Программа тренинга «Личность в каждом из нас»

 Ольга Александровна

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Данный тренинг проводится уже в сплоченной группе и не требует "ритуалов знакомства" и заданий, направленных на командообразование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_vizualizatsii.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга «Личность в каждом из нас»

Цель занятия: Развитие самосознавания, развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, позитивного самоотношения.

Данный тренинг проводится уже в сплоченной группе и не требует "ритуалов знакомства" и заданий, направленных на командообразование.

Время: Два занятия. Первое - 45 минут. Второе (коллажирование)  - 60 минут

ЗАНЯТИЕ 1.        

Упражнение «Приветствие»

Стартовое упражнение

Инструкция: Ведущий предлагает поздороваться участникам так, как приветствуют

друг друга народы различных стран:

- в Новой Зеландии – плечами;

- в Колумбии – спинами;

- в Зимбабве – коленками;

- В Бразилии - хлопают друг друга по плечу;

- в Македонии - локтями;

- В Японии - поклон;

- в Италии - обнимаются;

- В России - пожимают друг другу руки

Упражнение «Я принес с собой сегодня» [1]

Инструкция:  Участники продолжают фразу «Я принес с собой сегодня в своем рюкзаке (багаже, мешке и т. п.)» описанием своего состояния (хорошее, плохое, среднее настроение), переживаемые чувства (радость, обиду, огорчение, тоску, злость, опасение и т. д.), готовность общаться и принимать участие в упражнениях и т. д. В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

Упражнение «Переход»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Материалы: Ассоциативные метафорические карты «Переход» Н. Огненко, О.Болгарской.

Инструкция: Участникам группы предлагается рассмотреть и выбрать карту с изображением, которая описывала бы актуальное видение своего жизненного пути.  

Обсуждение: Каждый из участников демонстрирует выбранную карту другим членам группы и отвечает на следующие вопросы [2, с. 35].

  1. Что ты видишь?
  2. Где ты находишься?
  3. Это тебе нравится? Не нравится?
  4. Что тебя ждет на другой стороне (за дверью, на другом конце моста и т.п.)
  5. Чего именно ты хочешь в своей жизни?
  6. Как тебе кажется, зачем ты выбрал именно этот образ?
  7. Какой переход ты хочешь совершить?
  8. Куда ты желаешь попасть?
  9. Чем это место будет отличаться от места, в котором ты сейчас находишься?

Упражнение «Золотая рыбка»

Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистического мировосприятия.

Инструкция: Участники группы получают задание: на листе бумаге написать три заветных желания, которые они попросили бы исполнить золотую рыбку, попадись она в руки. Затем, листы с желаниями складываются. И каждый из участников зачитывает по одному из листов, отвечая на следующие вопросы:

  1. Может ли это желание выполнить кто-то другой, помимо золотой рыбки?
  2. Может ли сам человек сделать что-то, чтобы это желание осуществилось?

Обсуждение: Легко ли было выбрать три желания? Все ли желания были учтены, не было ли забыто какое-то важное желание? 

Упражнение «Могущество» [3, с. 144]

Цель: Актуализация личностных ресурсов, оказание помощи участникам в раскрытии своих сильных сторон.

Инструкция:  «Возьмите лист бумаги и закончите предложение „Я могу...". Напишите не менее 20 продолжений. Подчеркните среди них то, что могут немногие люди».

Затем ведущий предлагает зачитать вслух свои «Могушки».

Обсуждение:   Ведущий предлагает участникам поговорить о том, что такое могущество. «Оно происходит от слова „могу", и его основу составляют умения. Могущественный человек — это человек, который многое умеет. Мы не всегда осознаем всю силу своего могущества, потому дома самостоятельно продолжайте этот список. Постепенно он может значительно разрастись».

Упражнение «Этапы большого пути» [4, с. 163]

Цель: Актуализация личностных ресурсов, развитие творческого мышления.

Материалы: разрезанные фрагменты копий датского художника Херлуфа Бидструпа «Жизненный путь».

Инструкция:  Группа делится на подгруппы по 3-4 человека. Разрезанные фрагменты вперемешку раздаются каждой группе по 2-3 штуки каждой. Задача участников - сочинить рассказ о жизни человека с опорой на имеющиеся «документальные снимки» его жизненного пути. Рассказы фиксируются на бумаге, а по завершению работы зачитываются группе. После того как все рассказы озвучены, группе демонстрируется оригинал рисунка.

