Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся дошкольного возраста («Пуговицы с секретом»).
«Пуговицы с секретом» Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 285 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
Мастер – класс
Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся дошкольного возраста
(«Пуговицы с секретом»).
Педагог-психолог:
Масленникова
Оксана Владимировна
Тайшет, 2015
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. | 3 | |
Актуальность проблемы. Обоснование актуальности выполнения мастер-класса | 5 | |
Выявление проблемы. | 5 | |
Цель мастер-класса. | 5 | |
План – конспект занятия | 6 | |
Практическая часть | 7 | |
Рабочий план реализации мастер-класса. | 10 | |
Заключение. | 12 | |
Список используемых источников. | 13 | |
Приложение1. | 14 | |
Приложение 2. | 34 | |
Приложение 3 (презентация). | 37 |
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.
Для детей дошкольного возраста, эта проблема стоит наиболее остро, поэтому, в нашем муниципальном бюджетном образовательном учреждение дополнительного образования детей «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга» в группах где дети в возрасте от 4 до 6 лет: «Школа раннего эстетического развития «Теремок», «Школе будущего первоклассника «Букваренок», «Группа кратковременного дневного пребывания детей «Радужка», проводятся занятиях с психологом, разработана система по развитию мелкой моторики. Часто отставание в развитии моторных функций становится причиной нарушения письма (дисграфии). Причиной дисграфии часто называют недоразвитие высших психических функций и устной речи. Недостатки тонких движений пальцев рук отмечаются примерно у 70% детей. Они проявляются в слабом развитии навыков самообслуживания, при выполнении противоположных действий каждой рукой, в аритмичности и нечеткости пальцевых движений. У многих детей отмечено проявление синкинезий (сопутствующие движения) противоположной руки, руки и артикуляционных органов, в сочетании с ногами. Как правило, если низкий уровень моторного развития, то в последующем и графомоторные навыки будут развиты слабо (расстройство почерка, пропуски букв, недописывание их элементов, низкий темп письма).
Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики. Рядом исследователей доказано (М.М. Кольцова, А.В. Антакова - Фомина и др.), а практикой подтверждено, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей. Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И.П.Павлов, А.Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА.
Не случайно в истории развития человечества роль рук подчёркивается особо.
Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Актуальность Проблемы развития мелкой моторики и координации пальцев рук актуальны на протяжении всего дошкольного периода.
Выявление проблемы:
Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов) т.к. руки обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дошкольники держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Таким образом, развитие мелкой моторики является одной из важных задач подготовки детей дошкольного возраста к школе.
Цель мастер-класса:
Показать методы развитие мелкой моторики руки коррдинации детей дошкольного возраста посредством изготовления изделий из пуговиц и продемонстрировать связь развития моторики рук с развитием связной речи, мышления и творческих способностей воспитанников.
Задачи:
- выбор темы, формы и вида занятия
- определение методов и средств обучения, воспитания и формирования интереса к занятиям
- выбор наглядного и раздаточного материала
- разработка плана-конспекта занятия
- практическая демонстрация занятия
План-конспект занятия
Развитие мелкой моторики и координации движений рук обучающихся
дошкольного возраста («Пуговицы с секретом»).
Цель- развитие мелкой моторики, памяти, внимания, тактильных (осязательных) чувств.
Задачи:
- Выявить индивидуальные особенности мелкой моторики у обучающихся.
- Обучить детей играм и упражнениям для тренировки пальцев и тактильной чувствительности детей;
- Сформировать элементарные графические навыки;
- Развить коммуникативных навыков;
- Подготовить руку ребенка к письму.
Методы и приемы для реализации поставленных задач.
- шнуровка;
- застегивание пуговиц;
- пальчиковые упражнения с речевым сопровождением;
- самомассаж кистей и пальцев рук;
- использование графических упражнений;
- перебирание и сортировка пуговиц;
- нанизывание бус, пуговиц, на леску;
- рассказ о своей работе;
-обсуждение итогов коллективной работы
Практическая часть
Представьте вы обучающиеся средней группы детского сада, то есть дети 4-5 лет, тема нашего сегодняшнего занятия «Развитие мелкой моторики и координации движений рук», мы с вами отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут «Пуговицы с секретом».
Для того, чтобы нам с вами узнать как можно больше секретов о пуговицах, необходимо разделиться на 3-4 группы, каждой группе я приготовила карточки, которые помогут нам путешествовать по волшебной стране.
Итак, мы разделились на группы, у каждой группы на столе стоит коробочка с пуговицами, давайте мы сначала повторим с вами правила безопасности работы с пуговицами:
- Содержать рабочее место в порядке.
- Не бери пуговицу в рот и не играть ею.
- Не прячь пуговицы в одежду.
- Убери рабочее место.
Молодцы, все знают, как правильно работать с пуговицами.
Давайте, мы с вами все поделаем упражнения для рук, погрузите руки в коробочки с пуговицами:
- Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.
- Захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.
- Погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.
- Наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
- Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
- Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
- Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.
Ну, вот мы с вами размяли наши пальчики, теперь давайте поработаем в группах, сейчас я раздам вам карточки с заданиями, которые помогут вам выполнить задание
1 группа занимается шнуровкой.
Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета.
Предлагается толстая нитка, картон с отверстиями под нить и пуговицы. Просовывайте нитку в отверстия пуговиц и картона. Затем посчитайте пуговицы.
2 группа занимается сортировкой.
Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации.
Предлагается разложить пуговицы по цвету и счету.
- рассортировать по номеру цифры указанной в клеточке;
- разложить пуговицы по цветам.
(работу выполняйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые).
3 группа выполняет пуговичное ожерелье.
