить. Недаром большинство действенных советов по вопросу «Как выйти из одиночества?» обобщены единым – «Выводи из него других». Но человека, способного дать вам мудрый совет, выслушать и помочь разобраться в себе, тоже пока рано называть гением общения. Следуя этой схеме, он, скорее гений обслуживания. Это уровень уже более глубокий, чем управление или коммуникация. Но все-таки это ещё не собственно общение.

        Четвертый, высший уровень наших контактов – «общение» Описать его намного труднее. Вот одно характерное определение, поясняющее его суть: «Общение – это взаимосвязь равносвободных и равноуникальных субъектов». Цель его всегда одна – другой человек. Это не взаимообмен информацией, оно касается внеинформативных феноменов: смысла жизни, нравственных ценностей, направленности личности, ее идеалов и стремлений. Их не - возможно передать, к ним можно лишь приобщить другого человека. Психологический механизм общения – это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и приём информации.

    Человека, способного к этому, и следует назвать гением общения. В литературе описан такой тип – князь Мышкин из романа Достоевского «Идиот». Сила открытости этого человека была для других столь велика, что те, с кем он успевал хоть немного поговорить, становились его союзниками или друзьями.

       Общение – это уже не столько техника, сколько искусство.  И если психолог может научить человека управлять другими или быть коммуникабельными, то научить общаться в принципе невозможно. Можно только подготовить к общению человека, но не гарантировать, что оно состоится. Ведь невозможно гарантировать творчество.[10]

      Итак, рассмотрев вопрос «Виды человеческих контактов», пришли к выводу, что главный секрет в общении – это самораскрытие (когда человек идет на риск быть самим собой, остается без «маски», не стремится выглядеть лучше или хуже, чем он есть, не подстраивается под чужие ожидания;  высказывает то, что чувствует и думает в данный момент) субъекта другому субъекту, встреча двух исповедей, когда партнеры открывают друг другу свои системы ценностей, свои убеждения, устремления, переживания, надежды, идеалы и обогащают их в той мере, в какой это возможно при сохранении каждым своей субъективной уникальности, своей «самости», своей свободы.

1.3.Психологические барьеры  в общении и пути их преодоления

    В жизни мы только тем и занимаемся, что мешаем друг другу открыться. Закрываемся сами и «закрываем» этим других. Значит, для создания общения надо научиться убирать всевозможные барьеры, которые мы (часто не осознанно) ставим на пути доверительного общения.

      Барьеры общения появляются в нашей жизни по разным причинам – как правило, это тесное сплетение особенностей наших характеров и ситуации. И уже, бывает, не разберешься, кто или что этому виной.

       С проблемами в различных ситуациях общения сталкивался практически каждый человек, независимо от своих пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это может означать лишь одно – причины, по которым возникают барьеры в общении, различны, и присутствуют они в жизни каждого человека.

      Данные причины могут осознаваться или не осознаваться общающимися людьми. От этого во многом зависит то, насколько быстро эти люди заметят, что у них есть проблемы, поймут, какого они рода и наконец-то смогут их решить. Кстати, барьеры в общении могут быть даже надуманы одним или несколькими собеседниками – и даже этого достаточно для неудач во взаимодействии друг с другом.[10]

      Необходимо сказать о том, что какие-то барьеры могут чаще других встречаться у определенных людей и в определенных ситуациях. Они могут быть свойственны определенному полу, возрасту, профессии, национальности, культуре, ситуации. Каждая из этих закономерностей достойна отдельного рассмотрения.

     Итак, каковы же основные виды барьеров в общении?

     1) Барьеры коммуникации. Это барьеры в общении, связанные с обменом информацией между собеседниками в ходе общения. Какие они бывают?

