Проблема индивидуализации в ДОУ. Индивидуальный образовательный маршрут

Чурсина Инна Валерьевна

 

Индивидуальный образовательный маршрут, как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка. Этапы, направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуализация в ДОУ939.75 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Индивидуальный образовательный маршрут Проблема индивидуализации в ДОУ

Слайд 2

« Индивидуализация – это выделение индивидуальных особенностей из первоначального безразличия.» Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь

Слайд 3

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования").

Слайд 4

Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута: этап наблюдения, диагностический этап, этап конструирования, этап реализации, этап итоговой диагностики

Слайд 5

1. Этап наблюдения. Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

Слайд 6

2. Диагностический этап. На данном этапе проводится диагностика совместно с педагогом психологом. Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

Слайд 7

3. Этап конструирования. Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Слайд 8

4.Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников. Индивидуальный образовательный маршрут может реализовывается во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает проектная деятельность, в которой происходит интеграция специалистов и реализуются индивидуальные качества каждого ребенка

Слайд 9

5. Этап завершающая диагностика. На этом этапе проводится завершающая диагностика. Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

Слайд 10

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка. Реализуя принцип индивидуального подхода, педагог должен помнить, что педагогический процесс в детском саду должен строиться на основе: - медицинских показателей здоровья ребенка (дети с пониженным слухом и зрением располагаются на занятии ближе к воспитателю); - учета психо - физиологических особенностей ребенка, его темперамента и складывающегося на его основе характера (молчаливых детей не следует вызывать первыми, а вызвав, сначала задать вопросы о том, что они хорошо усвоили; при работе с медлительными детьми следует соблюдать терпение, не торопить с ответом, не прерывать, не спрашивать первыми); - учета особенностей нервной системы, которая обуславливает такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность и неуравновешенность (непосед, подвижных детей располагать поближе к взрослому, легко возбудимым, невнимательным, несдержанным детям предложить повторить задание, причем персонально к ним обратиться: «Таня, Ваня, слушайте внимательно, потом повторите сказанное»; - учета темпа и общего уровня развития ребенка (более развитым детям давать усложненные задания; с детьми, медленно и слабо справляющимися с заданиями необходимо предлагать аналогичные задания до коллективного занятия) - учета умственных способностей и эмоционально-нравственного развития ребенка; - учета склонностей и интересов ребенка.

Слайд 11

Образовательный маршрут включает основные направления : -организация движения (развитие общей и мелкой моторики) ; -развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных) ; -формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования) ; -развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций) ; -формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях) ; -формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Слайд 12

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут Адресат _______________________________________________________________________________ Цель: Развитие интеллекта дошкольника Задачи: Развитие умения общаться Развитие мышления Развитие внимания Развитите памяти Развитие моторики Развитие лексического запаса ребенка Развитие общих знаний и кругозора Содержание: Задания на развитие умения ребенка вести беседу. Упражнения на развитие мыслительных операций (обобщение; сравнение; классификация; установка причинно-следственных связей; способности рассуждать). Упражнения на развитие внимания Упражнения на развитие памяти Развитие тонкой моторики рук Задания на развитие лексического запаса Задания на развитие общего уровня знаний, кругозора. Организация занятий. Индивидуальное занятие. Два занятия в неделю. Продолжительность одного занятия – 15 – 30 минут. Опорный источник: В.Дмитриева «Развитие интеллекта ребенка от 2-х лет и старше »

Слайд 13

№ занятия Задания, упражнения, игры №1 Расскажи о себе Задания с геометрическими фигурами Как ты думаешь? Рассказ «Винни-Пух завтракает» Скопируй увиденные детали Соедини точки по цифрам Еда по дорожкам Скажи наоборот Составь слова из слогов Кто что делает? Придумай рассказ по картинке Рассмотри картинку № 2 Расскажи о себе(город где живешь) Геометрические фигуры Что будет в четвертом квадрате Назови лишнее слово Зачеркни только цифру 2 Чем отличаются домики? Повтори предложения Повтори рисунок по точкам Нарисуй как можно больше кругов Скажи по другому Что нарисовано на картинке Чтение текста и вопросы Кому принадлежат вещи №3 Расскажи о себе (чтоты любишь читать) Геометрические фигуры Что в пустых клетках Найди цифры по-порядку Поставь точки в пустых клетках Проведи линии по дорожкам Скажи по-другому Запомни рисунок Один-много Придумай предложения Расскажи про зверей Кругозор №4 Расскажи о себе (О семье) Составь круг из частей Определи форму предметов Знаки больше и меньше Логика расстановки картинок Зачеркни все буквы В Найди 5 отличий Запомните 10 слов Графический диктант Штриховка геометрических фигур Закончи предложения Скажи наоборот Придумай рассказ по картинке Ответь на вопросы (кругозор) Тематический план

Слайд 14

№ 5 Расскажи о папе и маме Работа с геометрическими фигурами Поставь правильно цифры Назови одним словом Найди отличие Обратный счет Кодирование Закончи предложение Графический диктант Придумай предложения Обведи контур Как сказать по-другому Кругозор №6 Расскажите о себе (время года) Назови лишнее слово Геометрические фигуры Назови цифры по-порядку Поставь заплатки Запомни и нарисуй Закончи слова Графический диктант Придумай предложения из слов Кто нарисован на картинке Кругозор №7 Расскажи о себе (чем любишь заниматься) Что в пустом квадрате Раздели фигуры на квадраты Назови одним словом Кодирование Назови ряд слов Обведи фигуры Штриховка Продолжи предложения Скажи наоборот Рассмотри картинки Кругозор Найди 4 отличия №8 Расскажи о своей маме Рассмотри геометрические фигуры Какая фигура в 4 квадрате Кодирование Какой детали не хватает Зима Кодирование Продолжи предложения Переплетенные линии Кто нарисован на картинке Как ведет себя мальчик №9 Расскажи о своих бабушке и дедушке Из каких фигур состоит дом Четвертый квадрат, что в нем? Расставь цифры Поставь точки Продолжи узор Переплетенные линии Исправь ошибки в фразах Назови одним словом Кругозор

Слайд 15

Презентацию подготовила: педагог-психолог: Чурсина И.В. Спасибо за внимание!