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, закрепление понятий цвет, форма, величина
Возьмите толстую прочную нитку. Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку в два отверстия). Крепко завяжите нитку. Ожерелье готово.
4 группа выполняет мозаику.
Цель: развитие коммуникативных навыков, творческого мышления.
Из всех имеющихся пуговиц выложить на картоне сказочный цветок (животное, машину и т.д.). Как только рисунок будет готов, приклеить пуговицы на клей. Нужно использовать все пуговицы, а затем рассказать о том, что изображено.
По окончании выполнения задания, дети включаются в оформление выставки работ.
Выставка работ из пуговиц.
Цель: Создание ситуации успеха для воспитанников
Задачи:
- формирование положительных эмоций и чувства значимости обучения
- усиление активного отношения к обучению
- корректировка негативного отношение к обучения
Таким образом, в процессе занятия, педагог методом наблюдения, может определить проблемы у каждого воспитанника и скорректировать работу с учетом индивидуальных особенностей данных воспитанников.
Рабочий план реализации занятия.
№ п/п | Содержание занятия | Цель мероприятия | Участники | Сроки проведения |
Знакомство с самыми первыми пуговицами, их материалами. Упражнение в обследовании и различении различных пуговиц, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. | Формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками | Психолог, дети группы | (сентябрь) | |
"Придумай и нарисуй свою пуговицу" | Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер. | Психолог, дети группы | (октябрь) | |
«Мы - дизайнеры» | Формирование умения лепить необычную пуговицу из соленого теста. | Психолог, дети группы | (октябрь) | |
Создание коллекции необычных пуговиц | Обследовать и различать пуговицы, закреплять знания о пуговицах, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. | Психолог, дети группы | В течение учебного года | |
Игра «Мозаика из пуговиц» | Ребенок выкладывает в свободные кружочки пуговицы по цветам. Игра с пуговицами отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие. | Психолог, дети группы | В течение учебного года | |
Игра «Выложи узор» | Игра развивает мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память, а также формирует представление о многообразии видов пуговиц | Психолог, дети группы | В течение учебного года | |
Создание мини-музея поделок из пуговиц (совместно с родителями) | Привлечь родителей участвовать в проекте. Оформление мини-музея поделок из пуговиц в группе. | Психолог, дети группы, родители | (декабрь) |
Заключение
Развивающая работа — это решение задач развития, актуальных сегодня для данного конкретного ребенка, данной группы детей определенного возраста и этапа коллективного развития, для детей данного учреждения, и т. д. В ходе решения этих задач ребенок обретает новые психологические способности, навыки и умения.
Развитие тех или иных способностей, качеств, умений ребенка происходит в том случае, если взрослыми созданы определенные условия. Создание и реализация таких развивающих условий составляют существенную часть профессиональной компетентности педагога-психолога. Предлагаемые нами пуговичные игры помогут разнообразить возможности развивающей работы.
Коррекционные упражнения и дидактические игры с пуговицами проводятся как с группой детей, так и индивидуально; как целое занятие, так и его часть.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения задания; усидчивость и произвольность психических процессов, тренирует аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия. Нельзя недооценивать релаксационное воздействие на организм ребенка различных манипуляций с пуговицами, желание ребенка бесконечно трогать и перебирать их.
Пуговичные игры просты в применении, манипуляции с пуговицами экологичны, не вызывают аллергии. Пуговицы не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться, они легко моются, обрабатываются.
Мы рассмотрели теоретические основы развивающей работы, перечислили принципы, характеризующие процессы развития в детстве, описали условия для организации групповой и индивидуальной развивающей работы и создали картотеку пуговичных игр, которая успешно используется нами в развивающей работе с дошкольниками.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов.- Москва: Академический Проект, 2004 .
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996. 580 с.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
- Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, волевого, эмоционального развития детей 5-6 лет.-СПб.:Речь; М.:Сфера, 2012.- 155 с.
- Кутепова И. Зачем психологу пуговицы?//Обруч-2011- №11.
- О понятии развивающего обучения. Давыдов В.В. // Вопросы психологии.- 1995.- №5.
- Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.:Питер, 2004. — 592 с.
- Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников. - М.: ВАКО, 2008. - 192 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития.: Научно-методическое пособие для психологов и педагогов. - М.: МГППУ, 2006. — 96 с.
Приложение 1.
Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсомоторной сферы (моторика рук, общая координация движений, закрепление понятий «цвет», «величина»).
Поезд из пуговиц.
Цель: развитие мелкой моторики,
Предложите ребенку отобрать самые большие пуговицы и выложили их в ряд. Это будет поезд, где каждая пуговичка - вагончик. Потом предложите собрать самые маленькие пуговички по такому же принципу. Потом предложите выложить «поезд» из пуговиц одинакового цвета.В большие пуговички- вагоны можно посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами. Для того, чтобы поезд поехал можно предложить такую игру: последнюю пуговичку ставили вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.
Дорожки.
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Предложите ребенку разложить в линию пуговицы. Один ряд больших пуговиц. Другой ряд - все средние пуговицы. Самый последний ряд- маленькие пуговицы.
Поменяем местами.
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Пуговицы разложены на столе в 2-3 ряда. Вначале ребенок произвольно меняет местами две любые пуговицы. Усложнение: меняет местами пуговицы, которые указывает ведущий. Например: «Поменяй местами большую круглую красную пуговицу в первом ряду и маленькую квадратную голубую во втором ряду двумя руками одновременно».
Самостоятельное открытие
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Покажите малышу, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самостоятельно. Не подсказывайте, что крупная пуговица не пройдет в бутылку, пусть малыш сам сделает это открытие. После нескольких неудачных попыток ребенок научится соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц.