  • Семантический барьер. Он встает на нашем пути тогда, когда мы и наш собеседник под одними и теми же понятиями подразумевает совершенно разные вещи. Такой барьер возникает практически всегда и везде, т.к. мы очень по-разному понимаем многие вещи. Для того чтобы разрушить этот барьер необходимо хорошо понимать партнера и его картину мира – те смыслы, которые он вкладывает в различные понятия. В случае возможных неточностей всегда подробно объясняйте, что вы имеете в виду, и старайтесь использовать понятные для собеседника слова и словосочетания.
  • Логический барьер. По сути, это неумение выражать свои мысли. В речи такого человека путаются причинно-следственные связи, происходит подмена понятий. Или ему бывает сложно подобрать слова для тех сложных мыслей, которые пробегают в его голове. Если вы столкнулись с таким собеседником, то наберитесь терпения: слушайте его очень внимательно и задавайте вопросы – это поможет вам получить необходимую информацию. Если же такой особенностью грешите вы сами, то лучше постараться от нее избавиться. Послушайте, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели, прочитайте учебник по логике, запишитесь на курсы ораторского мастерства или просто попросите друзей давать вам обратную связь с рекомендациями – любой из этих вариантов поможет вам стать более привлекательной собеседницей.
  • Фонетический барьер. Это плохая техника речи – когда непонятно, что говорит собеседник, и это мешает воспринимать информацию. Если вы заинтересованы в общении с этим человеком, то есть несколько вариантов. При формальном или деловом общении вам придется приспособиться к его манере говорить, изредка переспрашивая в непонятных моментах. При неформальном или дружеском общении вы можете в мягкой форме донести до собеседника, что вам сложно понимать его из-за некоторых особенностей его речи. Попросите его по возможности подстроиться под вас и скорректировать их.
  • Модальностный барьер. Все мы получаем информацию из мира через пять органов чувств, однако один из них является приоритетным. Это и есть ваша модальность. Например, люди с визуальной модальностью лучше всего усваивают увиденную информацию, а вот услышанную – гораздо хуже. Зная об этом, старайтесь с ходу определить модальность вашего собеседника и использовать это: визуалу показывайте графики и схемы, с аудиалом играйте голосом, а к кинестетику прикасайтесь и показывайте все “на пальцах”. Используйте в речи соответствующие глаголы – например, “видеть”, “слышать” или “чувствовать”.
  • Личностный барьер. У каждого из нас есть характер, и некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Но у кого-то эти черты настолько заострены, что его характер может быть барьером в общении. Это может быть связано с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Например, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость могут раздражать партнеров по общению. В случае, если вы сами столкнулись с таким человеком, попробуйте сообщить о своем дискомфорте и попросите его быть помедленнее или побыстрее. Ну и старайтесь адекватно воспринимать собственные недостатки, т.к. для кого-то и они тоже могут стать барьером.
  • Барьеры взаимодействия. Это барьеры, связанные с взаимодействием с человеком во время общения и возникающие из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в позициях собеседников есть существенные различия.
  • Мотивационный барьер. Возникает тогда, когда у партнеров по общению разные мотивы вступления в контакт. Например, вы хотите поддержки от подруги, а она хочет, чтобы вы обсудили ее новое платье. В таком случае вы можете столкнуться с непониманием и даже поругаться. Чтобы этого не произошло, полезным будет вовремя обозначать собственные мотивы: “Знаешь, сейчас мне очень нужно, чтобы ты меня поддержала, а потом обсудим платье”.
  • Барьер некомпетентности. Часто встречается в совместной работе. Вас может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные для вас глупости. Это вызывает чувство злости, досады и потерянного времени. Вариантов у вас два – либо постепенно подтолкнуть его к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчиво что-то объяснив), либо свернуть общение. Выбор – за вами, и он зависит от ваших целей.
  • Этический барьер. Возникает в ситуации несовместимости нравственных позиций партнеров по общению. Главное – не пытаться перевоспитать или осмеять вашего собеседника. Гораздо правильнее свернуть общение или попытаться найти какой-то компромисс, особенно если у вас есть какая-то важная общая цель.

       2) Барьер стилей общения. У каждого из нас своя уникальная манера. Она зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и других факторов. Как правило, она долго формируется, и потом ее становится сложно изменить.     Стиль общения включает в себя основной мотив (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка и т.д. …), отношение к другим (доброта, терпимость, жестокость …), отношение к себе и характер воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры и т.д. …). Чаще всего стиль общения другого человека нам приходится просто принимать, поскольку изменить его сложно, а общаться зачастую бывает необходимо.

