Особенности организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста с ОВЗ.

Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей  среды является одним из самых главных условий  для полноценного развития ребенка.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-razvivayushchey_sredy.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности организации предметно-развивающей среды для детей раннего возраста с ОВЗ».

        Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей  среды является одним из самых главных условий  для полноценного развития ребенка.                                         Актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне объясняется тем, что в настоящее время недостаточно разработана проблема организации предметно-развивающей среды  именно для детей  от 1 до 3- лет, поэтому  актуальность проблемы на научно - методическом уровне вызвана необходимостью поиска, разработки и освоения моделей построения предметно-развивающей среды, оптимально обеспечивающих процессы развития детей раннего возраста в ДОУ.

Процесс эффективной организации предметно-развивающей среды в группах детей раннего возраста  может позволить:

  • правильно сформировать пространство группы и  эффективно построить  работу воспитателя по основным направлениям с учётом специфики  образовательных областей;
  • равномерно развивать и  расширять интересы мальчиков и девочек, т.е. осуществлять гендерный подход;
  • повысить  познавательную и речевую активность детей;
  •  обеспечить психофизический комфорт  и детям и педагогам;
  • эстетическому развитию  детей в быту;
  • повысить  эффективность образовательной деятельности.

Принципы построения предметной среды в ДОУ (по В.А. Петровскому)

Принцип

Характеристика

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии

Воспитатель должен находиться в партнерской, личностно-ориентированной позиции, развивающая среда создает условия для общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза»

2. Принцип активности

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Это игровые и дидактические пособия, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды

В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности

5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности

Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна давать возможность отдохнуть

6. Принцип сочетания элементов в эстетической организации среды

Важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи,  а простые этюды,  скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах

7. Принцип открытости - закрытости

Открытость Природе, Культуре, Обществу. Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей

Построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей детям проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности

Т.О. предметно-развивающая среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое,  и конечно речевое, потому что ребенок не только познает предметы и овладевает действиями с  ними, но и  усваивает их названия, а, следовательно - учиться говорить. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие.

Наиболее частая проблема, с которой обращаются родители к специалистам в Службу ранней помощи  - это либо задержка речевого развития, либо нарушение речевого развития. Поэтому нам хотелось бы остановиться  именно на принципе эмоциональности среды и индивидуальной комфортности, ведь именно на взрыве положительных эмоций у ребенка пробуждается активность, которая дает ему возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, а в первую очередь - побуждает его говорить.

                Как известно в норме развитие моторики опережает развитие речи и мышления, составляя фундамент для их  полноценного развития. Поэтому в первую очередь мы сначала учим малышей умению двигаться в пространстве, управлять собственным телом и руками  в процессе двигательной активности. Для этого мы используем:  мягкие легкие модули, разноцветные флажки, скакалки, лесенки, ленточки-султанчики, легкие поролоновые шарики для метания вдаль, мячи большие и теннисные, разноцветные шары для прокатывания, мешочки с песком для равновесия, кегли, обручи, крупногабаритный напольный конструктор  и др. Так же мы часто рекомендуем родителям «неговорящих»  детей отдать их в спортивную секцию, которая учит слушать и управлять собственным телом, что является очень важным условием формирования речи ребенка.

        Ведущая деятельность детей раннего возраста – предметная, поэтому большая часть игрового пространства должно быть насыщено дидактической игрушкой, которая служит   основным материалом для эмоционального, познавательного, речевого, сенсорного и художественно-эстетического развития детей раннего возраста. Поэтому, игрушка должна быть привлекательной для ребенка, доставлять ему радость и удовольствие, вызывать эмоциональный всплеск, формировать верные представления об окружающем мире и побуждать его к активной игровой деятельности.
В СРП мы раскладываем игрушки так,
чтобы помочь малышу выполнить игровые действия, развернуть игровую ситуацию, например: посадить мишку в коляску и покатать его, покачать куколку и уложить её спать.

        Речь двигают глаголы, поэтому мы активно используем «живые картинки», которые помогают малышу повторить простейшие звукоподражания и слоги, например такие как: «а-а-а», «на», «ту-ту», «би-би», «ам», «бах» и.т.д. Эти картинки мы рекомендуем родителям  развесить  дома в детской комнате и каждый день с ними разговаривать, потому что они  являются активными помощниками в строительстве психологического фундамента развития речи (раздатка картинок).

Темы для «живых картинок»:

- мальчик везет машинку,

- девочка укладывает куклу спать,

- Маша кушает,

- Витя дает киске молочко,

- папа стучит молоточком,

- нюхаем цветы,

- мальчик упал  и.т.д.

Очень хорошим приёмом в работе с «неговорящими» детьми  являются дразнилки, фотографии которых можно развесить дома в коридоре и начать «передразнивать» их, как только ребенок пришел домой из детского сада или с прогулки. Они способствуют снятию  эмоционального  напряжения и развитию мышц артикуляционного аппарата.

Для стимуляции речевого подражания после каждого первичного приема мы рекомендуем родителям сопровождать все режимные моменты малыша пропеванием ритмизированных  потешек (раздатка потешек). Потешки необходимо говорить  медленно, протяжно, выделяя гласные – так мы учим ребенка реагировать на слово.

Организация коррекционно-развивающей  среды в домашних условиях (рекомендации родителям).

   Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно- развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребёнка.

  Не следует стремиться окружать ребёнка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

  Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребёнок чем-то расстроен, успокойте его, предложив ему сумку с «волшебными» вещами: детям , как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребёнок на эмоциональном подъёме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребёнка, не используйте её слишком часто, и тогда ребёнок не потеряет к ней интерес.

   Активно включайте в игры с ребёнком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдёт по ним босиком — гуляем по дну озера ; разложите игрушки – по дну моря; одновременно показывая  картинки с изображением этих водоёмов, можно закрепить у ребёнка представление об их сходствах и различиях.

Часто дети раннего возраста с ОВЗ плохо запоминают и различают цвета. Для закрепления знания цветов подберите разноцветные коробки: пусть ребёнок сортирует в них различные предметы, игрушки по цвету. Попросите малыша помочь вам с уборкой по дому: пусть сортирует вилки и ложки и т.д.

   Полезно читать ребёнку книги. Лучше читать сказки доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка ЗА  дедку,  дедка ЗА репку»; «Я от бабушки УШЁЛ, Я от дедушки УШЁЛ» и т.д. При этом не следует знакомить ребёнка с более, чем одной сказкой в неделю.

   Читая ребёнку, напевая ему песенки, сажайте ребёнка на колени, так чтобы он видел артикуляцию взрослого. Рассматривая с ребёнком книги из картона и бумаги разной жёсткости, побуждая его самостоятельно переворачивать страницы, можно стимулировать его ручную деятельность.

  Включённый телевизор (часто в фоновом режиме), мешают ребёнку сосредоточиться. Во время чтения, занятий и игр с ребёнком все посторонние источники шума должны быть исключены. Постоянный шум лишает ребёнка важнейшей предпосылки для начала развития речи –возможности подражать речи взрослого, поскольку ребёнок не может сосредоточиться на ней.

Картотека интерактивных игр для  маленьких молчунов.

Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого нарушения. От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи, а так же от хорошо организованной предметно-развивающей среды во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения

   

педагог-психолог Свиягина И.Л.