Пуговичная копилка
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия
На крышке банки из-под кофе или какао сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!
Игра «Больше - меньше»
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Для этой игры подойдет прозрачный пластмассовый контейнер с крышкой и пуговицы разного размера. Сделайте в банке три отверстия: маленькое, среднею и большое. Покажите малышу, как бросать маленькую пуговицу в маленькое отверстие, среднюю в среднее, большую в большое. Для деток до 2 лет достаточно двух отверстий. Эта игра научит ребенка различать предметы по размеру.
Пуговицы и платочек
Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики.
Взять одну пуговицу и три платочка. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет пуговку под один из платочков. Задача ребенка отыскать пуговку. Задание можно усложнить. Взять 2 пуговицы разной формы – круглую и в виде кораблика (треугольную). Спрятать под платочки и ребенок на ощупь через платочки должен угадать форму пуговицы.
«Супчики» из пуговиц.
Цель: развитие мелкой моторики.
Это девчонки любят! В игрушечные кастрюльки пуговки насыпать, мешать их, варить, ложкой по тарелкам раскладывать - красота! Какого цвета будет у нас пуговичный компот? А борщ?
Кастаньеты
Цель: развитие мелкой моторики, слухового восприятия.
Пусть ребенок прикрепит тоненькими резиночками пуговицы разных размеров к пальцам. Выстукивает ими различные ритмы.
Прибей пуговку
Цель: развитие мелкой моторики.
Кнопками-гвоздиками, или гвоздиками с широкими шляпками прибиваем пуговки с широкими дырочками к пенопласту, создавая разные узоры и очертания желаемых предметов".
Необычное нанизывание
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия.
Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку (вы можете предварительно отрезать острые кончики зубочисток). Покажите ребенку, как можно нанизывать пуговицы на необычный стерженек. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов. Вы можете воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них. Кстати, не все пуговицы, возможно нанизать на зубочистку, так как диаметр дырочек на пуговицах не всегда соответствующий. Поэтому либо вы предварительно отбираете подходящие пуговки для этой игры, либо вы предоставляете ребенку возможность убедиться в несоответствии на собственном опыте и сделать свои выводы. Играя с ребенком постарше, вы можете просить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на такой стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.
Шнуровка
Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета.
Предложите ребенку толстую нитку и пуговицы. Пусть просовывает нитку отверстия пуговиц. Затем посчитайте пуговицы. Это упражнение можно делать в подгруппе на скорость.
Пирамидка
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия
Предложите ребенку сделать пирамидку из пуговиц (начиная с самой большой и заканчивая маленькой пуговкой). Пуговицы складываются стопочкой.
Игра «Забавная змейка»
Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия.
Для этой игры понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите крохе нанизать пуговички на шнурок. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, — таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы. А меленькие модницы смогут оценить по достоинству такой браслет из пуговиц.
Жук
Цель: развитие мелкой моторики, воображения.
Возьмем большую плоскую пуговицу с четырьмя отверстиями. В диагональные отверстия проденем нитку, завязав ее кольцом. Натянем нитку и закрутим ее, чтобы получился жгут крученый. Разводим закрученную нить за концы в разные стороны. Нитка начнет разматываться. Вместе с ней пуговица начнет вращение, издавая при этом жужжащий звук. Скорость вращения при этом такая, что нитка обязательно скрутиться в другую сторону. Разводим опять в стороны и жужжим. Можно сделать несколько таких «жуков» из разных пуговиц и предложить ребенку угадывать на слух какая пуговица жужжит.
Разноцветные домики
Цель. развитие сенсорного восприятия.
Предложите ребенку разложить пуговицы в домики по цвету (предварительно нарисуйте домики и раскрасьте их в различные цвета): в желтый домик – желтые пуговки, в красный – красные и т.д.
Найди такую же.
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Высыпьте пуговицы на пол. Предложите малышу отыскать одинаковые пуговицы.
Большой- маленький
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.
Разложите с малышом пуговицы в мешочки по величине: большие – в большой мешок, маленькие – в маленький.
Волшебный мешочек.
Цель: развитие тактильного восприятия
Подготовьте (или лучше сшейте) красивый мешочек и насыпьте туда много разных пуговиц, пусть ребенок достает из «волшебного» мешочка по одной пуговице. Можно усложнить задачу для деток постарше: пусть ребенок расскажет, какого цвета и размера он достал пуговицу.
Пуговичный теневой театр
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, воображения.
Рука с пуговицей находится между экраном и источником света. Меняем положение пальцев и пуговицы, на стене появляются совы, улыбки, поросята и собаки. Приближаем руку к экрану — фигурки уменьшаются, отдаляем — увеличиваются.
Подбрось, поймай, собери.
Цель: развитие ловкости, быстроты движений, концентрации внимания.
Ведущий показывает порядок выполнения движений: набрать в руку как можно больше пуговиц, сосредоточиться, подбросить пуговицы вверх и, резким движением развернуть руку ладонью вниз, поймать как можно больше пуговиц тыльной стороной ладони. Упавшие пуговицы собрать пальцами той руки, на которой сверху лежат уже пойманные предметы. Усложнение: После того, как упавшие пуговицы собраны необходимо подбросить пуговицы, лежащие на руке, и, резко перевернув кисть руки поймать их ладонью. Пойманные пуговицы - чистая победа. Чем больше пуговиц выиграл участник, тем больше у него очков.
Игры на развитие познавательной сферы.
Игры на развитие мышления
Продолжи закономерность.
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики.
