ПРОГРАММА Тренингов для кураторов групп по личностно-ориентированной модели взаимодействия со студентами.

Гарьковенко Татьяна Ивановна

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия со студентами. Она не предназначена для отработки конкретных навыков и умений педагогов по установлению эффективных контактов с учащимися, ее назначение — начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение

2

Первая встреча

3

Вторая встреча

5

Третья встреча

7

Заключение

9

Список использованной литературы

10

Приложение (тест с интерпретацией)

11

Введение

Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия со студентами. Она не предназначена для отработки конкретных навыков и умений педагогов по установлению эффективных контактов с учащимися, ее назначение — начать работу по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов.

Цель: Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем. Выработка внутренней позиции по отношению к студентам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с учащимися, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

В связи с тем, что у педагога – психолога нет возможности в проведении полноценных тренингов, данная программа разработана на три встречи с педагогическим коллективом в пределах, проводимых по плану собраний кураторов групп.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

Обязательные процедуры, которые используются на каждой встрече в тренинге: индивидуальная и групповая рефлексия в начале и в конце занятия.

Рефлексия «Здесь и теперь»

-  знакомство с сутью процесса рефлексии;

- отработка навыка рефлексии: каждому участнику предлагается выразить свое представление о происходящем с ним. Каждый из членов группы по семибалльной шкале оценивает степень своей собственной усталости, активности и интереса к происходящему.

- после того как эта процедура проделана, ведущий дает основные понятия рефлексивной работы.

Можно выделить два типа рефлексии (по предмету, на который она направлена):

- рефлексия как техника осмысления процессов, способов и результатов мыслительной работы и практических действий. Этот тип работы рассматривается как поворот сознания, в результате которого появляется возможность увидеть себя, свое мышление, свое сознание как бы “со стороны”.

- рефлексия состояний. Этот процесс направлен на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. Человек должен понимать причины возникновения у себя таких состояний, как раздражение, напряжение, удовлетворение. В этом случае с состоянием легче справиться или, наоборот, смоделировать состояние. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную работоспособность.

Учиться рефлексии и начинать нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе: “Стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

Первая встреча

Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.
Игровое приветствие - «Смысл моего имени»

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.).

Цель: знакомство участников друг с другом. Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.

Время: 5–7 минут.

Ведущий: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. Поэтому каждый приготовит себе визитку.  На тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, — выбрать себе имя. Ведь часто бывает, что кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, — скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались «Леночка», или «Ленуля», или как-то необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени — Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так.

Затем необходимо придумать «перевод» своего имени с неизвестного языка. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а затем сообщить, как оно «переводится». Можно или вспомнить действительный перевод имени, или придумать свой, который может состоять даже из нескольких предложений.

У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя и написать его на бэйдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только так.

Затем группе предлагается представить свое «игровое» имя и совместить это с упражнением Рефлексия «здесь и сейчас».

 

Правила работы в группе.

Время: 3–5 минут.

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Персонификация высказываний (отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...»).

4. Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников).

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы, что способствует раскрытию участников).

6. Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).

7. Недопустимость непосредственных оценок человека.

Принятые правила записываются в памяти группы (это могут быть записи мелом на школьной доске или фломастером на специальных листах; они всегда присутствуют в помещении, где работает группа, постепенно пополняются, что облегчает возможность возвращаться к ним по мере необходимости).

Упражнение «Личность педагога»

(Проводится в малых группах по 4 человека)

Подгруппам предлагается составить портрет идеального педагога. На выполнение задания отводится 5–7 минут. Результатом обсуждения должен стать список качеств, которые, по мнению подгруппы, являются неотъемлемыми для характеристики идеального педагога. Малые группы высказываются по очереди. Выдвигаемые мысли становятся достоянием памяти. Спорные качества, формулировки, определения выносятся для обсуждение всей группой. В память включаются уже исправленные качества, принимаемые всеми участниками.

Примерные качества: Гибкость, доброжелательность, умение брать ответственность на себя, коммуникабельность, направленность на личность другого человека, принятие себя, уважение чужого мнения, организаторские способности, умение видеть на несколько шагов вперед, креативность.

