Программа "Формирование коммуникативной компетенции подростков"

Шахматова Полина Викторовна


Реализация программы позволяет осуществять положительную динамику развития коммуникативной компетенции подростков посредством психолого-педагогического сопровождения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kommunikativnoy_kompetentsii_19.11.2013.doc666 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс профессионального мастерства «Педагог года города Нижневартовска-2014»

Оглавление

1.Описание программы        

2.Цели и задачи программы        

3. Структура и содержание программы        

4. Методы развития коммуникативной компетентности        

5. Описание диагностического инструментария        

6. Ресурсное обеспечение программы        

7. Сроки и этапы реализации программы        

8. Результаты реализации программы        

9. Перспективы дальнейшего развития        

10. Заключение        

11.Список используемой литературы        

12. Приложения

  1. Описание программы

1.1  Пояснительная записка программы.

 Одна из важных задач школы – воспитание культурной, творческой личности, которая сумеет найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Все знания, приобретаемые ребенком в процессе взросления – всего лишь средства, которые ему предстоит использовать в предстоящей деятельности. Но во всех сферах нашей деятельности, одним из основополагающих инструментов, с помощью которой мы ее осуществляем, является общение.

     Отсутствие  необходимых навыков владения коммуникативной  техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств. Поэтому, коммуникативную компетентность следует  считать одним из ключевых  факторов в становлении личности подростка.

        В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования школа должна формировать  качества толерантности, способности к самореализации и самоопределению,  готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями,  адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющих принимать решения.

       В этом смысле владение коммуникативной компетенцией, обслуживающей практически все виды человеческой деятельности, является залогом успеха во многих областях и сферах жизни. Следовательно,  коммуникативные  компетенции – это ключ к успешной учебной деятельности и ресурс социальной адаптации в жизни, ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.  

 

1.2Актуальность программы.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.   Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Актуальность данной программы состоит в том, что коммуникативная компетентность является сегодня неотъемлемым компонентом развития и становления личности, позволяющей полноценно реализовывать свои способности, знания, умения и навыки, полученные в школе, а значит ее формирование способно являться одной из главных задач учебно-воспитательного процесса.

     Именно  в подростковом возрасте закладываются  личностные особенности, связанные  с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе, и личностное становление подростка.

Таким образом, при разработке программы опиралась на понятие коммуникативной компетенции предложенное В. Н. Куницыной, «Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету». Разработанная программа позволяет осуществлять целенаправленное  влияние на процесс развития  коммуникативной  компетентности подростков

  1. Цели и задачи программы

 Цель программы: обеспечение положительной динамики развития коммуникативных компетенций подростков  средствами психолого-педагогического сопровождения в школе.

               Для  достижения  цели  программы  были определены следующие задачи: 

  1. Изучить теоретические основы развития коммуникативной компетенции и технологии компетентного подхода.
  2. Исследовать имеющийся уровень развития коммуникативных умений учащихся, используя диагностические методики.
  3. Развивать коммуникативные умения обучающихся
  4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативных компетенций подростков.
  5. Провести  мониторинг уровня сформированности коммуникативных компетенций, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.

Научные,  методологические и методические основания программы

    В данной части программы  проведен теоретический  анализ понятий коммуникации и общения, коммуникативных умений, выявлены основные компоненты в речевой коммуникации, выделены основные фазы в процессе осуществления коммуникации, дано определение коммуникативной компетентности личности, основываясь на фундаментальных понятиях и выводах ученых-специалистов А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровский, П.В. Растянников.

 Методологической  основой  программы  являются следующие  подходы:

личностно - деятельностный  подход  к реализации  инновационной  деятельности (А.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Тряпицына);

теория о ключевых компетенциях  А.В. Хуторского;

В исследованиях Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Р. Ломова, В.Н. Мясищева  способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта.   Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта,  но и их развитие и формирование в процессе общения.

