Семинар для педагогов: « Девиантное поведение подростков - причины и способы преодоления»

 

 

 Семинар для педагогов:

« Девиантное поведение подростков -  причины и способы преодоления»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etap_orientatsii.doc88 КБ
Microsoft Office document icon etap_orientatsii.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Семинар для педагогов:

« Девиантное поведение подростков -  причины и способы преодоления»

                                                         Подготовила педагог-психолог

                                         Князева Оксана Викторовна

                                               Белев 2015

Цели:

  1. осознать свою позицию в общении с подростками с девиантным поведением;
  2. отмечать психологические особенности отклоняющегося поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.
  3. научиться оказывать поддержку подросткам с девиантным поведением.

                                                                 

1.Упражнение «Приветствие»

Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:

 -кто в хорошем настроении;
-кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
-кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
-кто еще не поздоровался.

2.Упражнение «Танец отдельных частей тела» (3 мин)

Цели: осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара. «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

 Инструкция : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

 - танец головы

 - танец попы

 - танец плеч

 - танец ног

- А теперь все части тела  вместе

 Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

 - какой танец было легко исполнить, какой трудно?

 - почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Основная часть

3.Упражнение  «Для меня девиантное поведение – это …»

Передавая мяч по кругу, нужно продолжить фразу: «Для меня девиантное поведение – это …»

        По словарю Ожегова, Девиантное поведение – это устойчивое поведение          личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. 


А в нашем случаи  подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь  мы должны помнить, что  «трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно. И мы как специалисты, педагоги центра при работе  с такими детьми должны стараться понять, что чувствует этот ребенок, загляните в его мир, посмотреть, чем он живет, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности?

 Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

(обсуждение в группах (Первый слайд)

 Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

  Воровство

  Мелкое хулиганство

  Вандализм;

  Порча чужого имущества;

  Торговля наркотиками.

 Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

 Алкоголизм,

 Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

Ситуации.

После сделанного вами замечания, ребенок  вышел из комнаты, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)

Группа подростков из систематически издеваются над младшим , подстерегая его в разных местах. (насилие–Антисоциальное поведение)

Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Как вы думаете  чтобы ребенок вдруг стал девиантным , должны быть какие-то весомые причины.

Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а      вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

4.Упражнение «Чистый лист». Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки: Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.  

  Мозговой штурм.

 Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте   попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка.

  1. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.  

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

  1. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. Это…назовите их, пожалуйста.  

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика

  1. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

-Назовите распространенные проблемы подросткового возраста. (Воспитатели называют)

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический  из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

4. Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

 Итог: Да действительно существует определенная категория подростков, контакт с которыми вызывает определенные трудности. И я предлагаю поиграть в одну игру, где вам будет представлена возможность побыть именно тем «трудным подросткам. Игра называется «Испуганный еж»

Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.

5.Упражнение «Испуганный еж» Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем жутко. Вы чувствуете страх, обиду на жизнь, свою беспомощность свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот, выпустив свои колючки. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? что помогло, что было трудным?

 Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.

Вывод: существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.

Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток его обижают другие ребята . Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Шаги к установлению отношений с подростками.

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь воспитатель, да и любой другой человек должен уметь контролировать сое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните  свое состояние, когда вы злитесь.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.

 Давайте представим такую ситуацию: подросток порезал стенд, который вы долго оформляли.

Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.

Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Понять почему именно он это сделал. Что он чувствовал?

6.Упражнение. «Считываю чувства партнера». Педагог представляет себе какую-нибудь ситуацию, чувства, которые он испытывал, располагается на стуле, принимает позу, характерную для выбранного внутреннего состояния. Второй педагог принимает такую же позу, стараясь вчувствоваться в переживания партнера. Затем происходит обсуждение. Педагог, загадывавший ситуацию, дополняет варианты ответов.

7.Упражнение «Ты сейчас…»

Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Время проведения. 1 минута

Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.

Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только  слушать, но и слышать.

 Техника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

3 шаг. Понять ребенка.

8.Упражнение « Зеркало». 
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении. 
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми 
( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать. !!!!!