Первая микрогруппа дает свой портрет идеального педагога, и все называемые качества фиксируются на доске. Для второй микрогруппы работа усложняется за счет особенностей представления своего портрета — оно проходит в виде ответов на вопросы:

С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны? Что вы сами предлагаете добавить? Что в этом списке вы бы изменили, уточнили? Таким образом, список дополняется и изменяется, при этом первая микрогруппа имеет право отстаивать свое решение, приводить аргументы в свою защиту. Третьей микрогруппе предстоит защищать свое мнение в сравнении с уже оформленным перечнем двух предыдущих микрогрупп, отвечая на уже известные вопросы. Итогом групповой дискуссии является список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Последним шагом дискуссии может стать либо ранжирование, либо выделение трех наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.

После того, как группа приняла портрет идеального педагога, проводится тест «Психологический портрет педагога: опыт самодиагностики»  (Дается в приложении)

Цель: помочь педагогу найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Самотестирование проходит на основе принципа конфиденциальности: педагогам раздаются индивидуальные бланки для ответов, которые с этого момента являются их собственностью, а для интерпретации шкал ведущим зачитываются все возможные варианты результатов (даются в приложении).

Материалы: бланки для самодиагностики.

После зачитывания обработки результатов группа приглашается к обсуждению, содержанием которого становятся не результаты самотестирования, а мысли и чувства, возникшие в связи с результатами самотестирования.

Вопросы для обсуждения:

Какие ощущения вызвало у вас предстоящее самотестирование (предстоящие результаты)? Совпадает ли полученная картина с вашими представлениями о себе? Какой характер имеют эти расхождения? Информация по какой из шкал для вас является более значимой? Насколько объективно, на ваш взгляд, этот тест может отразить психологический портрет педагога?

Окончание занятия: Педагогам предлагается рассказать о том, что они почерпнули из проведенного занятия; что им понравилось или не понравилось; что они хотели бы еще узнать и отработать  на подобных встречах. Одновременно проводится упражнение – рефлексия «Здесь и сейчас».

Вторая  встреча

Встреча начинается с упражнения - рефлексия «здесь и сейчас» и напоминания правил проведения тренинга.

Упражнение «Мои сильные стороны»

(Проводится в малых группах по 3 человека)

Каждому предлагается рассказать остальным о чертах личности, которые он считает лучшими в себе, которые он мог бы выдвинуть в качестве примера студентам и хотел бы сформировать у своих воспитанников.

После небольшой подготовки участники в подгруппах по очереди представляют себя. Необходимо нацелить их на то, чтобы все высказывания подавались в утвердительной, а не условной форме (исключить слова типа «возможно», «наверно», «может быть»). Слушатели могут уточнять детали, просить разъяснения, задавать дополнительные вопросы, но не высказывать свое мнение.

На основании самопрезентаций каждая микрогруппа составляет сборный портрет лучших черт с указанием на то, какие качества личности могут стать примером для студентов.

Время работы - 15 минут.

Вопросы для обсуждения:

Какие чувства вызвало задание? Понадобилась ли помощь партнеров в выделении своих сильных сторон? Что мешало свободно говорить о своих достоинствах? Не заметили ли вы за собой желания говорить о своих достоинствах, отталкиваясь от отсутствия конкретных недостатков? Какие чувства вы испытали, когда услышали собственные сильные черты в общем портрете? Задумывались ли вы раньше о влиянии ваших черт личности на студентов?

Идея, выносимая на обсуждение:

Нужно стремиться к тому, чтобы не было необходимости каждую минуту контролировать ситуацию и думать о том, как выглядишь в глазах студентов. Напротив, надо стараться быть естественным, честным перед учащимися, то есть таким, какой ты есть на самом деле. Но для этого каждому педагогу необходимо развивать в себе такие качества, которые, являясь неотъемлемыми чертами его личности, будут положительно влиять на формирование определенных сторон личности студентов.

Упражнение «Студенческие годы».

Анализ воспоминаний проводится в микрогруппах по 3 человека.
Ведущий предлагает вспомнить ситуации из студенческой жизни, чувства и мысли, которые они тогда вызвали.

Время работы - 15 минут.