Можно предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности. Например, большая - маленькая, большая - маленькая и т.д., либо красная - синяя, красная - синяя и т.д., либо красная – синяя - зеленая, красная – синяя - зеленая, либо одна красная - две желтые, одна красная - две желтые и т.п., в зависимости от того, какие пуговицы вы подготовили для игры.
Коврики
Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве.
Возьмите небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона и предложите выложить ребенку узор в зеркальном отображении. Поначалу ребенок может выкладывать вслед за вами пуговку за пуговкой, впоследствии вы можете усложнить задачу: выложив половину, попросить ребенка завершить работу, либо, выложив свой узор полностью, попросить его выложить такой же узор на своем коврике.
Сортировка.
Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации.
Предложить ребенку разложить пуговицы по кучкам:
— В одной кучке пуговицы с двумя дырочками, в другой с 4-мя дырочками;
—Рассортировать по форме;
— разложить пуговицы по цветам.
Играйте, сравнивая гладкие и шершавые пуговицы, металлические и пластмассовые.
Сколько пуговиц в коробке
Цель: развитие математических представлений, слухового восприятия.
15 мелких пуговок одного размера. Кладем их в 5 футлярчиков от киндер-сюрпризов и закрываем крышкой. В первый футляр — одну, во второй — две, и т.д.На слух нужно расставить коробочки в порядке возрастания количества пуговок.
Уголки
Цель: развитие логического мышления.
Расчертим лист бумаги клетками четыре на шесть, подбираем пуговицы двух цветов и играем в уголки, занимая противоположные углы.
Башня
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, логического мышления.
Строим из 5 пуговиц разного размера башню. Решаем головоломку, переносим башню с квадрата на другой квадрат, соблюдая определенные правила.
1)перемещается только верхняя пуговица.
2)нельзя поставить большую пуговицу на меньшую.
Счеты
Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета.
Привязав крепкую нитку (или проволоку) с пуговицами между ножками стульев, можно запросто поиграть в счёты.
Цифры
Цель: развитие мелкой моторики, математических представлений.
Для дошкольников, знакомых с цифрами, подойдет следующая игра: нарисуйте различные цифры, пусть ребенок напротив каждой выложит такое же количество пуговиц
Пуговичное ожерелье
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, закрепление понятий цвет, форма, величина
Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку. Ожерелье готово. Пока ребенок маленький достаточно того, что он, перебирая пуговички, развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность. Позже, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, с помощью этого ожерелья можно проводить обучающие занятия, к примеру, такие как: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Большие – маленькие», «Найди одинаковые пуговички» и т.п.
Игры на развитие воображения
Картинки из пуговиц
Цель: развитие воображения, мелкой моторики, творческих способностей.
Пуговицами можно рисовать картины. Для этих игр подберите пуговицы разного цвета и размера. Когда выкладываете рисунок, то все свои действия объясняйте малышу. Например, возьмите три пуговицы разного размера, положите их друг над другом. Получится снеговик. Ручки и метлу дорисуйте фломастером. В своем рассказе говорите малышу, не только, что это – снеговик, а и в какое время года его лепят, что он сделан из снега, поэтому холодный и т.д.
Когда ребенок научится выполнять задания без вашей помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков
Пуговичный человечек
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Пушистая проволока и 5 пуговиц! Несколько движений, и человечек готов. Он может двигаться, сидеть, стоять на 1 ножке и кататься на качелях.
Пуговичное дерево
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Из глины, соленого теста, пластилина лепим дерево с ветвями. Втыкаем туда мягкие проволочки, закругляя края. Можно воткнуть зубочистки. И делаем пуговичные листья!
Пуговичные аппликации
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Пластилин размазываем пальцами по картону. Вдавливаем пуговицы, создавая причудливые узоры. На этой пластилиновой картонке пуговицы — цветы. Какая красивая клумба! На этой — пуговицы рыбки. А на этой — мыльные пузыри!
Украшение
Цель: развитие воображения, мелкой моторики.
Слепили из пластилина поделку и украсили его мелкими разноцветными пуговками.
Колокольчик
Цель: развитие воображения, слухового восприятия.
Возьмем металлическую баночку от детского питания, или отрежем верх пластиковой бутылки. Прорежем в крышке отверстие и пропустим через него шнурок с пуговицей на конце. Такому колокольчику ребенок всегда найдет применение. Колокольчиков можно сделать несколько, из разных пуговиц и баночек. Затем прислушаться к издаваемым ими звукам.
Пуговицы на проволоке
Цель: развитие воображение, мелкой моторики.
Берем гибкую проволоку и продеваем в нее пуговицы с двумя дырочками, чтобы получилась пуговичная ленточка.
Из этой ленточки мастерим какие угодно фигурки.
Игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти.
Запомни и воспроизведи.
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своём поле пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги своё игровое поле, а второй должен на своём поле повторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится интересней и сложней.
Пуговичное лото.
Цель: закрепление знаний о цветах и оттенках, увеличение объема зрительной памяти, развитие наблюдательности, зрительного внимания.
Дети получают цветные картинки с изображением предметов или сюжетные картинки и наборы пуговиц. Ведущий показывает детям пуговицу и спрашивает, какого она цвета. Тому, кто первый нашел соответствующий цвет ил оттенок у себя на картинке, ведущий отдает пуговицу, и ребенок на своем рисунке накрывает ею участок соответствующим цветом. Игра считается законченной, когда у ведущего закончились все пуговицы. Примечание: маленьким детям ведущий предлагает самим находить пуговицы в общем наборе и накрывать аналогичные цветовые участки на своем рисунке.
Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие).