4  шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.

Надпись. Принять

 4 шаг. Предложение помощи (поддержки).

9.Упражнение « Мой самый трудный ребенок». 
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком. 
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п.Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
 
10.Упражнение «Все равно ты молодец, потому что …» (тренировка навыка оказания поддержки).

Инструкция: Представьте себе конкретного подростка, который не пользуется популярностью, вам несимпатичен и т.п. Первый участник от лица этого подростка продолжает фразу со слов: «Меня не любят за то…», бросает мяч любому. Он, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Если он затрудняется, отвечают соседи справа или слева, затем начинают сначала. Приветствуется желание добавить.

Обсуждение: Каково было в роли подростка, трудности? Что из роли помогло понять? Выход из роли.

«Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих с детьми попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основной целью деятельностью Центра является оказание психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением.
Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом

Детям, растущим в неблагополучной семье, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Стесненные жилищные условия, нелюбящие, вечно ругающие родители, двор, компания, где нужно постоянно доказывать свою значимость. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток в перемену. Его обижают одноклассники. Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит, уходит совсем из школы. Он не хочет больше сюда приходить, ему неуютно здесь, его никто здесь не любит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

Подошел к вам подросток, загляните в его мир, посмотрите, чем он живет. Что он чувствует, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности? Вы часто слушаете молодежную музыку: поп, рок, уличные песни? Вслушивались в тексты? Этим летом мне пришлось познакомиться в поезде с одним молодым человеком, звали его Женя. Путь был неблизкий, у него был плеер. Я попросила послушать. При всех достоинствах молодого человека: благополучная семья, занятия спортом, рисование, музыка, стихи, я услышала песни, звучащие на кассете. Группа «Многоточие», смысл их текстов таков: мир порочен, никто не может спасти его; полное отчаяние, безысходность и куча вопросов, как дальше жить, когда не видно выхода, призыв о помощи звучали в песнях. Я спросила Женю: «Ты тоже так думаешь?». Он задал мне встречный вопрос: «А разве – это не так?» «Но ведь есть другой мир?»,- попробовала возразить я. Он с недоверием посмотрел на меня.

Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение. Возникает такой образ руки, протянутой человеку, попавшему в яму. Человек вправе выбрать: взяться за эту руку и принять помощь или рассчитывать на свои силы и, возможно, погибнуть. Нельзя путать жалость или ложную поддержку («Он несчастный ребенок, что вы от него хотите») с истинным развитием души и личности трудного ребенка. Мудрый педагог позволяет подростку увидеть лучшую часть своего «Я», сильные стороны, которые помогают преодолевать трудности.

5 шаг. Психологическое состояние педагога»

Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.

11.Упражнение «Раскрасим сердце»

Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви.…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.

А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.

Анализ выполненного упражнения.

12.Упражнение «Подведение итогов» Каждый по кругу высказывается, что он получил на занятии, что применит в практике; пожелания друг другу и тренеру.



Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

Семинар для педагогов:

« Девиантное поведение подростков -  причины и способы преодоления»

                                                         Подготовила педагог-психолог

                                         Князева Оксана Викторовна

                                               Белев 2015

Цели:

  1. осознать свою позицию в общении с подростками с девиантным поведением;
  2. отмечать психологические особенности отклоняющегося поведения подростков, понимать, принимать их и учитывать эти особенности при взаимодействии.
  3. научиться оказывать поддержку подросткам с девиантным поведением.

                                                                 

1.Упражнение «Приветствие»

Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:

 -кто в хорошем настроении;
-кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто любит рисовать;
-кто любит петь и танцевать;
- кто хочет в отпуск;
-кто еще не поздоровался.

2.Упражнение «Танец отдельных частей тела» (3 мин)

Цели: осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара. «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную

Материалы: Музыкальная запись с четким ритмическим рисунком.

 Инструкция : Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен

 - танец головы

 - танец попы

 - танец плеч

 - танец ног

- А теперь все части тела  вместе

 Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.

 - какой танец было легко исполнить, какой трудно?

 - почувствовали ли освобождение от зажимов, где они локализовались?