Вопросы для обсуждения в микрогруппах:

Какие чувства вы испытывали? Задумайтесь, какие переживания были для вас более яркими? Есть ли разница в восприятии этого события вами — в юности и вами — взрослым? Ловите ли вы себя иногда на том, что поступаете так же, как когда-то поступили с вами? Если нет, то почему? Вспомните, пожалуйста, были ли в вашей жизни ситуации, когда воспоминания студенческих лет помогали или мешали общению с другими людьми? Какую тактику обсуждения вы предпочли в вашей микрогруппе?
Как вы отнеслись к необходимости рассказать ваши истории другим членам микрогруппы? Есть ли разница в вашем восприятии этих историй до рассказа другим и после? Какие мысли возникали в вашей микрогруппе по ходу обсуждения предложенных вопросов?

Идеи, выносимые на обсуждение: Наши юношеские впечатления влияют на нас и движут нашим поведением до сих пор. Мы в ответе за чувственный опыт наших студентов, который также будет определяющим в их будущей взрослой жизни.

С этого момента группа переходит к освоению содержания понятия
Личностно-ориентированная модель общения взрослого с учащимся.

Цель: обеспечить студенту чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); формировать начала личности (базис личностной культуры); развивать его индивидуальность.

Способы общения: понимание, приятие и признание личности студента, основанные на способности преподавателя к  сотрудничеству.

Понимание — умение видеть студента «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и студента, видеть побудительные мотивы, движущие студентами.
Приятие — безусловно положительное отношение к студенту, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент преподавателя или нет, признание его уникальности.
Признание — это прежде всего право голоса студента в решении тех или иных проблем.
Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от студентов проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.

Как добиться цели в Личностно-ориентированной модели общения и обсуждение способов общения проводится в микрогруппах.

Время работы 15-20 минут

Каждая микрогруппа  готовит небольшое резюме о своей готовности к принятию Личностно-ориентированной модели общения со студентами, отвечая на вопросы:

- готовы ли они полностью принять данную модель в общении со студентами;

- если не готовы то, что мешает данной модели общения;

- какой они видят лучшую модель общения со студентами и в какой мере она отличается от Личностно-ориентированной.

Окончание занятия: Педагогам предлагается рассказать о том, что они почерпнули из проведенного занятия; что им понравилось или не понравилось; что они хотели бы еще узнать и отработать  на подобных встречах. Одновременно проводится упражнение – рефлексия «Здесь и сейчас».

Третья встреча

Третья встреча посвящена дискуссии «Эффективность педагогического общения».

Встреча начинается с упражнения - рефлексия «здесь и сейчас» и напоминания правил проведения тренинга.

Участникам предлагается поделиться своими размышлениями – повлияли ли предыдущие встречи на их взаимоотношения со студентами, на их взгляды о проблемах студентов, на их внутреннее состояние и мироощущение и т.д.

Дискуссия «Эффективность педагогического общения»

В ходе дискуссии диагностируется уровень развития профессиональных навыков, коммуникативных умений, выявляются проблемы, не позволяющие каждому участнику группы эффективно общаться со студентами.

Дискуссия проводится в два этапа.

1.  Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4–5 человек).

2.  Защита своей работы в групповой дискуссии.

Первый этап. Группа разбивается на микрогруппы. Они расходятся по разным помещениям и в течение 30 минут обсуждают тему дискуссии. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы.

Основные шаги решения проблемы «эффективности педагогического общения».

1.  Диагностика задачи. Каждый высказывает свое понимание поставленной задачи.

2.  Диагностика ситуации. Каждый оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения со студентами и коллегами.

3.  Диагностика и постановка проблем, связанных с неэффективным педагогическим общением.

4.  Определение целей.

Второй этап. Защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией.

Направленность дискуссии:

-    определение целей микрогрупп;

-   обозначение общегрупповых целей;

-   ориентация на дальнейшую работу.

От каждой микрогруппы выступает в течение 7–10 минут один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.

После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты в докладах. Обозначаются проблемы, которые будут положены в основу тренинга.

Примечания для ведущего.

1.  Цели и правила дискуссии:

–   не уклоняться от темы;

–   все усилия направить на проведение общей темы;

–   не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;

–   работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;

–   содействовать активному участию всех членов группы в работе.

Окончание занятия: Педагогам предлагается рассказать о том, что они почерпнули из проведенного занятия; что им понравилось или не понравилось; что они хотели бы еще узнать и отработать  на подобных встречах. Одновременно проводится упражнение – рефлексия «Здесь и сейчас».