Концепция общения Г.М. Андреевой, определяет комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к продуктивному общению. Андреева Г.М. выделяет следующие  виды умений:

межличностной коммуникации;

межличностного взаимодействия;

межличностного восприятия [2].

Ю.М. Жуков, Л.А. Петровский, П.В. Растянников определяют данные умения как   коммуникативную компетентность.

3.Структура и содержание программы

В структуре программы использую основные направления деятельности педагога-психолога в школе.

1. Диагностическая работа: обеспечивает  выявление сформированности коммуникативных умений подростков, проведение комплексного исследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения.

Диагностическая работа включает:

  •  комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля: учителя, учителя-логопеда
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка испытывающих трудности в общении;
  • проведение диагностического мониторинга сформированности коммуникативных умений;
  • анализ успешности психолого-педагогического сопровождения.

В ходе реализации программы был подобран   диагностический инструментарий для изучения коммуникативной компетенции. В своей работе использую следующие диагностические инструменты:

  1. Наблюдение
  2. Беседа
  3. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным. Методика позволяет  вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей (Рогов Е. И . Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.:  Просвещение: ВЛАДОС, 1996г.).
  4. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений (…………)

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и развитие коммуникативной компетенции обучающихся в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию коммуникативных умений обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа включает:

— выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организацию и проведение групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для развития коммуникативной компетенции;

— системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса.

В своей работе реализую следующие психолого-педагогические курсы, программы и проекты.

  1. Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников «Впереди 5 класс».

       При организации психолого-педагогического сопровождения серьезное внимание обращаю на проблемы адаптации обучающихся при переходе в 5-ый класс. Для этого в школе разработана и реализуется программа «Впереди 5 класс». Цель программы: способствовать социально-психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы. При реализации данной программы решаются следующие задачи: определение трудностей испытываемых обучающихся в адаптационный период, создание условий для успешной адаптации, разработка психолого-педагогический рекомендаций для педагогов и родителей, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в адаптационный период.

     В рамках реализации данной программы ключевыми выделяю следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня школьной тревожности (Тест Филипса)
  • Выделение группы обучающихся с повышенным и высоким уровнем школьной тревожности
  • Проведение занятий с элементами тренинга для обучающихся 4-х классов
  • Проведение конференции и занятий с приглашением пятиклассников («Мои впечатления от пятого класса», «Первые трудности пятиклассника»)
  • Проведение экскурсий, знакомство с кабинетами и пространством в старшей школе.
  • Проведение методического совета с участием завучей, педагогов 4-х классов по подготовке к переходу учеников в среднюю школу.
  • Проведение родительских собраний и родительской Академии по темам: «Тревожность при переходе в 5 класс», «Особенности подросткового возраста», «Трудности адаптации в 5 классе», «Результаты мониторинговых исследований в 5 классе», «Рекомендации родителям, как оказать помощь ребенку в 5 классе».
  • Разработка рекомендаций для педагогов: «Игры и упражнения для сплочения коллектива», «Темы классных часов для пятиклассников», «Роль классного руководителя в адаптационный период».
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в пятом классе в период адаптации: проведение наблюдения через посещение уроков, проведение адаптационного тренинга, проведение мониторинговых исследований уровня социально-психологической адаптации (анкета «Отношение к школе» М. Александровской) индивидуальное консультирование, участие в педагогических советах и психолого-педагогических консилиумах.
  • Проведение индивидуальных консультаций для родителей, педагогов и обучающихся по запросу.

       Результатами реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников «Впереди 5 класс» выделяю следующие:

  1. снижение показателей школьной тревожности в группе обучающихся испытывающие трудности адаптации;
  2. повышение показателей социально-психологической адаптации в пятых классах;
  3. сохранение положительного психологического климата в классных коллективах пятых классов;
  4. разрешение трудностей и освоение школьных правил в основной школе обучающимися.

      Эффективность психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников отслеживается с помощью ежегодного психологического мониторинга школы, результаты обсуждаются на педагогических советах школы. Ежегодный анализ деятельности педагога-психолога подтверждает  необходимость дальнейшей реализации программы «Впереди 5 класс».  