Благодаря такому массажу мы активизируем так называемый "мануальный интеллект", стимулируя кончики пальцев рук и ладони. Таким образом происходит активизация сенсорно-моторных функций, необходимая для успешного взаимодействия с окружающим миром. Массаж ног важен для активизации жизненно значимых центров организма
Упражнения для рук.
- Погладить «пуговичную» поверхность, периодически погружая руки в пуговицы и захватывая как можно больше пуговиц в каждую ладошку.
- Захватить пуговицы в кулаки, чуть приподнять и разжать руки.
- Погрузить руки глубоко в "пуговичное море" и "поплавать" в нем.
- Наберите пуговицы в горсть и пересыпайте их из ладошки в ладошку.
- Сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить "щепотку" пуговиц... отпустить.
- Берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и другие; перекатывайте каждую пуговицу между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
- Те же движения можно совершать и внешними сторонами ладоней.
- Поднять руки над поверхностью емкости и постараться высыпать пуговицы по одной.
- Набрать пуговицы в ладони, сложенные «лодочкой», и медленно высыпать в емкость, как будто перетирая пуговицы между ладонями.
- Опустить руки в емкость и захватить как можно больше пуговиц, сжимая их между пальцами.
- Попробовать согнуть ладошки с пуговицами в кулачок и разогнуть не уронив пуговиц.
- Набирать пуговицы внешними сторонами ладоней и сбрасывать их по одной, стараясь не уронить.
- Перекладывать пуговицы с места на место.
- Расстёгивать и застегивать пуговицы, пришивать и отрывать их.
Найди предмет
Цель: развитие тактильных ощущений.
Спрячьте какой-либо предмет в коробку с пуговицами. Пусть ребенок постарается отыскать его.
Рыбалка
Цель: развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы.
Скажите ребенку: «Мы с тобой рыбаки. Отправляемся на рыбалку в "пуговичное море". Наши руки помогут нам выловить рыбку — пуговичку. Опусти руки в "пуговичное море" и вылови "рыбку".
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую "рыбку" ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя "рыбка"?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она... (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)...?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»
Усложняя игру, можно добавлять в «ведерко» больше «рыбы».
Аквариум.
Цель: развитие тактильных ощущений, снятие напряжения.
Для игры потребуются миска с водой и несколько дополнительных пуговиц. Скажите ребенку: «На рыбалке мы с тобой поймали две рыбки. Принесли их домой. У нас есть аквариум (покажите миску с водой), там уже "живут" три "рыбки" (положите в миску с водой три пуговицы). Ты хорошо запомнил наш улов? Сейчас мы опустим наших "рыбок" в аквариум, закроем глаза. Сможешь ты, опустив руку в аквариум, узнать свою рыбку? А мою? Молодец! А если бы в нашем аквариуме было больше рыб?..» Комментарий. Особенностью этой игры является взаимодействие с водой. Это, с одной стороны, позволит снять напряжение, с другой стороны, обогатит арсенал ощущений ребенка.
Упражнения для ног
-Опустите емкость с пуговицами на пол, чтобы ребенок мог свободно поместить туда обе ноги одновременно. Предложите ему погрузить в коробку голые ступни.
-совершать ступнями круговые движения;
-поглубже погрузить ступню в пуговицы, пошевелить пальцами ног;
- Предложить ему просто пошагать, поочередно опуская ступни в емкость. Поддержите ребенка, если он чувствует себя неустойчиво.
-перебирать пуговицы пальцами ног;
-перетирать пуговицы между ступнями;
-Захват пуговиц пальцами обеих ног каждой, упражнение выполняется стоя.
-Захват пуговиц пальцами обеих ног одновременно, упражнение выполняется сидя.
- поочередно каждой ногой выкладывать пуговицы друг на друга, как будто наклеивая.
-опустив ступни в пуговицы, «сверлить» пяткой ямку.
- Соединив пятки обеих ног, стараться сделать пальцами холмик из пуговиц.
- Пересыпать пуговицы пальцами ног из одной емкости в др
-Ходить по пуговицам, нашитым на коврик.
Комплекс кинезиологических упражнений.
Используя пуговицы для кинезиологических упражнений, мы развиваем умственные способности и физическое здоровье ребенка. Применение определенного комплекса упражнений с пуговицами позволяет улучшить у ребенка память, внимание мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Особое внимание следует уделить кинезиологическим упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им двигательное поле обозначаются, как социальная зона руки. Два последних пальца – безымянный и мизинец находятся вне зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Поэтому упражнения проводятся так, чтобы были задействованы все пальцы. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Печатная машинка
Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движения «печатания». Усложнение: выполнять упражнения совместным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.
Поднимание пуговиц
Предложите ребенку с помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из емкости на стол, при этом в процессе должнй участвовать все пары одноименных пальцев обеих рук ( по очереди). Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара- указательный палец правой руки и мизинец левой руки.
Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев
Большим пальцем двигаем пуговицу по подушечкам от указательного пальца к мизинцу и обратно. Упражнение выполнять попеременно правой и левой рукой. Усложнение: выполнение движения одновременно двумя руками.
Расти, пальчик!
Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик. Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Круги на ладошке.
Двигая пуговицу одним пальцем, рисуем круги на ладошке другой руки. Усложнение: рисуем круги всеми пальцами поочередно, как ведущей рукой, так и неведущей.
Сильные пальцы
Пуговицу держим одним пальцем правой и одним пальцем левой рук, сочетание пальцев произвольное или заданное другим ведущимю Можно использовать два одноименных пальца (например, указательные) разных рук или разноименные пальцы (например, мизинец и средний палец) разных рук. Производим силовые нажатия на пуговицу попеременно пальцем правой, а затем пальцем левой руки. Нажимающий палец выпрямлен, «поддающийся» палец согнут.
