Допрос несовершеннолетнего

Посемейнова Инна

Если ребенка вызывают на допрос...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopros_nesovershennoletnego.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (а значит, и не несут за это ответственности). При разъяснении подобным потерпевшим и свидетелям их процессуальных прав, настоящего Кодекса им указывается на необходимость говорить правду.

Например, ребенок имеет полное право отказаться давать показания в отношении себя или близких родственников в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.

Однако психолог может только в процессе проведения экспертизы дать ответ на вопрос о способности малолетнего свидетеля понимать события, которые он наблюдал, и давать о них правильные показания. Консультативное заключение не может быть основанием для оценки показаний малолетнего свидетеля.

«Роль педагога - оказание органу расследования помощи в получении от несовершеннолетнего подозреваемого полных и достоверных сведений об известных ему обстоятельствах дела. В определенной мере педагог контролирует действия лица, производящего допрос. Ему, однако, не предоставлено право и на него не может быть переложена обязанность вести допрос несовершеннолетнего»5. Полагаем, что педагог и психолог должны рассматриваться как специалисты, соответственно на них должны распространяться положения ст. 58 УПК РФ. Нецелесообразно выделять педагога и психолога в качестве самостоятельных участников процесса, так как основанием для их вступления в дело является наличие у них специальных познаний.

Перед началом допроса всем участникам необходимо разъяснить их права и обязанности. К сожалению, уголовно-процессуальный закон не регламентирует обязанности и права педагога (психолога), участвующего в допросе несовершеннолетнего, хотя он приглашается именно как лицо, обладающее специальными познаниями в области педагогики и детской и юношеской психологии

Допрос малолетнего не должен быть продолжительным. И.А. Абрамов указывает, что малолетние могут быть внимательны и сосредоточены небольшой промежуток времени: от 5 до 7 лет - около 15 минут; от 7 до 10 лет - около 20 минут; от 10 до 12 лет - около 25 минут; более 12 лет - около 30 минут7.

Ребенок воспринимает и запоминает явления действительности иначе, чем взрослый человек. Дети дошкольного и младшего школьного возраста выделяют в ситуации не все ее элементы и не всегда те, которые наиболее верно отражают суть явления. Внимание ребенка приковывают необычные, значительные по силе раздражители: резкие звуки, яркая окраска, необычная, ранее не встречавшаяся форма предметов. Процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не организован. Содержание их памяти - это набор, как правило, ярких, образных, но логически мало связанных друг с другом картин. Младшие школьники и подростки по прочности механической памяти нередко превосходят взрослых. Абстрактный материал, логическую последовательность событий дети дошкольного и младшего школьного возраста запоминают хуже.

Дети способны сообщить в форме ответов на вопросы значительно больше сведений, чем в форме монолога. Однако при организации диалога следует учитывать внушаемость ребенка, подверженность его психическому воздействию взрослых и сверстников.

Особенно значительным внушающее воздействие взрослых на детей и детей друг на друга может оказаться как при восприятии, так и при последующем воспроизведении информации, относящейся к тем областям жизни, в которых дети плохо ориентируются, в частности, относящейся к сфере сексуальных взаимоотношений. Значительная часть несовершеннолетних, особенно девочек, вплоть до 14-17 лет не имеют правильных представлений о многих социальных и биологических явлениях, связанных с взаимоотношением полов.

Ребенок или подросток, способный верно воспринять, сохранить и передать информацию о внешней стороне воспринимаемых им событий, нередко оказывается не в состоянии правильно оценить их, понять, как оценивали эти события другие. Логически переработанный несовершеннолетним материал может противоречить информации, сообщенной им же, но в других условиях. Например, возможны существенные расхождения в показаниях, данных в процессе узнавания предъявленных предметов и при свободном их описании на основе сохранившихся воспоминаний.

Необходимо помнить, что неквалифицированная фиксация в протоколах показаний несовершеннолетних приводит к искажению информации (например, изложение показаний в форме развернутых монологических сообщений, хотя несовершеннолетние дают односложные, неуверенные ответы на вопросы).

Для несовершеннолетних в большинстве случаев характерно отсутствие жизненного опыта, являющегося важным условием правильного понимания событий. Малолетним присущи фантазия, преувеличение, иллюзии, подражание, что может послужить причиной ошибок в показаниях.

Отрицательное влияние на формирование показаний, их полноту и точность могут оказывать нижеперечисленные факторы: особенности воспринимавшихся событий или предметов, о которых и требуются показания (слишком сильные или, наоборот, слабые для человеческих органов чувств раздражители и т.д.); неблагоприятные условия восприятия, хранения и воспроизведения информации (быстротечность события, удаленность объектов восприятия, длительный период хранения в памяти и пр.); диспозиционные характеристики свидетеля (низкий уровень интеллектуального развития, дефекты органов чувств и памяти).

Данные о наличии факторов, отрицательно влияющих на формирование свидетельских показаний, могут служить основанием для сомнений в способности совершеннолетних свидетелей или потерпевших давать правильные показания. В соответствии с п.4 ч.1 ст.196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.