Основная часть

3.Упражнение  «Для меня девиантное поведение – это …»

Передавая мяч по кругу, нужно продолжить фразу: «Для меня девиантное поведение – это …»

        По словарю Ожегова, Девиантное поведение – это устойчивое поведение          личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. 


А в нашем случаи  подростки со сложным характером, неадекватным поведением, те, которых мы называем трудными, с отклоняющимся поведением. Но в первую очередь  мы должны помнить, что  «трудные» – это такие дети, не с которыми трудно, а которым трудно. И мы как специалисты, педагоги центра при работе  с такими детьми должны стараться понять, что чувствует этот ребенок, загляните в его мир, посмотреть, чем он живет, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности?

 Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются антисоциальными?

(обсуждение в группах (Первый слайд)

 Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

  Воровство

  Мелкое хулиганство

  Вандализм;

  Порча чужого имущества;

  Торговля наркотиками.

 Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

Уважаемые коллеги, перечислите, какие поступки являются асоциальными?

Побеги из дому;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Вымогательство;

Беспорядочные половые связи;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика.

Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности.

Перечислите, какие поступки являются аутодеструктивными?

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

 Алкоголизм,

 Суицид.

Уважаемые коллеги, сейчас мы предлагаем вам ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами деструктивного поведения, определить, к какой группе они относятся, и найти решение выхода из них.

Ситуации.

После сделанного вами замечания, ребенок  вышел из комнаты, демонстративно громко хлопнув дверью. (агрессия – асоциальное поведение)

Группа подростков из систематически издеваются над младшим , подстерегая его в разных местах. (насилие–Антисоциальное поведение)

Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (токсикомания – аутодеструктивное поведение)

Как вы думаете  чтобы ребенок вдруг стал девиантным , должны быть какие-то весомые причины.

Каковы же факторы риска и причины отклонений, создающие девиантное поведение ребенка?

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а      вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

4.Упражнение «Чистый лист». Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки: Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге?  (В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.

  • Семья
  • Наследственность
  • Проблемы в подростковом возрасте
  • Отсутствие прочных социальных связей.

Рассмотрим поближе каждый из них.  

  Мозговой штурм.

 Уважаемые коллеги, исходя из данных факторов, давайте   попробуем самостоятельно определить, какие же причины могут вызвать отклонения в поведении ребенка.

  1. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.  

Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

  1. Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье. Это…назовите их, пожалуйста.  

Поражение нервной системы в родах

Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии….

Физические дефекты

Наследственность-Рождение от наркомана или алкоголика

  1. Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

-Назовите распространенные проблемы подросткового возраста. (Воспитатели называют)

Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический  из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников. …Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

4. Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо. Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.

 Итог: Да действительно существует определенная категория подростков, контакт с которыми вызывает определенные трудности. И я предлагаю поиграть в одну игру, где вам будет представлена возможность побыть именно тем «трудным подросткам. Игра называется «Испуганный еж»

Один участник изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого: развернуть его, найти подход, создать условия, при которых еж сам захочет развернуться. Запрещается: сила, щекотка, уговаривание.

5.Упражнение «Испуганный еж» Кто из вас видел ежа? В случае опасности он сворачивается в клубок. Сейчас один из вас будет ежом, который сильно испугался лисы. Еж сворачивается калачиком. Представьте, что вас обнюхала лиса, вам стало совсем жутко. Вы чувствуете страх, обиду на жизнь, свою беспомощность свернулись в крепкий клубок, чтобы защитить свой нос и живот, выпустив свои колючки. Затем участники меняются ролями.

Обсуждение: что вы чувствовали, когда были ежиками? Какая роль понравилась больше? Как пытались установить контакт, вызвать доверие? что помогло, что было трудным?

 Трудный подросток напоминает раненого ежа. Активно пытаясь помочь ему, вы натыкаетесь на колючки. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают подростка. Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.

Вывод: существуют некие принципы и шаги в работе с трудными подростками.

Первое и самое главное условие успешной работы: ребенок должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток его обижают другие ребята . Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Шаги к установлению отношений с подростками.