  1. Психологический курс для обучающихся с трудностью адаптации «Учимся решать проблемы» (М. Р.  Битянова).

Программа «Учимся решать проблемы»  М.Р. Битяновой и Т.В. Бегловой, является практико-ориентированной. Пособие включает описание учебного психологического курса и сценарии учебных занятий, а также подробную разработку сюжетно-ролевых игр.

 Цель данной программы: Развитие у детей навыков проектного подхода к проблемам, конкретнее — формирование основ проектного мышления.

Под проектным мышлением в данном курсе понимается способность рассматривать проблемную ситуацию как задачу с последующим построением деятельности, направленной на ее решение.

В рамках курса предполагается решение следующих задач:

  • формирование у школьников психологической готовности к восприятию проблемной ситуации как личной задачи деятельности;
  • формирование у школьников представлений о типах проблемных ситуаций и подходов к их решению;
  • развитие навыков коллективной проектной деятельности и решения специфических проблемных ситуаций, возникающих в групповом процессе;
  • формирование у школьников готовности к переносу полученных учебных навыков в ситуации реальной жизнедеятельности и реального общения;
  • развитие социально-психологических качеств личности.

 Курс состоит из трех частей, первая из которых направлена на формирование навыков сотрудничества и знакомство с понятием «проблемная ситуация». Цель второй — знакомство с типами проблемных ситуаций. В этой части, которая, кстати, самая большая по объему, обучение способам решения проблем осуществляется на практических примерах, например проблемах, которые возникают в процессе взаимодействия людей друг с другом. Третья часть — отработка навыков распознавания и решения проблемных ситуаций.

 Учебный курс разработан с учетом специфики работы в школе, то есть каждое занятие продолжается 40 минут (1 урок), а сюжетно-ролевая игра, которую рекомендуется проводить во второй половине дня, — 90 минут. Занятие строится с учетом проблем обучающихся в адаптационный период, количество участников группы – 12-15 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю, курс рассчитан на 17 часов. В плане работы педагога-психолога курс проводиться в октябре-ноябре учебного года.

Эта форма работы способствует успешности с точки зрения не только освоения школьником академической программы, но и приобретения им адекватных социальных навыков. Последнее обусловлено тем, что личностная окраска проблемы, над которой учащийся работает, оказывает серьезное воздействие на его убеждения и, опосредованно, на поведение.

В наше время, когда доступна едва ли не любая информация, главным становится умение понять, что именно необходимо для выхода из проблемной ситуации. Не менее важно и то, что развитие проектного мышления способствует формированию умения определить проблему, преобразовать ее в цель своей деятельности и проанализировать полученный результат. Полученные при этом навыки могут найти применение не только в учебе, но и в повседневной, в том числе профессиональной деятельности.

  1. Психологический курс «Этика общения».

         Обучение этике человеческих отношений в школе определяется ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого обучающегося в отдельности. Курс «Этика общения» расширяет возможности обучающихся в совершенствовании речевых умений, развивает коммуникативные навыки.

          В ходе раскрытия содержания курса «Этика общения»  пятиклассникам дается представление об основных нравственно-психологических проблемах общения, способах их решения. На занятиях раскрываются  идеи, понятия и  ценности, позволяющие глубже понять сферу общения. В ходе проведения практических занятий, деловых игр и дискуссий рассматриваются механизмы реализации моральных ценностей человеческого общения.  Педагог-психолог побуждает обучающихся к поиску сознательных и этических обоснований решений различных проблемных и  конфликтных ситуаций.

    Программа  курса «Этика общения» состоит из 35 часов, проводиться 1 раз в неделю, во всех 5х классах, стоит в основной сетке школьного расписания уроков.   При разработке курса ориентировалась на программу  уроков по психологии «Я – подросток» автор А.В. Микляева.

