Особенности структурной организации метакогнитивных качеств личности.

Гужова Наталия Николаевна

Работа посвящена изучению особенностей структурной организации метакогнитивных качеств личности. Нашей целью было: изучение особенностей метакогнитивных процессов, их структурных детерминант.

Эта цель была конкретизирована в следующих задачах:

1.                  Теоретический анализ проблем метакогнитивных процессов и их влияние на личность.

2.                  Подбор методического инструментария исследования и организация соответствующих процедур его проведения.

3.                  Изучение особенностей структурных детерминант метакогнитивных качеств личности.

4.                  Выявление зависимостей между изучаемыми явлениями.

5.                  Установление гомогенности - гетерогенности структур изучаемых явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности структурной организации метакогнитивных качеств личности.

Работа посвящена изучению особенностей структурной организации метакогнитивных качеств личности. Нашей целью было: изучение особенностей метакогнитивных процессов, их структурных детерминант.

Эта цель была конкретизирована в следующих задачах:

  1. Теоретический анализ проблем метакогнитивных процессов и их влияние на личность.
  2. Подбор методического инструментария исследования и организация соответствующих процедур его проведения.
  3. Изучение особенностей структурных детерминант метакогнитивных качеств личности.
  4. Выявление зависимостей между изучаемыми явлениями.
  5. Установление гомогенности - гетерогенности структур изучаемых явлений.

На основе анализа теоретических данных, а также ранее полученных результатов нами была сформулирована следующая основная гипотеза:

индивидуальный и интегральный уровни выраженности метапроцессов обладают нелинейной кривой зависимостью.

Эта основная гипотеза конкретизируется в следующих дополнительных гипотезах:

  1. индивидуальный и интегральный уровни выраженности метапроцессов обладают нелинейной кривой зависимостью и имеют форму «кривой Гаусса», со смещением вправо.
  2. Когнитивная и регулятивная рефлексия так же имеют нелинейную форму зависимости относительно интегрального уровня выраженности метапроцессов.

Проведенное исследование базировалось на следующем методическом инструментарии:

  1. Методика Карпова - Пономаревой на выявление уровня рефлексивности как личностного свойства.
  2. Методика уровня выраженности и направленности рефлексии М.Гранта
  3. Шкала самооценки метакогнитивного поведения (ЛаКоста, 1998).
  4. Опросник Д.Эверсон.
  5. Опросник метакогнитивной включенности в деятельность (Metacognitive Awareness Inventory).

В исследовании приняли участие 175 респондентов.

Результаты нашей работы можно кратко охарактеризовать следующим образом. В нашей работе впервые представлено разделение общего массива данных на 5 групп. То есть мы рассматриваем, как представлены метапроцессы у людей  с разным уровнем выраженности этих же метапроцессов от большего, к меньшему. С помощью подсчетов индексов организованности системы можно увидеть, что в данном исследовании ярко выражена нелинейная зависимость.

Однако наблюдается диффузия, суть которой открывают индексы организованности систем для когнитивной и регулятивной рефлексии.

Благодаря этому расслоению мы имеем возможность вскрыть более глубокие закономерности метапроцессов.

Разделив общий массив данных на 3 группы, мы получили такие результаты (рис. 2, рис. 3).

Для когнитивной рефлексии (рис. 2) в целом можно говорить о той же нелинейной зависимости с пиком для субъектов со средним уровнем выраженности метапроцессов и теми же спадами для крайних групп. Так же, как мы получили данные ранее.

То есть наиболее оптимальным является средний уровень выраженности метакогнитивных процессов, такие люди обладают необходимыми возможностями и способностями для реализации метапроцессов.

        ИОС

        Рис. 2

Для регулятивной рефлексии (рис. 3) не выявляется та же криволинейная зависимость, здесь имеет место плавное возрастание от высокого уровня выраженности метапроцессов к низкому. То есть люди с наименьшим уровнем выраженности обладают наибольшими возможностями и способностями к метапроцессам и их реализации. А субъекты с высоким уровнем обладают наименьшим потенциалом.

        Рис. 3

Индекс организованности системы для регулятивной рефлексии не соответствует кривой нелинейной зависимости. Таким образом, происходит расслоение, которое и приводит к неточностям в общей криволинейной зависимости, обостряясь по отношению к когнитивной рефлексии и зашумляясь регулятивной рефлексией.

В литературе отмечается, что познавательная функция практически все время подчинена регулятивной, можно сказать, что чаще всего самопознание совершается исключительно с целью саморегуляции. Однако смешение этих функций рефлексии может привести, и, несомненно, приводит к снижению качества рефлексии, что и видно из проведенного нами исследования.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что метакогнитивные способности характеризуются нелинейной зависимостью. По сути, мы имеем зависимость метапроцессов от самих же себя. Чем менее выражены метакогнитивные качества, тем меньше индекс организованности систем. Наибольший индекс приходится на испытуемых, обладающих средним и выше среднего уровнем развития метакогнитивных качеств, об этом говорит эффект правого смещения, субъекты с высоким уровнем развития метакогнитивных качеств обладают низким потенциалом.

Особенность проведенного исследования состоит в том, что мы изучаем влияние метапроцессов на самих же себя, в итоге имея так называемую «автозависимость». Эта зависимость имеет не линейный характер, характеризуясь явным смещением вправо. Что говорит о субъекты с низким уровнем развития метакогнитивных процессов обладают наименьшим потенциалом, субъекты с высоким уровнем развития метакогнитивных качеств так же обладают не высоким потенциалом. Наиболее оптимально сочетание среднего уровня выраженности метакогнитивных качеств и высокого потенциала.

Таким образом, можно подвести следующие итоги работы, выводы:

  1. Интегральный показатель уровеня развития метакогнитивных процессов и индивидуальная мера выраженности метакогнитивных качеств имеют нелинейную зависимость.
  2. Индивидуальный и интегральный уровни выраженности метапроцессов обладают нелинейной кривой зависимостью и имеют форму «кривой Гаусса», со смещением вправо.
  3. Общий уровень метакогнитивных процессов детерминирует индивидуальную меру выраженности метакогнитивных процессов не опосредованно, а через меру организованности и структурирования, которые его обеспечивают.
  4. Когнитивная рефлексия так же имеет нелинейную форму зависимости в форме «кривой Гаусса» относительно интегрального уровня выраженности метапроцессов. Регулятивная рефлексия такой формой не обладает, таким образом зашумляя общие результаты.

Гужова Н.Н.