Эссе

Кликунова Татьяна Геннадьевна

Эссе было написано мной к областному конкурсу профессионального мастерства "Психолог 21 века". Оно было отмечено специальным призом, как лучшее. В нем я объяснила свою профессиональную позицию и выразила любовь к делу, которым я занимаюсь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

Практическая психология – это обширная сфера профессиональной деятельности, касающаяся самого сокровенного и  интимного, что есть у человека – его психики. Она включает в себя научные знания ,  проверенные личным профессиональным и даже житейским опытом, приобретенные профессиональные навыки, от которых порою трудно отказаться в быту., профессиональная ответственность, ну и , конечно же этика. Практическая психология похожа на море, а психолог – на отважного мореплавателя, управляющего своим собственным судном, прокладывающего свой личный маршрут. Как невозможно дважды войти в одну и ту же воду, так и нет способа повторить, чей то,  уже пройденный профессиональный маршрут. Невозможно пользоваться  уже готовыми шаблонами и заготовками. Личность психолога, его жизненные и профессиональные  выборы, создают неповторимый и уникальный «почерк» каждого из нас.

Во-первых, в этом захватывающем путешествии так хочется не отстать от новой прогрессивной научной и практической  мысли. Быть не в курсе новых открытий и передовых знаний, все равно, что плыть на старом утлом суденышке. Не знать базовых основ фундаментальной психологии все равно, что не знать, как и даже куда ты плывешь. Так что забывать старое, то же не имеем право. Не искать философских начал, равносильно отсутствию четкого понимания, зачем ты пустился в это путешествие.

Во-вторых,  быть психологом и не любить свою профессию просто не реально! Ведь основным мотивом преодоления всех профессиональных трудностей является фантастическая любовь к этому «бездонному морю», к  этому «вечному путешествию», которое называется «психология». Причем любовь и неподдельный интерес не только к науке психологии, но что важно, к ее объекту. А объектом данной отрасли знания, как известно, всегда является человек. В моем случае – это ребенок, родитель, врач, другими словами, любой обратившийся ко мне клиент.  Осознание того, что мне интересны люди пришло ко мне еще в студенческие годы. Этот интерес не является, по сути, любопытством, он ближе к сопереживанию. И в этой ситуации я всегда ясно осознаю, что существует угроза эмоционального выгорания, но работать «в полсердца» осознанно отказываюсь. Ведь у каждого моряка есть возможность, время от времени, приплывать в тихую гавань ,чтобы набраться сил и приготовиться к следующему путешествию .И я стараюсь ее всегда использовать , принимая спокойно моменты передышки, осознавая, что всему свое время .И то, что порою кажется творческим застоем, является на самом деле «паузой перед прыжком» .И самое главное в этой паузе не терять силы на переживания о том, что ты не движении, а внимательно слушать свое сердце. Ему тоже бывает нужно «выговорится», для того, чтобы потом слушать и слышать другие сердца.

Третьим пунктом хотелось бы рассмотреть вопрос о профессиональной ответственности, которая с одной стороны является определенным грузом, а с другой нужным грузом на нашем судне . Иначе судно не будет достаточно устойчивым  и его легко захлестнет и перевернет. Другими словами, психолог без ответственности слаб и неустойчив, склонен к импульсивным действиям, его в любой момент может «опрокинуть» неудача. То есть я всегда должна ясно и четко осознавать, что «это я знаю и могу, а вот этого я не знаю и не могу». И нет повода расстраиваться, потому, что это осознание дает возможность понять , куда мне надо стремиться, в какую сторону развиваться. Необходимо также следить за тем, что бы груз ответственности не раздавил тебя. А иными словами, не брать на себя чужую ответственность.

Все выше сказанное высвечивало мою диспозицию по отношению к профессии. Но не маловажным и даже очень значительным является осознание отношений на другом уровне. В плоскости, где встречаются человек и человек. Как много нюансов и тонкостей рождается в этих отношениях.  Тут то и возникает или же не возникает «волшебство превращения», «чудо развития и изменения». Тут то и проявляется  мастерство и воплощается практика.

Если продолжать пользоваться все той же метафорой, то можно сказать, что для успешного «плавания» в мире моей профессии мне необходимы маяки и ориентиры, то есть наиважнейшие практические принципы. Эти принципы являются усвоенными  и принятыми мною представлениями о смысле, сути и целях и задачах моего взаимодействия с клиентом. Лучами этих маяков я сканирую переходное пространство рабочего момента, в котором находятся двое: я и мой клиент.

Один из маяков просвечивает мое профессиональное Я лучами вопросов: Кто я? Что я могу сделать для человека? Каким образом?  На первый вопрос я для себя отвечаю так:  Я – проводник, знающий местность, которая является внутренним пространством человека. Я знаю эту местность в теории  и на практике. Этому меня обучили в институте, знания об этой  местности я накапливала  все это время. И я могу сопровождать  человека,  временно потерявшего ориентиры, подсказывать направление, помогать в прояснении маршрута, и осознании препятствий на нем, внушать уверенность в  том, что он преодолим. Но я знаю наверняка что,  я не имею права выбирать конечную точку маршрута, и я не должна нести клиента на себе. Все что я позволяю себе: научить его ориентироваться в пространстве самостоятельно. Иногда, необходимо просто мое присутствие, просто как гарантия уверенности, что человек не один, что его понимают.

Другой луч прожектора высвечивает моего клиента: Кто он? Главное не впадать в заблуждение о том, что  человек , сидящий перед тобой на консультации – жертва, ущербный, калека, который не в силах преодолеть свой путь без тебя «о, всезнающий   и всеумеющий   психолог». Еще раз повторюсь, что искренне восхищаюсь и интересуюсь людьми. И если это чувство в душе угасает, то сигнализирует мне  о том, что нужно передохнуть  и не брать профессиональной ответственности  в этот момент.

Наверное, не зря я выбрала метафору, связанную с морем: место, где я работаю,  называется отделением дневного  пребывания «Парусник». На нашем борту пассажиры с непростыми судьбами и со своими маленькими тайнами, ранами и обидами. Мы просто приходим в мой кабинет, начинаем общаться, играть, выдумывать сказки, рисовать картины, и нам становится хорошо. Сердца оттаивают, колючки обид мы выбрасываем за порог и учимся доверять миру, говорить ему «ДА!» и мир тоже говорит нам «ДА!»