    Программа курса состоит из трех содержательных блоков: «Общение – основа человеческих отношений» (10 часов), «Этика и культура общения» (20 часов), «Самопознание в общении» (5 часов). В первом блоке рассматриваются различные категории общения: вербальное, невербальное общение, барьеры и стереотипы в общении, конфликты, причины и способы поведения. Практическая часть данного блока направлена на развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения, на разрешение конфликтных ситуаций, отработка конструктивных приемов. В блоке «Этика и культура общения» рассматриваются такие категории как: этика и этикет в различных жизненных ситуациях, внешняя и внутренняя воспитанность, честность и правдивость, манеры поведения. В третьем блоке курса большое внимание уделяется развитию способности самовыражения и самооценки обучающихся, исследование различных моделей коммуникативной компетенции.

       Программа «Этика общения» не предполагает отметочную систему, отслеживание эффективности программы происходит при помощи самооценивания обучающихся. Разработана  бальная система оценивания работы на уроке. Для проведения мониторинга реализации программы использую методику для изучения коммуникативные навыков.

  1. Реализация проекта «Формирование ключевых компетенций через участие в дистанционных олимпиадах

       Проблема  данного  проекта заключается  в формировании  ключевых  компетенций  личности  обучающихся посредством  участия во всероссийских дистанционных  олимпиадах по психологии.

Цель  проекта: развитие ключевых компетенций обучающихся для полноценного  развития и  самосовершенствования посредством   участия в олимпиадах по психологии.

Задачи:

1.Формирование творческих групп обучающихся для участия в олимпиадах по психологии.

2.Участие и проведение олимпиад по психологии на различных уровнях системы образования.

3.Создание  условий  для  формирования ключевых компетенции обучающихся через участие в олимпиадах.

4. Проведение анализа результативности проекта.

           Участие в дистанционных олимпиадах по психологии позволяет реализовывать компетентностный подход в полном контексте, так как задания олимпиады носят эвристический характер, в них нет готовых вариантов ответов и обучающимся необходимо использовать все имеющиеся ресурсы развития личности, в которые включены все компетенции ученика.

Выделяю следующие критерии эффективности проекта:

  • повышение значимости психологии как науки, психологической культуры
  • развитие ключевых компетенций обучающихся
  • личностное развитие  ребёнка, степень  его изменения  в  сравнении  с  самим  собой: каким был  и каким  стал.
  • положительная динамика результативности участия в олимпиадах по психологии.

Реализация проекта с 2009-2010 учебного года показывает свою востребованность и эффективность. Обучающие, принимавшие участие в олимпиадах по психологии способны  успешно  адаптироваться  в динамичном, быстро меняющемся социуме, обладают чертами лидера, умеют выразить  себя, применять полученные  знания  согласно  жизненной ситуации. Мониторинг проекта показывает, что приняли участие во всероссийских дистанционных олимпиадах  по психологии, журналистике и человекознанию 44 обучающихся, 24 родителя, 9 призеров олимпиад и 1 лауреат.

3. Консультационная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

Консультативная работа включает:

— выработку совместных рекомендаций по развитию коммуникативной компетенции;

— консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и развития коммуникативной компетенции,  приёмов обучения обучающегося.

       4. Информационно-просветительская работа со всеми участниками образовательного процесса, направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса по развитию коммуникативной компетенции.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Родительские собрания
  2. Родительская Академия «Помоги себе сам»
  3. Радиопередачи
  4. Семинары-практикумы для педагогов
  5. Малые педагогические советы
  6. Психолого-педагогические консилиумы

    4. Методы развития коммуникативной компетентности

  В своей работе использую  активные формы обучения для формирования коммуникативной компетентности личности:

  • дискуссионные методы;
  • игровые методы;
  •  элементы социально-психологического тренинга

6.Ресурсное обеспечение программы

   Материальнотехническое обеспечение

Материальнотехническое обеспечение заключается в создании надлежащей материальнотехнической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды  образовательного учреждения.

Для реализации программы имеется оснащенность:

1. Кабинет тренинговой работы, который оснащен мультимедийным оборудованием.

