Проект "Формирование ключевых компетенций подростков"

Шахматова Полина Викторовна

Проект раскрывает содержание развития и формирования ключевых компетенций подростков. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к дистанционным олимпиадам по психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_klyuchevykh_kompetentsiy_obuchayushchikhsya.doc675 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический  проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах»

Оглавление

1.        Паспорт проекта        

2.        Актуальность проекта.        

3.        Цель и задачи проекта.        

3.  Нормативно-правовое обеспечение проекта        

4 . Основные концептуальные положения компетентностного подхода        

5.        Этапы реализации проекта.        

6.        Система управления проектом        

7.        План      мероприятий по реализации проекта        

8.        Возможные  риски в реализации проекта        

9.        Критерии эффективности проекта        

10.        Результативность  проекта.        

11.        Пути дальнейшего развития проекта        

12.        Распространение психолого-педагогического опыта   реализации проекта        

Список используемой литературы.        

  1. Паспорт проекта

№ п/п

Структура проекта

Содержание проекта

1.

Тема

Психолого-педагогический проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах»

2.

Адресация проекта

628615, Российская Федерация, Тюменская область,                                                                  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра                                                                                      

г.Нижневартовск, ул.Дзержинского, 17в, МБОУ «СОШ№13» тел. 8(3466) 45-87-24

сайт: School13nv.ru; е-mail:School13_nv@mail.ru

3.

Разработчик

проекта

Педагог-психолог МБОУ «СОШ№13»

 Шахматова Полина Викторовна

4.

Участники проекта

  • педагог-психолог;
  • обучающиеся 1-5 классов;
  • администрация школы;
  • педагоги школы;
  • родители

5.

Возрастная категория обучащихся

Обучающиеся 1-5 классов  ( 7 – 13 лет)

6.

Цель проекта

Развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного  развития и  самосовершенствования посредством   участия в олимпиадах по психологии

7.

Задачи проекта

  • Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.

  • Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.

  • Создание  условий  для  формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.

  • Проведение анализа результативности проекта.

8.

Сроки реализации

Организационный:  2009-2010 учебный год.

Практический: 2010 – 2012 учебные года.

Аналитический:  2012 - 2013 учебный год.

9.

Особенности проекта

    Реализация проекта позволит  повысить значимость психологии как науки, психологической культуры участников образовательного процесса. Внедрение  данного  проекта  даст  возможность  постоянного  творческого развития  личности, формирование ключевых компетенций.

10.

Механизм реализации

  • Системный и комплексный подход реализации проекта осуществляется в рамках планирования деятельности педагога-психолога школы.

  • Научно-методический совет школы осуществляет организационно-информационное обеспечение реализации проекта

  • Деятельность педагога-психолога определяется с одной стороны – задачами реализации проекта, с другой стороны сотрудничеством с Центром развития образования г. Нижневартовска, и  Центром дистанционного образования «Эйдос», г. Москва.

11.

Ресурсное обеспечение

  • Рабочий кабинет  психолога
  • Кабинет для групповой работы,
  • Комната психологической разгрузки
  • Компьютер – 3 шт (выход в Интернет)
  • Средства телекоммуникации: мультимедиапроектор, интерактивная доска, DVD- плеер, телевзор
  • Методическая литература по психологии, использование ресурсов школьной библиотеки

12.

Критерии эффективности

  • Повышение значимости психологии как науки, психологической культуры
  • Развитие ключевых компетенций обучающихся
  • Личностное развитие  ребёнка, степень  его изменения  в  сравнении  с  самим  собой: каким был  и каким  стал.
  • Положительная динамика результативности участия в олимпиадах по психологии
  • Возможность внедрения олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.

  1. Актуальность проекта.

«Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».

П.Г. Щедровицкий

   

    Актуальность  проекта  определяется все возрастающей ролью  образования  и воспитания в  современном  мире. Стремительно изменяющиеся  условия  жизни, принципы  гуманизации  и демократизации  общества признали свободную, развитую  и образованную  личность, способную жить  и творить в условиях постоянно меняющегося мира - самой  большой  ценностью.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни.  Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуализацию спроса, только так можно «научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

В связи  с этим  задачей современной школы является обеспечение  обучающихся необходимыми знаниями, составляющими целостную  картину мира, навыками  и умениями  осуществлять  разные  виды деятельности, компенсировать потенциальные риски социализации подрастающих поколений, а  также сформировать  личность, обладающую  современными  ценностными ориентациями, опытом  творческой  деятельности, умеющую  пользоваться  новыми  информационными  технологиями, готовую  к межличностному  и межкультурному  сотрудничеству  как  внутри   своей  страны, так  и  на международном  уровне. Именно развитие коммуникативных, информационных, социальных и предметных компетентностей позволит решить эти проблемы.

