Педагогический проект "В детский сад без слез"

Полугрудова Алёна Юрьевна

Представлен сценарий долгосрочного педагогическогоо проекта "В детский сад без слез"

Тема проекта: «Система психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению».

Возрастной контингент воспитанников: дети раннего возраста (с 2-х до 3-х лет).

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

1.     Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

2.     Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;

3.     Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pedagogicheskogo_proekta.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий педагогического проекта

«В детский сад без слез»

Автор проекта: Полугрудова Алёна Юрьевна.

Должность, место работы: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 10» г. Усолье-Сибирское.

Место реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Усолье-Сибирское.

Название проекта: «В детский сад без слез»

Тема проекта: «Система психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению».

Направленность развития детей, в рамках которой проводится работа по проекту: комплексная (социализация, сохранение здоровья, развитие познавательных процессов). 

Возрастной контингент воспитанников: дети раннего возраста (с 2-х до 3-х лет).

Участники проекта: дети, родители, воспитатели первой младшей группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра.

Тип проекта: практико-ориентированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Номинация Фестиваля: «Долгосрочные педагогические проекты»

Актуальность проекта: Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает, что отражено в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3) подчеркивается ответственность педагогов и психологов, в частности, за социальную адаптацию ребенка в образовательном учреждении. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении является одним из основных направлений деятельности психолога в образовании в соответствии с положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (приказ от 22.10.99 № 636) и положению о службе практической психологии в системе образования Иркутской области (приказ от 29.10.03 № 1431). Согласно программе создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям выявление и психолого-педагогическая помощь должны быть максимально ранними. Это создает условия для эффективной организации благоприятных условий для развития детей.  

Важность эффективной организации адаптационного периода связана с тем, что при поступлении в детский сад и связанную с ним разлуку с матерью ребенок переносит наиболее болезненно именно в возрасте 2-2.5 лет. Только слаженные, продуманные действия педагогического коллектива и родителей помогают преодолеть трудности в адаптации детей к детскому саду.

В связи с введением в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений федеральных государственных требований (приказ № 665 от 23.11.2009 г.) одним из ведущих принципов становится интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Возникла необходимость поиска новых форм и методов работы с воспитанниками и их семьями.

Существует противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, существует ряд теоретических исследований адаптации малышей к условиям ДОУ, отдельные методы и технологии работы с участниками образовательного процесса, представленные в литературе. С другой стороны, в нашем дошкольном учреждении не было системности в работе в период адаптации, взаимодействия участников образовательного процесса.

В начале работы в дошкольном учреждении столкнулась с рядом проблем:

  1. Родители детей раннего возраста часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, особенно в период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но воспитатель группы не всегда готов к этой деятельности в силу многоаспектности процесса адаптации. Ему необходима помощь узких специалистов: медиков, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
  2. Отсутствие эффективных форм работы с родителями, позволяющими побудить интерес к жизни ребенка в детском саду, снизить тревожность родителей, сформировать активную позицию в процессе адаптации ребенка.

Таким образом, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации на основе принципов развития и интеграции образовательного процесса, основанной на сотрудничестве воспитателей и узких специалистов.

Цель проекта: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта:

  1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;
  3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Пути и методы решения поставленных задач:

Задача по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду является приоритетной. Для ее решения в нашем учреждении традиционно использовались следующие формы работы:

- постепенный прием детей в группу детского сада;

- гибкий режим пребывания ребенка в группе;

- утро радостных встреч;

- индивидуальный подход к детям на основе их психологических особенностей (информация об особенностях ребенка на основе анкетирования и бесед с родителями при приеме ребенка в дошкольное учреждение).

Для повышения эффективности процесса адаптации детей к детскому саду и облегчения разлуки с матерью было решено использовать такие формы работы с детьми:

- адаптационные игры в течение дня;

- адаптационные игровые занятия с детьми.

Адаптационные игры в течение всего времени пребывания ребенка в группе в соответствии с режимом проводятся воспитателями группы. Игровое взаимодействие строится на основе уровня адаптированности ребенка и включает в себя три этапа:

- развитие контакта со взрослыми;

- освоение новых видов деятельности, игрового пространства группы;

- формирование контактов с ровесниками.

1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новыми взрослыми.

  • Цель: формирование доверия к педагогам.
  • Задачи: удержание внимания на новом взрослом; установление эмоционального контакта; стимулирование инициативы в общении;
  • Формы организации игрового взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами.

