Образовательная программа "Выпустим пар"

  Дмитриева Надежда Павловна

Образовательная  программа «Выпустим пар» , предназначена для учащихся 7-9 лет, рассчитана на 26 учебных часа, направлена на оказание психолого-педагогической помощи детям 7 - 9 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypustim_par.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВЫПУСТИМ ПАР»

предназначена для учащихся 7-9 лет

рассчитана на 26 учебных часа

 

                                         Составитель: Дмитриева Н.П.,

                    педагог-психолог

 

Топки 2014

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….3

Тематическое планирование занятий……………………………………..……6

Содержание программы………………………………………………………….7

Глоссарий……………………………………………………………….…..……11

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение

        


Пояснительная записка

Образовательная  программа «Выпустим пар» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для учащихся 7-9 лет, рассчитана на 26 учебных часа.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. Взрослые порой просто не знают, как побороть все возрастающую детскую жестокость, враждебность. Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество. Большинство ученых считают, что агрессия влечет за собой злонамеренное поведение.  

Анализ основных причин, ведущих к проявлению и закреплению в поведении агрессивных тенденций, позволяет выделить общий компонент – насилие. Задача взрослых – содействовать формированию у детей позиции ненасилия, которая, по мнению В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, выражается в ненасильственных действиях, усиливающих позитивные намерения другой стороны, сохраняющих независимость и автономность и исключающих нанесение ущерба.

У детей в возрасте 7 - 9 лет агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Детям сложно разобраться в мире человеческих отношений, освоить язык чувств. Многого еще не зная, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя неадекватно.

Составляя программу для работы с детьми младшего школьного возраста, мы опирались на программу С.И. Семенака «Уроки добра».

 Цель данной программы: оказание психолого-педагогической помощи детям 7 - 9 лет по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.  

Коррекционно-развивающая программа включает проведение занятий, в процессе которых педагог должен решать ряд важных задач:

- раскрывать сущность полярных понятий – «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

- знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

- учить видеть эмоциональное состояние и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

- развивать эмоциональную произвольность;

- учить конструктивным способам управления собственным поведением.

В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме. В содержании занятия использованы игры, упражнения, разработки, имеющиеся в отечественной (М.И.Чистякова, Н.Л.Кружева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина) и зарубежной литературе.

Отработка необходимых поведенческих навыков осуществляется через активное участие каждого ребенка в тренинговых упражнениях, под которым мы понимаем систему методов, приемов, форм, позволяющих осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на детей, проявляющих признаки агрессивности.

Поддержанию интереса к занятиям способствует использование сказочных сюжетов.  Каждый ребенок имеет право высказывать свое мнение, отношение к той или иной ситуации, поэтому отрицательные оценки детского мнения взрослым на занятиях не допускаются. Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи.

Для самовыражения ребенка каждое занятие предусматривает использование рисуночных методик, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия. Решению этой задачи способствует использование доступных каждому ребенку приемов: например, дорисовывание пиктограмм, рисование по контуру, «кляксография» и др. Каждое занятие рекомендуется заканчивать слушанием приятной музыки или исполнением веселых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

В  результате реализации данной программы у детей формируются представления о добре и зле, нравственные качества личности, снижение агрессивных тенденций в поведении и появление доброжелательности;

- способность сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вред другим);

Тематика занятий может быть расширена и дополнена – в зависимости от проблем конкретных детей.

        На первом этапе проводится начальная диагностика на выявление уровня тревожности и агрессивности по методикам «Агрессивны ли вы?» перевод И. Хомилина, тест-опросник  Филлипса, проективные методики А. Прихожан. После проведения коррекционно-развивающей работы проводится итоговая диагностика уровня агрессивности и тревожности младших школьников.

Программа рассчитана на 26 часов. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в группе 12-15 человек.

Тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие «Знакомство»

2

2

2.

Настроение

1

1

2

3.

«Мы тебя любим»

2

2

4.

«Все мы чем-то похожи»

2

2

5.

«Взаимоотношения»

1

1

2

6.

«Хорошо нам вместе»

2

2

7.

«Тух-тиби-дух»

2

2

8.

«Технология успеха»

2

2

9.

«Курс начинающего волшеб-ника»

2

2

10.

«Душевная погода»

1

1

2

11.

«Несуществующее животное»

2

2

12.

«Наша дружная группа»

1

1

2

13.

Итоговое занятие «Маскарад»

1

1

2

Всего: 26

6

20

26

Содержание программы

        Вводное занятие  «Знакомство». Знакомство с группой, установление контакта. Диагностика уровня тревожности и агрессивности.

Упражнения: «Интервью», «Дракон кусает свой хвост», «Баржа», «Связующая нить».

Занятие «Настроение». Познакомить с понятием настроение, развивать способность к самовыражению, сплочение группы.