Данная  парадигма, провозглашающая  роль развития  и воспитания  как приоритета  в образовании, в центре  внимания  которой  находится  конкретный  ученик  с его потребностями, интересами  и способностями, повлияла  на изменение целей  и содержания  образования в современной школе. Одним из главных условий образования «новой личности» является реализация компетентностного подхода. В связи с этим,  повышается значимость психологии, как науки занимающейся вопросами возрастного развития, ведущей деятельности обучающихся на различных этапах развития.  Большая роль в реализации компетентностного подхода отводиться психологам образовательных учреждений.

     Проблема  данного  проекта заключается  в выявлении, определении  способов  и непосредственном формировании  ключевых  компетенций  всесторонне  развитой, образованной, креативной личности  посредством  участия в олимпиадах по психологии.

        Внедрение  данного  проекта  даст  возможность  постоянного  творческого обновления, развития  личности, её совершенствование, возможность обеспечить  обучающимися понимание  самого себя, своей роли  в социокультурном  пространстве.

     Таким образом, ориентируясь  на государственную  политику в сфере образования  и воспитания  подрастающего  поколения, считаю  работу  над данной  темой  актуальной, своевременной, отвечающей  требованиям модернизации  российского  образования   и нуждам  нашей   конкретной школы  в частности.

  1. Цель и задачи проекта.

Цель  проекта: развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного  развития и  самосовершенствования посредством   участия в олимпиадах по психологии.

Задачи:

1.Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.

2.Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.

3.Создание  условий  для  формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.

4. Проведение анализа результативности проекта.

3.  Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2011г
  • Закон РФ «Об Образовании»
  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети»;
  • Целевая программа «Одаренные дети Югры»;
  • Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры  «Новая школа Югры на 2010-2013 г.г.»
  • Муниципальная  программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 гг./2012 – 2014гг.»;
  • Школьная программа «Одаренные дети» 2009-2011гг./2011 – 2014г.

4 . Основные концептуальные положения компетентностного подхода

Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования.  Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.  

          Методологической  основой  проекта  являются следующие  подходы, принципы, идеи:

  • методология педагогического исследования, проектирования, прогностики (Н.В. Бордовская, Б.С., Гершунский);
  • личностно - деятельностный  подход  к реализации  инновационной  деятельности (А.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Тряпицына);

Теоретическую  базу  проекта  обусловили  следующие  теории, концепции  и идеи:

  • теория педагогической  инноватики, признаки  инновационного  процесса (В.А. Бордовский, И.А. Маврина, М.М. Поташкин, И.В. Никишина);
  • проблемы  личностно-ориентированного  обучения  и воспитания  были рассмотрены   в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова;
  • проблемы творческого  развития  и саморазвития  учащихся  рассмотрены  в работах М.В.Богуславского, О.С. Газман, Г.Б.Корнетова;
  • теория о ключевых компетенциях  в работах доктора педагогических наук Хуторского А.В;
  • психологические аспекты  обучения были  рассмотрены  в работах И.А. Зимней, З.И. Клычниковой, Г.А. Роговой;
  • развитие  познавательной  активности  в процессе  обучения представлены  в работах Е.А. Ленской, Е.П. Штеменко;

Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, для развития личности обучающихся, являются следующие ключевые компетенции:

  • учебно-познавательные
  • информационные
  • коммуникативные
  • социальные
  1.   Учебно-познавательные компетенции,  несут такие ключевые компоненты:
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
  • иметь опыт восприятия картины мира.
  1. Информационные компетенции:
  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  • уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • овладеть навыками использования информационных устройств;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
  1.  Коммуникативные компетенции:
  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
  1.  Социальные компетенции:
  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

    Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.

