Психологическая служба в учреждениях интернатного типа.Реферат

Чурсина Инна Валерьевна

 

         Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка в детском доме направлена на обеспечение адекватной социальной и психологической реабилитации, адаптации, компенсации и развития воспитанников на основе диагностики особенностей психического и социального развития, обусловленных ситуацией развития ребенка.

         Приоритетными направлениями работы психолога являются:
- изучение уровня социальной адаптации воспитанников;
- изучение уровня мотивации учения;
- изучение уровня эмоционального развития;
- развитие познавательной сферы;
- профилактика негативных тенденций личностного развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Орловский Государственный Университет

Реферат на тему:

«Психологическая служба в учреждениях интернатного типа»

Выполнила:

студентка 1 курса, заочного отделения

факультета: педагогики и психологии

направление подготовки: 44.04.02

психолого –педагогическое образование

Чурсина И.В.

Преподаватель: Степина Н.В.

Орел 2015 г.

Современная концепция психологической службы.

В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.

Во-первых, психологическая служба представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер: здравоохранения, образования, производства и других, — создавая особую сферу психологических услуг. Это система практического использования психологии для решения комплексных задач психологической экспертизы, диагностики, консультации в сферах производства, транспорта, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т. д. Иными словами, термином «психологическая служба» обозначают всю сферу практической психологии.

Во-вторых, психологическая служба обозначает и систему специальных учреждений, создаваемых в различных социальных институтах и организациях, призванных оказывать квалифицированную психологическую помощь нуждающимся в ней людям.
Основные цели психологической службы - оказание психологической помощи людям и обеспечение удовлетворения спроса населения на те или иные виды психологической помощи.
Итак, целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Психологическая служба в системе образования.

Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка - с дошкольного возраста до окончания школы.
В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу.
В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения - от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.). Соответственно меняется название службы - не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.
В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога.
Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.
Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.
Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.
В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:
- необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей .на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;
- важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;
- задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Психологическая служба в детском доме.

С начала 1990-х годов 20 века в детских домах России введена ставка педагога-психолога. Основная цель работы педагога-психолога в детском доме - это обеспечение психологического благополучия всех участников образовательного и воспитательного процесса, успешная социализация воспитанников. Этих целей педагог-психолог может достичь, реализуя следующие направления деятельности: коррекционно-развивающая, социально-педагогическая, научно-методическая, психологическая профилактика, культурно-просветительская и управленческая деятельность.

Графическое представление структуры Детского дома

Коррекционно-развивающая деятельность заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанников, сохранение их индивидуальности, развитие творческих, способностей, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками. Реализация этой деятельности начинается с запроса, который поступает от педагогов и самих воспитанников детского дома. После чего педагог-психолог, наблюдая за ребёнком, должен сформулировать проблему, а затем провести психологическую диагностику. Анализируя её результаты, он составляет коррекционно-развивающую программу, по окончании которой вновь проводит диагностику и сравнивает полученные результаты с поставленной целью работы. Коррекционно-развивающая деятельность может быть реализована в разных формах. Например, индивидуальные и групповые развивающие занятия, игры, тренинги и другие. Важной задачей работы педагога-психолога является разработка и реализация психокоррекционных программ для компенсации неблагополучного опыта и обстоятельств жизни детей, оставшихся без попечения родителей, а также гармоничному формированию их личности.

Социально-педагогическая деятельность, прежде всего, направлена на профилактику проблем взаимоотношений ребёнка с обществом, с коллективом сверстников, создание благоприятного психологического климата в учебных группах.

Научно-методическая деятельность направлена на профессиональное совершенствование деятельности педагога-психолога. Реализуется она за счёт разработки конспектов мероприятий, проводимых психологом, пополнения дидактического материала, расширения диапазона применяемых диагностических методик, выполнения различных психологических исследований научного характера.

