«Песочная терапия – как метод психопрофилактики и психокоррекции повышенной тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности и плаксивости у дошкольников».

Дубинская Елена Владимировна
Цель занятия с использованием метода песочной терапии: психопрофилактика и психокоррекция детской тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности, плаксивости.
Аудитория: дети дошкольного возраста.
Актуальность. В последнее время участились случаи возникновения гиперактивности, агрессии у детей. Это связанно прежде всего с тем что родители как правило много работают и не достаточно времени проводят со своим «чадом». Дети самовольно смотрят взрослые фильмы, мультики которые пропагандируют насилие, агрессию. Проводят сутки на пролет за компьютерными играми, так называемые «стрелялки», в которых игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия. Как результат, дети не умеют строить диалог друг с другом, со взрослыми, утрачивается коммуникативный навык дошкольника. В итоге получаем гиперреактивность, и агрессивное поведение.
Отсутствие режима вне детского сада, приводит к тому, что у ребенка возникает повышенная тревожность. Дошкольники дома просиживают за компьютерными играми, за просмотром мультиков до полуночи, естественно детский организм начинает сопротивляться таким перебоям в работе, отсюда вытекает нервозность, апатия, плаксивость. Как итог, в садике воспитатели наблюдают вялое поведение у ребенка, нежелание ничем заниматься, отсутствие интереса к активным играм и другим методам, и формам работы.
Говоря простым языком, ребенок не высыпается, появляется чувство тревоги. А на призывы воспитателя к работе в группе, к выполнению заданий – агрессия, плаксивость. Попросту, у малышей нет сил на какие-либо формы игры. Часто от дошколят можно услышать следующие фразы: «не хочу», «не буду», «не умею», «не могу», «устал», «хочу спать», «хочу домой».
Конечно, существует ряд причин другого рода. Например, конфликты в семье между родителями, холодное отчуждение матери от ребёнка, гиперопека, либо гипоопека – одним словом неправильный стиль внутрисемейных взаимоотношений, деструктивный стиль воспитания также приводит к агрессии у дошкольника.
В своей работе по психопрофилактике гиперактивного, тревожного и агрессивного поведения у детей я применяю методы арт-терапии. На одном из методов мне хотелось бы остановиться более подробно. В нашем ДОУ он относительно новый. Метод «песочной терапии».
Учеными доказано, что песочек позитивно влияет на психическое развитие ребёнка. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику ручек у дошкольников, также чувственное восприятие, осязание. Происходит мощный разряд бессознательной энергии. Идёт работа по профилактике страхов, внутренних конфликтов детской души. Ребенок лечит сам себя.
В данной статье представлен материал по оформлению "песочного подноса" "своими руками".
Данная статья представляет интерес для практических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и методистов ДОУ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Песочная терапия – как метод психопрофилактики и психокоррекции повышенной тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности и плаксивости у дошкольников».

Автор:  Дубинская Елена Владимировна

Цель занятия c использованием метода песочной терапии: психопрофилактика и психокоррекция детской тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности, плаксивости.

Аудитория: дети дошкольного возраста.

Актуальность. В последнее время участились случаи возникновения гиперактивности, агрессии у детей. Это связанно прежде всего с тем что родители как правило много работают и не достаточно времени проводят со своим «чадом». Дети самовольно смотрят взрослые фильмы, мультики которые пропагандируют насилие, агрессию. Проводят сутки на пролет за компьютерными играми, так называемые «стрелялки», в которых игрок, как правило, действуя в одиночку, должен уничтожать врагов при помощи оружия. Как результат, дети не умеют строить диалог друг с другом, со взрослыми, утрачивается коммуникативный навык дошкольника. В итоге получаем гиперреактивность, и агрессивное поведение.

Отсутствие режима вне детского сада, приводит к тому, что у ребенка возникает повышенная тревожность. Дошкольники дома просиживают за компьютерными играми, за просмотром мультиков до полуночи, естественно детский организм начинает сопротивляться таким перебоям в работе, отсюда вытекает нервозность, апатия, плаксивость. Как итог, в садике воспитатели наблюдают вялое поведение у ребенка, нежелание ничем заниматься, отсутствие интереса к активным играм и другим методам, и формам работы.