Обсуждение:

 Ведущий предлагает участникам поговорить о том, что такое могущество. «Оно происходит от слова „могу", и его основу составляют умения. Могущественный человек — это человек, который многое умеет. Мы не всегда осознаем всю силу своего могущества, потому дома самостоятельно продолжайте этот список. Постепенно он может значительно разрастись».

Упражнение «Я - это Я» [4, с. 163-166]

Цель: Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе принятия себя.

Материалы: лист А4

Инструкция: «Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата.

В углу каждого квадрата поставьте цифры 1,2,3,4. (Ведущий показывает свой лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами.)                        

1

2

3

4

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, „умею по-настоящему дружить", „всегда довожу начатое дело до конца".

После того как задание выполнено, тренер предлагает: «Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».

После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает: «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».

После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает: „Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».

После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает: „А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!

Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я»».

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?

Резюме тренера. «Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!

Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по- настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.

На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых то же качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

А теперь подумайте: как вы относитесь к другим людям? Есть ли люди, к которым вы относитесь так, будто перед вами только квадраты 3 и 4?

Вы можете потренироваться относиться к ним, исходя из квадратов 1 и 2. Постарайтесь выполнить это упражнение дома, описывая качества людей, которые вас раздражают. Вы увидите, как постепенно меняется ваше отношение к ним».

Пример заполнения квадратов

1.

Жизнерадостный, остроумный, люблю шутить.

Всегда забочусь о своих друзьях. Люблю учиться.

Все делаю аккуратно, люблю порядок. Находчивый, нахожу выход из любого положения.

2.

Эмоциональный, искренне выражаю свои чувства.

Динамичный, люблю быстрый темп жизни.

Чувствительный, остро чувствую

несправедливость.

Лидер, умею привлечь внимание.

Продумываю последствия,

осторожный.

3.

Несдержанный, иногда

говорю то, о чем лучше промолчать.

Нетерпеливый.

Обидчивый.

Выскочка, люблю быть в центре внимания.

Трус, многого боюсь.

4.

Несерьезный, шут гороховый Навязчивый прилипала. «Синий чулок». Зануда.

Самоуверенный ловкач.

Комментарии для тренера.  Иногда участники затрудняются в   пере-формулировке своих качеств. Это происходит из-за устоявшегося отношения к ним. В таких случаях нужно помочь. Тренер может сделать это тихо, подойдя к участнику. Если же участник задает вопрос вслух и открыто называет качество, которое нужно переформулировать, этот процесс может стать увлекательной и веселой тренировкой для всей группы.

Упражнение «Многогранный образ Я» [4, с. 170-171]

Цель: Стимуляция самосознавания.

Материалы: лист А4.

Инструкция:  «Разделите лист на 4 части. Опишите 4 своих „Я": реальное (какой я на самом деле, каким я вижу себя изнутри), идеальное (каким бы я хотел быть), внешнее (каким меня видят окружающие люди), семейное (каким меня видят близкие люди, родные)».

Обсуждение. Насколько большие различия между идеальным Я и реальным, между внутренним и внешним? Как вы думаете, из-за чего возникают такие большие различая?

Рассказ тренера. «Человек тем гармоничнее, увереннее в себе, спокойнее и душевно сильнее, чем меньше разница между его различными Я. Для того чтобы разница была меньше, необходимо снизить планку требований идеального Я (часто идеальный образ бывает слишком требователен, а порой просто нереален) и подумать, что можно сделать, чтобы улучшить реальные качества. И еще хорошо бы понять, почему образ внешнего Я отличается от образа внутреннего Я? Чем это объясняется? Что можно сделать, чтобы это изменить? Если вы всерьез захотите разобраться с этим, вы можете пойти на консультацию к психологу».

Комментарии для тренера. Если участники заинтересуются поставленными вопросами, лучше всего обсудить это прямо в группе. При согласии участника вы сможете провести демонстрационную беседу с одним из них и проанализировать волнующие различия.

Упражнение «Генеральная уборка» [5, с. 171-173]

Цель: «Инвентаризация» негативного и позитивного жизненного опыта.

Материалы:  По 3 картонные коробки для каждого участника (например, для «сейфа» — из-под обуви, для «мусора» можно использовать картонные стаканы из-под попкорна и т. п.). Можно также использовать бумажные пакеты или конверты (но коробки производят более сильное впечатление). Листы бумаги А6 и любая бумага (для упаковки коробок). Ручки, фломастеры, ножницы, скотч. Большой полиэтиленовый мешок для мусора (для сбора «мусорных» коробок участников).

