Формирование психологической культуры подростков как условие психологического здоровья личности

Сизова Алена Витальевна

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Психологические концепции здорового функционирования личности были заложены в рамках гуманистической психологии, в работах Э. Фромма, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других. Современные представления о психологическом здоровье личности представлены в работах отечественных ученых: И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, А. В. Шувалова,   Г. А. Винокуровой и других.

Термин «психологическое здоровье» в отечественной психологии был содержательно обозначен И. В. Дубровиной. Оно понимается как необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека [1].

 Также «ключевым» словом для описания психологического здоровья О. В. Хухлаева избирает слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс [4].

По мнению В. И. Слободчикова, психологическое здоровье есть то состояние, которое характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [3].

Развитие психологического здоровья подростков зависит от многих условий: особенностей развития личности, ближайшего окружения (семьи, друзей, классного коллектива, педагогов), стиля воспитания, адекватности предъявляемых в семье и в школе требований, отсутствие психотравмирующих ситуаций, создание психологически комфортной обстановки и т.д.

Неотъемлемым условием жизненного самоосуществления человека выступает также культура, определяющая пространство жизнедеятельности человека, которую человек создает в процессе собственного осуществления [2]. Психологическая культура является важнейшим компонентом общей гармонии личности. Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.

Данное обстоятельство определило цель и предмет нашего исследования.

Первым этапом исследования было изучение таких показателей психологического здоровья, как: исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина), методика диагностики агрессивности (А. Басс, А. Дарки), методика изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева) и уровня развития психологической культуры: методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Коммуникативная компетентность» (Л. Михельсон, модификация Ю. З. Гильбуха).

После проведения программы по формированию психологической культуры у подростков было проведено повторное изучение уровня развития психологической культуры и показателей психологической здоровья с помощью тех методик, которые мы использовали до формирующего эксперимента.

Анализ результатов исследования по методике «Исследование тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) после проведения формирующего эксперимента подростков с высоким уровнем ситуативной тревоги стало значительно меньше (2,138 *), так же снизился показатель и личностной тревоги (1,72 *).

Результаты сравнительного анализа показали по методике «Диагностика агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), что у подростков из экспериментальной группы не выявлена предрасположенность к таким типам проявления агрессивности как физическая и вербальная, которая была им свойственна на констатирующем этапе исследования. В то время, когда результаты сравнительного анализа показали, что подросткам из  контрольной группы больше свойственно физическая агрессия (2,239*), хотя по вербальной агрессии разница не прослеживается, следовательно, данный вид агрессии почти в одинаковой степени проявляется у подростков контрольной и экспериментальной группы, как и проявление раздражения, негативизма, обиды, подозрительности и чувство вины. После формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы, в отличие от подростков контрольной группы доминирует косвенная агрессия (1,885*).

Результаты математических подсчетов по методике «Изучение общей самооценки» (Г. Н. Казанцева) показали, что после формирующего эксперимента показатели самооценки у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента самооценка подростков стала более адекватной (2,767 **), в контрольной группе подростков с заниженной самооценкой значительно больше (1,967 *).

Результаты по методике «Психологическая культура личности»             (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), показали, что после формирующего эксперимента показатели развития коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. Мы выявили, что подростки экспериментальной группы по сравнению с подростками контрольной группы показали умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (1,938 *), стали меньше реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (2,293 **), показали более высокие умения самому оказать сочувствие, поддержку (2,957 **).

Результаты математических обработки свидетельствуют, что после формирующего эксперимента показатели развития психологической культуры у подростков в экспериментальной и контрольной группы разлучаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента подростков из экспериментальной группы с высоким уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (2,454 **), в контрольной группе подростков со средним уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (1,657 *). Очень высокий уровень стремления к конструктивному общению наблюдается у подростков экспериментальной группы (3,858 **), тогда как у подростков контрольной группы этот преобладает средний уровень (1,72 **). У подростков экспериментальной группы стремление к психической саморегуляции находится на очень высоком уровне (3,893 **), в контрольной он сформирован только на среднем уровне (3,893 **). Подростки экспериментальной группы стремятся стали более склонны к проявлению творчества (1,973 *), чем подростки контрольной группы, не участвовавшие в формирующем эксперименте (3,248 **). У подростков экспериментальной группы  наблюдается достаточно высокое стремление к гармоничному саморазвитию (2,138 *).

Таким образом, формирование основных компонентов психологической культуры способствует сохранению и укреплению психологического здоровья личности.

 

Литература

  1. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков /               И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – С. 153
  2. Романов, К. М. Психологический практикум : Учеб. пособие /              К. М. Романов. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2003. – 164с.
  3. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 91–105
  4. Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. – М. : Сентябрь, 2003. – 176 с.