Говоря простым языком, ребенок не высыпается, появляется чувство тревоги. А на призывы воспитателя к работе в группе, к выполнению заданий – агрессия, плаксивость. Попросту, у малышей нет сил на какие-либо формы игры. Часто от дошколят можно услышать следующие фразы: «не хочу», «не буду», «не умею», «не могу», «устал», «хочу спать», «хочу домой».

Конечно, существует ряд причин другого рода. Например, конфликты в семье между родителями, холодное отчуждение матери от ребёнка, гиперопека, либо гипоопека – одним словом неправильный стиль внутрисемейных взаимоотношений, деструктивный стиль воспитания также приводит к агрессии у дошкольника.

В своей работе по психопрофилактике гиперактивного, тревожного и агрессивного поведения у детей я применяю методы арт-терапии. На одном из методов мне хотелось бы остановиться более подробно. В нашем ДОУ он относительно новый. Метод «песочной терапии».

Учеными доказано, что песочек позитивно влияет на психическое развитие ребёнка. С помощью песка мы развиваем мелкую моторику ручек у дошкольников, также чувственное восприятие, осязание. Происходит мощный разряд бессознательной энергии. Идёт работа по профилактике страхов, внутренних конфликтов детской души. Ребенок лечит сам себя.

Иногда при работе и наблюдении за детьми, начинаешь замечать, что на каком-то этапе ребенок погружается в мир сказки и своей фантазии. У него оживают образы игры.

Своими руками, в этом году мною была разработана коробка «Сафари».

Песочная терапия с элементами диких животных, стилизованная под Сафари.  

Кроме того, что с помощью игры с дикими и экзотическими животными ребенок может выплеснуть разряд негативных эмоций, лишнее напряжение, он также знакомится с миром зверей пустыни и Африки.

У каждого животного в нашем «Сафари» есть семья, детки.

Я предлагаю найти каждому животному детей, проговорить правильное название животных, их детенышей. Мы классифицируем. Помимо того, как развивается игровой сюжет, мы также активно развиваем познавательные процессы.

Не редко, я совмещаю в своих занятиях элементы песочной терапии с другими формами коррекции.

Например, на подгрупповых развивающих занятиях очень хорошо предложить ребеночку, который справился с заданием быстрее всех, а это как правило гиперактивные детки, поиграть с песком.

На моих занятиях они знают, что в то время пока другие ребята заканчивают например дорисовывать, я позволяю им поиграть с песком.

Педагогам рекомендую в группах обустроить «уголки диких животных», ну а лучше «уголок песочной терапии» по примеру того, который был сделан мною. Ребенок всегда может подойти и выплеснуть накопившуюся обиду, негодование в игре с животными, а не на других детях.

Песочной терапией активно занимались юнгианские аналитики. Карл Густав Юнг основатель аналитической терапии предложил принцип «терапии песком». Как известно школа юнгианства развивала идеи психологии бессознательного. В песочной терапии активно высвобождается энергия бессознательного, которая может быть заблокирована у ребенка. Во время сеанса песочной терапии происходит самоисцеление детской души. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты [3][5][6].

Автором метода «Песочной терапии» является швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff). Она же является автором книги «Sandplay». (Boston: Sigo Press, 1980), в которой описывает случаи из практики.

Взрослый в этой игре может быть активным наблюдателем, но не диктовать условия ни в коем случае.

Хорошо если сеанс песочной терапии сопровождается музыкотерапией.

        А теперь остановимся на оформлении коробки для «песочной терапии».

Какое оснащение необходимо для разработки песочной терапии:

  1. Во-первых, нужно ваше чистое намерение и желание от всей души сделать что-то хорошее своими руками.
  2. Берем обычный деревянный ящик. Например, я подключала коллектив ДУЗ. И деревянный ящик мы сбивали из бросового материала. Песочные терапевты называют ящик «подносом» [1].
  3. Затем, желательно его покрасить в спокойные приятные тона такие как (голубой, оливковый), которые будут сочетаться с цветом песка и успокаивать дошколят. Я решила обклеить ящик клейкой плёнкой. Дабы избежать неприятного, и даже в чем-то вредного запаха краски, и не ждать долгого высыхания. Мой выбор остановился на приятном светло салатовом цвете.
  4. И конечно песок. Он должен быть не сильно крупным, просеянным, чистым. Я подбирала мелкодисперсный песочек светлого цвета и приятного на ощупь. Сочетание цвета песочка получилось гармоничным со светло салатовым ящиком.
  5. Игрушки:

- это могут быть куклы, человечки, сказочные герои: злые и добрые, феи, принцессы;

- животные (экзотические, дикие, домашние, сказочные, несуществующие…). Я подбирала диких и экзотических, так как у нас песочная терапия стилизована под Сафари.

