Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Профилактика наркомании"

Мусина Людмила Петровна

 

Данное выступление разработано для родителей учащихся  8-11  классов, т.к. в последнее время именно эта возрастная группа учащихся стала «группой риска» по употреблению наркотиков, токсикомании.  Проведение такого родительского собрания дает возможность донести до родителей всю серьезность сложившейся ситуации, ознакомить  с причинами употребления подростками наркотических веществ, ознакомить родителей с организацией  профилактической работы в школе,  дать рекомендации по  организации профилактической работы в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика наркомании
(  собрание для родителей обучающихся 8-11 классов)

Подготовила: Мусина Л.П.педагог-психолог МБОУ СОШ№3 г. Моршанска

Профилактика наркомании подразумевает под собой комплекс мероприятий направленных на предупреждение наркомании. Профилактика наркомании важна т.к. наркомания опасное заболевание не только для самого человека, но и для общества. Наркомания наносит катастрофический ущерб личности. Ложь, предательство, преступления, распад семей, смертельные болезни, все это спутники наркомании.

  • Из числа несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, около 41,2% детей впервые встретились с наркотическим средством в возрастном периоде от 11 до 14 лет
  • Основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет
  • Большинство впервые попробовавших наркотик учились в 9 - 11 классах
  • Основными поставщиками наркотических средств являлись друзья и знакомые (75%), особенно в зонах дискотек и баров. Более 80% несовершеннолетних, употребляющих эпизодически или постоянно наркотические вещества, убеждены в своих возможностях прекратить наркотизацию при личном желании, хотя свыше 70% уже пробовали отказаться, но продолжают злоупотреблять наркотическими

Специфическая  задача школы  в  сфере профилактики злоупотребления несовершеннолетними ПАВ    заключается в проведении ранней профилактики, ибо ни одна другая структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, но семья нередко сама выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Основой ранней профилактики является:

-создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей на каждом возрастном этапе;

-своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста. Ранняя профилактическая работа необходима в работе со всеми возрастными группами учащихся, но в современных условиях основной акцент делается на профилактике отклоняющегося поведения подростков.  

  • Обучение подростков навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.
  • Формирование у подростков адекватной самооценки.
  • Развитие навыков общения и настойчивого поведения, в том числе противостояние давлению сверстников.
  • Адаптация к меняющимся условиям и развитие социальной гибкости.
  • Профориентация: выявление склонностей и интересов. Разработка жизненных целей и поэтапный план достижения этих целей с учетом интересов и склонностей. 

В системе профилактической работы школы  выделяются   два направления:

меры общей профилактики и меры специальной профилактики.

Меры общей профилактики  обеспечивают вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждают их неуспеваемость и социальную дезадаптацию.

 Меры специальной профилактики  обеспечивают возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне.

Профилактика  в образовательной среде делится по уровням
Первый уровень – общая профилактика

-Общая профилактика –это  Создание обще школьной программы  психического здоровья, здоровой среды в школе  В нашей школе создана программа «Формирование культуры  здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Работа по программе осуществляется по следующим направлениям:

- создание современных условий, обеспечивающих сохранение здоровья обучающихся (совершенствование материально-технической базы школы за счёт участия в проектах : оборудование спортивного зала, баскетбольной и волейбольной площадок, полосы препятствий, пополнение оснащение лыжной базы, организация работы детской площадки, медицинского и психологического кабинетов) ;

-формирование установок  на ведение здорового образа жизни ( классные часы, дни здоровья. организацияия подвижных перемен, встреча с врачами, тематические занятия);

- организация сбалансированного и качественного питания в школьной столовой;

- профилактика социально-значимых заболеваний таких как тубёркулёз, СПИД, наркомания, алкоголизм и т.д. на классных часах, родительских собраниях, выпуск листков здоровья, буклетов, )

- ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью ребенка .

- Организация внеклассной воспитательной работы ( Реализация проекта «Спортивный выходной» детской школьной организации «Алые паруса» -развитие физической культуры обучающихся ( учебным планом предусмотрены занятия физической культурой 3 часа в неделю в каждом классе);

.

Все выше перечисленные направления позволяют вовлечь в профилактическую работу как можно больше обучающихся и родителей.

Второй уровень – первичная профилактика

Цель - выделение групп  риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения употребления ПАВ.

К «группе риска»  относятся подростки из семей :

  • - родители постоянно заняты и не уделяют ребёнку должного внимания
  • - единственный ребенок в семье
  • - несоблюдение семьей норм социального поведения
  • - слабые социальные связи в семье
  • - приобщение  к «первичным наркотикам» (алкоголь, табак), наличие друзей, злоупотребляющих психоактивными веществами
  • - недостаточная связь со школой, отсутствие интереса к учебе и работе, плохая успеваемость
  • - случаи насилия в семье.
  • - ощущение собственной ненужности;
  • - неспособность здраво рассуждать и делать выбор в жизни;
  • - недостаточное понимание того, что решения имеют последствия;
  • - непонимание и неприятие социальных норм и ценностей;
  • - низкая самооценка и неуверенность в себе.

Для выявления группы риска используются следующие методы исследования:

- Диагностическое интервью с семейным анамнезом (беседа с учащимся) с детьми  нуждающимися в психологической помощи, по запросу родителей, кл. руководителей.

- Социометрическое исследование классного коллектива проводится во всех классах  (к группе суицидального риска относятся отверженные дети, дети-аутсайдеры).

- Диагностика самооценки учащихся (Метод «Лесенка» Дембо-Рубинштейна и др.). К группе суицидального риска относятся дети с неадекватной завышенной и низкой самооценкой.

