Проект "Формирование ключевых компетенций подростков"
Проект раскрывает содержание развития и формирования ключевых компетенций подростков. Особое внимание уделяется подготовке обучающихся к дистанционным олимпиадам по психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_klyuchevykh_kompetentsiy_obuchayushchikhsya.doc | 675 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах»
Оглавление
3. Цель и задачи проекта.
3. Нормативно-правовое обеспечение проекта
4 . Основные концептуальные положения компетентностного подхода
5. Этапы реализации проекта.
6. Система управления проектом
7. План мероприятий по реализации проекта
8. Возможные риски в реализации проекта
9. Критерии эффективности проекта
10. Результативность проекта.
11. Пути дальнейшего развития проекта
12. Распространение психолого-педагогического опыта реализации проекта
Список используемой литературы.
- Паспорт проекта
№ п/п | Структура проекта | Содержание проекта |
1. | Тема | Психолого-педагогический проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах» |
2. | Адресация проекта | 628615, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра г.Нижневартовск, ул.Дзержинского, 17в, МБОУ «СОШ№13» тел. 8(3466) 45-87-24 сайт: School13nv.ru; е-mail:School13_nv@mail.ru |
3. | Разработчик проекта | Педагог-психолог МБОУ «СОШ№13» Шахматова Полина Викторовна |
4. | Участники проекта |
|
5. | Возрастная категория обучащихся | Обучающиеся 1-5 классов ( 7 – 13 лет) |
6. | Цель проекта | Развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного развития и самосовершенствования посредством участия в олимпиадах по психологии |
7. | Задачи проекта |
|
8. | Сроки реализации | Организационный: 2009-2010 учебный год. Практический: 2010 – 2012 учебные года. Аналитический: 2012 - 2013 учебный год. |
9. | Особенности проекта | Реализация проекта позволит повысить значимость психологии как науки, психологической культуры участников образовательного процесса. Внедрение данного проекта даст возможность постоянного творческого развития личности, формирование ключевых компетенций. |
10. | Механизм реализации |
|
11. | Ресурсное обеспечение |
|
12. | Критерии эффективности |
|
«Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно».
П.Г. Щедровицкий
Актуальность проекта определяется все возрастающей ролью образования и воспитания в современном мире. Стремительно изменяющиеся условия жизни, принципы гуманизации и демократизации общества признали свободную, развитую и образованную личность, способную жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира - самой большой ценностью.
Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» формулирует главный социальный запрос к системе образования: сформировать способность учиться в течение всей жизни. Решить такую задачу возможно, если система образования будет способна учитывать индивидуализацию спроса, только так можно «научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
В связи с этим задачей современной школы является обеспечение обучающихся необходимыми знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, компенсировать потенциальные риски социализации подрастающих поколений, а также сформировать личность, обладающую современными ценностными ориентациями, опытом творческой деятельности, умеющую пользоваться новыми информационными технологиями, готовую к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне. Именно развитие коммуникативных, информационных, социальных и предметных компетентностей позволит решить эти проблемы.
Данная парадигма, провозглашающая роль развития и воспитания как приоритета в образовании, в центре внимания которой находится конкретный ученик с его потребностями, интересами и способностями, повлияла на изменение целей и содержания образования в современной школе. Одним из главных условий образования «новой личности» является реализация компетентностного подхода. В связи с этим, повышается значимость психологии, как науки занимающейся вопросами возрастного развития, ведущей деятельности обучающихся на различных этапах развития. Большая роль в реализации компетентностного подхода отводиться психологам образовательных учреждений.
Проблема данного проекта заключается в выявлении, определении способов и непосредственном формировании ключевых компетенций всесторонне развитой, образованной, креативной личности посредством участия в олимпиадах по психологии.
Внедрение данного проекта даст возможность постоянного творческого обновления, развития личности, её совершенствование, возможность обеспечить обучающимися понимание самого себя, своей роли в социокультурном пространстве.
Таким образом, ориентируясь на государственную политику в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, считаю работу над данной темой актуальной, своевременной, отвечающей требованиям модернизации российского образования и нуждам нашей конкретной школы в частности.
- Цель и задачи проекта.
Цель проекта: развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного развития и самосовершенствования посредством участия в олимпиадах по психологии.
Задачи:
1.Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.
2.Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.
3.Создание условий для формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.
4. Проведение анализа результативности проекта.
3. Нормативно-правовое обеспечение проекта
- «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 2011г
- Закон РФ «Об Образовании»
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети»;
- Целевая программа «Одаренные дети Югры»;
- Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 г.г.»
- Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2007-2011 гг./2012 – 2014гг.»;
- Школьная программа «Одаренные дети» 2009-2011гг./2011 – 2014г.
4 . Основные концептуальные положения компетентностного подхода
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств. Современным ядром ключевых компетенций является личностный компонент.