1шаг. Осознать свои чувства по отношению к подростку: гнев, жалость, раздражение, обиду, сочувствие и др. В первую очередь воспитатель, да и любой другой человек должен уметь контролировать сое психологическое состояние. Вы должны научиться контролировать свое состояние свои чувства. Запомните  свое состояние, когда вы злитесь.

Если вами владеют гнев, растерянность или другие негативные чувства, то следует, прежде всего, успокоиться, привести себя в равновесие.

 Давайте представим такую ситуацию: подросток порезал стенд, который вы долго оформляли.

Спросите себя, чего вы хотите достичь – наказать, отреагировать свой гнев или создать условия для изменения поведения подростка.

Следует также ответить на вопрос: Каково мое отношение к подростку? Причем следует оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Понять почему именно он это сделал. Что он чувствовал?

6.Упражнение. «Считываю чувства партнера». Педагог представляет себе какую-нибудь ситуацию, чувства, которые он испытывал, располагается на стуле, принимает позу, характерную для выбранного внутреннего состояния. Второй педагог принимает такую же позу, стараясь вчувствоваться в переживания партнера. Затем происходит обсуждение. Педагог, загадывавший ситуацию, дополняет варианты ответов.

7.Упражнение «Ты сейчас…»

Цели. Понаблюдать за внешними проявлениями эмоционального состояния людей; научить прислушиваться к своим внутренним ощущениям.

Время проведения. 1 минута

Процедура. Ведущий кидает мячик любому участнику и говорит: “Аня, мне кажется, ты сейчас грустная”. Аня кидает мячик следующему участнику и говорит: “Таня, мне кажется, ты сейчас раздраженная”, и т. д. В игре участвуют все. Можно усложнить игру: получив послание, участник может сказать, что он на самом деле испытывает сейчас и насколько значимо для него то, что кто заметил его состояние.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

2 шаг завоевать доверие со стороны ребенка.

Ребенок должен понять, что вы действительно к нему относитесь искренне и с пониманием, а для этого нам необходимо научиться не только  слушать, но и слышать.

 Техника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка.

Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником (при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне)

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» - копирование позы собеседника.

3 шаг. Понять ребенка.

8.Упражнение « Зеркало». 
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении. 
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почуствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми 
( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать. !!!!!

4  шаг. Принятие асоциальной картины мира подростка.

Надпись. Принять

 4 шаг. Предложение помощи (поддержки).

9.Упражнение « Мой самый трудный ребенок». 
Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком. 
Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и. т. п.Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.
 
10.Упражнение «Все равно ты молодец, потому что …» (тренировка навыка оказания поддержки).

Инструкция: Представьте себе конкретного подростка, который не пользуется популярностью, вам несимпатичен и т.п. Первый участник от лица этого подростка продолжает фразу со слов: «Меня не любят за то…», бросает мяч любому. Он, выслушав, должен отреагировать, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что…». Если он затрудняется, отвечают соседи справа или слева, затем начинают сначала. Приветствуется желание добавить.

Обсуждение: Каково было в роли подростка, трудности? Что из роли помогло понять? Выход из роли.

«Принять, понять, помочь» - девиз педагогов, работающих с детьми попавшим в трудную жизненную ситуацию. Основной целью деятельностью Центра является оказание психолого-педагогической поддержки, социальной помощи подросткам с девиантным поведением.
Поддержка бывает разная. Бывает и материальная (что очень приятно), словесная (слово утешит), эмоциональная (порадоваться и поплакать вместе). А бывает и такая, где никакие слова и дела не нужны: «просто побыть рядом». Чаще всего нам не хватает именно такой поддержки: где не надо ничего объяснять, не надо оправдываться. А тем более подросткам, которым очень трудно выразить свои чувства словами, которые боятся оценки, боятся, что их не поймут. «Иногда нужно просто посидеть рядом

Детям, растущим в неблагополучной семье, часто бывает негде уединиться, побыть со своими мыслями наедине. Стесненные жилищные условия, нелюбящие, вечно ругающие родители, двор, компания, где нужно постоянно доказывать свою значимость. Живя такой напряженной жизнью, не мудрено совершать глупые поступки.