- Тест Личко “ПДО” проводится с обучающимися стоящими на ВШК. По тесту Личко “ПДО”  определение неустойчивого типа акцентуации или в сочетании его с гипертимным, эмоционально-лабильным, шизоидным, эпилептоидным и истероидным.

- Методика диагностики уровня школьной  тревожности 5-ые классы, 9-ые , 10-ые,11-ые классы тесты Филиппса и Немчина. Группу суицидального риска представляют дети с высоким уровнем тревожности.

-Диагностика агрессивного поведения Басса Дарки

  • Опросник «Группа риска наркозависимости» (ГРН) 8-11 классы
  • Анкетирование «Предпреждение употребления психоактивных веществ» 10-11 классы
  • Диагностика уровня потребностей в ощущениях учащихся 11 классы

Мне хотелось бы рассказать об 2 последних диагностических исследованиях, которые были проведены среди обучающихся старших классов.

   Диагностика уровня потребностей в ощущениях проводилась среди       учащихся   11-ых классов.

Цель диагностики:  исследование уровня потребностей в ощущениях различного рода применительно к подросткам.

Поиск новых ощущений имеет большое значение для человека, поскольку стимулирует эмоции и воображение, развивает творческий потенциал, что в конечном итоге, ведет к его личностному росту. Данный тест определяет уровень потребностей в ощущениях различного рода. Высокие показатели по шкале острых ощущений, несмотря на всю информативность и стремление к личностному росту, могут привести к отрицательным последствиям для жизни подростка. Особенно характерны высокие показатели по шкале острых ощущений для подростков в силу ограниченности восприятия жизни в целом, стремлением к познавательной активности и получению информации о жизни. Высокий уровень потребностей в ощущениях обозначает наличие влечения, возможно, бесконтрольного, к новым, «щекочущим нервы» впечатлениям, что часто может провоцировать испытуемого на участие в рискованных авантюрах и мероприятиях. Считается, что высокие показатели являются факторами риска девиантного поведения. Реальная действительность не предоставляет подросткам с высоким уровнем потребностей в ощущениях возможность удовлетворить их. Употребление ПАВ – это один из путей получения необычных ощущений, связанных с измененным состоянием сознания. Участие же аддиктивного подростка в противоправных мероприятиях прогнозируемо по причине того, что участие в них дает возможность получить «щекочущие нервы» впечатления. Благополучные подростки более осмотрительны и осторожны.

Следущая методика это анкета «Предупреждение употребления психоактивных веществ». Которая так же проводилась в прошлом году. Среди обучающихся  старших классов. Анкетирование проводилось анонимно. Анкета включает в себя 4 шкалы.

Познавательная шкала –измеряет, в какой степени у человека сформированы адекватные представления о психоактивных веществах. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько человек владеет правдивой информацией о ПАВ.

Эмоциональная шкала – измеряет, в какой степени проявляется эмоциональное отношение к употреблению ПАВ. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько человек восприимчив к негативным последствиям употребления ПАВ.

Практическая шкала – измеряет в какой степени у человека проявляется готовность попробовать ПАВ. Она включает в себя утверждения, диагностирующие, насколько актуальна потребность попробовать ПАВ.

Шкала искренности - измеряет степень искренности ответов.

По итогам диагностики проводится коррекционно-развивающая работа с обучающимися, консультации и беседы с классными руководителями..

                                                

Профилактика наркомании должна начинаться с семьи. Как профилактика наркомании может быть осуществлена в семье? Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Важно, чтобы родители понимали, что профилактика наркомании может уберечь их ребенка от наркомании. Профилактика наркомании возможна при наличии открытого общения и доверительных отношений в семье. Сегодня в России средний возраст, в котором дети уже пробуют наркотики 14 лет. Значит, к этому возрасту подростки должны иметь четкую позицию отказа от наркотиков и профилактика наркомании должна начинаться намного раньше. Опросы среди наркоманов выявили безрадостную картину: на вопрос, почему вы не поговорили с родителями о том, что вам предлагают попробовать наркотики, 100% ребят отвечали, что будет скандал, запретят гулять, запретят дружить и т.п. На вопрос с кем бы вы посоветовались относительно приема наркотиков, 99% назвали друзей. Из этого можно сделать вывод, что запретительная, диктаторская тактика в общении и воспитании детей делает для них невозможным получить помощь в семье. Соответственно, профилактика наркомании невозможна. Такая тактика делает ребенка не защищенным перед соблазнами. И профилактика наркомании сводится на нет. Сегодняшний подросток скорее поверит друзьям, чем родителям. Почему? Друзья не осудят, друзья не накажут, друзья не лишат прогулок и т.д.

Профилактика наркомании в семье в виде бесед с ребенком не всегда дает результат. Взрослые часто совершают ошибку, не уважая мнение ребенка, не прислушиваясь к нему. Если ребенок оступился, что-то сделал не правильно, обычно его накажут, а не помогут разобраться и исправить ошибку. К подростковому возрасту, ребенок уже сформулировал для себя принцип общения с родителями: говорить о своих проблемах как можно меньше, дабы избежать нотаций и наказаний. Но проблемы ребенка от этого не решаются и он идет с ними к друзьям. И благо если они хорошие, а если нет? Поэтому профилактика наркомании должна начинаться с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Тогда профилактика наркомании даст результат.

НЕ забывайте говорить ребенку о своем доверии, о своей любви. Вместе учитесь таким взаимоотношениям, при которых сын или дочка придут к вам не только с радостями и достижениями, но и поделятся проблемами, заботами, сомнениями.