Методологической основой проекта являются следующие подходы, принципы, идеи:
- методология педагогического исследования, проектирования, прогностики (Н.В. Бордовская, Б.С., Гершунский);
- личностно - деятельностный подход к реализации инновационной деятельности (А.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Тряпицына);
Теоретическую базу проекта обусловили следующие теории, концепции и идеи:
- теория педагогической инноватики, признаки инновационного процесса (В.А. Бордовский, И.А. Маврина, М.М. Поташкин, И.В. Никишина);
- проблемы личностно-ориентированного обучения и воспитания были рассмотрены в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова;
- проблемы творческого развития и саморазвития учащихся рассмотрены в работах М.В.Богуславского, О.С. Газман, Г.Б.Корнетова;
- теория о ключевых компетенциях в работах доктора педагогических наук Хуторского А.В;
- психологические аспекты обучения были рассмотрены в работах И.А. Зимней, З.И. Клычниковой, Г.А. Роговой;
- развитие познавательной активности в процессе обучения представлены в работах Е.А. Ленской, Е.П. Штеменко;
Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными, для развития личности обучающихся, являются следующие ключевые компетенции:
- учебно-познавательные
- информационные
- коммуникативные
- социальные
- Учебно-познавательные компетенции, несут такие ключевые компоненты:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
- выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
- иметь опыт восприятия картины мира.
- Информационные компетенции:
- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
- уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
- овладеть навыками использования информационных устройств;
- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
- Коммуникативные компетенции:
- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
- уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
- Социальные компетенции:
- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
- определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
- иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;
- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.
Участие в дистанционных олимпиадах по психологии позволяет реализовывать компетентностный подход в полном контексте, так как задания олимпиады носят эвристический характер, в них нет готовых вариантов ответов и обучающимся необходимо использовать все имеющиеся ресурсы развития личности, в которые включены все компетенции ученика.
- Этапы реализации проекта.
I этап – Организационный (2009 – 2010 учебный год)
Цель: выявить группу обучающихся с интересами к психологической науке.
- составление плана деятельности реализации проекта;
- определение направлений работы по внедрению разработанной целостной системы участия в олимпиадах через выстраивания сотрудничества с учреждениями, которые проводят олимпиады;
- разработка диагностического и методического сопровождения этапов реализации проекта;
- проблемно-ориентационный анализ учебных и личностных возможностей обучающихся, участвующих в олимпиадах;
- составление на основе диагностических материалов практических занятий и тренингов по развитию личности обучающихся, принимающие участие в олимпиадах по психологии.
II этап –Практический (2010 – 2012 учебный год)
Цель: развитие ключевых компетенций участников олимпиад по психологии.
Модель психологического сопровождения
практического этапа проекта
Использование технологий компетентностного подхода:
- использование технологий коммуникативного обучения:
- дискуссия
- мозговой штурм
- кейс методы
- обсуждение проблем
- использование игровых технологий:
- деловые игры
- ролевая игра
- дидактическая игра
- использование информационных технологий:
- интернет-ресурсы
- участие в различных проектах
- использование ресурсов электронных библиотек
III этап – Аналитический (2012 – 2013 учебный год)
Цель: анализ результативности реализации проекта
- анализ количественного состава участников, что является показателем престижности и значимости психологии как учебной дисциплины;
- анализ сформирования ключевых компетенций обучающихся;
- анализ и обработка результатов участия в олимпиадах по психологии;
- соотношение полученных результатов с целью и задачами данного проекта;
- разработка плана перспективного развития проекта
- Система управления проектом
Система взаимодействия участников образовательного процесса в реализации компетентностного обучения посредством участия в олимпиадах по психологии представляет собой следующую структуру:
- План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные | |
Организационный этап (2009 – 2010 год) | ||||
Изучение нормативно-правовых документов на предмет реализации проекта | август -сентябрь 2009 г. | администрация, психолог | ||
Разработка направлений деятельности психолога | сентябрь 2009 | психолог | ||
Выстраивание сотрудничества с Центром дистанционного образования «Эйдос» | в течение года | методист ЦРО методист школы психолог | ||
Разработка диагностического, методического сопровождения этапов реализации проекта | сентябрь 2009 | психолог | ||
Создание банка данных способных обучающихся в школе | октябрь 2009 г. | администрация, классные руководители, психолог, родители | ||
Систематизация образовательных технологий по работе с обучающимися | октябрь 2009г. | педагоги | ||
Планирование практического этапа реализации проекта (составление расписания встреч с детьми) | октябрь 2009г. | психолог | ||
Проведение родительских собраний (1- 5 классы) «Участие в олимпиадах по психологии» | октябрь 2009г. | Классные руководители , психолог | ||
Практический этап (2010 – 2012 год) | ||||
Формирование группы, участников реализации проекта | октябрь | Психолог, Классный руководитель | ||
Проведение индивидуальных и групповых занятий, тренингов, дискуссий, деловых игр. Обсуждение проблем | Октябрь - март | психолог | ||
Участие в мероприятии «День психического здоровья» | Ежегодно в октябре | |||
Подбор заданий повышенного уровня сложности для подготовки к олимпиадам | 1 раз в месяц | психолог | ||
Обеспечение участия школьников в российский олимпиадах, конкурсах. | Постоянно | Администрация, классные руководители, психолог, родители | ||
Участие в дистанционных олимпиадах по психологии | Ноябрь, Декабрь, Февраль, Март | Психолог, методист, администрация школы | ||
Оформление и пополнение стенда «Ими гордиться школа» | ||||
Участие в научно-практических конференциях, школьного и городского уровня, работа вНОУ | В течении года | |||
Аналитический этап (2012 – 2013 год) | ||||
Анализ и обработка результатов | Ежегодно(апрель) | Зам.директорапо УВР | ||
Подведение итогов реализации проекта | Ежегодно(апрель) | Зам.директорапо НЭР, УВР | ||
Разработка перспективного плана проекта | Ежегодно(май) | |||
- Возможные риски в реализации проекта
1. Факторы, связанные с организацией деятельности по реализации проекта:
- включенность родителей обучающихся;
- Особенности личности обучающихся:
- конструирование ситуации успеха;
- личностное принятие коллективом
- Критерии эффективности проекта
- Повышение значимости психологии как науки, психологической культуры
- Развитие ключевых компетенций обучающихся
- Личностное развитие ребёнка, степень его изменения в сравнении с самим собой: каким был и каким стал.