  • Барьеры понимания и восприятия. Это барьеры, связанные с восприятием и познанием друг друга, а также с установлением взаимопонимания на этой основе.
  • Эстетический барьер. Возникает тогда, когда нам не нравится, как выглядит собеседник. Для его возникновения есть разные причины, например, если он неопрятно или неряшливо одет или нас раздражает что-то в его внешности. Не думать об этом бывает сложно, однако необходимо, ведь этот контакт может быть для нас очень важен.
  • Социальный барьер. Причиной затруднений в общении может быть разный социальный статус партнеров. Однако, здесь важно помнить, о том, что появление такого барьера в первую очередь связано в установками в сознании собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга и для них оно может быть препятствием, это способно осложнить общение. Но ведь для многих ситуаций статус неважен – например, для обсуждения какого-то вашего любимого занятия или поддержки друг друга.
  • Барьер отрицательных эмоций. Согласитесь, довольно тяжело общаться с расстроенным или разозленным человеком. Многие из нас склонны принимать эти эмоции на свой счет (хотя бы отчасти). Здесь необходимо помнить о том, что зачастую причина плохого настроения собеседника кроется в каких-то иных вещах – обстановке в семье, проблемах на работе или личностном кризисе. Однако в случае, если отрицательные эмоции собеседника существенно препятствуют разговору, его лучше отложить на другое время.
  • Барьер установки. Очень часто общение осложняется, если ваш собеседник изначально имеет не очень хорошее мнение о вас. В большинстве случаев правильнее всего будет обсудить этот вопрос и честно спросить об этом собеседника, попытаться объяснить ему, что он ошибается. В тех ситуациях, когда это невозможно, постарайтесь просто учесть этот факт и строить свое общение с партнером достаточно аккуратно. Когда пройдет какое-то время, и он поймет, что его установка ничем не подкрепляется, она может исчезнуть сама собой.
  • Барьер “двойника”. Он заключается в том, что мы невольно думаем о нашем собеседнике как о самой себе: приписываем ему наши мнений и взгляды и ждем от него тех же поступков, которые сами бы совершили. Но он другой! Важно не забывать об этом и стараться воспринимать и запоминать все то, что отличает его от нас.
  • Грубость и невежественность. Все мы сталкиваемся с людьми, которые просто-напросто дурно воспитаны. Иногда такое обращение нужно просто перетерпеть, особенно в том случае, когда человек не реагирует на замечания. Очень важно в такой ситуации оставаться вежливой – иногда это само по себе пресекает грубость. Помните о том, что в общении с таким человеком у вас есть какая-то цель, и это явно не желание поставить его на место.
  • Неумение слушать. Оно проявляется в отсутствии интереса к тому, что вы говорите, стремлении говорить о себе или постоянном перебивании. Если вам в такой ситуации кровь из носу необходимо, чтобы вас слушали, старайтесь говорить лучше. Используйте различные способы привлечения внимания: интонации, мимику, жесты, основы НЛП.

       Существует немало  способов и приемов преодоления барьеров в общении.        

     Следить за своей внешностью. Внешность должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут.

      Манера общения должна соответствовать ситуации и людям. Необходимо учитывать особенности собеседника: его возраст, пол, воспитание, характер и взгляды.

   Необходимо стараться встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Все мы отличаемся друг от друга. Одни и те же вещи имеют для нас совершенно разные значения, и так же по-разному мы их понимаем. Отсюда и вытекает большинство барьеров. Самый правильный способ решение таких проблем – разрешить другому быть другим и отличаться от вас, а также попытаться вникнуть в его позицию, даже если вы с ней не согласны.

      Тренировать эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Эти две черты являются залогом успехов в общении.

     Следить за своими словами. Сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Речь должна быть понятна собеседнику, как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

     Быть открытыми  и честно говорить о своих мыслях, чувствах и ожиданиях. Если вас о чем-то просят, а вы уже уверены в своем отказе – лучше озвучить его сразу же. Так ни вы, ни собеседник не потеряете время и ресурсы.
Прием “взгляд со стороны”. Иногда для того чтобы что-то понять (например, осознать, что конкретно мешает вашему с партнером общению) необходимо посмотреть на ситуацию со стороны, описать ее в отвлеченных словах без ваших эмоций и личностных особенностей.

       Уважать партнера. В любом человеке можно найти что-то хорошее и достойное уважения, а если этого сделать не получается, то стоит задуматься – а это общение вам действительно необходимо?