Заключение

Без внутренней готовности к построению новых отношений с учащимися даже владение необходимыми приемами не может компенсировать отсутствия духовного единства преподавателя и студента. В первую очередь необходимо уделять внимание анализу и формированию позиции педагога, реализующейся через понимание, приятие и признание личности студентов. Этапность работы должна быть такова: от формирования личностной позиции педагогов по отношению к студентам через присвоение личностно-ориентированных способов общения к овладению адекватной тактикой общения с учащимися. Формирование внутренней личностной позиции педагога, ориентированной на интересы студента, перспективы его развития, на восприятие учащихся как равноправных партнеров в условиях сотрудничества, невозможно без переосмысления собственных педагогических взглядов, убеждений, без самоанализа, самопознания и самоопределения личности в целом.

Данная тренинговая программа разработана в виде трех встреч с педагогическим коллективом в пределах, проводимых по плану собраний кураторов групп.

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником себя не только преподавателем определенного предмета, но и педагогом. Каждая встреча логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

Первая встреча дает возможность участникам осознать себя с различных точек зрения:

 – это осознание своего имени, его влияние на мироощущение и решение оставить его или сменить на более комфортное;

- осознание себя в педагогической профессии с помощью психологического портрета педагога путем самотестирования;

- осознание своего психического и физиологического состояния с помощью овладения метода рефлексии «здесь и сейчас».

Вторая встреча составлена таким образом, что сначала участники выявляют сильные стороны своей личности, которые они считают лучшими в себе и которые  могли бы выдвинуть в качестве примера для студентов. А потом вспоминают себя в студенческие годы и анализируют самые значимые моменты студенческой жизни. В данном случае преподавателям предоставляется возможность для глубиной внутренней работы  педагога по преодолению внутренних коммуникативных стереотипов.

Третья встреча проводится в виде дискуссии, результатом которой должна стать выработка определенного группового решения. Тема дискуссии может быть изменена по решению администрации.

Каждая встреча начинается и заканчивается упражнением – рефлексия «здесь и сейчас», так как рефлексия является одним из основных средств, способствующих эффективному общению. Более того, можно считать рефлексию ключевым моментом развития личности.

Список использованной литературы

1. Антипина Н. Г. Педагогическое общение – М.– 2007

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р.-на-Д.: Феникс -1997

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении.- М.- 1987

4. Кеннеди Г. Тренинг переговоров. Ситуационные модели – М. – 2005

5. Клюева Н. В. Технология работы психолога с учителем. - М.- Сфера- 2000

6. Леонтьев А. А. Педагогическое общение — М. - 1999

7. Лобанов А. А. Основы профессионального общения // учебное пособие. — СПб: РГПУ - 2000

8. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии.— В кн.: Методологические проблемы социальной психологии.— М.- 1995

9. Румянцева Н. Д.Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов воспитательно - образовательного процесса - М. – 2007

10. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов–на-Дону, Феникс - 2000.

Интернет ресурсы:

11.  http://priutmaryino.narod.ru/works/prog_soc_ped_tren.html

12.  http://edu-lider.ru/kak-razrabotat-pedagogicheskij-proekt/

13. http://www.psytolerance.info/umk.php?id=1364573608

14. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800709

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые коллеги!


        Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что «неправильных» ответов быть не может — могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком.
Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.


Листы вопросов
1.
Что, по вашему мнению, важнее всего в воспитании?
1. Окружить подростка теплотой и заботой
2. Воспитать уважительное отношение к старшим
3. Выработать определенные взгляды и умения
2. Если кто-то в классе отвлекается, вас это раздражает?
1. Да
2. Нет
3. В зависимости от настроения
3. Что вы испытываете, когда ученик на уроке излагает факты, которые вам не известны?
1. Интерес
2. Смущение
3. Раздражение
4. Что вы делаете, если аудитория не приведена в порядок?
1. Не могу начать занятия
2. Не обращаю на это внимания
3. Зависит от ситуации
5. Что вы делаете, когда несправедливо поступили со студентом?
1. Трудно признать это
2. Готов признать свою неправоту
3. Таких случаев не было
6. Какие отношения для вас важнее?
1 Отношения с учениками
2. Отношения с коллегами
3. Не знаю
7. Вызывают ли у вас некоторые студенты раздражение, которое бывает трудно скрыть?
1. Часто
2. Иногда
3. Никогда не вызывают