Целью психологической профилактики является предупреждение возникновения проблем в психологическом развитии воспитанников. Особо следует отметить, стоящую перед педагогом-психологом задачу предотвращения явлений дезадаптации воспитанников в детском доме. Педагог-психолог подключает к своей профессиональной деятельности других сотрудников детского дома, разрабатывая конкретные рекомендации по вопросам воспитания, образования и развития воспитанников.

В рамках культурно-просветительской деятельности педагог-психолог формирует у воспитанников и педагогических работников потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития. Эта деятельность может реализовываться в форме бесед, предоставления раздаточного материала, лекций, семинаров, круглых столов. При выполнении данной деятельности педагогу- психологу всегда нужно предоставлять актуальную информацию.

Управленческая деятельность подразумевает под собой решение организационных вопросов при реализации остальных видов деятельности и при проведении разработанных психологом мероприятий. Также управленческая деятельность включает в себя организацию своей деятельности.

Все виды деятельности педагога-психолога очень важны и реализуются они в неразрывном единстве, дополняя друг друга в достижении общей цели психологического обеспечения образовательного процесса.

В реализации всех видов деятельности педагога-психолога проявляются его личностные качества, которые определяют индивидуальный стиль работы. Можно выделить профессиональные качества личности, которые помогают эффективно реализовывать деятельность педагога- психолога: толерантность, желание работать с детьми, социальная активность, педагогический оптимизм, гуманность, целеустремлённость, а так же доброжелательность, артистичность, чувство юмора, социальная чувствительность, способность управлять собой, навыки воздействия на других людей (убеждение, внушение и др.).  У педагога-психолога должны быть сформированы и аналитические способности, умение передавать материал доступным языком, способность понимать других людей, добиваться авторитета, умение эффективно общаться с людьми.

Педагог-психолог в детском доме встречается с определёнными сложностями в работе. Трудности связаны в первую очередь с тем, что в детском доме на простые дети, а дети, лишённые родительского внимания, их заботы. У этих детей, с одной стороны, гипертрофированная потребность во внимании и доброжелательности взрослых, а с другой - высокая неудовлетворенность этой потребности.

Также для всех детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах характерны искажения в общении с взрослыми, эмоциональная нестабильность, проблемы в поведении. Воспитанники детских учреждений интернатного типа с самого раннего возраста нуждается в специально организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка для полноценного психического развития всех детей. Кроме того, в подобных учреждениях психологу, в процессе работы, необходимо решать такие вопросы, как взаимоотношение воспитанников с взрослыми и сверстниками, взаимоотношения с опекунами, шефами и представителями других организаций, оказывающих детскому учреждению  интернатного  типа помощь в воспитании детей, подготовку воспитанников к самостоятельной жизни после выхода из детского дома, организации  досуговой  деятельности воспитанников.

Направления работы педагога – психолога.

         Социально-психологическая помощь и поддержка ребенка в детском доме направлена на обеспечение адекватной социальной и психологической реабилитации, адаптации, компенсации и развития воспитанников на основе диагностики особенностей психического и социального развития, обусловленных ситуацией развития ребенка.

         Приоритетными направлениями работы психолога являются:
- изучение уровня социальной адаптации воспитанников;
- изучение уровня мотивации учения;
- изучение уровня эмоционального развития;
- развитие познавательной сферы;
- профилактика негативных тенденций личностного развития.

       В работе используются следующие методы:
- диагностика
- консультирование
- психопросвещение
- психопрофилактика
- развивающая и коррекционная работа.

      На основе диагностики и на основе индивидуальных консультаций составляются индивидуальные маршруты развития детей. Проводятся групповые занятия с воспитанниками по следующим направлениям: «общение», «профориентация», «сплоченность детского коллектива», «трудности подросткового возраста», работа с детьми группы риска по поведению.