Участие в дистанционных олимпиадах по психологии позволяет реализовывать компетентностный подход в полном контексте, так как задания олимпиады носят эвристический характер, в них нет готовых вариантов ответов и обучающимся необходимо использовать все имеющиеся ресурсы развития личности, в которые включены все компетенции ученика.

  1. Этапы реализации проекта.

I этап – Организационный (2009 – 2010 учебный год)

Цель:  выявить группу обучающихся с интересами к психологической науке.    

  • составление плана деятельности реализации проекта;
  • определение  направлений работы  по внедрению  разработанной  целостной  системы участия в олимпиадах через выстраивания сотрудничества с учреждениями, которые проводят олимпиады;
  • разработка  диагностического  и методического  сопровождения этапов реализации проекта;
  • проблемно-ориентационный  анализ  учебных и личностных возможностей обучающихся, участвующих в олимпиадах;
  • составление на основе диагностических материалов  практических занятий и тренингов по развитию личности обучающихся, принимающие участие в олимпиадах по психологии.

II этап –Практический (2010 – 2012 учебный год)

Цель:   развитие ключевых компетенций участников олимпиад по психологии.

Модель психологического сопровождения

практического этапа проекта

        

Использование технологий компетентностного подхода:

  • использование технологий  коммуникативного  обучения:
  • дискуссия
  • мозговой штурм
  • кейс методы
  • обсуждение проблем
  • использование  игровых  технологий:
  •  деловые игры
  • ролевая игра
  • дидактическая игра
  • использование  информационных  технологий:
  • интернет-ресурсы
  • участие в различных проектах
  • использование ресурсов электронных библиотек

III этап – Аналитический (2012 – 2013 учебный год)

Цель: анализ результативности реализации проекта

  • анализ количественного состава участников, что является показателем престижности и значимости психологии как учебной дисциплины;
  • анализ сформирования ключевых компетенций обучающихся;
  • анализ и обработка результатов участия в олимпиадах по психологии;
  •  соотношение  полученных результатов с целью  и задачами данного проекта;
  • разработка плана перспективного  развития проекта

  1. Система управления проектом

Система взаимодействия  участников образовательного  процесса  в реализации  компетентностного  обучения  посредством  участия в олимпиадах по психологии представляет собой следующую структуру:

  1. План      мероприятий по реализации проекта

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационный этап (2009 – 2010 год)

Изучение нормативно-правовых документов на предмет реализации проекта

  август -сентябрь 2009 г.

администрация,

психолог

Разработка направлений деятельности психолога

сентябрь 2009

психолог

Выстраивание сотрудничества с Центром дистанционного образования «Эйдос»

в течение года

методист ЦРО

методист школы

психолог

Разработка диагностического, методического сопровождения этапов реализации проекта

сентябрь 2009

психолог

Создание банка данных способных обучающихся в школе

октябрь  2009 г.

администрация, классные руководители,  психолог, родители

Систематизация образовательных технологий по работе с обучающимися

октябрь 2009г.

педагоги

Планирование практического этапа реализации проекта (составление расписания встреч с детьми)

октябрь 2009г.

психолог

Проведение родительских собраний (1- 5 классы) «Участие в олимпиадах по психологии»

октябрь 2009г.

Классные руководители , психолог

Практический этап (2010 – 2012 год)

Формирование группы,  участников реализации проекта

октябрь

Психолог,

Классный руководитель

Проведение индивидуальных и групповых занятий, тренингов, дискуссий, деловых игр. Обсуждение проблем

Октябрь - март

психолог

Участие в мероприятии «День психического здоровья»

Ежегодно в октябре

Подбор заданий повышенного уровня сложности для подготовки к олимпиадам

1 раз в месяц

психолог

Обеспечение участия школьников в российский олимпиадах, конкурсах.

Постоянно

Администрация, классные руководители, психолог, родители

Участие в дистанционных  олимпиадах по психологии

Ноябрь,

Декабрь,

Февраль,

Март

Психолог, методист, администрация школы

Оформление и пополнение стенда «Ими гордиться школа»

Участие в научно-практических конференциях, школьного и городского уровня, работа вНОУ

В течении года

Аналитический этап (2012 – 2013 год)

Анализ и обработка результатов

Ежегодно(апрель)

Зам.директорапо УВР

Подведение итогов реализации проекта

Ежегодно(апрель)

Зам.директорапо НЭР, УВР

Разработка перспективного плана проекта

Ежегодно(май)

  1. Возможные  риски в реализации проекта

1. Факторы,  связанные с организацией деятельности по реализации проекта:

  • включенность родителей обучающихся;
  1. Особенности личности обучающихся:
  • конструирование ситуации успеха;
  • личностное принятие коллективом

  1. Критерии эффективности проекта

  • Повышение значимости психологии как науки, психологической культуры

  • Развитие ключевых компетенций обучающихся

  • Личностное развитие  ребёнка, степень  его изменения  в  сравнении  с  самим  собой: каким был  и каким  стал.