     Итак, изучив психологические барьеры в общении и способы их преодоления, можно сделать вывод, что в жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед нами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Быть спокойными, уверенными  в себе, терпимыми  к слабостям других и стараться не попадать в конфликтные ситуации.

Учитель и детский коллектив: стили общения

      За последние годы в обществе произошло немало перемен, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким нравственным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях.

       Все это не могло не повлиять и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового, личностного подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить назревшие проблемы образования, является формирование ценностных отношений у школьников, в частности, к общению.

       Школьники приобщаются к национальным и мировым культурным традициям, овладевают языком культуры, умениями ориентироваться в мире ценностей. В этой среде происходит становление ценностно-ориентированной гуманитарной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной социокультурной ситуации.[18]

    Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком.
     Профессиональное общение воспитателя и ребенка есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направлено на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию воспитательно-образовательного процесса и отношений между педагогом и воспитанниками.
      От выбора стиля педагогического общения зависит процесс воспитания. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Для этого,  необходимо, превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества.
     В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся.

        Важную роль здесь играет стиль общения.
      Общение – это, прежде всего, процесс установления контактов. В ходе этого процесса происходит обмен информацией, ее восприятие и понимание общающимися людьми, а также взаимное восприятие, понимание и оценка ими друг друга. Именно в общении возникает сопереживание, формируется симпатия и антипатия, характер взаимоотношений, появляются и разрешаются различные противоречия. Только общаясь с другим человеком, мы можем лучше узнать особенности его характера и поведения, достоинства и недостатки. Благодаря общению, мы заводим себе друзей, получаем нужную нам информацию, можем что-то делать вместе. Общение сопровождает нас повсюду – ежесекундно взаимодействуя с ребенком, мы общаемся с ним. Это происходит и тогда, когда разговариваем с ним, рассказываем ему что-то или разбираем с ним сложную задачку (словесное, вербальное общение), и тогда, когда просто обнимаем его или поглаживаем по головке (невербальное, физическое общение). Каждый момент взаимоотношение с ребенком является элементом общения с ним.[18]

     В ходе общения ребенок чувствует и понимание, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя с ним, ребенок реализует свою потребность в общении и демонстрирует имеющиеся у него коммуникативные способности и коммуникативные навыки. Способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимости с другими людьми. Способность к общению включает в себя 3 основных составляющих, «три кита», на которых она основывается, и без которых не может существовать:

  • мотивационную  («Я хочу общаться»);
  • когнитивную («Я знаю, как общаться»;)
  • поведенческую («Я умею общаться»).

      Первая составляющая, назовём её «область желания» включает в себя уже описанную нами потребность в общении, которая определяет желание ребенка вступать в контакт с окружающими. Без такого желания общение попросту не возможно. Дети, у которых оно отсутствует или не достаточно развито, замкнуты, стремятся большую часть проводить в одиночестве, наедине с книгами и телевизором, а то и просто глядя в окно.Недостаточное развитие потребности в общении может быть связано с чисто физиологическими нарушениями (различные патологии развития нервной системы), но гораздо чаще это имеет под собой психологическую основу. Появление у ребенка различного рода психологических проблем связано, как правило, с негативными факторами социальной, прежде всего семейной, среды. Это может быть следствием сложных, конфликтных отношений в семье, развода или длительного отъезда родителей, отвержения малыша взрослыми или другими детьми. Отсутствие потребности в общении лежит в основе серьезного заболевания – раннего детского аутизма.

      Вторая составляющая коммуникативных способностей – область знания – определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание также формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступать в контакт с другим человеком, как поддерживать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, воспитателями и учителями, другими детьми. Отсутствие или недостаточность имеющих представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении определяют затруднения, которые могут возникнуть у малыша при его адаптации в новом, школьном коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, застенчивость, замкнутость и т.п.

       Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к собственному мнению, действиям, высказываниям, умение слушать, умение эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликтные ситуации и множество других коммуникативных умений.

     Таким образом, коммуникативные способности представляют собой неразрывное единство трех своих составляющих. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них мы можем говорить о наличии у ребенка развитых коммуникативных способностей.[18]

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

      Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

      Педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы:

1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения;

2) конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия.

        Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

       Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  • общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
  • ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

       Под стилем общения понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

          От позиции, которую воспитатель занимает по отношению к детям, зависит и раскрытие творческого потенциала ребенка. Существует несколько воспитательских позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Но все же, полноценное развитие способностей детей возможно только в том случае, когда воспитатель принимает позицию, способствующую этому развитию.
      В наши дни выделяют много стилей общения, остановимся на основных:

   1. Авторитарный

    При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.

     2. Попустительский

     Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Результаты его апробации — наименьший объем выполненной работы и ее наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают, удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле руководства учитель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

    3. Демократический

    Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

     4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

       В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.          Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство “гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...”
     Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф.Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.
    Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал: “Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п.[8] С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми”.
   Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.

     5. Общение-дистанция

     Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофированные дистанции ведут к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ученика и педагога, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете.
    Превращение “дистанционного показателя” в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В. Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что “в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника”[7]
    В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам.
     Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

    Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

     6. Общение-устрашение

     Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в, основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
    В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.

    7. Заигрывание

     Связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.
     А.С. Макаренко резко осуждал такую “погоню за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением...Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни...
     Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред...”[7]
     Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками.

     В чистом виде стилей не существует. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

    От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
   Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений. Такая система должна характеризоваться:

  • взаимодействием факторов ведомости и сотрудничества при организации воспитательного процесса;
  • наличием у школьников ощущения психологической общности с педагогами;
  • ориентировкой на взрослого человека с высоким самосознанием, самооценкой;
  • отсутствием авторитарных форм воспитательного воздействия;
  • использованием в качестве фактора управления воспитанием и обучением заинтересованности учащихся;
  • единством делового и личностного общения;
  • включением учащихся в целесообразно организованную систему педагогического общения, в том числе через разнообразные формы деятельности: кружки, конференции, диспуты и т. п.

    Сознательное формирование своего стиля возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности.    Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности.[2] Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.

    Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

     В дальнейшем происходит стабилизация этих средств и способов общения, стихийно складывается индивидуальный стиль общения, субъективно удобный, но не всегда профессионально оптимальный, так как воспитатель не уделяет должного внимания анализу целесообразности используемых средств и способов деятельности с точки зрения требований деятельности. Чем раньше педагог осознает необходимость формирования своего стиля, тем больше окажется возможностей для формирования позитивного стиля, тем эффективнее будет протекать процесс становления его как профессионала.

    Итак, рассмотрев вопрос «Учитель и детский коллектив: стили общения» пришли к выводу, что изучить детей, их жизнь может, главным образом, не отвлечённый мыслитель, а тот, кто принимает непосредственное участие в их жизни и деятельности, - учитель, или точнее сказать классный руководитель. Жизнь и многолетняя работа с детьми (стаж работы 19 лет в школе), доказала, что только тот педагог, который обладает тактом и чуткостью, способен завоевать расположение детей и не спугнуть их откровенность неосторожным суждением или откровением.А педагогическое общение будет продуктивным лишь тогда, когда будет основываться на уважении к личности учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.

Заключение

        Итак, проделав большую работу по изучению темы «Общение как нравственная ценность» пришли к выводам, о том, что общение это феномен, не имеющий границ для его изучения, а проблемы общения –  это вечно актуальные проблемы. Они во все времена, и особенно сегодня, привлекали и привлекают внимание философов, психологов: это отражается, прежде всего, в росте количества современных философско-этических концепций и публикаций по вопросам общения.

     Главный секрет в общении – это самораскрытие субъекта другому субъекту, встреча двух исповедей, когда партнеры открывают друг другу свои системы ценностей, свои убеждения, устремления, переживания, надежды, идеалы и обогащают их в той мере, в какой это возможно при сохранении каждым своей субъективной уникальности, своей «самости».

     В жизни не бывает такого, чтобы можно было без барьеров общаться лишь с приятными людьми. Как правило, все мы так или иначе оказываемся в ситуациях, когда эти трудности возникают. Задача, стоящая перед нами в этот момент, – почувствовать барьер, определить его вид и применить способ, наиболее эффективно его устраняющий. Быть спокойными, уверенными  в себе, терпимыми  к слабостям других и стараться не попадать в конфликтные ситуации.