Шагающие пальчики.
Потом предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и неведущей рукой.
Ловкие пальчики
На тыльной стороне ладони лежит большая пуговица, остальные рассыпаны на столе. С помощью двух пальцев этой же руки собрать пуговицы на столе по одной в емкость, не уронив при этом пуговицу, лежащую на руке. Усложнение: 1) количество пуговиц на тыльной стороне ладони увеличивается; 2) действия выполняются ведущей и неведущей рукой; 3) меняется сочетание пальцев в паре: большой и указательный, большой и безымянный и т. д. 4) действия выполняются двумя руками одновременно.
Большая- маленькая
Предложите ребенку набор различающихся по цвету, величине, форме пуговиц для хаотичного выкладывания на игровом поле. Процесс сопровождается речевым описанием каждой пуговицы: цвет, величина. Когда игровое поле сформировано, ведущий дает задание : «Покажи зеленую круглую большую пуговицу указательным пальцем правой руки» или «Покажи синюю маленькую квадратную пуговицу мизинцем левой руки». После выполнения нескольких заданий роль ведущего передается ребенку.
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения).
В какой руке пуговица?
Цель: Развитие коммуникативных навыков.
Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. Эту игру можно также использовать в работе в парах с подгруппой детей.
Коллективная мозаика.
Цель: развитие коммуникативных навыков, творческого мышления.
Распределить пуговицы между детьми .Из всех имеющихся пуговиц выложить на столе коллективно сказочный цветок (животное, машину и т.д.). Нужно использовать все пуговицы каждого члена команды, а затем рассказать о том, что изображено. Дети сами определяют, кто будет рассказывать о «командном» цветке. Помимо этого, каждый имеет возможность высказать свое мнение и положить свою пуговицу, т.е. внести свой вклад в общее дело.
Каждый ребенок должен выбрать самую красивую, по его мнению, пуговицу и вместе с командой сложить определенный узор.
Забей гол в ворота
Цель: развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики.
Крышка от коробки из-под обуви. Рисуем футбольное поле, ворота лепим или делаем из маленьких коробочек. Два игрока щелбанами отправляют по очереди шайбу пуговицу в ворота друг друга.
Попади в цель
Цель: развитие мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков.
Ребята берут пуговицы определенных цветов. Бросают их в шляпу или какую-либо коробку. Пуговиц какого цвета в шляпе больше - тот и выиграл!
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы.
"Семейные истории".
Цель: налаживание коммуникации, коррекция эмоционально-волевого поведения, объединение.
Наша память хранит множество историй: грустных, радостных, предостерегающих, мудрых или забавных, героями которых были мы сами и члены нашей семьи. Припишите их пуговицам. Так опыт и традиции вашей семьи перейдут к ребенку. Бессознательное ощущение своих "корней" создаст чувство уверенности и защищенности как у вас, так и у ваших сына или дочери.
Устройтесь удобно за столом, на ковре или на мягком диване. Включите приятную музыку. Достаньте коробку или шкатулку, в которой хранятся пуговицы. Вспомните, как не одно поколение женщин вашей семьи держали эту шкатулку в своих руках, складывая и перебирая пуговицы. Тихонько потрясите закрытую шкатулку с пуговицами над своим ухом и ухом ребенка, прислушиваясь к шепоту времени... Скажите: "В этой коробочке хранятся пуговицы, которые были на одежде — твоей, моей, бабушкиной, дедушкиной. Слышишь их разговор — они рассказывают друг другу и нам удивительные истории нашей семьи. Послушай, вот одна из них..."
Пример: "Есть в этой коробочке пуговичка с моего свадебного платья. Она маленькая, белая, блестящая, гладкая, прохладная. Давай найдем ее в коробке. Да, это она. Эта пуговица помнит нашу с папой свадьбу. Она помнит улыбки, пожелания счастья, много радости. Поэтому она приносит радость и счастье. Возьми ее в руку, сожми в кулаке, согрей ее. Чувствуешь, к тебе пришла радость? Теперь, если ты останешься дома один и тебе станет грустно, найди эту пуговичку, подержи в своих руках, и она придаст тебе силы. Пуговичка может дарить радость и другим. С кем бы ты хотел поделиться радостью? Скажи этому человеку что-нибудь хорошее".
Комментарий.Вы можете рассказывать истории о различных событиях, происходивших в вашей жизни, приписывая пуговицам чувство, окрашивающее данную историю. Таким образом вы создаете символы различных эмоциональных состояний, что способствует развитию коррекции эмоционально-волевого поведения вашего ребенка.
"Родословное дерево".
Цель: Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния, формирование уважительного отношения к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите вертикальную линию в центре листа. Представьте, что это ствол дерева, подрисуйте его и попросите ребенка выбрать пуговицу, принадлежащую маме, и пуговицу, принадлежащую папе. Положите "мамину" пуговицу слева от ствола дерева, "папину" — справа. Скажите: "У каждой семьи есть родовое дерево. Есть оно и у нас. Сейчас мы вместе его нарисуем. Нижние ветви дерева принадлежат старшему поколению: твоим бабушкам и дедушкам. Причем, как с маминой, так и с папиной стороны. У папы есть мама и папа, и у меня есть мама и папа. Мы называем опору семьи "старшим поколением". Найди четыре самые большие пуговицы и расположи их на нижних ветвях: моих родителей — слева, а папиных родителей — справа. У старшего поколения появились дети: у моих родителей — я, у папиных — папа. Мы с папой называемся "средним поколением". Возьми две пуговицы поменьше — это я и папа. Расположи наши пуговицы над бабушкиными и дедушкиными ветвями. У нас с папой родился ты (твоя сестра, брат). Это — "младшее поколение". Поэтому найди пуговицу(ы) еще меньше и расположи их на самых высоких ветвях. Правда, красиво? Но дерево не может жить без корней. Корни нашего дерева — родители твоих бабушек и дедушек. Их называют "прадедами". Вот тебе самая большая пуговица, положи ее в основание ствола, туда, откуда растут у дерева корни".