2. Рабочий кабинет,  оснащенный современным оборудованием, наличием методической литературы.

3. Кабинет психологической  разгрузки.

  Информационное обеспечение

В школе оборудован радиоузел, кабинеты оснащены ауди- видео оборудованием, школьная библиотека располагает информационной и справочной литературой.

  Психолого-педагогическое обеспечение:

— обеспечение психолого-педагогических условий: развивающая направленность психолого-педагогического сопровождения; учёт индивидуальных особенностей обучающихся; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных психолого-педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности;

— обеспечение здоровьесберегающих условий: укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,

7. Сроки и этапы реализации программы

Осуществление деятельности педагога-психолога по программе реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые условия для развития коммуникативной компетентности обучающихся.

План      мероприятий по реализации программы

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

Организационный этап (2011 – 2012 год)

Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативной компетенции

август -сентябрь 2011 г.

педагог-психолог, методист

Изучение нормативно-правовых документов на предмет реализации программы

  август -сентябрь 2011 г.

администрация,

психолог

Разработка направлений деятельности педагога-психолога

сентябрь 2011

педагог-психолог

Разработка диагностического, методического сопровождения этапов реализации программы

в течение

2011-2012уч. г

методист школы

педагог-психолог

Подбор активных методов и  технологий по формированию коммуникативной компетенции

сентябрь 2011г

методист школы

Разработка курсов психолого-педагогического сопровождения

сентябрь 2011г.

педагог-психолог

Планирование практического этапа реализации программы (составление расписания встреч с детьми)

октябрь 2011г.

методист школы

педагог-психолог

Практический этап (2012 – 2014 год)

 Реализация программы «Впереди 5 класс»

ежегодно март-май

педагог-психолог,

классн. рук.

Реализация программы «Учимся решать проблемы»

Ежегодно сентябрь-ноябрь

17 часов

педагог-психолог,

классн. рук.

Проведение адаптационного тренинга в пятом классе «Мы в пятом классе»

ежегодно октябрь

педагог-психолог,

классн. рук.

Реализация программы «Этика общения» для обучающихся 5-ых классов

в течение года 35 часов

админист школы, педагог-психолог

Реализация программы игрового биоуправления и саморегуляции «ИБИС»

В течение года

педагог-психолог

Участие в мероприятии «День психического здоровья»

ежегодно в октябре

Обеспечение участия школьников в российский олимпиадах, конкурсах.

Систематически в течение года

Администрация, классные руководители, педагог-психолог родители

Участие в дистанционных  олимпиадах по психологии

Ноябрь,

Декабрь,

Февраль,

Март

методист, администрация школы

педагог-психолог

Выпуск радиопередач

1 раз в месяц

Обучающиеся, педагог-психолог

Проведение индивидуального консультирования обучающихся по вопросам межличностного взаимодействия

постоянно в течение года

педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение школьных программ

 «Я кадет», «Планета толерантности»

согласно плану работы школы

заместитель директора по ВР

Участие в классных часах, по вопросам сплочения классного коллектива

в течение года

классные руковод

Организация работы комнаты психологической разгрузки

систематически в течение года

педагог-психолог

Аналитический этап (2013 – 2014 год)

Анализ и обработка результатов

Ежегодно

(апрель)

Зам.директора по УВР

Подведение итогов реализации программы

Ежегодно

(апрель)

Зам.директора по НЭР,

Разработка перспективного плана программы

Ежегодно

(май)

Педагог-психолог

8. Результаты реализации программы

1. Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федрищиным. Методика позволяет  вычислить коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей:

Рис. 1. Результаты диагностики коммуникативных склонностей 2012-2013 уч.год.

По результатам диагностики мы можем наблюдать, что реализация программы позволяет повысить коэффициент коммуникативных склонностей:

1. В 5А классе положительная динамика на 6%;

2. В 5Б классе положительная динамика на 8%;

3. В 5В классе положительная динамика на 4%;

4. В 5 Г классе положительная динамика на 5%.

