Занятие "Внешняя и внутренняя воспитанность человека"

Шахматова Полина Викторовна

В данном материале представлен конспект занятия с педагогом-психологом на тему "Внешняя и внутренняя воспитанность человека" в 5 классе. Данное занятие позволяет раскрыть психологические и этические стороны воспитанности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_shakhmatova_p.v.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с педагогом-психологом в 5 классе.

Тема: «Что значит быть воспитанным?»

Цель: Рассмотрение психологических и этических аспектов воспитанности.

Задачи:

  1. Раскрытие понятия внешней и внутренней воспитанности
  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков подростков
  3. Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.

Материалы: мульти-проектор, ватман, фломастеры, листы А4,карагдаши.

Ход занятия:

  1. Организационный этап (1-2 минуты)

Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие.

Упражнение-приветствие «Приветствие по кругу». Приветствие выполняется стоя в кругу. Инструкция для обучающихся: «Ребята наше сегодняшнее приветствие я предлагаю сделать следующим образом. Встаньте в круг, соедините ладони как в игре «Летела ворона». Первый – мое настроение сейчас. Третий круг – пожелание всем на наш урок».

  1. Мотивирующий этап: (4 минуты видео+ 3 мин обсуждение)

Цель: создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение (беседу).

Начать наше занятие предлагаю с просмотра небольшого видео. Итак, внимание на доску (просмотр видео стихотворения А. Барто «Медвежонок невежа»). После просмотра обучающимся задается мотивирующий вопрос: «Как вы думаете, о чем данное стихотворение? Кто автор этого стихотворения?

 О чем пойдет речь сегодня на занятии?»

Ответы детей:………….

Через ответы детей формулируется тема занятия

Слайд темы:   На слайде обозначена тема занятия «Что значит быть воспитанным?»,

на доске ватман с названием темы.  Обучающимся задается вопрос «Скажите, вы знаете ответ на данный вопрос?», для актуализации уже имеющихся знаний по теме.  

На своих листах-стикерах ответе на этот вопрос. Обучающиеся пишут ответ и приклепляют на лист ватмана.  

Обобщение ответов обучающихся «Если Вы спросите несколько людей о том, что значит быть воспитанным, то наверняка получите разные ответы. Действительно, быть воспитанным - это целое искусство, и сейчас, к сожалению, далеко не каждый владеет им в полной мере. Нельзя стать воспитанным сразу, человек учится этому на протяжение всей своей жизни.»!

  1. Целепологание:(2-3 минуты) Я вижу, что понятие «воспитанность человека для вас знакомо». Подумайте, чтобы вы хотели еще узнать на занятии в этой теме. Ответы обучающихся фиксируются на ватмане.
  2. Основная часть (раскрытие темы): 

«Два яблока»  Ребята посмотрите на эти два яблока, как вы думаете, какое из этих двух будет вкуснее?

Ответы детей.

 Действительно если посмотреть на это чистое, красивое, ровное яблоко, оно может показаться нам вкусным, но это далеко не так! А вот второе яблоко, которое менее красиво, но в тоже время слаще на вкус!

Теоретический блок

Когда мы говорим о воспитанности  человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя воспитанность. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.

(слайд) Воспитанность человека

Внешняя   воспитанность

Внутренняя воспитанность

В широком  смысле                        понимают совокупность правил                     как один из способов  регулирования поведения, касающихся внешнего                      обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.

Воспитанность как мораль или нравственность рассматривают как один из способов  регулирования поведения, проявления отношения к людям,   то есть качества людей определяющие его поступки, отношение к людям.

Проблемный вопрос: «Как вы считаете, что важнее внешняя или внутренняя воспитанность?»

Работа в группах

Описание ситуации для работы в группах: «Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, смотрел телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину».

Докажите на примере данной ситуации, что внешняя воспитанность важнее чем внутренняя, и наоборот участники второй команды докажите что внутренняя воспитанность важнее!

Анализ полученных результатов в группах.

«Третье яблоко» Действительно трудно однозначно сказать,  что является важнее внешние поступки или внутренние качества для определения воспитанности человека! Посмотрите на это яблоко! Хотите его попробовать! Вкусно, красиво.

  1. Подведение итогов.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).

Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме.

Ответили ли мы на поставленные вопросы? – возращение к плакату с целями

- Хочется ли вам сейчас добавить что-то на этот плакат отвечая на вопрос, что значит быть воспитанным?

№ п/п

Этапы

Цель

Методы и техники

Кол-во

минут

1.

Организационный

  Создание условий для организации положительного настроя на занятие в группе, а также для начала внутригруппового взаимодействия.

   Приветствие

   «Передай настроение по кругу»

2

2.

Мотивационный

  создание условий для перехода к теме урока, мотивация на  диалогическое общение

   Просмотр видеоролика «Медвежонок невежа» (А.Барто)

Обсуждение просмотренного материала, определение темы занятия

6

3

Актуализация

Определение имеющихся знаний по теме занятия

 Работа с плакатом «Что значит быть воспитанным?»

4

4.

Целеполагание

Развитие умения определять цели и задачи занятия для каждого участника занятия

«Чтобы вы хотели еще узнать о воспитанности на нашем занятии?»

Работа с плакатом цели

3

5.

Теоретический

Раскрыть понятия внешней и внутренней воспитанности

Метафорический прием «Два яблока»

Информационный блок Работа с презентацией

6

3.

Практический

  Проанализировать внешние и внутренние стороны воспитанности человека с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе;

  Развитие  навыков  сотрудничества обучающихся друг с другом

Работа по группам

Анализ ситуации (4  мин)

Аргументирование полученных результатов группы (4мин)

Метафорический  прием «Яблоко» (2 мин)

Работа с высказыванием А.П. Чехова (2 мин)

15

4.

Рефлексивный

  Подведение итогов, самооценка деятельности.

  Плакат «Что значит быть воспитанным?» (2 мин)

Плакат «Цели» (2 мин)

4