Первое и самое главное условие успешной работы: подросток должен ощущать себя любимым, чувствовать интерес и внимание к себе с нашей стороны. Без отношений, основанных на любви и принятии, невозможно установление доверия подростка к педагогу. Подросток должен чувствовать себя принятым. Вот подошел к вам подросток в перемену. Его обижают одноклассники. Он пришел к вам за поддержкой. Мы не разобравшись, отправляем его к ребятам, которые только что издевались над ним. И он уходит, уходит совсем из школы. Он не хочет больше сюда приходить, ему неуютно здесь, его никто здесь не любит. Сегодняшняя практика показывает, что при достаточном внимании к детям, даже в самых безнадежных, пробуждаются значимые социальные потребности и роли: они пытаются понять и самоосознать себя, стать лучше и благороднее, чем их родители.

Самая большая трудность – это изменение отношения к подростку. Ведь если взрослый видит в неблагополучном подростке преступника, это мгновенно передается и становится серьезным барьером для его реабилитации.

Подошел к вам подросток, загляните в его мир, посмотрите, чем он живет. Что он чувствует, о чем переживает, что скрывается под маской безразличия и агрессивности? Вы часто слушаете молодежную музыку: поп, рок, уличные песни? Вслушивались в тексты? Этим летом мне пришлось познакомиться в поезде с одним молодым человеком, звали его Женя. Путь был неблизкий, у него был плеер. Я попросила послушать. При всех достоинствах молодого человека: благополучная семья, занятия спортом, рисование, музыка, стихи, я услышала песни, звучащие на кассете. Группа «Многоточие», смысл их текстов таков: мир порочен, никто не может спасти его; полное отчаяние, безысходность и куча вопросов, как дальше жить, когда не видно выхода, призыв о помощи звучали в песнях. Я спросила Женю: «Ты тоже так думаешь?». Он задал мне встречный вопрос: «А разве – это не так?» «Но ведь есть другой мир?»,- попробовала возразить я. Он с недоверием посмотрел на меня.

Важно за подростком оставлять право выбора и ответственность за принятое решение. Возникает такой образ руки, протянутой человеку, попавшему в яму. Человек вправе выбрать: взяться за эту руку и принять помощь или рассчитывать на свои силы и, возможно, погибнуть. Нельзя путать жалость или ложную поддержку («Он несчастный ребенок, что вы от него хотите») с истинным развитием души и личности трудного ребенка. Мудрый педагог позволяет подростку увидеть лучшую часть своего «Я», сильные стороны, которые помогают преодолевать трудности.

5 шаг. Психологическое состояние педагога»

Педагог должен уметь заботиться о себе, оказывать поддержку и себе: если мне хорошо, то и другим будет хорошо. Позитивный настрой, вера в результат, собственная уверенность помогает «крепко стоять в жизни на ногах и не дает упасть другому» («прыгнув в яму, вы не сможете помочь человеку выбраться оттуда»). После работы с подростком снимать негативную энергию, не оставлять в себе.

11.Упражнение «Раскрасим сердце»

Инструкция: Педагог – это, прежде всего сердечный человек. У него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца. Положите руку на сердце. Послушайте, как бьётся ваше сердце… Оно полно жизни, добра, любви.…Посмотрите, вы видите одно большое сердце, сердце педагога, в котором каждому из вас есть место. Давайте “раскрасим” его цветами любви, нежности, добра, ласки. У вас на столах лежат сердечки разных цветов. Возьмите сердечко того цвета, который выражает цвет вашего настроения от нашей сегодняшней встречи, чувство удовлетворения или нет.

А когда вы определились с цветом, нам бы очень хотелось, чтобы вы написали своё мнение, мысли, пожелания, замечания, которые мы постараемся учесть в нашей дальнейшей работе.

Анализ выполненного упражнения.

12.Упражнение «Подведение итогов» Каждый по кругу высказывается, что он получил на занятии, что применит в практике; пожелания друг другу и тренеру.