Профессиональная работа психолога в доме ребенка может быть наиболее эффективной, если она соответствует основным принципам ранней помощи   для детей с особыми потребностями: семейноцентрированность; междисциплинарный вид командной работы; уважение к личности и партнерство во взаимодействии с детьми и взрослыми; открытость к запросам; конфиденциальность полученной информации. Согласно принципу семейноцентрированности, профессиональная деятельность психолога направлена на создание для детей условий, близких к семейным, а именно на установление и поддержание оптимальных взаимоотношений между ребенком и ухаживающим за ним взрослым. Такая направленность подразумевает взаимодействие психолога как с детьми, так и с людьми из его ближайшего окружения — персоналом, родителями или другими членами семьи. В процессе профессионального взаимодействия психолог должен исходить из современных представлений о совместной деятельности специалистов разных областей знаний, обслуживающих детей раннего возраста. Его деятельность направлена на поддержание совместных форм работы профессионалов, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями междисциплинарной работы.

Общие положения

Требования к уровню квалификации.

 Для полноценного выполнения задач, связанных с работой в доме ребенка, психолог должен иметь высшее психологическое образование по специальности «Клиническая психология» или «Психология» со специализацией по одной из следующих областей: возрастная психология, психология социальной работы, медицинская психология, специальная психология. Он должен иметь дополнительные теоретические и методические знания в следующих областях:

-психология развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (в том числе детей из разных групп риска отставания в развитии);

-психическое здоровье детей младенческого, раннего и дошкольного возраста (в том числе современные представления о социально-эмоциональном развитии детей, теория привязанности, теория объектных отношений);
- современные направления организации и функционирования семей-но-центрированных междисциплинарных программ ранней помощи (раннего вмешательства);
- современные представления о совместном (интегративном) воспитании детей разного возраста и уровня развития;
- психологическое консультирование (в том числе клиент-центрирован-ное и семейное);
-психологическая работа с группой (в том числе знания о групповой динамике).
Служебные взаимоотношения. По административным вопросам психолог непосредственно подчиняется главному врачу учреждения (в его отсутствие и.о. главного врача или дежурному администратору) и выполняет распорядительные документы администрации учреждения и вышестоящих организаций. По профессиональным, методическим вопросам (в том числе за получением консультации коллег по поводу собственной работы психолога — супервизии) обращается в профессиональные сообщества (методические психологические центры, психологические ассоциации и т. п.).