Инструкция: «Время от времени в каждом доме проводят генеральную уборку. Это значит, что в ней перебирают все вещи. Определяют их ценность, что-то чинят, что-то выбрасывают, а что-то отправляют в сарай или на чердак как-то выкинуть жалко, но и в доме уже не нужно. Обычно после такой уборки в доме становится свободнее, красивее, радостнее.

Сейчас вы тоже наведете генеральную уборку, только не в доме, а в собственной душе. За годы в ней накопилось много всего — это и что-то очень-очень ценное, это и что-то сломанное, треснувшее, и оно так и осталось на том же месте вашей души, каждый раз царапая вас, когда нечаянно заденете. Это и что-то совсем уже не нужное, но все нет времени задуматься, и так и валяется оно прямо в центре вашей души.

Так вот, время настало. Сейчас возьмите одну коробку и напишите на ней крупными буквами: „Мусор". Потом возьмите другую коробку и напишите на ней „Чердак", а затем возьмите третью коробку и напишите на ней „Сейф".

„Мусор" — это то, что вам совсем не нужно, и вы готовы избавиться от этого.

„Сейф" — это то, что для вас очень ценно, и вы хотите сберечь это.

„Чердак" — это то, что вам не очень-то и нужно, но как-то вы не решаетесь избавиться от этого насовсем.

Теперь возьмите листочки бумаги и вспомните самые разные моменты и события своей жизни, людей, предметы, места, которые вспоминать вам почему-то неприятно, стыдно, обидно или даже больно — чем больше вспомните, тем лучше. Обозначьте их на листочках несколькими словами. А потом решите, в какую коробку вы хотите их положить. Распределите эти листочки.

Теперь вспомните самое дорогое для вас — моменты и события своей жизни, людей, предметы, места. Пометьте их на листочках и распределите их по коробкам. Может быть, в сейф, а может быть, пока вы думали, у вас изменилось к этому отношение, и вы переложите какую-то ценность в другую коробку.

Теперь подумайте о том, что в вашей жизни есть не очень-то и нужное, но и выкинуть это из жизни, из памяти, из души жалко. Пометьте это на листочках и поместите на „чердак". Но, может быть, вы перемените свое отношение, и тогда поместите в какие- то другие коробки.

Теперь вам нужно будет запечатать коробки. Накройте их листом бумаги или крышкой и проклейте скотчем. Но сначала подумайте, все ли на месте, ведь переложить уже не удастся. Например, коробку с мусором мы выкинем, а коробку -„чердак" придется отправить в самый дальний укол дома или же и в самом деле отнести в сарай или на чердак. Так что подумайте еще раз.

Запечатайте коробки с помощью крышек, бумаги и скотча.

Встаньте и бросьте свои мусорные коробки вот в этот мусорный пакет. Теперь я его запечатываю скотчем. После занятий я его выкину на помойку. Остальные коробки возьмите домой и определите каждую на свое место».

Обсуждение:  Поделитесь впечатлениями от выполнения упражнения.

Резюме тренера. Тренер делает резюме в соответствии с отзывами участников. В конце он может добавить обобщающие слова: «Каждый из нас носит в своей душе много ценного и много лишнего. И очень важно иногда решиться и выбросить все ненужное, мешающее, и заново почувствовать ценность важного. Только предварительно нужно хорошенечко подумать, чтобы отличить одно от другого».

Упражнение «Гости из будущего» [6, с. 40]

Цель: Развитие позитивного мышления, коррекция жизненного пути, формирование мотивации.

Инструкция: Ведущий раздает участникам листы А6 и предлагает написать на нем свое имя. Затем листы собираются, перемешиваются и ссыпаются в непрозрачный пакет или картонную коробку. Каждый из участников по очереди подходит и "вслепую" вынимает один из листков с именем. Он его никому не показывает и имя не сообщает.

Ведущий предлагает участникам представить себе, что он тайно смогли переместиться в будущее, вперед на 10 лет. Теперь они могут увидеть человека, имя которого написано на листе, таким, каким он станет через 10 лет.  

