Психическое развитие детей дошкольного возраста

Чванова Юлия Ивановна

В сатье отмечены особенности развития познавательных функций (памяти, внимания, мышления, воображения)  детей 3-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihicheskoe_razvitie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Психическое развитие детей дошкольного возраста»

3 – 4 года

Восприятие (сенсорное развитие)

Усваиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)

Учитываются свойства предметов

Зрительное восприятие - способны выполнять задания по доске Сегена (4 фигуры), опознавать перечеркнутые контурные плоскостные фигуры, наложенные фигуры, собирать разрезанные фигуры. Может построить башню по рисунку (реалистичное изображение), повторить узор из кубиков, брусков и т.п.

Слуховое восприятие – может различать гласные звуки а-о-и, акустически и артикуляционно далекие гласные (р-ш, с-м и т.п.). Может воспроизводить по образцу слова достаточно сложной слоговой структуры (велосипед, сковорода, кастрюля), предложения с вопросительно интонацией. Может отстукивать простые ритмы по образцу.

Восприятие пространственных отношений – может показать по просьбе взрослого части тела и лица на себе, на взрослом, на кукле (лоб, подбородок…). Различает пальцы (большой, средний, мизинец). Правильно показывает (называет) части тела и лица на рисунке. Правильно показывает «вверх», «вниз», «впереди», «сзади».

Мышление

Мышление наглядно – образное. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.

Возрастает любознательность (дети задают до 30 вопросов «Почему?»), преобладают вопросы о причинах явлений.

Дети 3-х лет могут обнаружить причину, состоящую в каком-либо внешнем воздействии на предмет, но пока без установления следственных связей.

Под руководством взрослого умеют выполнять простейшие логические операции анализа и синтеза

Память

Память непроизвольная, непреднамеренная. Преобладает наглядно-образная и двигательная память.

По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов.

К концу возраста способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Большую роль в запоминании играет сочетание речевого ритма и ритма движений тела.

Внимание

Внимание в этом возрасте неустойчивое, часто отвлекается с одного на другое.

При решении эмоционально-продуктивной задачи внимание удерживается 6-8 мин.

Ребенок начинает овладевать произвольным вниманием, однако преобладающим остается непроизвольность познавательных процессов.

Речь

В младшем дошкольном возрасте увеличивается запас слов, начинает формироваться связная речь, ребенок способен строить элементарный рассказ из 3-4 предложений (на основе увиденного или услышанного).

Высказывания об окружающем достаточно развернуты.

Появляется интерес к слушанию сказок и стихов; понимает содержание литературных произведений, адресованных детям этого возраста.

Усиливается стремление подражать речевым интонациям взрослых.

Овладевают простыми нераспространёнными и распространёнными предложениями.

Изредка употребляют сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Воображение развивается с 4-х лет

4 – 5 лет

Восприятие (сенсорное развитие)

Развивается наблюдательность.

Дети овладевают умением обследовать предметы, выделять в них части и их соотношение.

На основе знакомства с эталонами внешних свойств вещей дети начинают правильно оценивать цвет, форму, величину и пространственные отношения предметов.

Внимание

Внимание приобретает большую устойчивость.

По требованию взрослого ребенок может сосредотачиваться на определенном занятии 5 – 10 минут.

Во время игры внимание удерживается на 15 – 20 мин.

Быстро растет наблюдательность (например, дети начинают замечать множество цветов, оттенков, форм и т.д. различных предметов).

Память

Непроизвольность памяти.

Постепенно развивается преднамеренное запоминание (по требованию взрослого).

Результативность запоминания в игре выше, чем в других видах деятельности.

Увеличивается объем запоминания материала.

Проявляется способность передавать смысловое содержание сказки, рассказа.

Мышление (наглядно-образное)

Начинают формироваться операции обобщения и классификации; дети начинают выделять общие признаки предметов, группировать их по внешним свойствам.

Понимают причинно-следственные связи между явлениями.