- Положительная динамика результативности участия в олимпиадах по психологии
- Возможность внедрения олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.
- Результативность проекта.
Работая с использованием основ данного проекта, в качестве результата выделяю формирование обучающегося как самостоятельной, развитой личности. Обучающие, принимавшие участие в олимпиадах по психологии способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся социуме, обладают чертами лидера, умеют выразить себя, применять полученные знания согласно жизненной ситуации.
Вырос процент обучающихся, интересующихся психологией. Школьники с удовольствием участвуют в различных внеклассных и внешкольных мероприятиях, олимпиадах.
Динамика достижений участников олимпиад.
Годы | Количество участников | Число родителей, участвующих в совместной деятельности по подготовке к олимпиадам | Количество призеров |
2009-2010 | 1 | 2 | 0 |
2010-2011 | 3 | 1 | 1 |
2011-2012 | 28 | 12 | 5+1 лауреат |
2012-2013 | 12 | 9 | 3 |
Участие в дистанционных олимпиадах по направлению «психология»:
- Олимпиада «Психология общения» (март 2011г) приняли участие 3 обучающихся – 1 место (5 класс)
- Олимпиада «Хочешь быть психологом – будь им» (ноябрь 2011г) приняли участие 20 обучающихся с 1 по 11 классы – 1 место (5 класс), 2 место (2 класс), 3,4 место (2 класс), лауреат (5 класс)
- Олимпиада «Журналистика» (декабрь 2011г) приняли участие 4 обучающихся – 1 место (4 класс)
- Олимпиада «Психология общения» (февраль 2012г) приняли участие 6 обучающихся с 4 по 10 класс – 1 место (5 класс), 2 место (4 класс).
- 13 – 15.11.2013г XIII-й Всероссийская дистанционной эвристической олимпиада по психологии «Хочешь быть психологом – будь им!» Гниденко Николай 4Б класс – 10 место, Миланко Анастасия 5В класс – 17 место;
- 19.12.2012 - Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада «Маленький принц» Яфанов Александр 4В класс;
- 19-21.12.2012 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике Немкина Полина – 2Б класс, Белова Ирина 5Б класс.
- Пути дальнейшего развития проекта
Проект предполагает долгосрочную реализацию:
- дальнейшее планирование мероприятий по реализации проекта на перспективу;
- участие в НОУ, психологических научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней;
- возможное внедрение олимпиады по психологии среди образовательных учреждений города Нижневартовска.
Положительный опыт в реализации проекта может быть использован в работе педагогов-психологов, педагогов школ города, округа.
- Распространение психолого-педагогического опыта реализации проекта
Инновационный проект «Развитие ключевых компетенций обучающихся через участие в дистанционных олимпиадах» был представлен:
- на заседании методического совета школы (октябрь 2010года).
- на IV городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города Нижневартовска «Образование – будущее города» (22.03.2012г)
- на городском методическом совете молодых педагогов г. Нижневартовска (22.04.2012г).
Список используемой литературы.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь. – СПб.: Питер, 2006. – 528с. С. 206, 455.
- Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд. «Ось – 89», 2001. – 224с.
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512с. С. 178-186.
- Дубов С.И. Групповая психология. Формы групповой работы// Журнал прикладной психологии. 2002,№1. – С. 51-68.
- Завуч. Управление современной школой № 1 - 2007 г., № 4 - 2007 г. , № 8 - 2006 г.
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.
- Никишина .И.В. «Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы.
- Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности //Журнал прикладной психологии.2002,№2. – С. 49-55.
Педагог-психолог Шахматова П.В. г. Нижневартовск Страница