     Изучить детей, их жизнь может, главным образом, не отвлечённый мыслитель, а тот, кто принимает непосредственное участие в их жизни и деятельности,  учитель, или точнее сказать классный руководитель. Жизнь и многолетняя работа с детьми, доказала, что только тот педагог, который обладает тактом и чуткостью, способен завоевать расположение детей и не спугнуть их откровенность неосторожным суждением или откровением.А педагогическое общение будет продуктивным лишь тогда, когда будет основываться на уважении к личности учеников, понимании их потребностей и интересов, на умении правильно оценивать ситуации и выбирать необходимый тип общения.

II. Изучение стилей общения (Практическая часть)

2.1. Изучение тенденций к стилям педагогического общения

     В теоретической части работы были проанализированы типы стилей педагогического общения, изучили на основе исследований педагогов влияния стилей педагогического общения на эффективность воспитательного процесса в образовательном учреждении.

          Исследование проводилось в Волковской начальной образовательной школе Тарусского района Калужской области. В исследовании принимали участие 4 учителя начальных классов.

      Для изучения использовался «Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова)» (Приложение 1) учителя на предмет оценки собственного стиля педагогического руководства.

       Цель исследования: определение стилей педагогического общения педагогов образовательного учреждения.

     Материалы и оборудование: «Тест по определению стиля общения учителя с детьми в педагогическом процессе образовательного  учреждения» на каждого педагога.

     Процедура исследования: опросник состоит из 25 вопросов. Просматривая каждый из вопросов теста, отмечается символом «+», если можете с нами согласиться, и символом «-»,  если даете отрицательный ответ.

      Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и поставьте «+» или «-».

       Работа проходила в два этапа. На первом этапе проходил опрос педагогов с целью выявления их стиля взаимодействия с детьми. На втором этапе учителю были даны рекомендации по общению с учащимися (Приложение 2).

   Результаты анкетирования представлены в Таблице 1, где указано число учителей, и  число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ключом и определение своих тенденций

Таблица 1.

Результаты анкетирования

Стили по общению

Шифр

Диктаторская модель «Монблан»

Модель «Китайская стена»

Модель дифференцированного внимания «Локатор»

Монорефлексивная модель «Тетерев»

Модель гиперрефлексивная

Модель негибкого реагирования «Робот»

Авторитарная модель «Я сам»

Модель активного взаимодействия «Союз»

1

002

82%

2

004

80%

3

006

84%

4

008

82%

    У учителя 002 преобладает модель негибкого реагирования «Робот». Взаимоотношения педагога с учащимися строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности.

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

    У учителя 004 ярко выражена модель дифференцированного внимания «Локатор». Педагог ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть, на талантливых, слабых, лидеров и т.п. В общении педагог концентрирует на них свое внимание.

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

     Педагог 008 - главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и классом. Личная инициатива со стороны детей подавляется. Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

      И наконец, педагог 006 постоянно находится в диалоге с обучающимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

       

2.2.Результаты исследований и их обсуждение.

 Заключение по результатам практической части

      Проведя исследование, можно сделать вывод, что  важной характеристикой педагогического общения является его стиль. Стиль общения педагога с детьми – это категория социальная и нравственная. Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально – этических установок, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Овладение основами педагогического общения – это творческая задача учителя. Он должен решать ее, находя свой индивидуальный стиль общения. Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест – именно этого порой не хватает учителю. Также учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности. Недаром древние греки говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. А это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя. Другими словами,  в зависимости от ситуации, педагог занимает определенные коммуникативные позиции: доминирует в общении (позиция «над»), обращается на равных с партнером по коммуникации (позиция «наравне»), занимает подчиненное положение (позиция «под»).

       Для успешной педагогической деятельности учитель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни позиции смещаются, а «правила» общения нарушаются.