8. Как действует на вас присутствие на занятиях  посторонних?
1. Воодушевляет
2. Никак не отражается
3. Выбивает из колеи
9. Считаете ли вы своим долгом сделать замечание подростку, если он нарушает порядок в общественном месте?
1. Да
2. Нет
3. В зависимости от ситуации
10. С одинаковой ли теплотой вы относитесь ко всем своим студентам?
1. Не уверен
2. Нет
3. Да
11. С кем вы предпочитаете общаться во время перемены?
1. Со студентами

2. С коллегами
3. Побыть в одиночестве
12. Всегда ли вы идете на урок в приподнятом настроении?
1. Никогда
2. Иногда
3. Всегда
13. Превосходите ли вы по каким-нибудь качествам своих коллег?
1. Да
2. Нет
3. Не уверен, что такие качества есть
14. Под руководством какого начальника вы предпочитаете работать?
1. Того, который дает четкие указания
2. Того, который не вмешивается в работу
3. Того, который дает простор для творчества
15. Приходилось ли вам высказывать суждение о вещах, в которых вы плохо разбираетесь?
1. Да
2. Нет
3. Не помню
16. Как вы относитесь к случайным встречам со студентами за пределами Филиала ДВФУ?
1. Это доставляет мне удовольствие
2. Это вызывает у меня чувство неловкости
3. Это не вызывает у меня особых эмоций
17. Как часто без видимых причин вы чувствуете себя счастливым или несчастным?
1. Часто
2. Редко
3. Никогда
18. Как вы относитесь к замечаниям со стороны коллег и администрации?
1. Мало волнуют
2. Иногда задевают
3. Часто задевают
19. Придерживаетесь ли вы во время проведения занятий намеченного плана?
1. Всегда
2. Предпочитаю импровизацию
3. Зависит от ситуации
20. Случалось ли вам нелестно отзываться о своих коллегах?
1. Да
2. Нет
3. Не помню
21. Согласны ли вы с мнением, что каждого студента нужно принимать таким, каков он есть?
1. Согласен
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть
22. Хватает ли вам теплоты и поддержки со стороны близких и коллег?
1. Да
2. Иногда
3. Нет
23. Какие чувства вызывает у вас мысль о предстоящей встрече со студентами  и коллегами?
1. Доставляет удовольствие
2. Особых эмоций не вызывает
3. Недовольство
24. Как вы реагируете, когда видите, что студент ведет себя вызывающе по отношению к вам?
1. Плачу ему той же монетой
2. Игнорирую этот факт
3. Предпочитаю выяснить отношения
25. Готовитесь ли вы к занятиям?
1. Обычно да
2. Иногда
3. Всегда
26. Что для вас важнее всего в работе?
1. Привязанность учеников
2 Признание коллег
3. Чувство собственной необходимости
27. Зависит ли успех урока от вашего физического и душевного состояния?
1. Да
2. Иногда
3. Не зависит
28. Сомневаетесь ли вы в дружелюбном отношении к себе со стороны коллег?
1. Не сомневаюсь
2. Сомневаюсь
3. Затрудняюсь ответить
29. Что вы делаете, если студент высказывает точку зрения, которую вы не можете принять?
1. Стараюсь поправить его, объяснить ошибку
2. Перевожу разговор на другую тему
3. Пытаюсь понять его точку зрения
30. Опаздываете ли вы на работу?
1. Регулярно
2. Изредка
3. Никогда не опаздываю
31. Что вы делаете, если незаслуженно наказывают студента?
1. Заступлюсь за него
2. Один на один сделаю замечание коллеге
3. Сочту некорректным вмешиваться
32. Работа дается вам ценой большого напряжения?
1. Обычно да
2. Иногда
3. Редко
33. Есть ли у вас сомнения в своем профессионализме?
1. Конечно
2. Есть сомнения
3. Не приходилось задумываться
34. Что, по-вашему, в  коллективе важнее всего?
1. Трудовая дисциплина
2. Отсутствие конфликтов
3. Возможность работать творчески
35. Откладываете ли вы на завтра то, что необходимо сделать сегодня?
1. Часто
2. Иногда
3. Никогда
36. Согласны ли вы с высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»?
1. Согласен полностью
2. Не согласен
3. Что-то в этом есть
37. Мешают ли мысли о работе вам уснуть?
1. Часто
2. Редко
3. Никогда не мешают
38. Выступаете ли вы на собраниях и педсоветах по волнующим вас вопросам?
1. Часто
2. Иногда
3. Предпочитаю слушать других
39. Считаете ли вы возможным повысить голос на студента?
1. Если ученик этого заслуживает
2. Затрудняюсь ответить
3. Это недопустимо
40. Всегда ли вы можете найти правильный выход из конфликтной ситуации?
1. Не всегда
2. Не знаю
3. Всегда
41. Испытываете ли вы потребность в общении со студентами во время каникул?
1. Да
2. Нет
3. Иногда
42. Находите ли вы в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями?
1. Редко
2. Обычно да
3. Всегда
43. Приходилось ли вам выполнять приказы не вполне компетентных людей?
1. Да
2. Не помню
3. Нет
44. Как вы относитесь к непредвиденным ситуациям на уроках?
1. Мешают учебному процессу
2. Игнорирую
3. Использую
45. Случалось ли вам быть не совсем искренним с людьми?
1. Да
2. Нет
3. Не помню
46. На чью сторону вы встаете в конфликте между учителем и учеником?
1. На сторону ученика
2. На сторону учителя
3. Сохраняю нейтралитет
47. Бывают ли у вас проблемы со здоровьем в начале или в конце учебного года?
1. Как правило, да
2. Не всегда
3. Проблем со здоровьем нет
48. Относятся ли ваши студенты к вам с симпатией?
1. Да
2. Не все
3. Не знаю
49. Вызывают ли требования начальства у вас протест, если кажутся не вполне обоснованными?
1. Не вызывают
2. Не знаю
3. Вызывают
50. Вызвали ли у вас трудности ответы на некоторые вопросы?
1. Да
2. Нет
3. Не помню