Данная диагностика также показывает, на сколько в каждом классе сформированы  коммуникативные способности.  На параллели 5х классов в 2012-2013 году, наименьший показатель был выявлен к 5А классе (61%), а наибольший в 5В классе (78%). Такие данные помогают педагогу-психологу ориентироваться на использование специальных методик и техник для отдельно взятого класса, а также разрабатывать рекомендации для педагогов, родителей обучающихся.

Анализ методики – изучение организаторских способностей:

Рис.2. Результаты диагностики организаторских  склонностей  2012-2013 уч.год.

Результаты проведенного мониторинга показывают, что реализация программы развития коммуникативной компетентности положительно влияет на развитие организаторских способностей подростков, так как  на занятиях с педагогом-психологом обучающиеся часто выступают инициаторами проведения занятий и тем для обсуждения. Тем самым совершенствуя свои  организаторские способности (результаты диаграммы рис.2.).

2. Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, по следующим направлениям:

1.  Умение оказать и принимать знаки вниманию.

2.        Реагирование на справедливую критику.

3.        Реагирование на несправедливую критику.

4.        Реагирование на задевающие, провоцирующие вопросы.

5.        Умение обратиться к сверстнику с просьбой.

6.        Умение ответить отказом на чужую просьбу.

7.        Умение самому оказать сочувствие, поддержку.

8.        Умение принять сочувствие, поддержку.

9.        Умение вступить в контакт.

10.        Реагирование на попытку другого вступить в контакт.

11.        Умение просить и принимать помощь.

12.        Реагирование на собственный неуспех и успех другого.

С целью эффективного  анализа результативности программы, отслеживаю динамику по следующим показателям:

  1. Умение оказать и принимать знаки внимания.
  2. Реагирование на справедливую критику.
  1. Умение обратиться к сверстнику с просьбой.
  2. Умение самому оказать сочувствие, поддержку.
  3. Умение принять сочувствие, поддержку.
  4. Умение вступить в контакт.
  5. Реагирование на попытку другого вступить в контакт.
  6. Умение просить и принимать помощь.

При проведении исследования были получены следующие результаты:

Рис.3. Результаты диагностики определения уровня коммуникативной компетентности в 5А классе 2012-2013 уч.год.

Таким образом, по результатам диагностики в 5А классе, мы можем наблюдать положительную динамику по параметрам:

  • Реагирование на критику
  • Умение самому оказать поддержку

При реализации программы в этом классе учитываю  данные параметры сформированности коммуникативных умений, так как они имеют наименьший процент выраженности, тем самым препятствуют активному общению и положительному взаимоотношению в группе сверстников.

Рис.4. Результаты диагностики определения уровня коммуникативной компетентности в 5Б классе 2012-2013 уч.год

Результаты  исследования в 5Б классе:

  • «Оказание поддержки и сочувствия» – положительная динамика на 3%
  • «умение принимать знаки внимания» - положительная динамика на 4 %

Рис.6. Результаты диагностики определения уровня коммуникативной компетентности в 5Г классе 2012-2013 уч.год.

Итоговая диагностика определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений в 5х классах в завершении  2012-2013гг

Таким образом, реализация диагностического мониторинга показывает, что в ходе проведения программных мероприятий были выявлены особенности коммуникативных умений у пятиклассников:

  • «Реагирование на справедливую критику» - 38%
  •  «Умение оказать и принимать знаки внимания» - 42%
  •  «Умение самому оказать сочувствие, поддержку» - 42%
  •  «Умение принять сочувствие, поддержку» - 42%
  • «Умение просить и принимать помощь» - 47%
  • «Реагирование на попытку другого вступить в контакт» - 52%
  •  «Умение обратиться к сверстнику с просьбой» - 58%
  • «Умение вступить в контакт» - 64%

 Работая  с использованием  основ  данной  программы, в качестве  результата  выделяю - вырос процент обучающихся,  интересующихся  психологией. Школьники с удовольствием участвуют в различных  внеклассных и  внешкольных  мероприятиях, олимпиадах.