     В предложенной рекомендации указаны способы на выработку внутренних средств, помогающих педагогу правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию (Приложение 2) 

Приложение 1

Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения (О.Н. Бочарова)

  1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке урока даже по неоднократно пройденной теме?
  2. Предпочитаете ли вы логику изложения эмоциональному рассказу?
  3. Волнуетесь ли вы перед тем, как оказаться лицом к лицу с классом?
  4. Предпочитаете ли вы во время объяснения учебного материала находиться за учительским столом (на кафедре)?
  5. Часто ли вы используете методические приемы, которые успешно применялись вами ранее и давали положительные результаты?
  6. Придерживаетесь ли вы заранее спланированной схемы урока?
  7. Часто ли вы по ходу урока включаете в него только что пришедшие в голову примеры, иллюстрируете сказанное свежим случаем, свидетелем которого были сами?
  8. Вовлекаете ли вы в обсуждение темы урока учащихся?
  9. Стремитесь ли вы рассказать как можно больше по теме, невзирая на лица слушателей?
  10. Часто ли вам удается удачно пошутить в ходе урока?
  11. Предпочитаете ли вы вести объяснение учебного материала, не отрываясь от своих записей (конспектов)?
  12. Выводит ли вас из равновесия непредвиденная реакция  аудитории (шум, гул, оживление и т.п.) среди учащихся?
  13. Нуждаетесь ли вы в достаточно длительном времени (5-8 мин.), чтобы установить нарушенный контакт и вновь привлечь к себе внимание учащихся?
  14. Повышаете ли вы голос, делаете ли паузу, если почувствуете невнимание к себе со стороны учащихся во время урока?
  15. Стремитесь ли вы, задав полемический вопрос, самостоятельно на него ответить?
  16. Предпочитаете ли, чтобы вам по ходу объяснения учебного материала задавали вопросы учащиеся?
  17. Во время урока забываете ли вы о том, кто вас слушает?
  18. Есть ли у вас привычка выбирать среди учащихся в классе два-три лица и следить за их эмоциональными реакциями?
  19. Выбивает ли вас из колеи скептические ухмылки учащихся?
  20. Замечаете ли вы во время урока изменения в настроении учащихся?
  21. Поощряете ли вы учащихся вступать в диалог с вами во время объяснения темы урока?
  22. Отвечаете ли вы сразу же на реплики учащихся?
  23. Используете ли вы одни и те же жесты для подкрепления своих фраз независимо от ситуации?
  24. Увлекаетесь ли вы монологом настолько, что вам не хватает отведенного по плану урока времени?
  25. Чувствуете ли вы себя после уроков уставшими настолько, что не в состоянии повторить их в этот же день еще раз (во вторую смену)?

Обработка результатов

      Подсчитывается число совпадений плюсов и минусов в соответствии с приведенным ниже ключом, и определяется своя тенденция. Если общая сумма совпадений составит 80% от всех  пунктов по одной модели общения, можете считать выявленную склонность стойкой.

Ключ теста

Модели общения / № вопроса

Да «+»

Нет «-»

Дикторская «Монблан»

4, 6, 11, 15, 17, 23

1,7,8,9,12,13,14,16,18,19,20,21,22,24

Неконтактная

«Китайская стена»

9, 11, 13, 14, 15

1,7,8,12,16,18,19,20,21

Дифференцированное внимание «Локатор»

10, 14, 18, 20, 21

2,4,6,13,15,17,23

Гипорефлексивная «Тетерев»

9, 11, 15, 17, 23, 24

8,12,16,19,20,21,22

Гиперрефлексивная «Гамлет»

3, 12, 14, 18, 19, 20, 22, 25

2,5,6,11,13,23

Негибкого реагирования «Робот»

1, 2, 5, 6, 13, 15, 23

7,8,9,11,16,21,24

Авторитарная

«Я – сам (сама)»

5, 10, 14, 15, 18, 24

2,8,16,21

Активного взаимодействия

«Союз»

7, 8, 10, 16, 20, 21, 22

1,2,4,5,6,11,13,15,17,23

    Если рассматривать стили общения в ракурсе двух вариантов: «дружеское расположение» или «заигрывание», то в единстве «педагог-учащийся» можно различить такие модели общения (О.Н. Бочарова).

