Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни «Путешествие в песочную страну»

Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребенка – поступлению в школу. Поступление ребенка в школу подводит итог к его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы:  Конспект  занятия  педагога-психолога с детьми  старшего дошкольного возраста седьмого года жизни  

«Путешествие в песочную страну»

Краткая аннотация работы

Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребенка – поступлению в школу. Поступление ребенка в школу подводит итог к его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития.

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребенка к началу школьного обучения.

Традиционно принято выделять несколько компонентов школьной зрелости. В ее состав включены интеллектуальная, социальная, эмоционально-волевая, коммуникативная, мотивационная сферы, уровень развития которых может рассматриваться в качестве общего показателя школьной готовности. Следует отметить, что большинство отечественных исследователей, занимающихся проблемой готовности к обучению в школе, уделяют большое значение произвольному поведению ребенка.

Все компоненты школьной готовности в той или иной мере обеспечивают течение адаптационного процесса, а также обуславливают привлекательность школьного обучения для ребенка в зависимости от множества внешних и внутренних факторов (стиль семейного воспитания, личностные характеристики ребенка).

Цели и задачи

        Цель: 

Развитие познавательной сферы дошкольника и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

        Задачи:

1.Снятие мышечного напряжения, переключение внимания;

2. Развивать логическое мышление и  способность к обобщению, общую осведомленность детей, наблюдательность, внимание, восприятие, память;

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения;
5. Пробуждать у детей добрые чувства друг к другу;
6. Формировать чувства уверенности.
        
Методы: 

1. Игра;

2. Беседа.

        Участники: дети старшего дошкольного возраста седьмого года жизни, продолжительность занятия 30 минут.

Содержание работы

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия

        Дети по сигналу педагога-психолога  начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

  • 1 хлопок — здороваемся за руку;
  • 2 хлопка — здороваемся плечиками;
  • 3 хлопка — здороваемся спинками.

        Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

2. Основная часть

- Дети, а кто это к нам пожаловал в гости? (демонстрирую колобка)

- Из какой сказки он пришел к нам?

- Посмотрите, этот колобок какой-то загадочный, необычный.

- Вы что-то заметили в нем необычное? (колобок из песка)

- Да, действительно, этот колобок не из теста, как в сказке, а из песка. Поэтому зовут его  Песочник. Он пришел к нам из Песочной страны, которая находится очень далеко и принес с собой много интересных задач. Если вы будете правильно выполнять задания, будете внимательными, сообразительными, то вы попадете в Песочную страну, где живет наш гость.

«Закончи предложение»

- А сейчас я буду называть начало предложения и отдавать мяч тому, кто будет его заканчивать. Будьте внимательны!

  • Утром вы завтракаете, а днем ...(обедаем)
  • Какое сейчас время года ...(весна)
  • Какие вы знаете «волшебные слова» ...(спасибо, пожалуйста, извините)
  • Днем светло, а ночью ...(темно)
  • Что делает учитель ...(учит детей читать, писать)
  • Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание ...(спорт)
  • Какие ты знаешь транспортные средства ...(автобус, поезд, самолет, пароход)
  • Какое животное больше лошадь или собака ...(лошадь)
  • Каких животных ты знаешь ...(лошадь, корова, волк, лиса)
  • Чем похожи друг на друга белка и кошка ...(у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям)
  • Сахар сладкий, а лимон ...(кислый)
  • Камень твердый, а пластилин ...(мягкий)
  • Осенью листья желтые, а летом ...(зеленые)
  • Земля коричневая, а снег ...(белый)
  • Солнце теплое, а лед ...(холодный)
  • Почему люди занимаются спортом ...(чтобы быть здоровыми, закаленными)
  • Небо голубое, а трава ...(зеленая)

 «Назови предмет одним словом»

        Дети становятся в круг. Психолог называет слова и бросает мяч. Кто поймает, называет одним словом понятия к которому они относятся.

  • Шкаф, кровать, стол - это ... (мебель)
  • Красный, желтый, синий - это ... (цвета)
  • Тополь, береза, ель - это ... (дерева)
  • Медведь, лиса, волк - это ... (дикие животные)
  • Огурец, помидор, лук - это ... (овощи)
  • Юла, пирамидка, кукла - это ... (игрушки)
  • Яблоко, банан, груша - это ... (фрукты)
  • Корова, кролик, коза ... (домашние животные)
  • Коньки, лыжи, санки ... (спортивный инвентарь)
  • Мама, папа, сестра ... (родственники)
  • Шапка, куртка, юбка ... (одежда)
  • Малина, клубника, смородина ...(ягода)
  • Ромашка, розы, тюльпан ... (цветы)
  • Стрекоза, бабочка, пчела ... (насекомые)

«Соедини точки»

        Дети рассматривают рисунок, стараясь разгадать, кто в нем спрятался. Посоветовавшись, они делают предположение, что нужно соединить их по порядку, ориентируясь на цифры от 1 до 10. Дети соединяют точки и разукрашивают рисунок, дорисовывают его, чтобы получилась сюжетная картина «В лесу». После выполнения рисунка, детям предлагается составить рассказ.

        - Наш Песочник доволен вашими ответами и  теперь он приглашает нас в свою Песочную страну. Давай поздороваемся с песочком. Опустим в песочек руки. Что вы чувствуете, песок какой - теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? Какого цвета песок? (желтый). А теперь повернем ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками.

- А вы любите играть с песком?

- Песочник нам  предлагает выполнить интересные упражнения с песком.

  • Оставим на пески отпечатки наших ладошек, кулачков, ребер ладоней;
  • Просеем песок сквозь пальцы;
  • Создадим узор, например солнце или буквы;
  • Выложим фишками геометрические фигуры (квадрат, овал, ромб)

- Понравились вам упражнение? (ответ детей)

- А теперь,  поблагодарим Песочника за его гостеприимство, и попрощаемся с ним.

3. Рефлексия

Группа возвращается в зону отдыха, все располагаются на ковре.

- Что вам на занятии больше всего понравилось? Какое у вас на данный момент настроение?

4. Ритуал прощания

Все встают в круг, берутся за руки и говорим хором: «До свидания!»