Лист ответов

Интерпретация к тесту
«психологический портрет учителя: опыт самодиагностики»


Шкала 1.
Приоритетные ценности
Если в ваших ответах преобладает первый вариант, то вам близки интересы учеников, их проблемы. Общение с ними для вас не «производственная необходимость» и не способ самоутверждения, а духовная потребность. Ученики безошибочно узнают учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На ваших уроках они, вероятно, чувствуют себя в безопасности. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворной творческой работы, сохраняет здоровье — ваше и учеников.
Если в ответах преобладает второй вариант, то в нелегкой работе учителя вам важна поддержка коллег, их мнение и признание. В свою очередь, коллеги ценят вас не только как профессионала, но и как единомышленника, который может их поддержать, понять проблемы. Однако не забывайте, что дети тоже нуждаются в вашем понимании, сочувствии и поддержке. Возможно, что они видят в вас союзника, но ваше отношение к ним, которое в лучшем случае не носит личностной окраски, а в худшем — пронизано чувством недоверия и отчужденности, затрудняет сотрудничество.
Если в ответах преобладает третий вариант, то школа для вас не единственный «свет в окошке». Возможно, круг ваших интересов не исчерпывается школьными проблемами, есть и другие пути самореализации. Возможно, вы настолько самодостаточны, что можете позволить себе не зависеть от мнения коллег и учеников, но, вероятно, работа отнимает у вас столько душевных сил, что многое другое стало для вас безразличным.

Шкала 2.
Психоэмоциональное состояние
Если в ответах преобладает первый вариант, то, очевидно, работа в школе отнимает у вас много физических и душевных сил. Вы часто испытываете чувство тревоги, бессилия, раздражения от невозможности изменить ситуацию. Вероятно, вы предъявляете завышенные требования к себе и окружающим. Изменение своего отношения к возникающим ситуациям позволило бы вам избежать стрессов, характерных для работы учителя, и улучшить свое психоэмоциональное состояние. Чтобы общение с детьми и коллегами доставляло вам радость, необходимо искать пути достижения гармонии с собой и с миром. Ресурсы человеческой психики безграничны, и в ваших силах найти необходимые для вас средства и способы саморегуляции, которые помогут достичь благополучного психоэмоционального состояния.
Если в ответах преобладает второй вариант, то благодаря повышенной чувствительности нервной системы вы способны воспринимать состояние другого человека, сопереживать ему. Ваше настроение часто зависит от внешних факторов. Неблагополучное стечение обстоятельств иногда выбивает вас из колеи, тогда вы можете проявлять раздражительность, испытывать чувство тревоги и бессилия. Не всегда в ваших силах изменить неблагополучное стечение обстоятельств, но управлять своими эмоциями можно и нужно учиться.
Если в ответах преобладает третий вариант, то ваше благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы. Вы не теряете самообладания в экстремальных ситуациях, способны принимать верные решения, нести ответственность за их последствия. Ваша эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность благотворно влияют на психологический климат в школе, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы.