  • Диктаторская модель «Монблан». Выражается в отстраненности от учащихся, которые для учителя представляют безликую массу слушателей. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие такой модели – возникновение психологического дискомфорта или полное отсутствие контакта.
  • Модель «Китайская стена».Выражена в слабой связи между учителем и учащимися из-за отсутствия желания сотрудничать. Контакт устанавливается для подчеркивания учителем своего статуса, поэтому у учащихся отсутствует интерес к предмету и наблюдается равнодушное отношение к личности педагога.
  • Модель дифференцированного внимания «Локатор». Выражается в избирательном отношении к учащимся. Учитель ориентируется на определенных учеников: талантливых, слабых и т.п. Данная модель возникает из-за неумелого сочетания индивидуального подхода с фронтальным способом обучения. Как следствие, доминанту составляет ситуативный контакт и нарушение взаимодействия в системе «учитель – ученик».
  • Монорефлексивная модель «Тетерев». Педагог замкнут сам на себе. Речь его монотонна, отсутствует реакция на слушателя. Слышит только себя, не позволяет учащимся вступать в дискуссию. Следствием этой модели является образование логического вакуума. Учебно-воспитательное воздействие носит формальный характер, поскольку участники общения изолированы друг от друга.
  • Модель гиперрефлексивная. Учителю важно, как воспринимается его информация учащимися. Межличностные отношения возводятся в абсолют, поэтому педагог постоянно сомневается в правильности своего поведения, перманентное напряжение приводит к нервному срыву, что выражается в неадекватных реакциях на действия учащихся.
  • Модель негибкого реагирования «Робот». Общение выстраивается по жесткому алгоритму, присутствует безупречная логика изложения материала, но при этом преподаватель не учитывает ситуацию и психическое состояние своих учащихся.
  • Авторитарная модель «Я сам». Учебный процесс фокусируется на преподавателе. Основу коммуникативного поведения составляет подавление, следствием становится  безынициативность учащихся.
  • Модель активного взаимодействия «Союз».Педагог постоянно находится в диалоге с учащимися, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

(Приложение 2)

  1. Школа - часть общества, а отношение педагога к детям –  выражение общественных требований.
  2.  Учитель не должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
  3. Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
  4.  Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
  5. Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной само презентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
  6.  Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги,  –  становиться на их точку зрения.
  7.  Увеличение речевой деятельности учеников за счет уменьшения речевой деятельности учителя - важный показатель мастерства общения учителя.
  8. Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
  9.  Сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.
  10. Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

     Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении.


Литература

  1. Абишева, А.К. О понятии «ценность» [Текст]/ А.К.Абишева// Вопросы философии.- 2002.- №3.- С.139-146.
  2. Бадмаев, Б.Ц. Психология в работе учителя[Текст] /Б.Ц.Бадмаев. - М., 2000.
  3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст]/ М.М.Бахтин.- М.: Искусство, 1979. - 423 с.
  4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология[Текст]/ И.А.Зимняя.- Ростов-на-Дону, 1997.
  5. Ильяева, И.А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа[Текст]/ И.А.Ильева. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 169 с.
  6. Каган, М. С. , Эткинд А. М.: Общение как ценность и как творчество[Текст]/ М.С.Каган, А.М.Эткинд// Вопросы психологии.- 1988.- №4.- С.25-33.
  7. Научный журнал. Вопросы психологии[Текст] М.,5-2000
  8. Немов, Р.С. Психология образования [Текст]/ Р.С.Немов.-М., 1995.
  9. Перов, Ю.В. Стратегия философского осмысления социального общения[Текст]/ Ю.В.Петров// Коммуникация и образование: сб.статей.- СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. — С.9-32
  10. Петрушин, С.В. Психология [Некоторые секреты открытого общения] [Текст]/С.В. Петрушин//Первое сентября.-2007-№3-32с.
  11. Радугина, А.А. Психология и педагогика [Текст]/А.А.Радугина.- М., 2000.
  12. Разбегаева, Л.П. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: Монография [Текст]/ Л.П.Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2000. - 148
  13. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография [Текст]/ Л.П.Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 360
  14. Реан,А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная психология[Текст]/А.А.Рейн, Я.Л.Коломинский.- Санкт-Петербург, 1999.
  15. Сафьянов, В. И. Этика общения: Учебное пособие/ В.И. Сафьянов.- М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 1998.  164 с.
  16. Философия: Учебник для вузов/ под ред. В.Н.Лавриненко.- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2004.- С.356.
  17. Философский энциклопедический словарь. Т.1. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - 816 с.
  18. Филиппова,Ю.В. Психология:Общение. Дети 7-10 лет [Текст]/Ю.В.Филиппова.- Ярославль: Академия развития, 2012.