Психологические особенности взаимодействия дошкольников в игре

Халина Ирина Семеновна

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать   вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологические особенности взаимодействия дошкольников в игре

  1. Формы общения дошкольников в игре.
  2. Внутренние и внешние конфликты детей в игре.
  3. Основные пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников в игре.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких личностных качеств как сочувствие, стремление к оказанию помощи, умение разделить радость, а также качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию.

Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно    рассматривать   вне    организации    содержательной    игровой  деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Автор Лисина М.И. выделяла три формы общения дошкольников со сверстниками, которые последовательно сменяют друг друга на протяжении пяти лет жизни (2-7 лет).

Первая это – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (от 2 до 4 лет). Вторая – ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (от 4 до 6 лет) и третья форма внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (от 6 до 7 лет).

Ситуативно-деловая форма общения сверстников – это основная для дошкольного детства разновидность коммуникативного взаимодействия. Для нее характерна  потребность в сотрудничестве и признании, реализуемая в коллективной сюжетно-ролевой игре.

Внеситуативно-деловая форма общения складывается в самом конце дошкольного возраста (6-7 лет). Она наблюдается у немногих детей. В рамках внеситуативно-делового общения дошкольники используют все три категории средств, но ведущее место принадлежит речи. Формируются товарищеские связи с ровесниками – становление субъективного отношения к ним, т.е. умения видеть в них равную себе личность.

Игра дошкольников является многоплановым, многопластовым образованием, которое порождает разные типы детских отношений: сюжетные (или ролевые), реальные (или деловые) и межличностные отношения.

В связи с этим выделяют семь основных причин возникновения конфликтов детей в игре:

  • разрушение игры;
  • по поводу выбора общей темы игры;
  • по поводу состава участников игры;
  • из-за ролей;
  • из-за игрушек;
  • по поводу сюжета игры;
  • по поводу правильности игровых действий

В дошкольном возрасте в процессе игровой деятельности детей могут наблюдаться внешние и внутренние психологические конфликты.

Внешние конфликты  у дошкольников порождаются противоречиями, возникающими при организации ими совместной деятельности или в процессе ее. Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей и за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов межличностных отношений. Поэтому они имеют преходящий, ситуативный характер и обычно разрешаются самими детьми путем самостоятельного установления нормы справедливости. Внешние конфликты полезны, так как они представляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых, полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.

Внутренние конфликты  являются наиболее сложными по своей структуре и могут привести  к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы.

Внутренний конфликт возникает у дошкольников в условиях их ведущей игровой деятельности и большей частью скрыт от наблюдения. В отличие от внешнего он вызывается противоречиями, связанными не с организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с ее сформированностью у ребенка, противоречиями между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре или противоречиями в мотивах игры ребенка и сверстников. В обоих случаях речь идет о несформированности ведущей игровой деятельности дошкольников, что способствует развитию психологического конфликта. Такие противоречия не могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В условиях этих противоречий ущемляется внутренний эмоциональный комфорт ребенка, его положительное эмоциональное самочувствие. Функция внутренних конфликтов сугубо отрицательная, они тормозят становление полноценных, гармонических отношений и формированию личности.

Психолого-педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста

Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с родителями (беседы с родителями, наблюдение за ребенком в игре, режимных моментах, социометрические исследования).

Во-вторых, необходимо использовать игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми (это различные психологические игры, упражнения, сказки).

В-третьих, наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа, которые также помогают налаживанию бесконфликтного общения между детьми, Например: «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры).  Принятие групповых решений. Многие решения в ходе занятия принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли. Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства (коммуникативные и релаксационные игры).

Литература

  1. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей у дошкольника, 2012.
  2. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников, 2003.
  3. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М.:Генезис, 2007.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.М.,2001.
  5. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2007.
  6. Царева Ю.В.  Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр  М.: Книголюб, 2007.
  7. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детском саду. — Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологические особенности взаимодействия дошкольников в игре Формы общения дошкольников. Внутренние и внешние конфликты детей в игре. Основные пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками в игре.

Слайд 2

Формы общения дошкольников: Эмоционально-практическая (2-4 лет) Ситуативно-деловая (4-6 лет) Внеситуативно-деловая (6-7 лет)

Слайд 3

Основные причины возникновения конфликтов у детей в игре Разрушение игры По поводу выбора общей темы По поводу состава участников игры Из-за ролей Из-за игрушек По поводу сюжета игры По поводу правильности игровых действий

Слайд 4

Психологические конфликты Внешние Внутренние

Слайд 5

Психолого-педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста

Слайд 6

1. Изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками, удовлетворенность ими, отношения с родителями.

Слайд 7

2 . Необходимо использовать игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

Слайд 8

3. Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа, которые также помогают налаживанию бесконфликтного общения: «Ритуальные действия» Принятие групповых решений Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства

Слайд 9

Литература 1. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2007. 2. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М.:Генезис, 2007. 3. Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и игр М.: Книголюб, 2007. 4. Панфилова М.А. Игротерапия общения.М.,2001. 5. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников, 2003. 6. Чернецкая Л. В. Психологические игры и тренинги в детс­ком саду. — Ростов-на-Дону, 2005. 7. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов-на-Дону, 2005. 8. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей у дошкольника, 2012.