Комментарий.Эта игра не только позволяет закрепить понятия "больше—меньше", но и формирует уважительное отношение к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода.
"Бабушкина пуговица".
Возьмите пуговицу, которая когда-то была на одежде вашей мамы. Дайте ребенку подержать ее в руках и скажите: "Эта пуговица была на кофте твоей бабушки. Давай с тобой подумаем, что она "видела".
Игра может носить и другое название, если вы решите выбрать пуговицу, принадлежавшую другим членам вашей семьи. Придумывая рассказы, вы можете познакомить ребенка с различными социальными ситуациями и научить его вести себя в них, опираясь на опыт кого-то из родственников.
Пуговицы можно использовать для символизации режимных моментов. Это важно для развития самостоятельности и способности доводить дела до конца. Эта методика подробно описана в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Т. М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. Она позволяет родителям использовать пуговицы для организации режима дня ребенка.
Цикл «Режим дня»
Подберите 9 комплектов пуговиц, в отверстия которых пройдет толстая «цыганская» игла:
— 10 маленьких белых;
— 10 больших белых;
— 10 средних желтых;
— 10 средних зеленых;
— 10 средних коричневых;
— 10 средних фиолетовых (или сиреневых);
— 10 больших синих;
— 10 больших красных;
— 10 больших черных.
Из двух школьных ластиков и двух «цыганских» игл приготовьте устройства для нанизывания пуговиц (по принципу тех, на которые в магазинах раньше накалывали чеки). Далее мы будем называть их «держателями». Договоритесь с ребенком о значении пуговиц:
— маленькие белые — символ чистоты, обозначают гигиенические процедуры;
— большие белые — символ чистоты в доме, обозначают домашние дела (уборка, стирка, мытье посуды и пр.);
— желтые пуговицы — символ солнца и энергии, обозначают завтрак;
— зеленые пуговицы — символ покоя и гармонии, обозначают обед;
— коричневые пуговицы — символ физического здоровья, обозначают послеобеденный и ночной сон;
— фиолетовые пуговицы — символ сумерек, обозначают ужин;
— синие пуговицы — символ чувств и эмоций, обозначают разнообразные социальные контакты;
— красные пуговицы — символ активности, обозначают добрые дела и поступки (выдаются как вознаграждение);
— черные пуговицы — обозначают плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.
Вечером каждого дня вы планируете с ребенком следующий день. Проговариваете режимные моменты, обозначаете их пуговицей и последовательно выкладываете перед собой сверху вниз. Причем, верхняя пуговица символизирует дела на начало дня. Например, подъем, как проявление активности и хорошего дела, можно обозначить красной пуговицей. Далее — зарядка (тоже красная пуговица). Умывание (малая белая пуговица). Накрывание на стол (большая белая пуговица). Завтрак (желтая пуговица) и т.д. Завершает «пуговичную цепочку режима дня» сон (коричневая пуговица). Затем, совместно с ребенком, вы нанизываете пуговицы на «держатель» так, чтобы внизу оказалась пуговица, символизирующая «отбой», а сверху — символизирующая подъем красная пуговица. Таким образом, вы получаете символический распорядок дня, учите ребенка последовательности действий в течение дня, формируете навык планирования своего времени.
В первые дни ваших занятий, пока не сформирован навык осознания своих действий и их последовательности, вы выдаете ребенку за выполненное
действие (предусмотренное режимом) соответствующую пуговицу. Вместе с ребенком вы нанизываете ее на свободный «держатель». Кроме того, если ребенок положительно отличился или проявил себя с худшей стороны, вы награждаете его красной или черной пуговицей. Он может складывать их в отдельную коробочку.
Вечером вы подводите итоги дня. Ребенок сравнивает заполненные держатели, соотносит запланированные дела с реально выполненными. Если какие-то дела не были реализованы, вы совместно анализируете причины произошедшего. Возможно, в этом процессе вам пригодится коробочка с красными и черными пуговицами, которые ребенок получил за день.
Терпеливо работая по этой системе, вы постепенно добьетесь самостоятельности ребенка в планировании завтрашнего дня, научите его выполнять запланированное и оценивать свои действия.
Эта система позволит вам распределять употребление пищи ребенком в течение дня. Сложив завтрак ребенка в пакет, вы обозначите его желтой пуговицей, обед — зеленой и ужин — фиолетовой.
Так игры с пуговицами формируют навыки самостоятельности.
Упражнения для рук.
1. Погружая руки в емкость с пуговицами, ребенок гладит их, при этом он захватывает как можно большее количество пуговиц в каждую ладошку.
2. Захватив как можно больше пуговиц в ладошку ребенок поднимает руки над емкостью с пуговицами и медленно высыпает их обратно. При этом старается высыпать по одной пуговице.
3. Высыпать пуговицы можно не из ладошек, а из рук сложенных лодочкой. Пуговицы высыпаются между ладошками.
4. Опустив руки в емкость, ребенок старается захватить как можно большее количество пуговиц, удерживая их даже между пальцев. Задача ребенка не уронить ни одной пуговицы.
