Эссе на тему: "Анализ категории общение в психологии"

Васюкова Ирина Александровна

Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_kategorii_obshcheniya.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему: «Анализ категории общение»

В настоящее время в нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выделяют, описывают и классифицируют характеристики общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Как и все метапсихологические категории, проблема общения является междисциплинарной и привлекает внимание социологов, педагогов и философов. Понятие общения разрабатывалось многими исследователями. Рассматривая общение с различных точек зрения, они дают и разные определения самому понятию «общение». На наш взгляд, наиболее объёмно это понятие представила Л.П. Буева, которая интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как самостоятельную сторону человеческого бытия, не сводимую к деятельности. Следуя трактовке М.И. Лисиной [4], наиболее полно и обстоятельно отражающей психологическую сущность данного процесса, мы склонны рассматривать общение как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединений усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. В отечественной психологии общение интерпретируется как деятельность, в связи с этим синонимом его является понятие «коммуникативная деятельность». Взяв за основу концепцию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым, и развитую А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным, мы имеем возможность выделить следующие основные структурные компоненты коммуникативной деятельности: предмет общения, коммуникативную потребность и мотивы, единицу общения, его средства и продукты. Анализ общения как деятельности позволяет чётко определить законы формирования коммуникативной деятельности в ходе онтогенетического развития. В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия. Восприятие и понимание людьми друг друга [3]. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Г.М. Андреева указывает на то, что передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения [1].

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнёр по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющий интерес для общающихся людей  [5].

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Каждый участник межличностного взаимодействия  вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде выразительных жестов, и это продолжается до тех пор, пока информация не будет понятна партнёрам по общению [5].

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнёрами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. «В процессе общения его участники пытаются по некоторым признакам (внешности, одежде, манерам поведения, жестам, мимике, характере проявления эмоций, речи, строении черт лица, тела и др.) определить характер своего партнёра и на основании сложившегося образа выбрать приемлемые формы общения и поведения» [5].

Естественно, что эти три термина весьма условны. Иногда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Например, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. В научной литературе психологами (В.А. Сластёнин, А.В.Мудрик, А.Б. Добрович, А.А. Брудный, Л.А. Карпенко и другие) представлены и другие функции общения, основные из них: прагматическая, формирующая, функция подтверждения, функция организации и поддержания межличностных отношений, внутриличностная функция. Проблема общения также рассматривалась в трудах отечественных психологов В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьевым, А.А. Бодалёвым и др. Все они подчеркивают, что особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются, в свою очередь, общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Особенно влиятельными оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу. Е. В. Андриенко [2] выделяет три уровня общения:

• фатический (от лат. fatuus — глупый) – наиболее примитивный уровень общения. Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение носит некий характер автоматизма и ограниченности;

• информационный — на этом уровне происходит обмен представляющей интерес для собеседников информацией. Этот уровень общения обычно носит стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей;

• личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира, такой уровень может быть еще определен как духовный.

В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения.

• по содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

• по целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов;

• по средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников).

• по виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное. Как видим, классификации достаточно разнообразны, но присутствуют, несомненно, и общие характеристики.

Таким образом, в современной психологической науке можно отметить усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным прикладным проблемам категории общения. Причина возросшего интереса понятна. Без научного освещения феноменологии, закономерностей и механизмов этого многомерного полифункционального процесса, каковым общение является, нельзя создавать общей теории формирования психики человека и развития его как личности.

Список литературы:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  2. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  3.  Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  4.  Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Москва, 1986.
  5. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие. -  М.: ТК Велби, 2007. – 248 с.