  • Положительная динамика результативности участия в олимпиадах по психологии

  • Возможность внедрения олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.

  1. Результативность  проекта.

   Работая  с использованием  основ  данного  проекта, в качестве  результата  выделяю формирование  обучающегося  как самостоятельной,  развитой личности. Обучающие, принимавшие участие в олимпиадах по психологии способны  успешно  адаптироваться  в динамичном, быстро меняющемся социуме, обладают чертами лидера, умеют выразить  себя, применять полученные  знания  согласно  жизненной ситуации.

Вырос процент обучающихся, интересующихся  психологией. Школьники с удовольствием участвуют в различных  внеклассных и  внешкольных  мероприятиях, олимпиадах.

Динамика достижений участников олимпиад.

 Годы

Количество участников

Число родителей, участвующих в совместной  деятельности  по подготовке к олимпиадам

Количество призеров

2009-2010

1

2

0

2010-2011

3

1

1

2011-2012

28

12

5+1 лауреат

2012-2013

12

9

3

Участие в дистанционных олимпиадах по направлению «психология»:

  1. Олимпиада «Психология общения» (март 2011г) приняли участие 3 обучающихся – 1 место (5 класс)
  2. Олимпиада «Хочешь быть психологом – будь им» (ноябрь 2011г) приняли участие 20 обучающихся с 1 по 11 классы – 1 место (5 класс), 2 место (2 класс), 3,4 место (2 класс), лауреат (5 класс)
  3. Олимпиада «Журналистика» (декабрь 2011г)  приняли участие 4 обучающихся – 1 место (4 класс)
  4. Олимпиада «Психология общения» (февраль 2012г) приняли участие 6 обучающихся с 4 по 10 класс – 1 место (5 класс), 2 место (4 класс).
  5. 13 – 15.11.2013г   XIII-й Всероссийская  дистанционной эвристической олимпиада по психологии «Хочешь быть психологом – будь им!» Гниденко Николай 4Б класс – 10 место, Миланко Анастасия 5В класс – 17 место;
  6. 19.12.2012 - Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада «Маленький принц» Яфанов Александр 4В класс;
  7. 19-21.12.2012 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике Немкина Полина – 2Б класс, Белова Ирина 5Б класс.

  1. Пути дальнейшего развития проекта

Проект предполагает долгосрочную реализацию:

  • дальнейшее планирование мероприятий по реализации проекта на перспективу;
  • участие в НОУ,  психологических научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней;
  • возможное внедрение олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.

Положительный опыт в реализации проекта может быть использован в работе педагогов-психологов, педагогов школ города, округа.

  1. Распространение психолого-педагогического опыта   реализации проекта

Инновационный проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах» был представлен:

  • на заседании методического совета школы (октябрь 2010года).
  • на IV городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска «Образование – будущее города» (22.03.2012г)
  • на городском методическом совете молодых педагогов г. Нижневартовска (22.04.2012г).

Список используемой литературы.

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь. – СПб.: Питер, 2006. – 528с. С. 206, 455.
  2. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд. «Ось – 89», 2001. – 224с.
  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512с. С. 178-186.
  4. Дубов С.И. Групповая психология. Формы групповой работы// Журнал прикладной психологии. 2002,№1. – С. 51-68.
  5. Завуч. Управление  современной школой      №  1  - 2007 г.,   №  4 - 2007 г. , №  8 - 2006 г.
  6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.
  7. Никишина .И.В. «Инновационная  деятельность  современного  педагога  в системе  общешкольной методической  работы.
  8. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности //Журнал прикладной психологии.2002,№2. – С. 49-55.

Педагог-психолог Шахматова П.В.            г. Нижневартовск                                                    Страница