5. Ребенок старается захватить как можно большее количество пуговиц внешней стороны ладошки. Ронять их нельзя.
Приложение 2. | |||
Группы игр | Название | Развиваемая функция | Возраст |
игры, направленные на коррекцию и развитие сенсомоторной сферы | Поезд из пуговиц. | развитие мелкой моторики, | 3-4 года |
Дорожки. | Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. | 3-4 года | |
Поменяем местами. | Развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия. | 3-4 года | |
Самостоятельное открытие | Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия | 3-4 года | |
Пуговичная копилка | Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия | 3-4 года | |
«Больше - меньше» | Развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия. | 3-4 года | |
Пуговицы и платочек | Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики. | 3-4 года | |
«Супчики» из пуговиц. | Развитие мелкой моторики. | 3-4 года | |
Кастаньеты | Развитие мелкой моторики, слухового восприятия. | 4-5 лет | |
Прибей пуговку | Развитие мелкой моторики. | 4-5 лет | |
Необычное нанизывание | Развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия. | 5-7 лет | |
Шнуровка | развитие мелкой моторики, навыков счета. | 5-7 лет | |
Пирамидка | Развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия | 4-7 лет | |
Забавная змейка | Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия. | 3-7 лет | |
Жук | Развитие мелкой моторики, воображения. | 3-5лет | |
Разноцветные домики | Развитие сенсорного восприятия | С 3х лет | |
Найди такую же. | Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия. | С 3 лет | |
Большой- маленький | Развитие зрительного и тактильного восприятия. | С 5 лет | |
Волшебный мешочек | Развитие тактильного восприятиия | С 5 лет | |
Пуговичный теневой театр | Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, воображения. | С 5 лет | |
Подбрось, поймай, собери. | Развитие ловкости, быстроты движений, концентрации внимания. | ||
Игры на развитие мышления | Продолжи закономерность | Развитие логического мышления, мелкой моторики. | С 4 лет |
Коврики | Развитие зрительного внимания, логического мышления, умения ориентироваться в пространстве. | С 6 лет | |
Сортировка. | развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации. | С 5 лет | |
Сколько пуговиц в коробке | Развитие математических представлений, слухового восприятия. | С 6 лет | |
Уголки | Развитие логического мышления. | С 6 лет | |
Башня | Развитие зрительного и тактильного восприятия, мелкой моторики, логического мышления. | С 6 лет | |
Счеты | Развитие мелкой моторики, навыков счета. | С 6 лет | |
Цифры | Развитие мелкой моторики, математических представлений. | С 6 лет | |
Пуговичное ожерелье | Развитие мелкой моторики, воображения, закрепление понятий цвет, форма, величина | С 3 лет | |
Игры на развитие воображения | Картины из пуговиц. | Развитие воображения, мелкой моторики, творческих способностей. | С 3х лет |
Пуговичный человечек | Развитие воображения, мелкой моторики. | С 6 лет | |
Пуговичное дерево | Развитие воображения, мелкой моторики. | ||
Пуговичные аппликации | Развитие воображения, мелкой моторики. | С 3х лет | |
Колокольчик | Развитие воображения, слухового восприятия. | С 3х лет | |
Пуговицы на проволоке | Развитие воображение, мелкой моторики | С 6 лет | |
Украшение | Развитие воображения, мелкой моторики. | ||
Игры, направленные на развитие произвольного внимания и памяти. | Запомни и воспроизведи. | Развитие зрительного внимания и памяти. | С 5 лет |
Пуговичное лото | Закрепление знаний о цветах и оттенках, увеличение объема зрительной памяти, развитие наблюдательности, зрительного внимания. | С 5 лет | |
Игры, направленные на коррекцию и развитие сенсорно-перцептивной сферы (ощущение и восприятие | Упражнения для рук. | С 3х лет | |
Найди предмет | Развитие тактильных ощущений. | С 3х лет | |
Рыбалка | Развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, познавательной сферы | С 3х лет | |
Аквариум | Развитие тактильных ощущений, снятие напряжения. | С 5 лет | |
Упражнения для ног | С 3х лет | ||
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков (навыки общения). | В какой руке пуговица? | Развитие коммуникативных навыков. | С 3х лет |
Коллективная мозаика. | Развитие коммуникативных навыков, творческого мышления. | С 5 лет | |
Забей гол в ворота | Развитие коммуникативных навыков, мелкой моторики. | С 5 лет | |
Попади в цель | Развитие мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков. | С 5 лет | |
Комплекс кинезиологических упражнений | Печатная машинка | Развитие межполушарных связей, мелкой моторики рук. | С 5 лет |
Поднимание пуговиц | С 3х лет | ||
Скольжение пуговиц по подушечкам пальцев | С 5 лет | ||
Расти, пальчик! | С 5 лет | ||
Круги на ладошке. | С 3х лет | ||
Сильные пальцы | С 4х лет | ||
Шагающие пальчики. | С 4х лет | ||
Ловкие пальчики | С 6 лет | ||
Большая - маленькая | С 6 лет | ||
Использование пуговиц для символизации режимных моментов | Цикл «Режим дня» | Развитие произвольности | С 6 лет |
Игры, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы. | "Семейные истории". | Налаживание коммуникации, коррекция эмоционально-волевого поведения, объединение. | С 5 лет |
«Родословное дерево» | Налаживание коммуникации, гармонизация эмоционального состояния, формирование уважительного отношения к старшим, понимание взаимосвязи поколений, ощущение своего места и значения внутри рода. | С 5 лет | |
«Бабушкина пуговица» | С 5 лет | ||
