«Создание комфортной психологической среды, обеспечивающие здоровье воспитанников»

Детский сад - это особое учреждение, это второй дом, как для сотрудников, так и для детей. А свой дом хочется украсить, сделать уютным и теплым. В наших руках есть возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя "как дома".

Цель: Создание комфортной психологической комфортной среды в дошкольном учреждении (в группе) для сохранения и укрепления физического, психического здоровья ребенка.

Задачи: Овладение теоретическими знаниями о психологической комфортности. Нахождение способа создания комфортной психологической среды. Рекомендации педагога-психолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khabibullina_l_r.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

1. Психологический настрой « Все в твоих руках»

(Притча)

        «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Тема круглого стола: «Создание комфортной психологической среды, обеспечивающие здоровье воспитанников»

        В начале нашей совместной работы попрошу Вас педагоги быть искренним и открытым (не лгать), соблюдать принцип «Я» (высказывать мнение от себя – я чувствую..., мне кажется…), активно участвовать, право на мнение (дать возможность высказаться каждому), конфиденциальность (не выносить информацию личного характера за пределы кабинета).

Рефлексия: Ваши ожидания от сегодняшней темы? Прошу подумать над вопросом и записать свои мысли на листе бумаги и этот лист бумаги отложить в сторону. Мы обязательно вернемся к этому вопросу.

2. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

        Педагог-психолог включает мелодию! Первая мелодия будет тяжелая, грубая,  напряженная (например, рок). Вторая мелодия спокойная, приятная (например, звуки природы). Педагоги прослушивают поочередно две совершенно разные мелодии. И вслух проговаривают свои внутренние ощущения при  прослушивании совершенно двух разных мелодий (чувствовала напряжение, была обеспокоена, не хотела слушать мелодию, потому что была обеспокоена и наоборот хотела, чтоб мелодия звучала, было спокойно на душе, чувствовала себя хорошо, комфортно).

3. Теоретический ввод

        Вопросы о психологическом комфорте и о здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в дошкольном учреждении.

Вопрос к педагогам: Уважаемые педагоги как Вы считаете, что такое комфорт? Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют.

Существует три структурные составляющие понятия комфортности:

  • Психологическая;
  • Интеллектуальная;
  • Физическая.

Психологическая комфортность – это состояние внутреннего удовлетворения, возникающее под влиянием каких – либо благоприятных условий, обстоятельств.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность воспитанников своей мыслительной деятельностью и ее результатами на занятиях, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Физическая комфортность  -  эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Вопрос к педагогам: Уважаемые педагоги попрошу Вас подойти к столу и из предложенных критерий выбрать и проговорить те  критерия или показатели, по которым на Ваш взгляд можно определить психологическую комфортность детей?

  • Устойчивое бодрое состояние;
  • Доминирование  положительных эмоций, радостное настроение;
  • Капризность;
  • Отсутствие тревожности;
  • Высокие показатели адаптивности;
  • Агрессивность;
  • Высокая познавательная и творческая активность;
  • Дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
  • Высокий уровень тревожности;

  • Низкая заболеваемость;
  • Плаксивость;
  • Хороший сон, аппетит;
  • Высокий физический тонус (в здоровом теле здоровый дух);
  • Отсутствие агрессии;
  • Плохой сон и аппетит.

Педагог-психолог: Создавая, психологическую комфортную среду детям в дошкольном учреждении тем самым мы можем обеспечить:  

  • Сохранение и укрепление психофизиологического здоровья детей;
  • Высокую продуктивность образовательного процесса;
  • Высокие показатели качества образования детей;
  • Успешную социализацию;
  • Успешность школьного обучения.

Педагог-психолог:  Комфортная психологическая среда позволяет удовлетворять потребности ребенка: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности, потребности в уважении и признании, потребности в самовыражении.

Физиологические потребности. Первичные потребности человека включает: потребность в еде, отдыхе, движении. Для ребенка – дошкольника  - это самые насущные и самые мощные потребности.

 Потребность в безопасности. Для ребенка очень важным является ощущение того, что он находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от неблагоприятных условий внешней среды.

Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят

.

Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение окружающих): стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, к признанию его успехов и достижений.

Потребность в самоактуализации (самовыражении): потребность быть в мире  с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в стремлении ребенка реализовать свои познавательные  интересы.  

Уважаемы педагоги мы с  Вами вспомнили «Пирамиду потребностей» по А. Маслоу.

Рекомендации педагога-психолога  по  улучшению  психологической комфортности в дошкольном учреждении (в группе):

  • Уважайте детей;
  • Не навреди, ищите в детях хорошее;
  • Замечайте и отмечайте малейший успех ребенка, от постоянных неудач дети озлобляются;
  • Не приписывайте успех себе, а вину ученику;
  • Ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
  • На занятиях (уроках) всегда создавайте ситуацию успеха;
  • Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах;
  • Хвалите ребенка в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
  • Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
  • Не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
  • Оценивайте поступок, а не личность;
  • Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем несмотря на его оплошность.

4. Игровые упражнения

        Упражнения способствуют позитивным взаимоотношениям между педагогами, повысит групповую сплоченность, снимет мышечное и эмоциональное напряжение педагогов, улучшит эмоциональное состояние педагогов. 

«Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

«Встаньте...»

Все педагоги садятся по кругу. Педагог-психолог: Я буду называть числа. Какое число названо - именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо».

 Выполнять задание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь, на действия друг друга.

«Пожелай другому»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Закончим упражнения с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч кому хотите и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить

5. Рефлексия

Прежде чем, закончим нашу совместную работу, хочется вернуться к началу кругового стола: «Ваши ожидания от сегодняшней темы?» Будьте добры зачитайте или произнесите вслух свои мысли, которые Вы изложили на бумаге! Обсуждение (положительные стороны, чего не хватило, ваши пожелания).

6. Список используемой литературы

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеренбург: Издательство АРД ЛТД. 1998

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001

Литвак М.Е. Профессия - психолог. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 1999

Маслоу А.Г. Мотивация и личность/Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. СПб.: Евразия, 1999

Маклаков А.Г. "Общая психология", СПб., Издательство Питер, 2001

Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/Серия "Справочники".-Ростов н/Д.: Феникс, 2003