Проблемы и перспективы психологического сопровождения высокомотивированных детей

В статье отражены основные направления работы с высокомотивированными детьми - учащимися прогимназии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы психологического сопровождения высокомотивированных детей

В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ 06 октября 2009 года,  перед психологами образовательных учреждений в очередной раз был поставлен вопрос работы с одаренными детьми. Так,

- п.6 ФГОС НОО говорит о том, что Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- п.7 – о том, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, в том числе, и разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Однако, кажется, в начальной школе стоит говорить еще не столько о развитии конкретных способностей ребенка (в конце концов, далеко не всегда способности и склонности совпадают в дальнейшем), сколько  о развитии у как можно большего числа детей навыков переводить свое любопытство в познавательную потребность, быть чувствительными к возникающим проблемам, уметь решать задачи комбинированного, интегрированного типа – те задачи, с которыми они будут сталкиваться во взрослой жизни, не бояться выходить за рамки и проявлять гибкость мышления – то есть развивать как раз те черты личности и особенности деятельности, которые и превращают ребенка с задатками в способного и одаренного.

Реалии жизни показывают, что детей, которых можно увлечь, которым можно помочь раскрыть их потенциал, достаточно. Таких детей, нацеленных на саморазвитие, на достижение высоких результатов, принято называть высокомотивированными.

И тогда большую область применения обретает и п. 11 ФГОС НОО, говорящий о том, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления,

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,

формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата,

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.

Целью своей работы с высокомотивированными детьми определила  создание психологических условий для наиболее полного индивидуально-личностного развития высокомотивированных обучающихся и приобретения ими позитивного опыта реализации своих способностей как на уровне прогимназии, так и на уровне города и региона.

Задачами явились:

1. Выявление высокомотивированных обучающихся.

2. Организация и проведение развивающих занятий с целью сохранения высокой мотивации, развития навыков самопрезентации и снижение уровня тревожности.

3. Сопровождение высокомотивированных обучающихся в процессе подготовки и участия в конкурсах, проектной и научно-практической деятельности.

Реализация этого направления в нашем учреждении на данный момент строится в соответствии со следующим планом:

Мероприятие

Цель

Участники

Планируемый результат

1.

 - проведение диагностики обучающихся 3  - 4 классов (матрицы Равена, тест Торренса);

- анкетирование родителей и учителей

Выявление высокомотивированных детей

Учащиеся 3 – 4 классов, педагоги, родители

Формирование группы высокомотивированных обучающихся с целью их сопровождения

2.

- развивающие занятия с обучающимися 4 классов по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам»

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Группы высокомотивированных учащихся 4 класса

Повышение мотивации к деятельности, развитие навыков самопрезентации, снижение уровня тревожности

3.

- психологическое сопровождение обучающихся 3 – 4 классов в конкурсах и проектной деятельности в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Высокомотивированные учащиеся

Повышение мотивации к деятельности, снижение уровня тревожности, помощь в работе над темой

4.

 - консультации по результатам диагностики

Сопровождение высокомотивированных учащихся

Родители, педагоги

Оказание помощи в поддержке и сопровождении детей родителями и педагогами

Проектная деятельность, как одна из технологий работы с высокомотивированными обучающимися, способствует саморазвитию, самосовершенствованию, позволяет включить учеников начальных классов в активную исследовательскую деятельность, обеспечивает овладение навыками работы над отдельно взятой темой и презентации ее результатов.

Технология проектной деятельности применяется всеми педагогами нашей прогимназии, начиная с воспитателей подготовительных групп, которые привлекают своих воспитанников к участию в творческих групповых проектах – театрализациях, коллективных инсценировках, а также в изготовлении групповых коллажей и панно.

Поскольку большинство конкурсов и конференций, касающихся академических, информационно-коммуникационных и исследовательских способностей, организуются для обучающихся 3 – 4 классов и, кроме того, именно эта группа детей показывает наибольшую заинтересованность в подобных мероприятиях, в своей работе по психологическому сопровождению проектной деятельности обучающихся ориентируюсь именно на них.

За прошедшие годы под моим непосредственным руководством были реализованы такие индивидуальные и групповые проекты, как

- в 2011 – 2012 учебный году – индивидуальный научно-исследовательский проект «Развитие зрительной и слуховой памяти у младших школьников» (результаты представлены на всех уровнях – от школьного до всероссийского);

- в 2012 – 2013 учебным году  - индивидуальные научно-исследовательские проекты «Развитие памяти у младших школьников (Ведущий тип памяти)» и «Особенности здорового питания в детском оздоровительном лагере в период зимних каникул» (результаты проектов представлены на школьном и муниципальном уровне);

- в 2013 – 2015 учебных годах – индивидуальный научно-исследовательский проект «Определение уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников» (результаты представлены на городском и региональном уровне);

- в 2012 – 2013 учебном году – групповой проект «Человек и его внутренний мир» (разработано учебное пособие в виде электронного образовательного ресурса).

Интеллектуально-познавательные занятия, направленные на повышение мотивации деятельности, развитие гибкости мышления и умения мыслить нестандартно, провожу по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам». В структуру этих занятий входят:

  • упражнения мозговой гимнастики, представляющие собой простые и доставляющие удовольствие движения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле и сознании,
  • задачи – шутки, направленные на развитие самостоятельности мышления,
  • нестандартные задания, построенные на основе разнообразного математического и лингвистического, пространственного и графического материала, предполагающие дальнейшее развитие логических форм вербального мышления, а также
  • задания, направленные на развитие гибкости мышления, а значит, на развитие более глубоких межпредметных (метапредметных) универсальных учебных действий.

С течением времени количество детей, занятых индивидуальной проектной деятельностью, увеличивается. В связи с этим ставлю перед собой новую цель: работа с педагогами, которые в дальнейшем станут научными руководителями ребят при реализации их индивидуальных и групповых проектов. Соответственно, возникают и новые задачи:

- познакомить учителей с формами и методами работы с высокомотивированными детьми;

- научить их работать с необходимой документацией, появляющейся при реализации проектов.

Помимо традиционных сложностей подобной работы с обучающимися в плане нашей работы с ними (таких как поддержание мотивации детей, подбор наиболее адекватных форм и методов работы), сами ребята при переходе в другие образовательные учреждения, сталкиваются с другой проблемой. При активной работе с такими детьми в прогимназии, а затем – в 8 – 11 классах тех образовательных учреждений, в которые перешли наши выпускники, совершенно теряются из вида обучающиеся 5 – 6 классов. Кажется, в этом и состоит одна из причин того, что по данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.

При этом главной нашей целью остается вселить в ребенка уверенность в своих силах, увидеть в нем творческую личность.

Поддерживая познавательную инициативу, развивая жажду творчества и любознательность, мы помогаем ребенку радостно и успешно учиться.

Список использованной литературы:

1. Приказ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 04.03.2015)

2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для 4 классов – М.: РОСТ  – книга, 2009. – 48 с.