Психологические факторы, влияющие на успешность обучения воспитанников закрытого военного общеобразовательного учреждения.

Веревкина Ольга Михайловна

Аннотация: Статья посвящена выявлению и степени влияния психологических факторов на успешность обучения воспитанников закрытого военного общеобразовательного учреждения. Выявлено и доказано влияние психологических факторов (мотивация и тревожность) на успешность обучения воспитанников закрытого военного общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические факторы, влияющие на успешность обучения воспитанников закрытого военного общеобразовательного учреждения.

Основным показателем любого общеобразовательного учреждения, в том числе закрытого военного общеобразовательного учреждения, является успешность обучения воспитанников. Понятие успешность обучения в закрытом военном общеобразовательном заведении заключается в повышении успеваемости воспитанников по изучаемым предметам, получении наград за участие в мероприятиях любого уровня, успех в овладении знаниями в области военного дела, выпуске квалифицированных, интеллектуально-развитых, конкурентоспособных кадров для дальнейшего обучения в военных вузах.

Проанализировав литературные источники и статьи, касающиеся проблемам успешности обучения подростков, выявлены основные аспекты, на которых акцентировано внимание всех участников образовательного процесса учреждений закрытого типа, это: мотивация к обучению, положительное отношение к обучению и учебному заведению; социальная адаптация, позитивное отношение с одноклассниками, между воспитанниками и педагогами; хорошее физическое и психическое здоровье; адекватная самооценка; семейное благополучие; противостояние стрессу.

Для выявления основных психологических факторов, влияющих на успешное обучение 63 воспитанников 14,15 лет закрытого военного общеобразовательного учреждения, определены: мотивация к обучению и тревожность.

Изучение проводилось по определенным психологическим методикам, направленным на выявление уровня учебной мотивации (познавательный, коммуникативный, эмоциональный, мотив саморазвития, мотив достижения, внешние и внутренние мотивы) и на выявление уровня и характера школьной тревожности связанной с обучением.

Полученные данные по методике определяющей уровень учебной мотивации показывают, что у большего числа воспитанников (47%) отмечается высокий уровень учебной мотивации и мотива саморазвития. Эти воспитанники стремятся наиболее успешно выполнить все предъявляемые к ним требования, беспрекословно следуют указаниям педагогов. У 35% воспитанников отмечается средний уровень мотивации и саморазвития, что говорит о существовании аспектов влияющих на мотивацию к обучению. Низкий уровень мотивации и саморазвития имеют 18 % воспитанников. Они на уроках могут заниматься посторонними делами, отвлекаться на посторонние предметы, испытывать трудности в обучении, проблемы в общении с одноклассниками и педагогами. Образовательное учреждение закрытого типа может восприниматься ими как враждебная среда, поэтому они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания.

Отмечаются низкие показатели по коммуникативной мотивации - 49% воспитанников не стремятся занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить одобрение со стороны, заслужить авторитет. Во взаимоотношениях с педагогами и одноклассниками у 65% воспитанников возможно недопонимание, возникновение конфликтов. Выполняя домашнее задание, 39% воспитанников не стремятся получить хорошую отметку, показать товарищам свои знания предмета и умения решать задания, добиться похвалы со стороны педагога, родителей. Они не получают удовлетворение от процесса познания.

Сопоставляя вышеприведенные данные с результатом по методике выявляющей уровень школьной тревожности видно, что для 87% воспитанников требования, предъявляемые к обучению, не являются травмирующими, они не испытывают проблем и страхов в отношении с педагогом, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу. Это подтверждается созданными комфортными условиями для нормального функционирования и развития воспитанников в процессе обучения, легким установлением дружеских контактов и взаимоотношений с окружающими. Они не бояться не соответствовать ожиданиям, которые предъявляет к ним общество, для них наиболее значима собственная оценка происходящего и ориентирование на собственные ценности и идеалы, они не испытывают тревоги и страха при проверке знаний. Большая часть воспитанников не переживают социального стресса, они легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения эмоционально насыщены, условия жизнедеятельности являются для них не травмирующими.

У 36% воспитанников повышен уровень страха самовыражения в индивидуальных ситуациях или с определенными людьми. Они переживают, что не могут реализовать себя и достигнуть успеха из-за переживаний в результате взаимоотношения с педагогом. Таким образом, ситуация обучения для этих воспитанников является травмирующей и негативной.

Проанализировав результаты проведенных методик мотивации к обучению и тревожности, можно сказать, что их влияние на успешность воспитанников обучающихся в закрытом военном общеобразовательном учреждении  выражается в зависимости от личностных особенностей самих воспитанников. Полученная информация дает возможность не только оценивать, но и влиять в целом на процесс обучения воспитанников.

Определив основные проблемы успешности в обучении воспитанников в закрытом военном образовательном учреждении необходимо найти способы повышения успешности обучения воспитанников. Постоянно пополнять арсенал знаний, как участников образовательного процесса, так и родителей, связанных с вопросом успешности обучения, изучать отношение воспитанников роты к обучению, прислушиваться к их желаниям и интересам, мотивировать к обучению, снижать тревожность.

Для этого предлагаю перед воспитанниками ставить конкретные цели, при достижении которых воспитанник переживал бы успех. Задействовать воспитанников в мероприятиях, где активно используются инновационно-компьютерные технологии, интернет-форумы по тематическому направлению или online курсы. Применять активные формы общения, такие как посещение конференций, высших учебных заведений по профессиональному ориентированию или научно-тематическим встречам, компаний по набору персонала, бирж трудоустройства, посещение музеев, парков, выставок, участие в различных конкурсах. Но самое главное необходимо создать и поддерживать благоприятный психологический климат для развития личности воспитанника: упорядочить распорядок дня, улучшить питание воспитанников, предоставлять время для проведения психологических занятий, вечерних физических разрядок.

Учебный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития личности воспитанника, взаимоотношениях участников образовательного процесса, ориентированного на формирование успешной личности.

Список литературы

1. Ахмедов, Т.И. Лучшие психологические тесты / Т. И. Ахметов. – М. : Эксмо, 2009. – 608 с.

2. Белкин, А.С. Ситуация успеха:как ее создать – М. : Просвещение,1991. – 176.

3. Ларионова, И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 1996. – 28 с.