- растения игрушечные (деревья, цветы, фрукты, овощи). В нашей коробочки присутствовало несколько огромных цветков для феи [4].

Девочкам очень нравится играть именно куколками.

- птицы;

- природный материал (ракушки, камушки, шишки, желуди…).

Например, наш поднос оформлен полностью крупными и мелкими ракушками, причем с имитацией жемчуга, получилась очень символично песок и элементы морской стихии.

- загоны для животных, домики животных, постройки различные, которые можно перемещать;

- флаконы духов, телевизоры, пирамидки, кубики, вообще все что ассоциируется с домашним бытом.

Весь подручный материал можно закрепить с помощью горячего силикона, специального пистолета.

Занятия можно проводить индивидуально, либо в малых группах по 3-4 человека. Величина коробки нашей песочной терапии позволяет играть 3 деткам за один раз. Поэтому я больше и не приглашаю, чем 2-3 ребенка на занятие. Однако, если габариты групп и самого подноса позволяют приобщить к полезному делу больше детей, то я считаю, что смело 4 человека могут принимать участие.

Однако, отмечу, что в моей практике я наблюдала следующее, ребенок больше раскрывается когда играет с песочком один, без сверстников. Поэтому, интуиция психолога, воспитателя должна подсказывать кому больше подойдут индивидуальные занятия, я для кого более приемлемыми будут подгрупповые, либо занятия в парах. Нужно смотреть по проблеме, как говорится.

Важно, чтобы ребенок проговаривал свои эмоции, ощущения во время занятия.

Психолог может спросить: «Что ты чувствуешь?», «Какой песочек на ощупь?», «Тепло ли твоим ручкам?» и.т.д.

Допустим, с игрушками для песочной терапии могут помочь родители, воспитатели, и весь дружный коллектив ДОУ. Наверняка у каждого дома остаются маленькие игрушки от шоколадных яиц «киндер-сюрпризов», и найдётся «всякая всячина», которая остается от старших детей, или те игрушки, которыми ребенок уже не играется дома, а в садике с удовольствием в новом оформлении захочет с ними вновь познакомиться.

Сами дошколята после первого занятия, доносят различные игрушки, небольшого размера, с которыми им хотелось бы поиграть в следующий раз.

Выводы: метод «песочной терапии» относится к одному из методов арт-терапии, который относительно недавно получил развитие и применении в педагогике, однако психологи, педагоги отмечают мощную положительную динамику в процессе воспитания, развития, обучения и становления личности дошкольника. Данный метод представляет собой панацею от повышенной детской тревожности, агрессии, гиперактивности. Является психопрофилактикой детских травм, страхов, плаксивости. Стабилизируется психоэмоциональное состояние дошкольников. Уходит напряжение. Ребенок избавляется от негативных эмоций и получает позитивные, радуется. Развиваются познавательные процессы (мышление, память), творческие способности (воображение, фантазия). Развивая мелкую моторику рук, совершенствуем речь.  

Данная статья представляет интерес для практических психологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и методистов ДОУ.

И напоследок, хочу пожелать воспитателям, специальным и социальным педагогам, практическим психологам креативности и успехов в работе с дошколятами в применении метода «песочной терапии»…

Источники:

  1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;
  2. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
  3. Интернет-ресурсы. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Песочная терапия.
  4. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
  5. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М., 1995.
  6. Юнг. К.Г. Символы трансформации. М., 2008.

Приложения к статье:

Фотоматериалы к публикации, в соответствии с тематикой. Количество – 10 шт.

Сведения об авторе: Дубинская Елена Владимировна, педагог-психолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» села Каменоломня Сакского района Республики Крым.

E-mail: dubinskaya-elena-2010@mail.ru.