Развивается наглядно-образное мышление.

Постепенно складывается способность ставить цели и планировать свои действия.

Воображение

Проявляется творчество в различных видах деятельности.

Растут словесные формы воображения, обусловленные развитием речи и мышления.

Постепенно осваиваются приемы и средства фантазирования, создания образов.

Речь

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли.

Речь носит ситуативный характер, ребенок не способен последовательно, логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о каких – либо событиях.

Дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести.

К 5 годам речь становится более связной, логичной, начинает предшествовать практическому действию и выступает средством регуляции поведения в целом.

Волевая сфера

К 4 – 6 годам у детей окончательно формируются лобные доли, отвечающие за осуществление целенаправленного поведения, деятельности. В результате формируется способность контролировать свои действия, появляется произвольность.

Постепенно преодолевается импульсивность поведения.

Формируется умение подчинять свои желания требованиям взрослого, в игре формируется умение подчиняться правилам.

Социальное развитие

Дети начинают тянуться друг к другу, формируется привязанность к сверстникам.

Начинают осознавать свои умения, что влияет на формирование самооценки.

Появляется стремление быть полезным для других, отвечать за свои действия.

Появляются претензии на уважение, подчинение и внимание со стороны окружающих.

Преобладают мотивы самоутверждения, развиваются соревновательные мотивы.

Моторное развитие

Проявляется легкость и естественность в выполнении основных движений.

Совершенствуются умения в точных и мелких  движениях, движения достаточно координированы.

5 – 6 лет

Восприятие

Восприятие в этом возрасте отличается большей целенаправленностью, носит более аналитический характер.

У детей развиваются умения анализировать; выделять свойства предметов: форму, цвет, размер, строение; сравнивать предметы – устанавливать их сходство и различия. На этой основе происходит интеллектуальное развитие.

У детей формируются сенсорные способности: глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство цвета, ритма, необходимые для творческого решения изобразительных задач.

Мышление

Дети в этом возрасте могут высказывать обоснованные суждения, делать умозаключения. Мышление у них наглядно-образное, однако в затруднительных случаях они возвращаются к генетически более раннему уровню мышления – наглядно-действенному. Начинает формироваться образно-схематическое.

Память

В возрасте 5-6 лет появляется произвольное запоминание. Ребенок начинает сознательно применять для этого многократное повторение того, что необходимо запомнить.

Внимание

Внимание становится устойчивее. Ребенок способен более сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнить выполнять ту или иную работу. У детей развивается наблюдательность.

Речь

Продолжает развиваться речь, обогащается словарь, совершенствуется грамматический строй речи, интонационная и образная выразительность, связная речь.

Формируется планирующая функция речи.

Важной особенностью речи является ее эгоцентричность. Ребенок играя, занимаясь рисование или другой деятельность часто беседует сам с собой, ни к кому не обращаясь, рассказывает о своих действиях - это своеобразное средство мышления, ребенок часто не умеет мыслить про себя и размышляет вслух. Эгоцентрическая речь это средство осознания ребенком своих действий, планирования своей деятельности.

Развитие личности

В этом возрасте дети общительные, любят находиться в группе сверстников, готовы общаться, так они познают правила взаимодействия с равными себе.

Общение со сверстникам возникает во время игры, в результате чего формируются новые мотивы – социального признания сверстников и мотив познания сверстника, и как следствие, у ребенка начинает развиваться процесс самопознания.

У ребенка 5-6 лет начинает формироваться самооценка, источниками которой является оценка взрослых (она должна быть высокой) и оценка сверстников. У каждого ребенка должна быть высокая, положительная самооценка.

Ребенок осознает свое место в системе общественных отношений, стремиться к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Дети очень хотят походить на значимых для них взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела».

В этом возрасте появляется возможность управлять своим поведением, которое формируется под влиянием и руководством взрослого. В 5-6 лет возрастает способность оценивать свою деятельность и поведение.