Должностные обязанности

Психолог должен знать и выполнять: Конституцию РФ; законы РФ и решения Правительства РФ; декларацию прав и свобод человека; конвенцию о правах ребенка; основы законодательства в области охраны труда, техники безопасности, здравоохранения, социальной защиты; правила внутреннего трудового распорядка; правила пожарной безопасности; санитарные правила для данного типа учреждений.
Функциональные обязанности. Психолог совместно с сотрудниками учреждения содействует созданию оптимальных условий для охраны здоровья и социального и эмоционального развития детей, проживающих в учреждении. Он также содействует психологическому просвещению ухаживающих за ребенком близких взрослых, персонала учреждения, родителей и родственников детей, усыновителей.
Планируя и организуя свою профессиональную работу с детьми, психолог обязан своевременно обнаружить признаки психологического неблагополучия у детей и предоставить им психологическую помощь в случае возникновения и/или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, проблем в развитии и/или поведении. Психолог обязан также проводить мероприятия, направленные на профилактику возникновения психологического неблагополучия у детей. Для решения этих задач психолог использует современные методы психологической диагностики, формы и техники работы с детьми (например, диагностика состояния ребенка совместно со специалистом из другой профессиональной области: педиатром, дефектологом, физическим терапевтом, индивидуальная и/или групповая работа с детьми).
Планируя и организуя свою работу с персоналом, психолог совместно с другими профессионалами учреждения проводит и/или участвует в мероприятиях, повышающих подготовку взрослых, непосредственно ухаживающих за детьми, в областях, касающихся психологии развития и психического здоровья детей, а также навыков работы в междисциплинарной команде. Психолог обязан предоставить психологическую помощь сотрудникам учреждения в случае возникновения и/или усугубления у них сложных эмоциональных состояний (например, тревога, депрессия, переживания, связанные с разлучением с детьми, ухудшением состояния кого-либо из детей, взаимоотношениями с родителями или взаимоотношениями внутри коллектива взрослых). Психолог проводит мероприятия по предотвращению психологического неблагополучия сотрудников: в том числе групповые консультации для персонала, обмен информацией до, во время и после процесса возвращения ребенка в семью/усыновления или перехода ребенка в новое учреждение. Психолог проводит работу, направленную на выяснение и устранение причин, приводящих к нарушениям во взаимодействии в паре «ребенок — ухаживающий близкий взрослый», для чего использует консультации или работу с парой «ребенок — близкий взрослый». Психолог совместно с другими профессионалами учреждения проводит и/или участвует в мероприятиях, позволяющих лучше согласовывать профессиональную деятельность сотрудников (работать в междисциплинарной команде). Такими мероприятиями могут стать собрания всех специалистов и администрации учреждения, собрания специалистов для проведения совместной диагностики состояния детей и выработки программы междисциплинарной ранней помощи и т.п. Психолог также разрабатывает, организует и проводит обучающие мероприятия (например, социально-психологические тренинги) для сотрудников и администрации учреждения с целью повышения их подготовки в области эффективного взаимодействия: в том числе на уровне «специалист — специалист», «специалист — сотрудник группы», «администрация — сотрудник группы», «администрация — специалист». Психолог принимает участие в разработке дополнительных критериев для отбора кадров с учетом психологических характеристик, позволяющих взрослым эффективно работать с детьми.
Планируя и организуя свою работу с родителями, психолог предоставляет психологическую помощь родителям в случае возникновения или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, связанных с ухудшением состояния ребенка, разлучением с ребенком, возвращением ребенка в биологическую семью или со взаимоотношениями с сотрудниками учреждения. В качестве подобной помощи психолог может проводить индивидуальное или семейное консультирование, а также организовывать общение и обмен информацией между персоналом и родителями до, во время и после возвращения ребенка в биологическую семью.
Планируя и организуя свою работу с усыновителями, психолог предоставляет психологическую помощь усыновителям в случае возникновения или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, связанных с трудностями в принятии ребенком новых родителей и/или понимании особенностей развития и поведения ребенка усыновителями. В качестве подобной помощи психолог может в случае необходимости предоставлять усыновителям информацию о ребенке, полученную в результате проведения психологической работы с ребенком, обсуждать с усыновителями психологические аспекты усыновления, организовывать общение и обмен информацией между персоналом и усыновителями до, во время и после процесса усыновления, а также организовывать и проводить первые встречи между ребенком и усыновителями. Работа с усыновителями ведется в точном соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации1.
Планируя и организуя просветительскую работу, психолог использует существующие в учреждении и/или проводит специальные встречи для сотрудников и администрации, чтобы информировать о целях, задачах, предмете и средствах психологической работы. Психолог также готовит, распространяет и обсуждает с сотрудниками учреждения информационные материалы о психологической работе. В случае необходимости психолог предоставляет сотрудникам учреждения информацию о существующих центрах психологической помощи и условиях их работы.
Непрерывное обновление и уточнение научных знаний и представлений в области развития детей раннего возраста и в области работы со взрослыми требует от психолога постоянного повышения квалификации. Для этого психолог должен регулярно знакомиться с современной научной литературой по данным областям и обобщать опыт собственной психологической работы в учреждении. Психолог может также организовывать и проводить собственные научные исследования, а также обмениваться опытом психологической работы с отечественными и зарубежными коллегами (например, участвуя в семинарах, стажировках, конференциях и т. п.).
По законодательству, действующему на территории РФ, соблюдается тайна усыновления .Выполняя свои профессиональные обязанности, психолог работает в помещениях учреждения (в том числе в группах) и в специально выделенной для психологической работы комнате. Психолог работает в соответствии с этическими нормами и правилами психолога, соблюдает конфиденциальность информации, полученной в процессе психологической работы.
Задачи, формы и техники работы психологической службы Необходимость специального подбора кадров для учреждений, работающих с детьми, разработка дополнительных критериев отбора и проведение процедур отбора кадров в соответствии с потребностями учреждения, интервью, тестирование, собеседование .
Направление работы: работа с детьми 
Возникновение или усугубление сложных эмоциональных состояний, проблем в развитии и поведении у детей,  определение уровня коммуникативной компетентности сотрудников; обеспечение доступной и своевременной психологической помощи; профилактическая работа с детьми
наблюдение; тестирование; индивидуальное консультирование; индивидуальная краткосрочная психотерапевтическая помощь; групповая краткосрочная психотерапевтическая помощь; групповые занятия с детьми, направленные на формирование социальных навыков и способствующие развитию эмоциональной сферы детей .
Направление работы: работа с родителями 
Возникновение или усугубление сложных эмоциональных состояний у родителей, связанных с ухудшением состояния ребенка, разлучением с ребенком, возвращением ребенка в биологическую семью или с взаимоотношениями с сотрудниками учреждения, обеспечение доступной и своевременной психологической помощи родителям , индивидуальное (семейное) консультирование; организация общения и обмена информацией между персоналом и родителями до, во время и после процесса возвращения ребенка в семью.
Направление работы: работа с усыновителями 
Возникновение сложных эмоциональных состояний у усыновителей, связанных с трудностями в принятии ребенком новых родителей и понимании особенностей развития и поведения ребенка усыновителями
обеспечение доступной
и своевременной психологической помощи усыновителям , индивидуальное (семейное) консультирование; предоставление информации о ребенке, полученной в процессе психологической работы с ним; организация и проведение первых встреч ребенка и усыновителей .
Направление работы: просветительская работа 
Недостаточная информированность сотрудников учреждения о целях, задачах, предмете
и средствах психологической работы ,определение представлении сотрудников о психологической помощи; предоставление сотрудникам адекватной информации о работе психолога (психологической службы) учреждения , интервью; анкетирование встречи с коллективом и администрацией учреждения; подготовка и предоставление сотрудникам учреждения информационных материалов о работе психологической службы; предоставление информации о существующих центрах психологической помощи и условиях их работы .
Направление работы: повышение квалификации 
Постоянное обновление и уточнение научных знаний и представлений в области развития детей раннего возраста и в области работы со взрослыми ,
овладение наиболее точной и современной информацией в области психического развития детей раннего возраста и в
области работы со взрослыми ,знакомство с современной научной литературой; обобщение опыта собственной психологической работы, организация и проведение собственных научных исследований; обмен опытом с отечественными и зарубежными коллегами.