Динамика достижений участников олимпиад.

 Годы

Количество участников

Число родителей, участвующих в совместной  деятельности  по подготовке к олимпиадам

Количество призеров

2010-2011

3

1

1

2011-2012

28

12

5+1 лауреат

2012-2013

12

9

3

Участие в дистанционных олимпиадах по направлению «психология»:

Олимпиада «Психология общения» (март 2011г) приняли участие 3 обучающихся – 1 место (5 класс)

Олимпиада «Хочешь быть психологом – будь им» (ноябрь 2011г) приняли участие 20 обучающихся с 1 по 11 классы – 1 место (5 класс), 2 место (2 класс), 3,4 место (2 класс), лауреат (5 класс)

Олимпиада «Журналистика» (декабрь 2011г)  приняли участие 4 обучающихся – 1 место (4 класс)

Олимпиада «Психология общения» (февраль 2012г) приняли участие 6 обучающихся с 4 по 10 класс – 1 место (5 класс), 2 место (4 класс).

13 – 15.11.2013г   XIII-й Всероссийская  дистанционной эвристической олимпиада по психологии «Хочешь быть психологом – будь им!»

19.12.2012 - Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада «Маленький принц» 

19-21.12.2012 Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по журналистике

9. Перспективы дальнейшего развития

       Исходя из полученных результатов можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций обучающихся в рамках психолого-педагогического сопровождения

  1.  Программа  будет  полезна педагогам-психологам образовательных учреждений и может являться средством в рамках реализации ФГОС второго поколения.
  2. Планирую разместить разработку данной программы на образовательных порталах:

3.  Программа предполагает долгосрочную реализацию:

  •  дальнейшее планирование мероприятий по реализации программы на перспективу;
  •  участие обучающихся в НОУ,  психологических научно-практических конференциях и конкурсах различных уровней.

10. Заключение

В теоретической части программы «Формирование коммуникативной компетенции подростков» были изучены базовые основы развития коммуникативной компетенции представленные в современной психолого-педагогической литературе. В разработку программы были положены методологические подходы к выбранной проблеме, такие как: личностно - деятельностный  подход  к реализации  инновационной  деятельности (А.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, А.П. Тряпицына) и теория о ключевых компетенциях  А.В. Хуторского.

Для отслеживания эффективности психолого-педагогической программы был использован диагностический инструментарий, который имеет научную обоснованность и представляет надежность полученных данных.

Обеспечение положительной динамики развития коммуникативных компетенций подростков осуществляется  средствами психолого-педагогического сопровождения в школе, которые отражены в содержании программы.

Программа «Формирование коммуникативной компетенции подростков» имеет свою логичность и последовательность. Практические мероприятия, которые представлены в программе позволяют разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию коммуникативных компетенций подростков.

Ежегодно проводиться психолого-педагогический мониторинг    уровня сформированности коммуникативных компетенций, анализ, обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.


11.Список используемой литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь. – СПб.: Питер, 2006. – 528с. С. 206, 455.
  2. Бачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд. «Ось – 89», 2001. – 224с.
  3. Бориснёв С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512с. С. 178-186.
  5. Дубов С.И. Групповая психология. Формы групповой работы// Журнал прикладной психологии. 2002,№1. – С. 51-68.
  6. Завуч. Управление  современной школой      №  1  - 2007 г.,   №  4 - 2007 г. , №  8 - 2006 г.
  7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд-е. – М.: Просвещение, 2010 (а).
  8. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. «Академия», 2004. – 256с.
  9. Никишина .И.В. «Инновационная  деятельность  современного  педагога  в системе  общешкольной методической  работы.
  10. Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности //Журнал прикладной психологии.2002,№2. – С. 49-55.
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Режим доступа: http://standart.edu.ru
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Режим доступа: http://standart.edu.ru
  13. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010 (б).

Шахматова Полина Викторовна, педагог-психолог МБОУ «СОШ №13»        Страница