Опишите один из наиболее типичных дней из жизни этого человека. В рассказе нужно остановиться на том, что и кто окружает этого человека, какова его профессия,  о чем он думает, к чему стремиться, что ему пришлось уже преодолеть и какие качества его личности ему в этом помогли. На составление рассказа отводиться 5-10 минут. Его можно зачитать, а можно только сделать какие-то пометки для памяти. На рассказ отводится не более 3 минут. Затем по очереди все участники представляют свои рассказы. Задача остальных - догадаться о ком идет речь.

Упражнение «Для меня сегодня было важно...и особенно полезно...» [7]

Рефлексия

Участники продолжают фразу «Для меня сегодня было важно... и особенно полезно.».

В первые несколько раз ведущий может начать с себя и показать, как можно описать свое состояние и чувства, помогает высказываться участникам. Позже участники делают это самостоятельно.

ЗАНЯТИЕ 2.

Упражнение «Коллаж желаний (создание доски визуализации)» [8, с. 147-148]

Цель: планирование будущего, развитие рефлексии, усиление личностного ресурса, повышение самооценки.

Задачи:

  1. Научится структурировать пространство в связи с целями.
  2. Научить слушать и слышать внутренний голос и интуицию.
  3. Задействовать тактильные ощущения для большего внутреннего опыта.
  4. Развить эмоциональный интеллект.
  5. Развить способность адекватного принятия себя и своего окружения.

Инвентарь: лист АЗ (лист ватман), клей, журналы, ножницы, фотография клиента.

Время работы: 60 минут.

Целевая аудитория: студенты 1 курса

Техника создания коллажа

Процесс составления коллажа часто оказывается достаточно увлекательным для участников. Параллельно с диагностической работой проходит и терапевтическая, развивающая работа. Активная деятельность созидания и  творчество способствуют расслаблению, снятию напряженности у клиентов. Коллажирование дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, использовать творческий потенциал в планировании образа собственного будущего, позволить себе смелость мечтать и заявлять о своих желаниях. Коллаж умеет упорядочивать чувственный опыт и структурирует информацию в её визуальном представлении. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут выходить за края основы,

клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи,

спой взгляд и свое понимание темы. Коллажирование — прекрасная возможность планирования будущего, работы с временными перспективами, активизации личностного ресурса.

Алгоритм работы

Вступление:

1. Ознакомление с темой «Я и мой успех»

2. Предоставить целевой аудитории инвентарь.

3. Ознакомление с правилами создания коллажей.

4. Основная часть:

Создание работы.

  • Выбор страниц журналов (15 минут).
  • Вырезание нужных изображений, фраз и т.д. (10 минут).
  • Составление макета на листе А-3 (5-7 мин). Важно, чтобы изображения были «на своём месте» на листе и относительно друг друга (3-5 мин).
  • Утверждение макета автором.
  • Наклеивание (5-7 минут).
  • Обозначение названия коллажа.
  • Беседа по итогам созданной работы (15-20 минут).
  • 5. Презентация работы

Обсуждение:

1. Как называется коллаж, что Вы на нём создали?

2. С какой сферой (семья, личное, друзья, здоровье, саморазвитие, духовное, отдых, досуг), жизни связаны разные части Вашей работы?

3.  Если предположить, что слева- прошлое, правое - будущее, середина настоящее время Вашей жизни, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

4. Если предположить, что верхняя часть - мысли, мечты, нижняя часть -дела и поступки, средняя часть - эмоционально окрашенные стороны жизни, социальные отношения, то что можно сказать исходя из Вашего коллажа о Вас?

5. Какие изображения накладываются одно на другое, про что это для Вас?

6. Какая часть Вашего коллажа самая ресурсная?

7. Какую смысловую нагрузку несет Ваша работа, о каких главных жизненных задачах она?


Литература:

  1. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  2. Огненко Н., Болгарская О. Переход. Ассоциативно-метафорические фотокарты: проективная методика. СПБ.: Речь, 2014. 80 с.
  3. Сакович Н.А. Практика сказкотерпаии. СПБ.: Речь, 2007. с. 144.
  4. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 143.
  5. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  6. Авидон И., Гончукова О. Тренинги формирования команды. СПБ.: Речь, 2008. с. 40.
  7. Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер» / Под ред. Е.В. Емельяновой. - СПБ.: Речь, 2010. 384 с.
  8. Тарарина Е.В.  Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера: научно-методическое пособие.  - Луганск: Элтон-2, 2013. 147-148 с.