Проблемы и перспективы психологического сопровождения высокомотивированных детей
В статье отражены основные направления работы с высокомотивированными детьми - учащимися прогимназии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы и перспективы психологического сопровождения высокомотивированных детей
В связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Министерством образования и науки РФ 06 октября 2009 года, перед психологами образовательных учреждений в очередной раз был поставлен вопрос работы с одаренными детьми. Так,
- п.6 ФГОС НОО говорит о том, что Стандарт направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- п.7 – о том, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, в том числе, и разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Однако, кажется, в начальной школе стоит говорить еще не столько о развитии конкретных способностей ребенка (в конце концов, далеко не всегда способности и склонности совпадают в дальнейшем), сколько о развитии у как можно большего числа детей навыков переводить свое любопытство в познавательную потребность, быть чувствительными к возникающим проблемам, уметь решать задачи комбинированного, интегрированного типа – те задачи, с которыми они будут сталкиваться во взрослой жизни, не бояться выходить за рамки и проявлять гибкость мышления – то есть развивать как раз те черты личности и особенности деятельности, которые и превращают ребенка с задатками в способного и одаренного.
Реалии жизни показывают, что детей, которых можно увлечь, которым можно помочь раскрыть их потенциал, достаточно. Таких детей, нацеленных на саморазвитие, на достижение высоких результатов, принято называть высокомотивированными.
И тогда большую область применения обретает и п. 11 ФГОС НОО, говорящий о том, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления,
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата,
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии,
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Целью своей работы с высокомотивированными детьми определила создание психологических условий для наиболее полного индивидуально-личностного развития высокомотивированных обучающихся и приобретения ими позитивного опыта реализации своих способностей как на уровне прогимназии, так и на уровне города и региона.
Задачами явились:
1. Выявление высокомотивированных обучающихся.
2. Организация и проведение развивающих занятий с целью сохранения высокой мотивации, развития навыков самопрезентации и снижение уровня тревожности.
3. Сопровождение высокомотивированных обучающихся в процессе подготовки и участия в конкурсах, проектной и научно-практической деятельности.
Реализация этого направления в нашем учреждении на данный момент строится в соответствии со следующим планом:
№ | Мероприятие | Цель | Участники | Планируемый результат |
1. | - проведение диагностики обучающихся 3 - 4 классов (матрицы Равена, тест Торренса); - анкетирование родителей и учителей | Выявление высокомотивированных детей | Учащиеся 3 – 4 классов, педагоги, родители | Формирование группы высокомотивированных обучающихся с целью их сопровождения |
2. | - развивающие занятия с обучающимися 4 классов по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам» | Сопровождение высокомотивированных учащихся | Группы высокомотивированных учащихся 4 класса | Повышение мотивации к деятельности, развитие навыков самопрезентации, снижение уровня тревожности |
3. | - психологическое сопровождение обучающихся 3 – 4 классов в конкурсах и проектной деятельности в форме индивидуальных консультаций и групповых занятий | Сопровождение высокомотивированных учащихся | Высокомотивированные учащиеся | Повышение мотивации к деятельности, снижение уровня тревожности, помощь в работе над темой |
4. | - консультации по результатам диагностики | Сопровождение высокомотивированных учащихся | Родители, педагоги | Оказание помощи в поддержке и сопровождении детей родителями и педагогами |
Проектная деятельность, как одна из технологий работы с высокомотивированными обучающимися, способствует саморазвитию, самосовершенствованию, позволяет включить учеников начальных классов в активную исследовательскую деятельность, обеспечивает овладение навыками работы над отдельно взятой темой и презентации ее результатов.
Технология проектной деятельности применяется всеми педагогами нашей прогимназии, начиная с воспитателей подготовительных групп, которые привлекают своих воспитанников к участию в творческих групповых проектах – театрализациях, коллективных инсценировках, а также в изготовлении групповых коллажей и панно.
Поскольку большинство конкурсов и конференций, касающихся академических, информационно-коммуникационных и исследовательских способностей, организуются для обучающихся 3 – 4 классов и, кроме того, именно эта группа детей показывает наибольшую заинтересованность в подобных мероприятиях, в своей работе по психологическому сопровождению проектной деятельности обучающихся ориентируюсь именно на них.
За прошедшие годы под моим непосредственным руководством были реализованы такие индивидуальные и групповые проекты, как
- в 2011 – 2012 учебный году – индивидуальный научно-исследовательский проект «Развитие зрительной и слуховой памяти у младших школьников» (результаты представлены на всех уровнях – от школьного до всероссийского);
- в 2012 – 2013 учебным году - индивидуальные научно-исследовательские проекты «Развитие памяти у младших школьников (Ведущий тип памяти)» и «Особенности здорового питания в детском оздоровительном лагере в период зимних каникул» (результаты проектов представлены на школьном и муниципальном уровне);
- в 2013 – 2015 учебных годах – индивидуальный научно-исследовательский проект «Определение уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников» (результаты представлены на городском и региональном уровне);
- в 2012 – 2013 учебном году – групповой проект «Человек и его внутренний мир» (разработано учебное пособие в виде электронного образовательного ресурса).
Интеллектуально-познавательные занятия, направленные на повышение мотивации деятельности, развитие гибкости мышления и умения мыслить нестандартно, провожу по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам». В структуру этих занятий входят:
- упражнения мозговой гимнастики, представляющие собой простые и доставляющие удовольствие движения, которые помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле и сознании,
- задачи – шутки, направленные на развитие самостоятельности мышления,
- нестандартные задания, построенные на основе разнообразного математического и лингвистического, пространственного и графического материала, предполагающие дальнейшее развитие логических форм вербального мышления, а также
- задания, направленные на развитие гибкости мышления, а значит, на развитие более глубоких межпредметных (метапредметных) универсальных учебных действий.
С течением времени количество детей, занятых индивидуальной проектной деятельностью, увеличивается. В связи с этим ставлю перед собой новую цель: работа с педагогами, которые в дальнейшем станут научными руководителями ребят при реализации их индивидуальных и групповых проектов. Соответственно, возникают и новые задачи:
- познакомить учителей с формами и методами работы с высокомотивированными детьми;
- научить их работать с необходимой документацией, появляющейся при реализации проектов.
Помимо традиционных сложностей подобной работы с обучающимися в плане нашей работы с ними (таких как поддержание мотивации детей, подбор наиболее адекватных форм и методов работы), сами ребята при переходе в другие образовательные учреждения, сталкиваются с другой проблемой. При активной работе с такими детьми в прогимназии, а затем – в 8 – 11 классах тех образовательных учреждений, в которые перешли наши выпускники, совершенно теряются из вида обучающиеся 5 – 6 классов. Кажется, в этом и состоит одна из причин того, что по данным специалистов, занимающих этой проблемой, в возрасте 10 лет одаренными являются примерно 60 – 70% детей, к четырнадцати годам – 30 – 40%, а к семнадцати – только 15 – 20%.
При этом главной нашей целью остается вселить в ребенка уверенность в своих силах, увидеть в нем творческую личность.
Поддерживая познавательную инициативу, развивая жажду творчества и любознательность, мы помогаем ребенку радостно и успешно учиться.
Список использованной литературы:
1. Приказ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс] // Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 04.03.2015)
2. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей. Рабочие тетради для 4 классов – М.: РОСТ – книга, 2009. – 48 с.