2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.

  • Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
  • Задачи: освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчинятся правилам; стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.
  • Формы организации игрового взаимодействия: психогимнастические игры, игры-имитации, предметные игры.

3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками:

  • Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
  • Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика на эмоции сверстника; формирование умения действовать сообща; обучение обмену действиями как способу общения.
  • Формы организации игрового взаимодействия: коммуникативные игры, хороводные игры.

Адаптационные игровые занятия проводятся педагогом-психологом в течении всего учебного года, так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении нескольких месяцев).  Занятия проводятся на основе программы Роньжниной А. С. «Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Основные цель занятий с детьми: преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации.

 Задачи комплексного развития детей: снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, развитие познавательных процессов (внимания, восприятия, речи, воображения), развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, формирование произвольности поведения.

Методы работы: игровая терапия; элементы рисуночной терапии;  элементы музыкальной терапии.

Обучение воспитателей методам работы с детьми в период адаптации осуществляется посредством вовлечения воспитателей в проведение адаптационных занятий с детьми. Воспитатель перенимает методы и приемы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

С целью повышения квалификации воспитателей групп раннего возраста нашего учреждения, а также детских садов города были проведены следующие мероприятия:

- мастер-класс по теме «Семейный адаптационный клуб Росток»,

- презентация опыта работы «Игра как средство снятия эмоционального напряжения в период адаптации к детскому саду».

Коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьями детей, поступающих в дошкольное учреждение, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни малышей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях. Одной из таких форм явилась организация семейного адаптационного клуба - «Росток».

В основу данной разработки положена идея интеграции различных образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, физическое развитие. Семейный клуб как форма работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей группы с узкими специалистами: медиками, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Организация работы клуба включает как теоретические методы работы с родителями (консультации, дискуссии, мозговой штурм), так и практические (упражнения, игры, практикумы), а также совместную деятельность родителей с детьми (игры, совместное творчество). Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования. На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.

План реализации проекта

Этапы проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1-й этап. Подготовительный

Разработка концепции проекта.

Май 2012 года

Педагог-психолог

Проведение родительского собрания «Адаптация к детскому саду – это серьезно».

Май 2012 года

Педагог-психолог, воспитатели группы

Подбор диагностических методик, позволяющих отследить эффективность реализации проекта.

Июнь 2012 года

Педагог-психолог

Составление перспективных планов работы:

- адаптационных игровых занятий с детьми;

- заседаний семейного адаптационного клуба «Росток».

Июнь 2012 года

Педагог-психолог

Подбор материалов для консультаций с родителями, подготовка письменных консультаций и информационных буклетов.

Июнь 2012 года

Педагог-психолог

Создание картотеки адаптационных игр.

Июнь 2012 года

Воспитатели группы

2-й этап. Практический

Диагностика уровня готовности детей к поступлению в детский сад, изучение индивидуальных особенностей детей посредством анкетирования.

По мере поступления детей

Воспитатели группы, педагог-психолог.

Мониторинг уровня адаптации детей к дошкольному учреждению.

В течение адаптационного периода

Воспитатели группы, педагог-психолог.

Диагностика уровня социально-эмоционального развития детей.

В течении года по эпикризным срокам

Педагог-психолог

Проведение адаптационных игр в течение дня.

В течение года

Воспитатели группы

Организация адаптационных игровых занятий с детьми на основе перспективного плана (приложение 1).

В течение года

Педагог-психолог

Организация работы семейного адаптационного клуба «Росток» на основе перспективного плана (приложение 2).

В течение года

Педагог-психолог

Индивидуальные консультации с родителями воспитанников по вопросам развития детей и их адаптации к ДОУ.

По запросу

Педагог-психолог, воспитатели группы

Анкетирование родителей «Ваше мнение о работе педагогов в период адаптации ребенка к ДОУ».

Май 2013 года

Педагог-психолог

3-й этап. Заключительный

Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста детских садов города «Семейный адаптационный клуб».

Февраль  2013 года

Педагог-психолог

Презентация опыта работы по теме «Игра как средство снятия эмоционального напряжения у детей раннего возраста» на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста и педагогов-психологов города.

Март 2013 года

Педагог-психолог

Презентация проекта на методическом объединении педагогов-психологов города.

Сентябрь 2013 года

Педагог-психолог

Ожидаемый результат: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям образовательного учреждения.