        Упражнения: «Изучение тарабарского языка», сказка «Репка», «Рисование настроения», «Колокол».

Занятие «Мы тебя любим». Сформировать в группе атмосферу взаимной поддержки. Научить выражать свое эмоциональное состояние.

Упражнения: «Связующая нить», «Подари улыбку», «Презентация рисунка», игра – танец «Представь себе…», «Ласковое имя», «Мы тебя любим».

Занятие «Все мы чем-то похожи». Сплочение коллектива научить контролировать свое поведение, научить прислушиваться к своему «Я».

 Упражнение: «Связующая нить», танец «Цветок», «Зеркало», «Сочинение сказки».

Занятие «Взаимоотношение». Развивать у участников чувство ответственности, снять вербальную агрессию. Формировать позитивную установку на отношение к окружающему миру, моральные представления.

Упражнение: «Связующая нить», «Танец свободы и победы Святой Георгий», «Обзывалки», «Взаимоотношения».

        Занятие «Хорошо нам вместе». Понятия чувства, эмоции. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных навыков. Научить понимать чувства других людей.

Упражнения: «Закончи предложение», «Разведчики», «Жужжа», «Аэробус», «Доброе животное».

        Занятие «Тух – тиби – дух». Научить участников снимать накопившуюся агрессивную энергию, эмоциональное напряжение, навыкам конструктивного общения. Сплочение группы.

Упражнение: «Рубка дров», «Чтение стихов на тарабарском языке», «Ворвись в круг», «Тух – тиби – дух!», «Глаза в глаза».

Занятие «Курс начинающего волшебника». Научить участников снимать, накопившуюся агрессивную энергию, эмоциональное и мышечное напряжение, научить детей навыкам эффективного общения.

Упражнения: «Связующая нить», «Бумажные мячики», «Два барана», «Попроси игрушку», «Сказка – баржа», «Колокол».

Занятие «Душевная погода». Сплочение группы, создание позитивного настроения. Развить навыки самоконтроля, снятие страхов.

Упражнения: «Связующая нить», «Слепой танец», «Кораблик», «Мы тебя любим», «Колокол».

  Занятие «Несуществующее животное». Развивать коммуникативные навыки, снять эмоциональное напряжение, выразительного поведения.

Упражнения: «Несуществующее животное», «Найди свою пару», «Маленькое приведение», сказка «Зверь, птица, небылица», презентация «Игра без правил», «Колокол».

 Занятие «Наша дружная группа». Сплочение группы, создание позитивного настроения. Развить навыки самоконтроля, снятие страхов.

Упражнения: «Связующая нить», «Комплимент», танец «Распускающийся бутон», «Дружная семья», рисование «Наша дружная группа», «Колокол», «Домашнее задние».

  Итоговое занятие «Маскарад». Сплочение группы. Итоговая диагностика.

Упражнения: «Подари улыбку», «Презентация рисунка», игра-сценка «Представь себе…», «Колокол».

Методическое обеспечение

Тетрадь заданий, анкеты, набор цветных карандашей, бланки, набор цветных карточек, краски, бумага, мяч, карточки с настроением людей, маски по сказке «Репка».

Глоссарий

Агрессия (от лат.  «aggression» - нападение) – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам, установленным в обществе, и наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Воображение – психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.

Добро – понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.

Жесты – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий

Конфликты - столкновение или борьба, враждебное отношение

Мимика – (с греч. — подражатель) — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека — радости, грусти, разочарования, удовлетворения и т. п.

Настроение – достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.  Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Пантомимика – это язык жестов, поз и телодвижений.

Самооценка – это представление человека о своём чувстве собственной важности и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств, и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Эмоции – (франц. emotion) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде радости, страха, удовольствия или неудовольствия.

Эмоциональное напряжение – состояние, характеризующееся адекватной выраженностью эмоциональных реакций, направленных на мобилизацию функций для наиболее успешного выполнения деятельности.

Эмпатия (от греч. «empatheia» – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование в переживания другого человека.

Список литературы

  1. Богусловская, Е., Купина, М.А. Веселый этикет. — Екатеринбург, 1997.
  2. Ежова, Н.Н. Рабочая книга практического психолога / – Изд. 5-е. – Ростов  н/Д: Феникс, 2
  3. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. — Ярославль, 1997.
  4. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб.: НО и Комплект, 1995.
  5. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Ярославль, 1996.
  6. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников. — Киев, 1988.
  7. Огненко, Н. Волшебная сила сказки: осуществление мечты и полцарства в придачу. Игра «Дворец желаний». – СПб.: Речь, 2008.
  8. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. Ж-л Обруч, 1996, №4.
  9. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных особен-ностей школьника.  – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  10.  Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям. — М.: Просвещение, АО «Учебная литература», 1996.
  11.  Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.