Шкала 3.
Самооценка
Если в ответах преобладает первый вариант, то вам свойственно позитивное самовоспитание. Вы отличаетесь творческим недогматическим мышлением, способны создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Вы воспринимаете ученика как личность, обладающую достоинством. Благодаря этому становится возможным эмоциональное развитие школьников, а их представления о себе приобретают реалистический характер. Ваше поведение отличается спонтанностью, творческим подходом и демократизмом.
Если в ответах преобладает второй вариант, то ваша оценка неустойчива, она существенно зависит от внешних обстоятельств, настроения, мнения других. Позитивная оценка вашего труда и положительный настрой способствуют творческому взлету, в этом случае вы свободны, уверены в себе, способны оказывать влияние на ребят, формируя у них позитивную личностную ориентацию. Снижение самооценки негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.
Если в ответах преобладает третий вариант, то вам не всегда легко вступать в свободное общение с другими, свойственно принижать значение своей личности. В большинстве случаев это сопровождается установкой на негативное восприятие окружающих, что мешает действовать спонтанно, уверенно, создавать благоприятную творческую атмосферу на уроке. Чувствуя себя в классе уверенно, не испытывая необходимости прибегать к психологической защите, вы легко примете определенную ограниченность собственных возможностей, а также ограниченность возможностей учащихся.


Шкала 4.
Стиль преподавания
Если в ответах преобладает первый вариант, то, возможно, вы являетесь лидером в коллективе и имеете репутацию «сильного педагога». Ученик для вас — объект воздействия, а не равноправный партнер. Вы сами принимаете решения, устанавливаете
жесткий контроль за выполнением предъявляемых требований, часто используете свои права без учета ситуации и мнения учащихся. Наличие авторитарных тенденций не способствует взаимопониманию и творческой атмосфере урока. Ребята утрачивают активность, самостоятельность, их самооценка падает, нередко приводя к агрессивности как форме психологической защиты. Возможно, вас уже не удовлетворяет роль «учителя-начальника», и вы способны к профессиональному и личностному росту, к освоению более успешных стратегий взаимодействия?
Если в ответах преобладает второй вариант, то вам близка позиция миротворца. Как правило, вы стараетесь избегать душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Вы нередко испытываете чувство вины и взваливаете на себя чужую работу. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляете без системы, проявляя нерешительность и колебания. Либеральный стиль не способствует продуктивности в работе, развитию у ребят уважения к учителю и чувства ответственности. Вы идете на большие жертвы, но в вас растет чувство неудовлетворенности работой, тревога, страх и неуверенность. Вам не кажется, что настало время решать вопрос выживания — строить новые, партнерские отношения с миром и с учениками?
Если в ответах преобладает третий вариант, то для вас ученик — равноправный партнер. Вы привлекаете ребят к принятию решений, прислушиваетесь к их мнению, поощряете самостоятельность суждений, учитываете не только успеваемость, но и личные качества учеников. Ваши основные методы воздействия: совет, просьба, побуждение к действию. Для вас характерны удовлетворенность своей профессией, высокая степень принятия себя и других, гибкость в выборе способов реагирования, открытость в общении с учениками и коллегами, хорошее психоэмоциональное состояние, которое передается и воспитанникам, способствуя тем самым эффективности обучения.


Шкала 5.
Достоверность фактов
Преобладание первого или второго вариантов ответов говорит о высокой степени вашей искренности и способности объективно оценивать себя.
Преобладание третьего варианта ответов говорит о вашей зависимости от социально одобряемых норм.