Заключение.

Таким образом, изложенный выше материал позволяет сформулировать следующие основные выводы.
Во-первых, деятельность психологической службы интернатного учреждения связана со спецификой функционирования самого учреждения, теми правилами регламентациями, которые в нем существуют. Ввиду этого психологу необходимо строить свою деятельность так, что бы нивелировать негативное воздействие некоторых из них на психику воспитанников учреждения.
Во-вторых, контингент воспитанников учреждения имеет определенные особенности когнитивного, эмоционального, социального развития, учет которых является обязательным при выборе методов и средств проводимой коррекционной работы с ними.
В-третьих, особое значении приобретает подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уже с самого начала нахождения ребенка в детском доме или интернате необходима целенаправленная работа психолога по формированию у воспитанников своего образа будущего, в котором центральное место должно занимать профессиональное и личностное самоопределение, основывающиеся на социальных ценностях.
В-четвертых, необходимо создание четкой программы социализации воспитанников интернатных учреждений. Координирующую роль в организации этой программы должен выполнять психолог, формируя у детей способности к установлению социальных контактов через общение, совместную деятельность и т.п., в ходе проводимых групповых занятий, непосредственном контакте с воспитанниками в ходе их жизни в учреждении.

Литература:


1. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 17 — 25.
2. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 47 — 54.
3. Психологические рекомендации по воспитанию детей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах / Под ред. И. В. Дубровиной и др. М.:Просвещение, 1986.
4. Рабочая книга школьного психолога/И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение,1991.